АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация зрителя

Читайте также:
  1. Company Name Организация
  2. II. Организация и этапы статистического исследования
  3. II. Организация учета
  4. II.Организация проезда студентов и преподавателей на место практики и обратно
  5. III. Организация и руководство практикой
  6. III. Разрешение споров в международных организациях.
  7. III.1. Организация уголовной юстиции
  8. S.9. Организация конструкторской подготовки производства на предприятии
  9. А) организация деятельности студента по видам учебных занятий
  10. А.3. Организация научных и экспериментальных исследований
  11. Анкета об организациях крупного капитала
  12. Банк как коммерческая организация

 

Выше мы говорили о проблемах формирования зрительской аудитории театров, носящих общии характер. Решение многих из них выходит за рамки компетенции отдельных театров, тре­бует вмешательства органов управления культурой, широкой театральной общественности и, в конечном счете, всех, кто так или иначе связан с процессами производства и потребления художественной культуры.

Но формирование зрительской аудитории — это и один из аспектов ежедневной театральной жизни, эта важнейшая и сложнейшая сторона театральной практики, которую специалисты обычно называют организацией зрителя. Термин этот включает целый ряд действий, осуществляемых прежде всего администрацией театра. Собственно, через организацию зрителя воплощаются практически многие идеи и принципы формирования аудитории. В театральной практике известны случаи, когда значительный рост посещаемости, обусловленный, в том числе, и привлечением новых зрителей, т. е. расширением объема аудитории. осуществлялся исключительно за счет совершенствования работы по реализации билетов. И наоборот, при достаточно благоприятных социально-культурных условиях функционирования театра и стабильности его творческого состояния неумелая организация зрителя может свести на нет все старания творческого коллектива.

Среди проблем организации зрителя выделим сначала вопросы. которые на первый взгляд относятся к «внутритеатральным». В этом ряду на первое место выходят проблемы планирования творческо-производственного процесса, особенно планирования тех аспектов деятельности театра, на базе которых и реализуется взаимодействие в системе "театр — зритель".

Прежде чем купить билет в театр, зритель выбирает, какое название он хотел бы посмотреть и когда смог бы это сделать.

А отсюда — план проката репертуара либо помогает, либо затрудняет ему осуществить акт посещения.

В плане проката репертуара отражается частота показа отдельных названий и фиксируются числа их демонстрации. В практике некоторых, особенно периферийных, театров встречается манера активного использования в прокате новых премьерных спектаклей, которую администрация оправдывает ограниченностью зрительского контингента. Название показывается по 10 — 15 раз в месяц в течение 2 — 3 месяцев, а потом практически сходит с репертуара. Но прокат репертуара театра, особенно если он один в городе, не должен превращаться в прокат одного названия. И не только потому, что любое название не обязательно одинаково нравится всем, а - • ■ уя в основном его, театр как бы отторгает целые слои потенциальных зрителей. Нарушается здесь и еще один мс.чаин.*.* аалимодейст - вия с публикой. Спектакле одного - двух месяцев соберут определенную часть зрителей, а затем неизбежно начнет осуществиться некоторый спад посещаемости. Театр такой спад часто принимает за признак исчерпанности интереса к спектаклю и практически снимает его с проката. Однако при первоначальном гол иском у стечении спектаклем начинает формироваться общественное мнение о нем, само по себе способное расширить аудиторию. Многие из тех, кто не часто ходит в театр, решке поС'.'огреть... мешпее название, начинают выбирать удобный день - а спектакль уже изъят из активного проката. Театр собственными руками затормозил гене живой рекламы.

Регулирование част роката отдельных названий репертуара театра и в более широком смысле важный фактор взаимодействия со зрителем. Вообще говоря, в целях увеличения посе­щаемости. рационально планировать частоту демонстрации разных названий в соответствии со структурой запросов и интересов зрительской аудитории, однако при обязательном условии, что с максимальной частотой будут демонстрироваться те спектакли, которые в рамках сложившейся репертуарной афиши театр считает для себя программными. Тем самым, будет достигаться как максимальное удовлетворение потребностей населения в искусстве театра, так и направленное формирование этих потребностей 1.

