АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознание сердца

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. V. Сознание и бессознательное
  3. VII. Сокровенная сердцевина сердца
  4. YI.3. Сознание и самосознание человека
  5. А) замкнутая; б) незамкнутая; в) сердца нет; г) сердце однокамерное; д) кровь насыщена дыхательными пигментами; е) кровь бесцветная.
  6. Античное историческое сознание и историописание
  7. Античное историческое сознание и историописание – с. 74-75
  8. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
  9. АТЕРОСКЛЕРОЗ, ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ, ИНФАРКТ МИОКАРДА, ИШЕМИЧЕСКАЯ И КОРОНАРНАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА
  10. Атманах – чье сознание чисто
  11. Б. Осознание предпочитаемой сферы жизнедеятельности («неопределенный рассказ»)
  12. Билет № 38 Проблема сознания в философии. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

 

Как мы уже заметили, доверие к природе является основой животной жизни, эссенцией животной духовности. Духовность человека является духов­ностью высшего порядка в том смысле, что его эго также должно быть включено в процесс существо­вания. Когда эго хорошо интегрировано, мы мо­жем достичь состояния блаженства — поднимая животную духовность до человеческого уровня.

Отношения эго или ума к телу достаточно слож­но. Уже само существование воли подразумевает, что личность может действовать вопреки желани­ям тела. Такое действие может быть позитивным в ситуации, когда человек пытается победить пани­ку в обличии опасности и спасти свою жизнь. В то же время воля играет негативную роль, когда че­ловек без нужды играет с опасностью и наносит себе повреждения или лишается жизни. Распоря­жение волей позволяет человеку быть творческим или деструктивным, благородным или подлым, божественным или демоническим. Поэтому все религии считают, что человеческое существо дол­жно выбирать между добром и злом, тем, что хо­рошо, и тем, что плохо. Однако, несмотря на то, что человек очень давно утратил блаженство, он не является потерянным существом. Потерянным он становится только тогда, когда зло в нем преоб­ладает над добром. Когда он отдан правде, благо­родству и блаженству, он может достигать очень высокой степени обаяния, здоровья и духовности.

Однако трудно установить, какую роль в жизни человека играет выбор. Как социальные существа мы должны принять, что у людей есть свобода вы­бора, если бы было иначе, мы не могли бы их ка­рать за нарушение общеизвестных законов. Но ког­да во время своей практики я анализирую поведение своих пациентов, я неизменно нахожу подтверж­дение, что оно определяется переживаниями дет­ства, большинство из которых были за пределами их контроля. Ни один ребенок не выбирает утрату блаженства и не утратит своей невинности из-за неправильной оценки ситуации. Он проходит от состояния, где неведение является счастьем, к об­щественному сознанию. На этом пути родители и учителя учат его, что приемлемо в обществе, а что — нет. Если эти правила поведения находят­ся в согласии с общественной практикой, а не вво­дятся в жизнь грубо, то это не вызывает наруше­ний в личности ребенка. Так как человеческие существа являются общественными созданиями, большинство из них хотят жить и поступать в соответствии с этими правилами, даже если это вле­чет за собой утрату свободы.

Каждая религия ставит себе целью примирить человека с тем, что борьба со страданием является неизбежной. В монотеистических религиях пред­лагается решение этой проблемы таким образом, что человек отдает свою судьбу в руки Бога, игно­рируя свой эгоизм и веру в собственную силу. Во­сточные религии также советуют игнорировать свой эгоизм и власть. В индуизме и буддизме целью является соединение индивидуального "я" с уни­версальным сознанием, через стремление к отож­дествлению себя с Брахманом или Буддой. В ки­тайской философии целью является отыскание равновесия между двумя противоположными си­лами природы — инь и ян. Во всех религиях клю­чевым моментом является смирение.

Насколько мы не замыкаемся в себе и не отгора­живаемся от мира, путь добрых дел и добродетель­ность жизни, моральность поступков является единственным способом достижения успокоения ума и настоящей духовной жизни Для описания позиции, охватывающей эти духовные ценности, я использую термин gracioitsness — блаженство. В этом разделе я намереваюсь провести идею, что су­ществует биологическая основа для этого пути. Я считаю, что личность, будучи естественным обра­зом блаженной — gracious, является также есте­ственным образом обаятельной, полной iрации — grateful.

