АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение сознания. Сознание и эволюция форм отражения материи

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. III-е и IV-е столетия (происхождение монашества).
  3. V. Сознание и бессознательное
  4. X. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ
  5. YI.3. Сознание и самосознание человека
  6. Античное историческое сознание и историописание
  7. Античное историческое сознание и историописание – с. 74-75
  8. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
  9. Астрономическое отступление: происхождение Луны и интересов.
  10. Атманах – чье сознание чисто
  11. Б. Осознание предпочитаемой сферы жизнедеятельности («неопределенный рассказ»)
  12. Белорусское народное жилье и его эволюция

Сознание - одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.

Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.

Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необхо­димости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания - результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания - общение людей, следствие необходимости обще­ния - возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, создан­ных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и пси­хику, т.к. не все психические про­цессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-про­изводственной деятель­ности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах - общественном и индиви­дуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вмести­лище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум чело­века, его мышле­ние - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом созна­нии. Декарт: сознание - вне­пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Ге­гель: - одно из воплощений всемир­ного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в зако­номерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание ве­щей, а также пережива­ние, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его но­выми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необхо­димый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фо­кусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна­вательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, на­строение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши на­мерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

 

Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа:

1. в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка;

2. воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

Живая природа:

1. отражение активно;

2. оно всегда целенаправленно;

3. оно может носить опережающий характер;

4. оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения:

1. оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично;

2. упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искаже­ниями.

Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Формы отражения: след - простейшая форма отражения, все химические и физические взаимодействия, ведущиеся в неживой природе, исследуются соответствующими науками; раздражимость - способность про­стейших организмов реагировать на воздействия внешней среды, начало поведения; отражение на уровне психики (психика животных и психика человека) - по мере развития живых организмов формируется спе­циализированный аппарат отражения - нервная система с органами чувств; чувственное отражение, образное отражение и мышление - высшая форма отражения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)