Анализ репертуарного предложения драматических театров за последние десятилетия показывает, что сегодня так называемые спектакли — «лидеры проката» далеко не всегда совпадают с лидерами по зрителю. Особенно, что весьма странно, это характерно городских театров, которые, казалось бы. работая в маленьких городах, должны особенно остро реагировать на запросы своей аудитории. Причина тому — при планировании [29] [30] проката репертуара театры опираются на внутренние организационные критерии (разводимость названий при параллельном прокате, загрузка труппы, возможности постановочной части и т. д.). Следствие — разрушение механизмов взаимодействия со зрителем и. в конечном счете, потеря контактов с аудиторией, т. е. собственно потеря зрителя, ради которого театр и должен работать.

В этом же ряду явлений, когда организационно - экономическая сторона театрального дела ставит как бы с ног на голову некоторые процессы театральной практики, следует назвать и планирование числа новых постановок Сегодня это один из самых стабильных показателей деятельности, практически у каждого театра он совсем не меняется от года к году. Создается впечатление, что все премьеры у всех театров много лет подряд проходят с одинаковым успехом и. следовательно, одинаковое число названий ежегодно «скатывается» и заменяется новыми. Но так как подобной гладкой картины в жизни не встречается, получается, что число новых постановок планируется вне реальной потребности театра и зрителей. При этом, если число выпускаемых премьер превышает необходимое, «лишние» премьеры вытесняют из репертуарной афиши спектакли, которые еще не собрали всех своих потенциальных зрителей, и театр тем самым теряет какую-то часть возможных посещений. Если же число новых постановок оказывается меньше потребности, общее число посещений театра будет трудно поддерживать на необходимом уровне просто в силу того, что большая часть аудитории знакома со всем репертуаром. Более того, при малом числе премьер сокращается частота посещения театра даже у самого завзятого театрала, что чревато его отторжением от театра. Редко приглашая увлеченного зрителя, театр создаст для него объективную необходимость отыскивать для себя другие внетеатральные способы использования свободного времени для общения с художественной культурой. что может привести к перестройке культурных ориентаций бывшего театрала.

Но частота посещения театра отдельным зрителем зависит не только от театрального предложения или желаний театрала, она во многом определяется социально-бытовыми возможностями зрителей. Распределение свободного времени по дням недели у людей различно, и театр обязан это учитывать в плане проката репертуара. Если интересующий зрителя спектакль не попадает в афишу по удобным для него дням, театр этого зрителя потерял. В небольших, и в особенно так называемых моно-промышленных городах, жизненные ритмы большинства совпадают и определяются производственным режимом большинства предприятий. Планируя прокат репертуара, театр должен подстраиваться под этот режим. В крупных городах ритмы жизни разных слоев населения могут заметно отличаться друг от друга. Но и здесь театр может и должен помочь зрителю. Если, на ср. одно и то же название в течение какого-то времени попадает в разные дни недели, зрителю легче выбрать удобную посещения. И наоборот — если в какой-то день недели в течение сезона идут разные названия, зритель получает возможность в свой свободный день познакомиться со всем репертуаром театра.

Определенные зависимости посещаемости от дней недели практикам известны. Если, например, спектакль пользуется особым успехом у какой-то группы населения (в частности, студентов или учащихся), то пики его посещаемости упадут на наиболее свободный у данной группы день Известно, что в небольших городах с весны по осень суббота и воскресенье — самые нетеатральные дни. т. к. большинство зрителей предпочитают на выходные ни выезжать за город. В активный же сезон (с по* д f осени д весны), наоборот — вечера выходных дней самые - • ’• гльчьс:> театрах же.Москвы и Ленинграда посещаемость • пей педели совсем не зависит (хотя администрация v их столичных театров по старой привычке ставит в афишу выходных дней давно идущие названия — мол. в выходные зрители все равно придут и жители столиц, свободные только в субботние и воскресные вечера, обречены смотреть далеко не премьерное представление интересующего их спектакля3.


Составление плана проката репертуара с учетом социально -


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)