АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы цветотерапии

Читайте также:
  1. I. Методические основы
  2. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  3. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 1 страница
  4. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 2 страница
  5. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 3 страница
  6. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 4 страница
  7. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 5 страница
  8. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 6 страница
  9. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 7 страница
  10. I. Основы применения программы Excel
  11. I. Основы экономики и организации торговли
  12. II. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

 

"Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни" (японская поговорка).

 

Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Как свидетельствует анализ проблемы в исторической перспективе, цвет - источник многих парадоксов мышления. С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние и использовал цвет в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Наиболее ранние способы использования цвета связаны с его символической функцией - в ритуальной практике. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности. Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, они склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Для нас практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Несмотря на многочисленные психофизиологические исследования, наши знания о закономерностях формирования цветовых значений, особенностях воздействия цвета на психологическое состояние, многообразных связях цветов с эмоциями еще очень несовершенны. Их недостаточно даже для предсказания реакции субъекта на цветовой оттенок в конкретном контексте. Однако эта область пользуется неослабевающим интересом широкого круга специалистов. Знания о цветовой семантике и объективных закономерностях воздействия цвета на психологическое состояние субъекта востребованы во многих прикладных областях психологии, таких как психодиагностика, психология рекламы, психология искусства, инженерная психология, а также в медицине (психотерапия, цветотерапия). Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, но и столь же загадочен. Человек различает цвета не только на основании их оттенков. Цвета бывают яркими или темными, “плотными” или “блеклыми”. В зависимости от этих характеристик цвета могут нравиться либо не нравиться, что доказывает связь этих характеристик с эмоциональным значением цвета. Наличие у цветов собственных значений подразумевает, что не все в конкретном оттенке доступно зрительному ощущению. В цвете есть нечто, адресованное не только “глазу”, но целостному человеку, субъекту.

Воздействие определенного цвета на человека известно с глубокой древности, так как мир, в котором мы живем, - многокрасочен. Цветовая символика безгранична, описать ее можно только приблизительно. Здесь мы рассматриваем не физическую составляющую цвета (длина волны и т.п.), а только психологическое значение и смысл определенных цветов. Оперирование цветом лежит в основе многих духовных школ и практик. Так, цвет является одним из базовых компонентов в мандалах, в восточных медитативных техниках, цвет закреплен за чакрами, состояниями. Воздействия определенного цвета на человека изучалось и использовалось в таких древних культурах, как египетская, китайская, индийская, ведическая. В Древнем Китае, где с цветом обращались чрезвычайно осторожно и трепетно, считалось, что нормальный человек находится в гармонии со всеми цветами, отрицание или пристрастие к определенному цвету есть признак душевного нездоровья. Чем меньше развита у человека способность цветоощущения и цветоразличения, тем серее и бледнее мир вокруг него, а следовательно, - и его душевное состояние.

 

Таблица: Соотношения между сущностью цветов по Платону

 

Цвет Черный серый белый
Время Будущее настоящее прошлое
Пространство низ и/или левое середина верх и/или правое
Возраст Молодость (зрелость) старость
Эмоции Страдание (нейтральные) удовольствие
Душа «конь черный» «возничий» «конь белый»

 

Вместе с тем античные мыслители утверждали, что «начала - белое и черное, а прочие цвета возникают от их смешения». Для Аристотеля предмет зрения - видимое и невидимое (темнота). А «видимое - это прежде всего цвет». Цвет, следовательно, то, что воспринимаемо, и в отношении чего «чувство не может ошибаться». Это значит, что цвета есть качества предметов наравне с другими. Свет же - не «тело», и противоположен тьме, являясь условием видения цветов.

Каждый цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых чаще всего недоступен сознанию, тем более, что такие базовые цвета, как красный, синий, зеленый, желтый (хроматические) и белый, черный, серый (ахроматические) по сути своей являются архетипическими. Интересны исследования цветов Гете, Кандинским, Принцхорном.

Попытаемся рассмотреть цвета по следующим параметрам, собранным разными исследователями и по разным источникам (здесь могут быть расхождения, так как каждый цвет имеет сильную культуральную и временную нагрузку, как и все символы):

- Бессознательное стремление.

- Время.

- Хроматический архетип.

- Физиологическое воздействие.

- Психологическая потребность.

- Модель интеллекта.

- Медицинские показания.

- Чакра.

- Ассоциации (исторические и др.), символы.

Белый - Начать новую жизнь, принятие всего.

- Прошлое.

- Рационализм.

- Смягчает воздействие других цветов.

