АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пример 1. Пациент С, 54 года, диагноз «Шизофрения, простая форма»

Читайте также:
  1. I. 1.1. Пример разработки модели задачи технического контроля
  2. IV. ТИПОВОЙ ПРИМЕР РАСЧЕТОВ.
  3. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  4. Б2. Пример №2
  5. Буду на работе с драконом примерно до 21:00.
  6. Булевы функции. Способы задания. Примеры.
  7. В нашем примере каждый доллар первоначального депозита обеспечил 5 дол. средств на банковских счетах.
  8. В некоторых странах, например в США, президента заменяет вице-
  9. В примере
  10. В странах Востока (на примере Индии и Китая)
  11. Вания. Одной из таких областей является, например, регулирова-
  12. Вариационные задачи с подвижными границами. Пример в теории управления.

Пациент С, 54 года, диагноз «Шизофрения, простая форма». С подросткового возраста стоит на учете в психиатрическом диспансе­ре. Женат, имеет сына. Часто менял места работы. Увлекался охотой, рыбной ловлей. Много лет жил за счет браконьерства. На охоте пос­сорился с приятелем и убил его в драке. По словам больного, он этого не хотел и действовал в целях самообороны. Выстрел произошел случайно. Считает себя осужденным безвинно. Убитый им приятель с детства страдал олигофренией.


Рис. 1. Рисунок С. «Празднование Нового Года»

С. проявил интерес к фототерапии. Посылал фотографии матери и жене. Из пластилина лепил охотничье оружие, а также животных, на которых охотился. Часто в ходе групповых занятий С. плохо себя чувствовал из-за сильных лекарств. Задания, связанные с рисованием, порой вызывали у него затруднения: он говорил, что не знает, что изоб­разить. В ходе занятия, посвященного предстоящему празднованию Нового Года, попросил разрешения рядом со своим рисунком написать стихи (рисунок 1).


В.А. Свенцицкая

Стихи заинтересовали арт-терапевта. Тогда С. принес общую тет­радь и сказал, что уже несколько лет пишет стихи. Сочинять начал в за­ключении. В последнее время пишет мало — «наката нет». Арт-тераневт взял на неделю тетрадь со стихами С. для ознакомления. Самооценка С. повысилась, эмоциональный фон улучшился. В ходе последующих сессий он вслух прочитал несколько своих стихотворений, которые понравились другим членам группы. Признал влияние Есенина на свое творчество. У нескольких членов группы стихи С. вызвали чувство тоски, однако интерес и уважение к нему других больных возросли. Особенно печально писать об этом сейчас — недавно С. скончался от пневмонии. Он считал, что наказан безвинно, и мечтал увидеть свою жену, побывать на природе. Другие члены группы были опечалены из­вестием о смерти С, однако быстро забыли о нем. Многие проецировали судьбу С. на себя и подумали, что им тоже может угрожать подобная участь. В качестве примера приведем еще один рисунок С. (рисунок 2) и его стихотворение.

Рис. 2. Рисунок С. «Воспоминания о рыбалке»

На прибрежном своем биваке Завели рыбаки разговор Про родные места и луга И бескрайние дали лесов, Что крутые реки берега, Еще помнят и наших дедов. Помнят в годы тяжелой войны, Приходила сюда молодежь,


Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

Лес сплавляла рекой для страны, Несмотря на осенний дождь. На крутом повороте реки То и дело бывали заторы. Шли с баграми сюда старики, И о жизни вели разговоры. Но прошло то голодное время, И настала другая пора. Той войны сбросив тяжкое бремя, Здесь сидят рыбаки до утра. Утром рано, восток озаряя, Солнца луч пробежал по реке, И дымит тот костер догорая, Оставляя свой след на песке.

Пример 2

В., 52 года, диагнез «Шизофрения, простая форма». В его родительской семье было 11 детей, чем он очень гордится. В представ­лении В. женщина — прежде всего, мать. Его мать была награждена орденом «Мать-героиня». Примечательно, что на занятиях В. слепил подобие такого ордена из пластилина и подарил арт-терапевту, сказав, что все члены группы — ее дети. Получил высшее образование. Учился в аспирантуре, серьезно занимался спортом, рано женился, родилась дочь. Спал по 4-5 часов в сутки, готовил диссертацию. Заболел от перенапряжения и стресса. Потом жена якобы стала ему изменять. Начал пить. В приступе ревности В. убил мужчину, которого считал любовником жены.

