АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 4. АРАБО-ИСЛАМСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Читайте также:
  1. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  2. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  3. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  4. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  5. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  6. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры 6 страница
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 7 страница
  9. Ботанические и биологические особенности культуры
  10. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  11. В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  12. В сфере физической Культуры и спорта

CТУПЕНЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ

1. Возникновение арабо-исламской культуры, периодизация ее истории.

2. Особенности социальной организации и государственности в исламском мире.

3. Ценностные ориентации, идеал человека в арабо-исламской культуре.

4. Мировоззренческие основания арабо-исламской культуры.

5. Отношение к сверхъестественному в арабо-исламской типе ментальности.

6. Представления о прекрасном в арабо-исламской культуре и их воплощение в искусстве.

7. Любовь в арабо-исламском типе ментальности.

8. Собственность, труд, богатство в ментальности мусульманина.

9. Отношение к знанию в арабо-исламской культуре.

10. Восприятие жизни и смерти в мусульманской ментальности.

11. Как Вы понимаете термины:

- кисмат;

- кадар;

- таваккуль?

12. Объясните понятия:

- хиджра;

- хаджж;

- сунна;

- хадис;

- шариат.

13. Арабский халифат - это... (продолжите определение).

14. Как называется налог, взымаемый с каждого зажиточного мусульманина?

15. Как называется паломничество к святым местам в исламской культуре?

16. Охарактеризуйте факторы, способствующие быстрому распространению ислама.

СТУПЕНЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

17. Халиф аль-Мамун, основавший в Багдаде "Дом мудрости" в IX веке при Аббасидах, был крупнейшим меценатом философов. В 830 году, нанеся поражение Византии, он потребовал от нее выплачивать дань не деньгами, драгоценностями, а сочинениями философов.

Какую особенность арабо-исламской культуры можно выявить, проанализировав этот факт?

18. Известно, что еще в Х веке фитимидский верховный судья - кади, разбирал судебные дела в мечети Аль-Азхар в Каире.

О какой особенности арабо-исламской культуры здесь идет речь?

19. Однажды Мухаммед, совершая молитву в комнате своей жены Айши, увидел на шторе рисунок птицы и распорядился убрать штору. Айша сняла штору и сшила из нее наволочку для "миттака" (круглая подушка), против чего пророк не возражал.

Какая особенность арабо-исламской традиции отражена в этом хадисе?

20. Шафран - это духи дев. Чернила - это духи мужчин.

О каком виде искусства здесь идет речь?

О какой черте ментальности можно говорить?

21. Традиционно в мусульманских семьях не принято держать собаку внутри квартиры, какой бы породы она не была.

Какой чертой арабо-исламской культуры может быть объяснена эта традиция?

22. Доверенным лицом, адвокатом по законам ислама не может стать носящий "ихрам" (специальная одежда для совершения хаджжа).

Объясните этот факт с точки зрения ментальности.

23. Законы султанов не должны были противоречить шариату. Султан обладал властью и правами халифа и великого имама - он имел право на конфискацию имущества провинившихся сановников, ему по закону принадлежало все состояние умерших на службе сановников.

О какой особенности арабо-исламской культуры идет речь?

24. "Нужность ненужного" - так определил в своей философской поэзии знаменитый арабский поэт- слепец XI века Абу-ль-Аля-аль-Маари главную особенность арабо-исламской культуры.

Как это объяснить с точки зрения ментальности данной культуры?

25. Об Ану Ханифе рассказывают: узнав, что в Куфе продают мясо украденных овец, он семь лет не ел баранину из-за боязни съесть запретное.

Какой особенностью арабо-исламской культуры можно это объяснить?

26. Первое место среди личных имен народов арабо-исламского мира занимают следующие имена:

Абдулкарим - раб Щедрого,

Абдулгафур - раб Прощающего,

Абдулахад - раб Единого,

Абдулазиз - раб Могущественного,

Абдулжалил - раб Великого и т.п.

Какой особенностью арабо-исламской ментальности это можно объяснить?

27. Докажите, что мусульманский Восток, усвоив античное наследие, по-своему развил его и переработал.

