АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модулирующий аккорд

Читайте также:
  1. Аккорды с квартовой структурой.
  2. Алекс сидел за барабанами и, загороженный справа колонкой, смотрел, чтобы с Элис ничего не случилось.
  3. Венеция и Северная Италия. Первая половина XVI века
  4. Выводы из анализа исторического материала. Определение времени изобретения винокурения в России
  5. Гармония в творчестве композиторов «Могучей кучки».
  6. Глава вторая: другие строи
  7. Голландия. XVII век
  8. Детектирование им сигналов
  9. З А Д А Н И Я
  10. ИЗУЧЕНИЕ АППАРАТА НИЗКОЧАСТОТНОЙ ТЕРАПИИ
  11. Интериоризированная деятельность
  12. Лечение

Модулирующим аккордом называется то созвучие, которое следует за общим (посредст­вующим) аккордом и которое с достаточной определенностью выявляет новую тональность. В качестве моделирующих аккордов более желательны неустойчивые созвучия различных функ­ций (S,II7, DD, DD7, К6/4, D7) и особенно - диссонирующие созвучия с их более ярким стремле­нием к разрешению.

 

 

Модуляция в тональности I степени родства.

Процесс модулирования из данной мажорной или минорной тональности в любую мажор­ную или минорную тональность I ст, родства слагается в целом из следующих четырех после­довательных моментов:

1) показ исходной тональности;

2) введение посредствующего аккорда;

3) введение модулирующего аккорда;

4) построение завершающей каденции.

 

 

Мелизмы в музыке классиков.

 

Мелизмами (от греч. melos - песнь, мелодия) называются мелодические опевания, украше­ния мелодии, которые приобрели характер устойчивых оборотов, мелодических «формул».

В нотном тексте они обозначаются определенными знаками или выписываются мелкими нотами, не нарушая метроритмической доли такта. Они относятся к области музыкальной орнаментики, проявляющейся в импровизационной или вотированной мелодической конфигурации и мелодиче­ском варьировании..

Мелизмы сформировались в процессе исторического развития как в профессиональной му­зыке, так и в народном творчестве и встречаются во всех музыкальных культурах, начиная с самых отдаленных времен.

Основной смысл мелизмов — это подчеркивание отдельных тонов мелодии путем их обыг­рывания и опевания, придающее живость мелодическому движению.

Основные виды мелизмов: форшлаги короткий (неакцентированный) и долгий (акцентиро­ванный), двойной и тройной; мордент, группетто, трель.

 

Форшлаг.

 

Короткий (неакцентированный) форшлаг (нем. Vorschlag, от vor - перед, Schlag - удар) до XIX века изображался мелкой шестнадцатой или тридцать второй нотой, начиная с XIX века записывается восьмой перечеркнутой длительностью. Поэтому получил название перечеркну­того. Это короткий звук, который берется перед основным звуком. В творчестве композиторов добетховенского периода он отнимает часть длительности от основного акцентируемого звука.

 

Штиль форшлага пишется всегда вверх, независимо от его положения нотном стане. Он соединяется с основным звуком лигой. Короткий форшлаг типичен главным рбразом для инст­рументальной музыки.

Двойной и тройной форшлаги из двух или трех звуков обозначаются мелкими сгруппиро­ванными шестнадцатыми или тридцатью вторыми (штилями вверх) и входят, как правило, в длительность основной акцентируемой ноты:

 

 

Они встречаются также в виде мелодического связующего оборота в комбинации с други­ми видами мелизмов (с трелью, группетто) как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Долгий форшлаг (акцентированный) в настоящее время вышел из употребления. Он состо­ит из одного вспомогательного звука, прилегающего к основному на интервал секунды. Равен половине длительности основного звука, перед которым он взят, если последний выражен но­той без точки; если основной звук имеет точку, то долгий форшлаг равен двум третям его длительности:

 

Изображается долгий форшлаг мелкой неперечеркнутой нотой, соединенной лигой с основным звуком. Штиль его тоже всегда направлен вверх. Форшлаг характерен как для инструментальной, так и для вокальной музыки до конца XVIII века.

 

Мордент.

Мордент (итал. mordente, букв. - кусающий, острый) состоит из чередования двух одина­ковых по высоте основных звуков и короткого вспомогательного звука, расположенного между

ними. Соответствующий ему графический знак ~ ставится перед нотой. Исполняется он в пре­делах длительности основного звука. Мордент бывает простой, перечеркнутый, двойной и тройной.

Простой мордент состоит из основного, верхнего вспомогательного и основного звуков. Если над графическим его изображением выставлен знак альтерации, это означает, что послед­ний относится к верхнему вспомогательному звуку.

Перечеркнутый мордент состоит из основного звука, нижнего вспомогательного и основ­ного звука. Знак альтерации ставится под графическим обозначением мордента и относится к нижнему вспомогательному звуку.

 

Двойной и тройной морденты объединяют в себе два или три простых:

 

Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:

 

Группетто.

 

Группетто (итал. gruppetto, уменьшительное от gruppa - группа) представляет собой мело­дический оборот из нескольких коротких звуков, опевающих основной звук: верхнего вспомо­гательного, основного, нижнего вспомогательного и вновь основного. Группетто обозначается знаком . Если знак альтерации стоит над группетто, он относится к верхнему вспомогательному зву­ку, если под ним - то к нижнему вспомогательному звуку.

Группетто может состоять из четырех или пяти звуков.

В произведениях композиторов конца XVII - первой половины XVIII веков (И.С. Бах, Ф.Э. Бах, французские композиторы-клавесинисты) группетто расшифровывается как мелодический оборот из четырех звуков, который начинается с верхнего вспомогательного звука и исполняет­ся за счет основного. Как правило, его обозначение располагается над нотой.

 

 

Группетто из пяти звуков получило широкое распространение, начиная со второй половины XVIII века (В.А. Моцарт). Обозначение его располагается обычно между двумя нотами одной и той же или разной высоты и длительности. Оно начинается с первой из них и исполняется за счет ее длительности.

Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:

 

Знак группетто иногда встречается в нотном тексте в сочетании с простым мордентом. В этом случае простой мордент переходит в четырехзвуковое группетто; исполняется такой мелизм за счет длительности ноты, над которой расположен двойной знак:

 

 

 

Группетто широко применялось как в инструментальной, так и в вокальной классической музыке.

 

 

Трель.

 

Трель (итал. trillo, от trillare - дребезжать) — многократное быстрое чередование двух смеж­ных и равных по длительности звуков, из которых первый является основным, а второй верх­ним вспомогательным. Графический знак трели выставляется над основной нотой. Обычно трель начинается в основного звука, но иногда — с верхнего вспомогательного (когда важно его акцентировать).

 

 

 

При необходимости постепенного учащения длительностей трели от доли к доле, ее условное обозначение расшифровывается в нотной записи.

Знак альтерации, выставляемый порой над обозначением трели, относится, как и у мордента и группетто, к вспомогательному звуку. Обычно трель завершается одним из мелизмов, выписываемым мелкими нотами.


 

.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)