На животном уровне жизнь переживается с под­сознательной правдой. Подсознательная честность означает, что животное действует в соответствии с тем, что ощущает как правильное и приятное. По­добным образом живут и функционируют и ма­ленькие дети. Однако вместе с развитием эго и познанием того, что такое хорошо и что такое пло­хо (в представлении родителей), они больше не могут основываться на подсознательных, происте­кающих из глубины организма, правилах. Как об­щественные существа, мы не можем делать всего, что нам хотелось бы. Даже в некоторых животных сообществах молодые особи обучаются кодексу поведения, который регулирует отношения внутри группы с целью сведения к минимуму конфлик­тов Намного более сложному человеческому об­ществу требуются более развитые нормы. Подсоз­нательная интеграция должна быть дополнена интеграцией сознательной — правилами. Однако правила, которые человек принимает и воплощает в жизнь, не могут противоречить подсознательной интеграции его тела, так как это вызывает у него серьезные сложности.

Блаженный человек — это человек с правила­ми, который в своем поведении руководствуется кодексом, происходящим из внутреннего ощуще­ния того, что хорошо, а что плохо Его кодекс мо­жет содержать моральные установки созданные его окружением, если только они согласуются с его собственным чувством морали. Например, боль­шинство людей принимают такие моральные уста­новки как не убий, не укради, не лжесвидетель­ствуй, не прелюбодействуй и т. д. Подобные основы полностью соответствуют личному чувству интег­рации. Мой учитель Вильгельм Райх сказал мне однажды: "Лоуэн, если не можешь сказать правду, не говори ничего." Если мы решили не получать корысти от лжи, несмотря на то, что ложь бы отплатилась, мы делаем сознательный выбор. Мы вы­бираем правду, так как это укрепляет интеграцию эго и тела, сознательного ума и подсознательных инстинктов.

Личность без правил функционирует в катего­риях своих непосредственных потребностей и же­ланий. Этот тип действий характерен для невроти­ческих особ, которые мыслят исключительно в категориях собственной личности. Это является также характерной чертой инфантильного поведе­ния. В противоположность маленьким детям, взрос­лые могут откладывать на более поздний срок по­лучение удовольствия. Когда ребенок голоден, он сразу же хочет что-то съесть. Он может есть все, что попадается под руку. В то же время взрослый может переносить голод до того момента, когда пища и способ ее получения удовлетворят его ожи­дания.

Способность откладывать получение удоволь­ствия или логически из него возникающую спо­собность переносить боль и фрустрацию является функцией эго. У младенца эго еще недостаточно развито для того, чтобы оно могло тормозить чув­ства и импульсы. Развитие эго происходит в тече­ние трех лет, между тремя и шестью годами. Та же самая энергетическая пульсация, которая вызыва­ет доминирование генитальности, устанавливает также гегемонию эго. У нарциссической личности это развитие заблокировано кровосмесительным характером эдиповой ситуации, которая вынужда­ет '"я" отделяться от своей генитальной основы. Это отделение нарушает, как мы видели, интегра­цию личности и отрезает эго от своей основы в теле. Сдерживаться становится очень трудно, если не невозможно, следствием чего является невоз­можность установления правил.

Правила увеличивают приятные ощущения и удовольствие посредством сдерживания импульса сиюминутного удовлетворения. Как мы показали на примере секса, удовлетворение будет максималь­ным, если тело человека и вся его личность сексу­ально возбуждена другим человеком. Сдержива­ние начального возбуждения позволяет углубить это чувство. В его наиболее глубокой точке вовле­кается сердце, и чувство перерастает в любовь. Это означает, что чувство любви к партнеру является необходимо для полного расслабления в оргазме. То же самое относится к любой другой активнос­ти. Только вкладывая сердце в то, что мы делаем, мы можем достичь чувства полного удовлетворе­ния и самореализации.

Личные правила являются важными и с другой точки зрения. Возьмем, например, человека, кото­рый влюбился по уши в жену приятеля Если он подумает, что сексуальная близость ранит прияте­ля, он будет не в состоянии продолжать связь. Сексуальное вовлечение в этих условиях наруши­ло бы удовольствие. Можно найти много доводов, чтобы объяснить такую сексуальную связь. Супру­жество может быть несчастливым. Можно также утверждать, что любовь должна перевесить все дру­гие аргументы. Однако человек с правилами будет поступать согласно им. Другие варианты поведе­ния он почувствовал бы неподходящими. Произош­ло бы расщепление его личности, одна часть кото­рой говорила бы "да", а другая — "нет". Как мы видели, такое расщепление разрушает интеграцию личности.