На принудительном лечении в данной больнице находится уже более 12 лет. Поддерживает отношения с сестрой, у которой не сло­жилась жизнь из-за мужа-алкоголика. Посылает ей почти всю свою пенсию. Остальным членам семьи он, по его словам, не нужен. Ведет дневник занятий арт-терапевтической группы. В промежутках между сессиями пишет и рисует. Говорит, что живет только за счет творчества, что в группе и при общении с арт-терапевтом чувствует себя челове­ком. Постоянно посещает группу уже около двух лет. Демонстрирует начитанность, высокий общий культурный уровень, но в то же время достаточно самокритичен. Выполняя задание «Несуществующее животное», нарисовал себя в виде алкоголика с красным носом. На-


В.А. Свенцицкая

блюдался сильный аффект, В. почти плакал. Сказал, что раз в жизни оступился и теперь платит за это.

С удовольствием вспоминает время учебы в институте. Проявил особый интерес к посещению арт-терапевтической группы студен­тами-психологами. Все время спрашивает арт-терапевта, когда она напишет докторскую диссертацию. Говорит, что из его биографии уже можно сделать диссертацию. Он даст интервью и расскажет о том, как ему помогает жить арт-терапия.

Работы В. следует признать осмысленными, неформальными, интересными. Наиболее частые образы — мать, природа, собака как символ преданности, птица как символ творчества и полета, водопад, море, изображение сердца.

Особенно интересным представляется то, что различная твор­ческая деятельность осуществляется В. не только в ходе занятий группы, по и в течение недельного перерыва между ними. При встрече В. обычно показывает работы, выполненные им за прошед­шее время. Таким образом, арт-терапия стимулирует его к твор­ческому, осмысленному времяпрепровождению. Для В. особенно важны обратная связь и общение с арт-терапевтом. В. необходимо чувствовать нужность и полезность того, что он делает, для других людей. Выполняя задание «Во что бы меня превратил добрый вол­шебник», он нарисовал водопад, к которому все люди и животные каждый день приходят пить. Благодаря рассказам и энтузиазму В. в группе появляются новые члены. К различным праздникам В. рисует открытки, показывает их в группе, а затем посылает своим родным и знакомым. Также В. помогает другим больным писать письма и оформлять красочные поздравления.

Пример 3

К., 27 лет, диагноз «Психопатия». Родился в Петербурге, учился в музыкальной школе. Еще в подростковом возрасте у К. стали наблюдаться нарушения поведения. Начал воровать, совершил попытку изнасилования и убийства незнакомой женщины в подъезде дома. Полу­чает медикаментозное лечение. К. приходил в кабинет психотерапии, чтобы выбрать себе книги для чтения. Иногда садился за отдельным столом и срисовывал иллюстрации из книг. Осторожно присматри-


Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

вался к занятиям в группе. Услышал поощрение своих рисунков от арт-терапевта и членов группы. Выразил желание заниматься в группе и впоследствии получил на это разрешение своего лечащего врача.

Проявляет большой интерес к занятиям, не пропускает их. Иногда создает по два рисунка за занятие вместо одного. В рабо­тах присутствует своеобразная символика, которую К. сам охотно поясняет. Выполняя задание «Рисунок несуществующего живот­ного», нарисовал «Космическую Джоконду» в сияющем звездном покрывале (рисунок 3).

Рис. 3. Рисунок К. «Космическая Джоконда»

К. рисует также и в свободное время, в основном изображает дома и памятники. Также ему нравится лепить из пластилина и вы­резать маски. Часто полностью погружается в процесс работы и не следит за временем, нередко выполняет задания дольше других. В качестве причины своего направления на принудительное лече­ние сам К. называет только воровство. В перспективе стоит задача помочь К. осознать значимость женских образов в своем творчестве,


В.А. Свенцицкая

интегрировать свой опыт и скорректировать поведение в сторону адаптивности. Семья К. вполне интеллигентная и наследственнос­тью не отягощена.

Пример 4

Д., 26 лет, диагноз «Шизофрения, параноидная форма». Учился в Мурманском университете. Мать принудила его выбрать не ту профессию, которую он хотел. Стал увлекаться зарубежной рок-музыкой. В текстах песен нашел ответы на все волновавшие его вопросы. Основные ценности для Д. — любовь и свобода. В песнях он нашел поддержку и руководство к действию. Убил мать и брата с использованием ритуальных действий.

Д. крайне самолюбив и недоверчив, озабочен своей внешнос­тью. Хорошо овладел компьютером, уже находясь в больнице. Читал книги по психологии, в частности, «Общую психологию» Рубинштейна.

