АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление

Читайте также:
  1. III. Материалистическое направление в русской философии
  2. Атеистическо-материалистическое направление
  3. Атеистическое направление- Альбер Камю ( 1913-1960) и Сартр( 1905-1980)
  4. Библиотека для чтения» О. И. Сенковского. Тип, структура, направление журнала.
  5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  6. Биологическое направление в трактовке человека
  7. Бихевиористское направление
  8. Векторная величина — скорость, которой определяется как быстрота движения, так и его направление в данный момент времени.
  9. Виды и направление взаимосвязей социально-экономических явлений.
  10. Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
  11. Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
  12. Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии

1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле­ние получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Представители данного направления жестко критиковали су­ществующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государ­ства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммуни­стические) идеи нашли поддержку среди широких слоев просто­го народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.

Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Габриэль Мабли (1709 — 1785) - философ, историк, писатель.

• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое влияние на поступки и пове­дение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;

• считал, что сама природа человека заставляет его жить со­обща с другими людьми - в обществе;

• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а дея­тельность людей направлена на обеспечение себя и соплемен­ников (а не на обогащение), золотой век человечества;

• был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво­бытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе яви­лось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;

• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;

• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на прак­тике, частная собственность вечна и неуничтожима, классо­вое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:

• главным социальным злом видел возникновение частной соб­ственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;

• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;

• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который по­пытался осуществить свои идеи на практике. Им была продела­на работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сто­ронники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор был рас­крыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.

Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопи­ческого социализма во Франции. Он:

• близко подошел к диалектическому пониманию мира (един­ство и борьба противоположностей);

• выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рас­сматривал общество как целостный организм;

• в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, миро­воззрение) — экономический детерминизм;

• выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);

• целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

• лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения по­требностей;

• в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «про­мышленное общество», которое будет построено по иерархи­ческому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключитель­но способности человека (так называемая «иерархия способ­ностей»), будет запрещено право наследования (чтобы уров­нять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеяд­ство, дать каждому «начать с нуля» и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет разви­ваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефи­цита и были удовлетворены потребности всех членов общества);

• руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в каче­стве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.

Также Сен-Симон считал, что:

• пролетариат и буржуазия сольются в один класс — индустри­альный;

• оптимистически смотрел в будущее — человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;

• считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем — неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;

• выдвинул идею о замене существующей религии «новой религи­ей», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку - брат».

Франсуа Фурье (1772 - 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие основные положения его философии:

• буржуазная мораль лжива;

• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;

• человек, история, общество развиваются по законам природы;

• буржуазное общество имеет три основных вида противоре­чий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и обще­ственными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис произ­водства), моральные (буржуазный брак и т. д.);

• идеальное общество — «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)