Недостаток правил явно виден у мужчины, ко­торого называют "бабником", и у женщины, часто меняющей партнеров. В том и другом случае сек­суальная активность возникает из-за недостатка чувств и является попыткой оживить сексуальные ощущения. Женщины, которые вели распутную жизнь, часто говорят, что перестали бы так посту­пать, если бы оживили свои сексуальные чувства. Мужчине, который гоняется за женщинами, мо­жет казаться, что он является самцом, но на деле это не так. Вследствие того, что он не может сдер­жать возбуждение, он не достигнет удовлетворе­ния в половом акте и из-за этого вынужден далее бегать за женщинами в призрачной надежде, что найдет удовлетворение через секс. Радость секса доступна только тем, кто переполнен любовью и разделяют эту любовь с партнером. Ничего странного, что распутных людей рассматривают как лю­дей без правил.

В биоэнергетике термин "интеграция" исполь­зуется для описания беспрепятственного движения возбуждения в теле от головы до стоп и обратно. Мы имели возможность увидеть, что у многих лю­дей этот поток нарушен напряжениями, которые отделяют голову от грудной клетки и грудную клет­ку от таза. Эти расщепления явно видны на повер­хности тела, а не в глубине организма, где сердце посредством артерий и вен соединено со всеми ча­стями тела. Однако человек с такими напряжени­ями, не осознает своего основополагающего един­ства. В процессе терапии, когда энергетический ток восстанавливается, такой человек часто неожидан­но заявляет: "Я чувствую себя полностью соеди­ненным, цельным." Основа интеграции опирается на ощущении целостности. Без такого единения человек не сможет почувствовать разницу между тем, что хорошо и что плохо, несмотря на то, что он может это знать на уровне мышления.

У некоторых утрата интеграции является такой мучительной, что их поведение становится полно­стью лишенным правил. Они начинают руковод­ствоваться максимой "все дозволено". В психиат­рической литературе таких людей описывают как нарциссические личности. (Подробнее смотри в книге A. Lowen "Narcissizm: Denial of True Self. New York 1985.) В более экстремальной форме этот тип личности характеризуется недостатком совес­ти, что ведет к поведению описываемом как пси­хопатическое и социопатическое. Психопат не мо­жет отличить правды от фальши и может повторять явную ложь, будучи убежденным, что это правда. В то же время социопат не умеет отличить добро от зла. Оба они являются крайними типами, так как интеграция всех нарцистических личностей в какой-то степени нарушена их расщеплением.

Нарциссизм — наиболее распространенная па­тология психики современного человека. Нарцис-сическая личность живет, скрываясь за фасадом, цель которого с одной стороны — получение одоб­рения и восхищения, а с другой — компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого типа является мужчина, который развивает свои мышцы для того, чтобы произвести впечатле­ние силы, мужественности и власти. В большин­стве случаев за фасадом "мачо" скрывается поте­рянный и напуганный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чув­ством одиночества расщепляет внутреннюю интег­рацию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго, как власть и ус­пех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь яв­ляется то, до какой степени человек остается в кон­такте со своими глубокими чувствами и со своим телом. Чем лучше у нас с ними контакт, тем более мы интегрированный

Таким образом, ясно, что насильственное при­вивание моральных основ не может привести к успеху. Основы морали должны опираться на чув­ства, а этому нельзя научить. Я считаю, что при­вивание моральных ценностей, даже если это про­исходит дома, имеет какую-то ценность только в такой степени, в какой родители сами материали­зуют эти основы и поступают согласно им в своих отношениях с детьми. Нам не удастся научить любви, уважению, благородству или чему-либо друго­му только при помощью слов. Научить этому мож­но лишь на собственном примере. Нам не удастся научить интеграции, если мы будем игнорировать тот факт, что интеграция непосредственно связана с телом и проявляется в манере человека стоять, двигаться и самовыражаться. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ум не настолько силен, и что частые поучения не помогут что-либо понять. Бо­лее верным будет утверждение, что даже очень длительное обучение не позволяет человеку по­чувствовать справедливы или несправедливы его по­ступки, если его тело не интегрировано, так как оно расщеплено напряжениями. Вера в то, что ум осуществляет контроль над поведением, является продуктом рассудка, который не в полной мере со­единен с телом и его чувствами.