Для построения доверительных отношений с Д. арт-терапевту пришлось рассказать о своих собственных жизненных ценностях. Д. удивился и обрадовался, что они не противоречат его собственным. Впоследствии Д. даже советовался с арт-терапевтом по поводу выбора спутницы жизни. Ему удалось познакомиться с несколькими девуш­ками из Петербурга. Он выбрал ту, которая напоминала ему его самого в юности по поведению и установкам. В настоящее время Д. выписан в больницу общего типа по месту прописки. Перезванивается со своей девушкой и мечтает об их совместной жизни в Петербурге. Запомни­лись слова Д.: «Я могу быть или очень хорошим, или очень плохим. Если меня любят, я покажу себя с наилучшей стороны».

Пример 5

X., 24 года, диагноз «Олигофрения», инвалид детства. За­щищая мать от попытки изнасилования, убил пришедшего к ним в гости мужчину. В ходе сессий при работе на любые темы создавал стереотипные образы: дом в деревне, цветок. Гордился своим почер­ком и с особым старанием подписывал свои работы. Арт-терапевт


Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

похвалила его хороший почерк. X. неусидчив, проявляет излишнюю двигательную активность. Все время теребит что-то в руках, нередко ломает карандаши. При этом ориентирован на создание красивой продукции. Если X. думает, что может не справиться с тем или иным заданием, отказывается от его выполнения или рисует что-либо привычное, что ему хорошо удается. Нетерпим к критике. Может срисовать рисунок соседа, но не признает, что у него недостаточно своей фантазии и умения. Налицо старательность, желание одобре­ния. Сохранены некоторые нравственные представления. Поэтому, несмотря на низкий интеллектуальный и творческий потенциал, арт-терапия представляется полезной.

Пример 6

Е., 28 лет, диагноз «Шизофрения, простая форма». Арт-те­рапевтические занятия начал посещать по собственному желанию. В рамках группы демонстрировал закрытость, на вопросы отвечал формально. Однако изобразительная продукция Е. говорила об ис­кренности самовыражения и желании проработать свои проблемы. Как выяснилось впоследствии, Е. вел дневник и в нем описывал групповые занятия, а также свои мысли и чувства по этому поводу. Его даже показывали начинающим психиатрам как редкий пример боль­ного, способного отслеживать свои психические состояния. Е. читал книги по психологии. Одно время хотел стать психологом, но потом разочаровался в этой науке, поняв ее несовершенство и неспособность понять человеческую душу.

Е. убил отца и девушку. Отец унижал его, выгонял из дома. После убийства у Е. появилось ощущение собственной силы и бесстрашия. Ему хотелось закрепить это состояние, детально описать свои ощу­щения и издать книгу. С этой целью он совершил убийство знакомой девушки. После задержания хотел покончить с собой, чтобы не сидеть в тюрьме 25 лет. Не считает себя больным, думает, что ему повезло, и теперь, через 10 лет, он сможет начать нормальную жизнь. В насто­ящее время Е. выписан в больницу общего типа по месту прописки. Через год-два ожидает выхода на свободу.

Процесс налаживания контакта с Е. был весьма сложным и мно­гоступенчатым. Он отказывался ходить на занятия, когда его пригла-


В.А. Свенцицкая

шали, не желал фотографироваться («Фотография забирает энер­гию»). Потребовалось много времени, чтобы у Е. возникло желание посещать группу. После нескольких сессий Е. попросил о проведении с ним индивидуальных занятий арт-терапией. В результате оказалось, что именно комбинированная форма групповых и индивидуальных сессий была для Е. наиболее продуктивной. Скрытный, самолюбивый, страдающий чувством неполноценности, Е. не раскрывался в группе полностью. Только полное принятие и демонстрация расположения со стороны арт-терапевта позволили Е. раскрыться. В какой-то мере пациент проецировал на арт-терапевта образ матери.

Е. дал арт-терапевту почитать свой дневник, рассказал об увле­чении литературой. Арт-терапевт решила применить в работе с Е. методику «Серия рисунков». При выполнении этого задания в ри­сунках пациента обнаружилась явная динамика: от неодушевленных образов — к одушевленным, от одиноких — к парным, от закрытых и защищенных — к более открытым. Е. признал важность своего прошлого опыта, смог в какой-то мере осмыслить совершенные им поступки. В индивидуальной работе мы постепенно перешли к об­суждению сновидений Е. и созданию рисунков по ним. Однажды Е. приснилось, что он, как Икар, на крыльях поднялся очень высоко, выше всех, над облаками. Но там его встретил Бог и стал расспра­шивать о его поступках. Е. проснулся с чувством страха. Обсуждение этого сна стало ключевым моментом в работе с Е. Он признал, что не хочет быть таким, как прежде.