- Пустоты, одиночества, чистоты, ясности.

- Материальное сознание (общемировое).

- Освобождение от неприятных обстоятельств, покой.

- Сахасрара.

- Белые одежды святых, белое платье невесты (поздний символ), саван, белая аура, Беловодье, Белый Пьеро, белая птица, белый единорог, Белый рыцарь, белая роза.

 

Черный - Конфликтность, протест, агрессия.

- Будущее.

- Иррационализм.

- Снижает частоту пульса и дыхания.

- Четкое "нет", протест против существующего, судьбы, отрицание, отказ, уход.

- Женское бессознательное.

- Общеукрепляющее (т.к. поглощает все цвета).

- Траур (поздний символ), тьма и тайна, одежды монахов и магов, Черный человек, черная Кали, черная кошка, черные знамена, Ночь, Пропасть, уход.

Серый - Стабилизация, порядок.

- Настоящее.

- Хроматизм.

- Подавляет все реакции.

- Нежелание что-то делать, отгораживание от всего, необходимость защиты, отдыха.

- Подсознание (общемировое).

- Защита, повышение чувствительности.

- Серость, Серый кардинал, середина, неразгаданность, туман, расслабленность.

Красный - Возбуждение, преодоление.

- Данный момент, сейчас, линейное время (хронос).

- Тотемизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, повышает давление, увеличивает скорость реакции и мускульную силу (очень).

- Потребность в уверенности, успехе, самовыражении.

- Мужское бессознательное

- Депрессии, заживление ран, экземы, нейродермиты, апатия, слабость, недостаточность иммунитета, анемии, боли в позвоночнике и мышцах, неврозы, психастения.

- Муладхара.

- Любовь, кровь, сердце, гнев, энергия, насилие, Красно солнышко, Красна девица, жертвенность, Красная роза, красный плащ Воина, страсть, опасность.

Розовый = красный + белый = духовная радость.

Оранжевый - Стремление к переживаниям.

- Вне линейного времени (кайрос).

- Буддизм, даосизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, скорость реакции, мускульную силу (меньше, чем красный), повышает давление.

- Принятие, спокойная уверенная радость, сила в себе, терпимость.

- Бессознательное.

- Депрессия, апатия, анемия, полнота, сексуальные расстройства.

- Свадхистана.

- Страсть, уверенность, Солнце, апельсин, теплый огонь, очаг

Желтый - Стремление преодолеть одиночество, независимость, расширение горизонтов.

- Вне времени (всегда).

- Иудаизм.

- Незначительно увеличивает частоту пульса и дыхания и повышает давление.

- Радость, нежное возбуждение, снятие напряжения, освобождение, надежда, желание раскрыться.

- Женское бессознательное в нормальных условиях и мужское бессознательное в экстремальных условиях.

- Напряженность, депрессии, жизненные кризисы, беременные и дети.

- Манипура.

- Аура Будды, нимб Христа, Радость, Солнце, Ребенок.

Зеленый - Возрождение, потенциальная энергия, статика.

- Всегда.

- Ислам.

- Незначительно снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции и мускульную силу.

- Самооценка, саморегуляция, самоуважение.

- Мужское сознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Гипертония, синдром хронической усталости, боль, нарушения сна, истерия.

- Анахата

- Природа, Покой, Крест Христов, Изумрудные скрижали, Грааль, Рождение, Весна.

Синий - Покой, безопасность, пассивность, сверхчувственность.

- Нет понятия времени.

- Протестантизм.

- Снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции, мускульную силу.

- Уравновешенность, гармония внешнего и внутреннего, покой, мудрость.

- Подсознание.

- Любые состояние, требующие успокоения и расслабления.

- Вишудха.

- Небо, Амон, Зевс, Яхве, Кришна, плащ Одина и Девы Марии, Синяя птица, ночь, медитация, интуиция.

Фиолетовый = красный + синий = мужской путь + женский путь = возбуждение + успокоение = движение + статика.

- Испытать влияние других на себе и самому влиять на других.

- Нет понятия времени.

- Католицизм.

- Очень сильно снижает скорость реакции, на остальное не влияет.

- Духовный рост, смирение, принятие, мудрость отстраненная.

- Мужское подсознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Боль (как болеутоляющее), острые психотические состояния, обезболивание родов.

- Аджна.

- Духовное начало, сакральная тайна, покаяние, перстень кардинала (аметист), высшее знание вне разума, трансперсональное состояние

Значения цветов (по всем возможным направлениям)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)