Однако существует потребность формулировать основы этики и обучать им, чтобы человеческие существа могли основывать на них свое поведе­ние. Чтобы такое обучение могло быть успешным, следует признавать ту основополагающую роль, которую тело и чувство играют во всех проявлени­ях морали. Это подчеркивает тот факт, что мораль-нос поведение развивает добрые чувства у челове­ка и одновременно приносит благо обществу, в котором он живет. Если главная цель жизни (а в этом я убежден) — быть человеком полным гра­ции и обаяния, то именно такой должна быть так­же цель образовательных программ, а не простое приобретение знаний. Мы не должны считать, что знания и власть, которую они дают, являются пу­тем "правильной" жизни. Жизнь, лишенная ос­нов, опирающихся на высокие этические стремле­ния, влечет за собой утрату наибольшего дара, который дает жизнь — радости. Не будучи интег­рированными физически и психически, мы не по­лучим глубокого удовлетворения и хороших чувств, которые дает обаятельное движение, и не получим духовного экстаза блаженства. Несмотря на свою власть и богатство, человек не имеющий этих черт, живет в мрачной тюрьме страха, недоверия и враж­дебности.

Нелегко противостоять очарованию власти и принуждению инстинктов. Все мы временами из­меняем возлагаемому на нас доверию. К сожале­нию, такое иногда бывает даже в отношениях меж­ду терапевтом и клиенткой, когда клиентка является отчаявшейся женщиной, а терапевт — не­удовлетворенным мужчиной, и оба подсознатель­но ищут любви. В атмосфере интимности, кото­рую создает ситуация, где одна сторона открывает свое сердце другой, иногда пробуждаются сексу­альные страсти, которые могут привести к теле­сному сближению. Почти все терапевты придер­живаются этического кодекса, который считает такое поведение непрофессиональным и неэтич­ным. Несмотря на то, что клиентка является взрос­лым человеком, сознательно идущим на сближе­ние, терапевт должен охранить ее от какого-либо действия со своей стороны, которое в результате нарушило бы доверие к нему и уничтожило бы те­рапевтическую атмосферу. Это моральная основа, которую каждый терапевт должен уважать, несмот­ря на свои потребности. Никто из нас не может руководствоваться исключительно чувствами, так как мы никогда не можем утверждать, является ли действие справедливым или несправедливым, пока оно не переродится в поступок. Мы не должны так­же основываться только на рассудке, так как аргументация дьявола может быть более убедительной, чем аргументация Бога Разум и чувства должны соединяться в основах, которые ведут нас к здоро­вым и правильным поступкам в жизни.

Следование основам и приспособление к ним лежит в хорошо понятном интересе личности. Это может быть также высоко духовным актом Чело­веческие существа могут получать любовь Бога к человеку через любовь, которая дарится взаимно Бог является не только всевидящим, но также и вездесущим Он во всех нас. Мистики разных ре­лигиозных направлений писали, что Бог живет в человеческом сердце. Когда мы чувствуем в сердце любовь, мы находимся в единении с Богом Когда мы любим, это часто позволяет нам соединиться со своим ближним. Обаятельная улыбка способна согреть другого человека как луч солнца. Ласко­вый поступок может пробудить и открыть душу, к красоте жизни. Обаятельный и блаженный чело­век принимает других не из чувства обязательства, а из Любви. Это не означает, что он никогда не взрывается гневом, однако его гнев — как гнев Бога — непосредственный и кратковременный. После такой бури небо становится чистым и яс­ным, а солнце светит радостно.

Душа — это имя, которое мы даем энергетичес­кой системе, оживляющей каждый организм. Ког­да мы ненавидим, наше сердце сжимается, а душа — съеживается. Когда мы ласковы, сердце раскрывается и душа воспаряет. Лучезарность лас­ковой улыбки исходит из сердца, исполненного хо­рошим чувством. Тепло ласкового человека про­исходит от его большой жизненности и малой жесткости. Невозможно быть одновременно лас­ковым и стремиться к какой-то цели. Блаженный

человек настолько терпелив, что сможет устано­вить искренние и теплые отношения со всеми, с кем встречается.

