АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рационализм Декарта

Читайте также:
  1. Билет № 22 Философский иррационализм: основные идеи и направления.
  2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛИЗМА.
  3. Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
  4. Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
  5. Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм.
  6. Иррационализм
  7. Иррационализм
  8. ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
  9. Метафизический монизм и рационализм Бенедикта Спинозы.
  10. Научная революция XVII в. Декарт - основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Принцип сомнения. Механистическое понимание природы. Психофизическая проблема.
  11. Основні риси філософської парадигми Нового часу. Проблема методу пізнання. Емпіризм та раціоналізм Декарта
  12. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм.

Рене Декарт (1596-1650). «Рассуждение о методе». Декарт был крупнейшим ученым. Как и Бэкон, он стремился к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, но в отличие от него он разрабатывает рационалистическую методологию. Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, мое тело, но само сомнение существует достоверно. Сомнение - акт мышления, я сомневаюсь, значит, я мыслю; поскольку я мыслю - я существую. «Мыслю, следовательно, существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира. Вклад Декарта в науку и философию по праву именуется «картезианской революцией». Ее революционная сущность заключается в антидогматизме, критичной направленности против предрассудков, в постановке все философской проблематики как насущной необходимости переоценки всех укоренившихся традиционных убеждений.

Вопрос

8.В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Родоначальниками просветительских идей были такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого "истинного друга прогресса и человечества” является "просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений. Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. В отношении учения Рене Декарта (1596-1650) термин рационализм употребляется для характеристики гносеологических установок. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

Другими характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире, и деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение положительных знаний среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран. Следующей важной характеристикой философии эпохи Просвещения является утверждение и популяризация идей атеизма. Буквально слово "атеизм" следует понимать как "отрицание Бога", иногда его переводят с древнегреческого как "отречение от Бога" ("бtheos" - "безбожный").

Атеистические представления встречались уже у целого ряда древнегреческих философов, например: Демокрита, Протагора, Эпикура и др. В эпоху Средневековья атеистически мыслящие философы преследовались и он не получил широкого общественного признания. Отношение к религии и свободомыслию изменялось на Западе постепенно со времен эпохи Возрождения в виду роста секуляризации и демократизации жизни, высвобождения философской и научной мысли от пережитков религиозно-схоластического мышления. Появлялись философы-атеисты умеренные и радикальные. Радикальные атеисты отрицают существование Бога. Умеренные атеисты сомневаются в существовании бога. Они также при возможном допущении его существования считают, что он не может быть познан людьми. Определение своего отношения к религии было трудной проблемой для целого ряда философов XVIII века.

Не все философы эпохи Просвещения были атеистами. К последним следует, прежде всего, отнести материалистов, в первую очередь, французских, так как именно их идеи получили наиболее широкое распространение. Основоположником французского атеистического материализма явился Жан Мелье (1664-1729).

Необходимо особо подчеркнуть, что разрабатываемый в эпоху Просвещения атеизм имел огромное историческое значение. Он был усовершенствован в последующие столетия и использовался при разработке социалистических и коммунистических теорий. Атеизм также оказал колоссальное влияние на формирование и развитие таких наук, как религиоведение, социология религий, психология религий. Атеизм стимулировал научные исследования, общественный интерес к материализму, материалистическому мировоззрению.

Сенсуализм материалистов XVIII века не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения - писал Гельвеций в своем трактате "Об уме".

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII века. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять - заявляет Гельвеций. То, что наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным явлением, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого мы знаем, - вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII века, несмотря на некоторые нюансы, в целом разделяют основные установки философии своей эпохи.

Еще одной яркой отличительной чертой философии эпохи Просвещения является переход от "онтологии природы" к "онтологии культуры", наметившийся уже в философии Нового времени. Иными словами, для философов постепенно становится все более важным постижение смысла и основных проблем бытия культуры, общества, а не чисто натурфилософские изыскания, которые имели преимущественное значение в предыдущий период развития философии. Философы "открывали для себя культуру". В этой связи первостепенную роль сыграли труды выдающегося немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803): "Трактат о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1959), "Идеи о философии истории человечества" (1784-1791, которое осталось незаконченным) и др.

Возрастание интереса философов к проблемам культуры, истории, общества в эпоху Просвещения выразилось и в том, что ими были созданы многие классические труды по философии культуры, социальной философии, философии искусства, философии религии, философии власти и политики. Поэтому данная эпоха вошла в историю философской мысли как важнейший этап в обособлении перечисленных философских дисциплин внутри философского знания.

В эпоху Просвещения в искусстве развивался романтизм как особое течение. Прежде всего, следует выделить немецкий романтизм ("немецкое движение"), его период "Бури и натиска". В рамках романтизма было предложено расставить иначе акценты в тех ценностях и целях, которые определяют смысл жизни человека и общества. В искусстве романтизма утвердился новый тип героя - бунтарь, противостоящий существующим в то время устаревшим социальным нормам и традициям, вдохновляющий народ на борьбу с ними. Особо важными для ведущих литераторов этого времени были светские ценности гражданского общества. Используя широкие возможности художественных образов и литературного языка, они обосновывали большую социальную значимость бескорыстного гражданского служения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)