Ряд рисунков был создан Е. в перерывах между сессиями. Однаж­ды арт-терапевт искренне похвалила один из них, и это неожиданно вызвало у Е. смущение. Потом он признался, что уже некоторое время не сам рисует, а срисовывает. Нo теперь ему стало стыдно за то, что он обманывал арт-терапевта, и больше он так поступать не будет. Это был еще один переломный момент в ходе индивидуальной арт-терапии. Потом Е. признался, что вообще-то считает себя более способным к вербальному творчеству. Он стал создавать маленькие рассказики-за­рисовки из жизни отделения больницы и делать собственные иллюст­рации к ним. В настоящее время Е. написано уже более 60 рассказов. После выписки в больницу общего типа Е. написал арт-терапевту письмо, в котором благодарил за раскрытие его таланта. Е. писал, что теперь нашел выход своим чувствам в написании рассказов. Это увле­чение теперь всегда будет оберегать его от чего-то плохого.


Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

Для Е. характерно создание рассказов в виде геометрических фигур — эту технику он считает своим собственным «изобретением». Примером может служить миниатюра «Пирамидка».

Л!

Что?

Видел!

Пирамидку.

Пирамиду Хеопса.

Ненастоящую, ясно.

А просто - игрушечную.

В парке видел, на площадке.

Там детвора играла, резвилась.

А один отпрыск в песочнице сидел.

Неуклюже сидел и с лопаткой в руке.

И холмик перед ним песочный высился.

«Это что?» - спросил я у мальца полушутя.

«Хопса... нимамида Хопса», — пролепетало дитя.

И его пухленькая мордашка расплылась в улыбке.

Глянул на кроху-зодчего, на его нехитрое сооружение.

И получил я от этого зрелища легкое, живое впечатление.

Отозвалось оно во мне побуждением: создать нечто похожее.

Чтобы, значит, не было обидно за мои творческие способности.

Материал для постройки пирамидки выбрал я совсем необычный.

Точнее: наиболее распространенные средства и обороты русского языка.

В архитектурном отношении рассчитал верные масштабы и размер строки.

Выверил точное расположение на бумаге, подтянул углы, подобрал стороны.

И построил на загляденье красивую, стройную, изящную геометрическую фигуру.

Обсуждение

Порой у медицинского персонала и у меня самой возникают сомнения в эффективности применения арт-терапии в стационаре специализированного типа в отношении психиатрических пациен­тов, многие из которых имеют тяжелые хронические психические расстройства, такие, например, как шизофрения или психопатия. Лечение и реабилитация таких больных, помощь им в достижении устойчивой ремиссии или компенсации состояния — задачи непро-


В.А. Свенцицкая

стые. Это подтверждается, в частности, тем, что около 30% боль­ных после выписки в стационар общего типа снова возвращаются в специализированную психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением.

Большое значение для поддержания достигнутых посредством арт-терапии лечебно-реабилитационных эффектов имеет система амбулаторного психиатрического наблюдения за больными, предо­ставление им возможности включения в программы долгосрочной медицинской, психологической и социальной поддержки, обеспечение их занятости, восстановление социальных связей. Хорошо, если у па­циента есть жена, мать, родные и близкие, которые могут поддержать его после выписки из стационара. Одна арт-терапия не способна, конечно же, спасти человека.

Больница предоставляет пациентам много свободного времени и дает некоторую стабильность. Как использовать время принуди­тельного лечения — каждый больной для себя решает сам. Некоторые пациенты находят для себя возможность заниматься саморазвитием, самообразованием. Для этого важна мотивация, которая у многих пациентов находится на низком уровне. Система психотерапевти­ческих и социотерапевтических мероприятий может в какой-то мере стимулировать больных к содержательной деятельности, развитию тех навыков, которые позволят им после выписки адаптироваться в обществе.

Конечно, не следует ожидать, скажем, от дефектного шизофрени­ка полета фантазии. Но когда в арт-терапевтической группе пациент после длительного молчания начинает говорить, или после недельной тоски — улыбаться, это производит сильное впечатление. Иногда встреча с больными взглядами и возникающее при этом взаимопони­мание являются подтверждением того, что время, которое они провели в арт-терапевтической группе, не прошло зря.

«Как он у Вас рисует, он же еле ходит?» «Неужели он это написал, это же не его стиль?» «Он плакал, не может быть!» — такие слова порой звучат из уст персонала больницы. Удивительные открытия и преоб­ражения, происходящие благодаря арт-терапевтическим занятиям, являются свидетельствами того, что эта длительная и требующая большой самоотдачи работа приносит свои плоды.


Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

Литература

Копытин А.И. Работа с психиатрическими пациентами на базе дневного стаци­онара психоневрологического диспансера // Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Льюис С. Арт-терапия как элемент общинной психиатрической реабилитации // Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными // Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)