28. Какие из нижеперечисленных черт восточной культуры можно отнести к арабо-исламскому типу:

- созерцательность;

- интровертированность;

- пассивность;

- традиционализм;

- господство общинных социальных связей?

29. Выстроить по мере важности систему факторов, повлиявших на формирование арабо-исламского типа ментальности:

- климат;

- преобладание городского образа жизни;

- номадный (кочевой) образ жизни бедуинов - этнических предшественников арабов;

- ислам;

- единый арабский язык, долгое время существовавший в качестве единого литературного языка.

30. В арабо-исламской культуре было "звездное" время расцвета наук и знания.

Что это за время?

31. Коран, сунна, адат - три источника и три составные части шариата.

Как Вы это понимаете?

32. Докажите, что "Восток в мусульманскую эпоху продолжил культурную работу, прерванную после крушения греко-римского мира, и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении первое место."

33. Абу Хаййан-ат-Таухиди, автор "Книги услады и развлечения" считал, что арабам право считать себя выше других дали следующие факторы: природный разум, врожденная нравственность, естественное красноречие и откровение Мухаммада.

Позволяют ли эти факторы говорить о культурной исключительности арабов? Проанализируйте утверждение Абу Хаййана.

34. Всего три века понадобилось полудиким кочевникам, чтобы превратить свою арабо-исламскую культуру в зрелую культуру.

За счет каких факторов?

35. Обозревая сокровища иранской культуры, мы видим, что все они, начиная от поэтической формы "месневи" и кончая рисунком ковра, от беседы с соседом и до проповеди в мечети - все эти области тесно связаны между собой. Все вместе они образуют цепь глубоких духовных связей... (С. Х. Насер)

Каких?

36. Почему правоверный мусульманин откажется приготовить пищу в посуде христианина?

37. Почему некоторые мусульманские богословы осуждают страхование жизни от несчастных случаев?

38. Чем объясняется традиция многодетности в исламских семьях?

39. Чем объясняется запрет ислама на употребление вина и свинины?

40. Почему в исламских странах отсутствует понятие "старая дева"?

41. А. С. Пушкин охарактеризовал Коран как "собрание новой лжи и старых басен". Имел ли он основания для такой оценки?

42. В каких районах планеты и когда правоверный мусульманин не выживет физически?

43. Какое изобретение арабов стало для народов мира еще одним источником бурного веселья и горькой печали?

44. В какое время путешественник по Ближнему Востоку столкнется с дополнительными бытовыми трудностями?

45. Чем можно объяснить приоритет лунного календаря над солнечным на мусульманском Востоке?

46. Согласно одному из объяснений особенности поста в месяц рамазан связаны с отношением арабов к Луне и Солнцу. Каким образом?

47. Замышляя убить пророка Мухаммада, мекканцы решили набрать убийц из разных племен. Как вы думаете, почему?

48. Слово "азимут" происходит от арабского "ас-симут" и означает "направление. Случайно ли его арабское происхождение? Какое значение имела для мира ислама задача определения азимута?

49. В "Книге истории" ал-Хорезми указывает дату рождения Александра Македонского: "Это было за 933 г. до хиджры". Назовите эту дату.

Какая особенность исламского календаря проявляется в датировке ал-Хорезми?

50. Какое название было бы более уместно для арабских цифр?

51. Какие сведения о человеке содержатся в именах средневековой арабской формы? Расшифруйте имена:

Ахмад ибн Мухаммад ибн Касир ал-Фергани,

Абу-т-Таййиб Синд ибн Али.

52. Арабское слово "сифр" - перевод с санскрита "шунья", буквально "пустое". Как связаны между собой арабское "сифр", достижения санскритской культуры и одна из естественных наук?

53. Почему тот, кто сверг мусульманского монарха, не нуждается в легитимизации?

54. Что такое медресе?

Охарактеризуйте особенности образования в традиционном мусульманском обществе.

55. Отразились ли на экономике мусульманских государств некоторые предписания и запреты ислама?

Приведите примеры.

56. Величайший мистик и поэт Д. Руми говорил о возможности толкования, но не понимания Корана.

Почему?

57. Арабески - каково происхождение этого слова?

58. Почему многие исламские теологи считают, что Коран, а вместе с тем и все особенности культуры, обусловленные исламом, трудны для понимания представителей других культур?

