АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как объект философского анализа. Исследовательские программы в обществоведении

Читайте также:
  1. I. Основы применения программы Excel
  2. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  3. II съезд РСДРП. Принятие программы и устава. Возникновение большевизма.
  4. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  5. V. Включенная объективация
  6. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  7. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  8. VII.1. Вещи как объект правового регулирования
  9. VII.1. Субъект и объект познания
  10. Аварии на пожаров взрывоопасных объектах
  11. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах
  12. Аварии на радиационно-опасных объектах

Общество – это система общественных надличных отношений.

Основу общественной жизни составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, а также деятельность по производству самого человека как социального существа, его культуры.

Т.Е. общество – система деятельности и отношений.

Общество – это также мир культуры.

Общество как система имеет свою структуру. Можно выделить четыре основные сферы жизни общества:

1.материально-производственная (экономическая);

2.социальная;

3.политическая;

4.духовная.

Поэтому научный подход к обществу – это всегда системный подход, дополняемый структурным, функциональным и историческим подходами.

Материальная сфера является основой жизни общества, но ведущей является духовная сфера. Сознательно или бессознательно человек действует – от этого зависят результаты деятельности.

Общество – материально-идеальный континуум.

 

Материальное в обществе:

1. географические условия, природа, втянутая в жизнь общества практикой (вторая природа);

2. народонаселение (численность, качество народонаселения, влияющие на развитие производства);

3. технико-технологическая база;

4. материальное в обществе – это также система закономерностей, отношений, которые складываются и функционируют не проходя через сознание людей, объективно и в этом смысле они – материальны. Прежде всего, это производственные экономические отношения.

Идеальное в обществе:

1. это общественное сознание, духовная жизнь общества, духовные отношения.

Общество – это развивающаяся система. Источник развития – борьба внутренних социальных противоположностей (основное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями).

Социальная реальность на уровне сущности – это надличные общественные отношения, а на уровне явлений – это люди (индивидуальный уровень), их группы, культура, производство, события (надиндивидуальный уровень) и др. как носители общественных отношений.

 

Исследовательские программы в обществоведении.

Начнем с того, что можно выделить материалистический и идеалистический подходы к обществу. Но т.к. общество – многофакторная система, то появляется разнообразие подходов, делающих акцент то на одни, то на другие аспекты жизни общества.

В нашей программе дана следующая классификация исследовательских программ в обществоведении:

1) Натуралистическая программа: рассматривает общество по аналогии с природой;

2) Социологическая программа: подчеркивает специфику социальной реальности. Общество понимается как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам. Маркс считал, что социальная реальность определяется экономической деятельностью, М.Вебер – что социальным действием, рациональным в своей основе, Хабермас – что коммуникативным действием.

3) Культурно-историческая (культурцентристская) программа начинает с различия наук о природе и наук о духе. Общество сверхиндивидуальная реальность, основа его – культура, т.е. надо выявлять уникальное в обществе (Дильтей, Виндельбанд и др.). Надо понимать, а не объяснять социальную реальность, мотивы (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).

4) Психологическая и социопсихологическая программа считает, что в обществе основные – психологические факторы.

 

Есть и другие классификации, например, выделяют:

1. Социологический идеализм.

2. Географический детерминизм.

3. Мальтузианство.

4. Биологический детерминизм: а) социальный дарвинизм; б) расизм; в) фрейдизм.(не видят разницы между разными уровнями сложности в организации материи).

5. Марксизм.

6. Психологические исследовательские программы.

7. техницистское направление.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)