Блаженный человек чувствует, что подчиняется чему-то большему и мощному, чем он сам. Я имею в виду, конечно, Бога и веру, о которой мы говори­ли в предыдущей главе Без такой силы, что могло бы противостоять эгоизму человека, который смот­рит на Землю и на ее обитателей, как на вещи, которые можно использовать для собственных це­лей и удовлетворения? Из-за своей гордыни чело­век уничтожает Землю, от которой зависит его су­ществование. Все мы хорошо знаем проблему загрязнения воздуха, земли и воды вместе с утра­той лесов и вымиранием многочисленных живых существ. Этой разрушительной деятельности сопут­ствует пренебрежение моральными ценностями и соответствующее ухудшение здоровья и жизни людей. Депрессия стала эндемическим явлением, а многие люди почувствовали потребность возвра­щения в сторону тех или иных средств, чтобы как-то выдержать.

В западном мире жизнь подверглась значитель­ной секуляризации. Понятие духовности упрости­лось до того, что стало набором убеждений и сим­волов. В дальнейшем она оказывает значительное влияние на жизнь некоторых людей Однако веро­вания и символы являются процессами мышления, не принимающими во внимание тело. Согласно западным взглядам, тело помещается в категорию светских вещей, вульгарных и материальных. Это провоцирует расщепление между умом и телом, что, как я указал, является корнем эмоциональ­ных страданий человека.

В этой книге я хотел показать, что тело не явля­ется просто материальным предметом, который можно понять в чисто физических категориях. Нет, тело является не сосудом для духа, а духом, кото­рый стал телом. Как мы увидели, дух размещается в протоплазме, где проявляется способностью орга­низма к реагированию на среду таким образом, ко­торый служит его собственным жизненным про­цессам. Такова история жизни на Земле в течение нескольких миллиардов лет. По моему убеждению, ум со своим упором на знания и мышление, явля­ется мирским, в то время как тело священно. Не­смотря на то, что нам кажется, что мы можем вы­яснить механизмы функционирования тела, в их центральной точке находится тайна любви. Серд­це человека, где живет любовь, является также святыней в человеческом существе, в которой жи­вет также и Бог. Основой для такого взгляда явля­ется возможность человека к ощущению резонанса пульсации своего сердца с пульсацией Вселенной. Пульс жизни присутствует в каждой клетке и в каждом органе тела, однако наиболее ощутима пуль­сация сердца, и она ощущается как чувство любви Я описал живой организм как состояние контро­лируемого возбуждения, источником которого яв­ляется сердце. Это возбуждение усиливается и рас­пространяется за границы организма, когда мы влюблены. В этот момент мы ощущаем наше един­ство со вселенной Любовь является настоящим ду­ховным чувством. Я убежден, что большинство чи­тателей когда-то в своей жизни это ощутили.

Но почему только когда-то? Немного неожидан­ным является ответ, что мы недостаточно любим себя. Любовь к себе не означает самовлюбленнос­ти, проявления нарциссизма, состояния, в кото­ром недостаточно возбуждения и любви. Любить себя — означает любить жизнь и все, что живет. Мы не сможем по-настоящему любить кого-то, если мы не любим самих себя. Без любви к себе человек только принимает и ничего не отдает взамен.

С любовью к себе мы сможем достичь трех упо­мянутых в предисловии к этой книге форм грации, которые описал Олдос Хаксли- грацию животных или интеграцию, которая основывается на полном и свободном протекании возбуждения в теле; че­ловеческое обаяние, благодаря применению в жиз­ни правила "быть верным самому себе" и благода­ря перенесению этого правили на ближних через ласковые поступки; и духовного блаженства, по­средством единения с высшим порядком. Только через интеграцию личности на этих трех уровнях нам удается раскрыться к запредельности, которую мы называем "состоянием блаженства", а в сущно­сти — настоящей духовностью тела.

 

 

Содержание

Предисловие..............................................5

Введение................................................... 8

Глава 1

Духовность и грация..................................13

Глава 2

Энергия....................................................33

Глава 3

Дыхание...................................................54

Глава 4

Благодарное те л о: утрата грации.................77

Глава 5

Ощущения и чувства..................................94

Глава 6

Сексуальность и духовность..................... 117

Глава 7

Заземление: связь с реальностью.............. 139

Глава 8

Структурная динамика тела....................... 164

Глава 9

Лицом к миру..........................................195

Глава 10

Успокоение ума.......................................218

Глава 11

Любовь и вера........................................230

Глава 12

Сознание сердца......................................240

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)