59. Можно ли расшифровать с точки зрения ментальности самый распространенный элемент мусульманского орнамента - два пересеченных квадрата, образующих восьмиугольную звезду?

60. Король Саудовской Аравии Ибн Сауд запретил театры и кино.

Почему?

61. "Символ исламской цивилизации не несущий свои воды поток, а куб Каабы, чья стабильность олицетворяет вечный и неизменный характер ислама."

Можно ли говорить о неизменности арабо-исламской культуры?

62. В 1916 году в летний месяц рамадан мусульмане Средней Азии были мобилизованы царскими властями на тыловые работы и привезены в Карелию строить Мурманскую железную дорогу.

С какой трудностью столкнулись последователи ислама в это время?

63. Чем объяснить с точки зрения ментальности пренебрежение в исламизированных типах культуры к живописи, к изобразительному искусству?

64. Если охотники обнаружили, что дичь умерщвлена охотничьей собакой, то ее мясо есть запрещено.

В каком типе культуры это возможно и почему?

65. Как Вы прокомментируете такую фразу:

"Нет религии у того, кто не владеет разумом?", объясняя особенности арабо-исламского менталитета?

66. Только в 1729 году была напечатана первая мусульманская книга - арабо-турецкий словарь. Мусульмане освоили книгопечатание спустя триста лет после его изобретения в 1445 году И. Гуттенбергом.

Почему?

67. До 30-х годов XIX века турецкие правители отвергали все достижения военной техники европейцев. Турецкая армия не имела квалифицированных артиллеристов, военных инженеров.

Почему?

68. Если в интерьерах синагог дозволялось появление сюжетных изображений и даже скульптур, а в христианских храмах живопись, мозаика и скульптура составляют непременный компонент богослужения, то ислам соблюдает правила аниконичности.

Как Вы это можете обьяснить?

69. Как называется рассказ в арабо - исламской культуре, начинающийся следующим образом:

"Рассказал мне Абдуллах ибн Али со слов Ахмади ибн Умара, что Амр ибн Наср говорил, что Абу Бакр слышал, как посланник Аллаха Мухаммад изрек..."?

70. Индийская миниатюра, китайская миниатюра, арабская миниатюра - что общего и особенного в них?

71. Как связаны между собой алхимия арабов, алкоголь, ислам?

72. Что означают лозунги возрождения средневекового арабского халифата, возникающие в современности.

73. "Мусульманская математика - это спокойный спутник Земли, сияющий лишь отраженным светом солнечной науки греков и индийцев."

Есть ли факты, подтверждающие и опровергающие такой взгляд?

74. Мусульманские воины арабского халифата разрушали изумительные творения античной Греции и в то же самое время арабские мыслители переводили труды античных философов.

Как это можно объяснить?

75. Египетский богослов Мухаммед Фарид заявлял, что только "правильный" ислам, очищенный от извращений, в полной мере совмещается с современной цивилизацией, с ее понятиями равенства, конституционализма, господством разума, науки, принципами свободы воли.

На чем основана эта позиция?

76. Как можно прокомментировать следующее явление?

Халиф аль Мамун в 830 году, нанеся поражение Византии, потребовал выплатить дань не деньгами, золотом, а сочинениями философов.

77. Каковы были следствия исламского запрета ростовщичества, запрета на взымание ссудного процента?

78. "Тот, кто имеет хотя бы на одного осла больше, чем ему нужно, обязан отдать его неимущему."

Какие установки традиционного исламского общества отражены в этом хадисе?

79. Есть старая притча: Художник спросил мудреца:

"Я не могу больше рисовать животных?". И тот ответил: "Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ или старайся, чтобы они напоминали цветы".

В какой культуре возможно появление этой притчи и почему?

80. Одним из принципов адабной литературы в арабо-исламском мире был следующий: "просвещать, не утомляя, наставлять, развлекая."

Докажите примерами из культуры.

81. Омар Хайям писал:

Мы - цель и вершина всей Вселенной, Мы - наилучшая краса юдоли бренной, Коль мирозданья круг есть некое кольцо, В нем, без сомненья, мы - камень драгоценный.

Характерна ли идея культурной исключительности для арабо-исламской и других культур мира?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)