АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод погружения в художественный контекст произведения

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Предмет и метод теоретической экономики
  4. II. Метод упреждающего вписывания
  5. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  6. II. Методы непрямого остеосинтеза.
  7. II. Проблема источника и метода познания.
  8. II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
  9. III. Методологические основы истории
  10. III. Предмет, метод и функции философии.
  11. III. Социологический метод
  12. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»

Данный метод предполагает подробное рассмотрение программы музыкального произведения, учет связей с другими видами искусства (сопоставление литературного первоисточника или либретто, сравнение музыки первоначального образца и ее интерпретации, выявление сюжета фильма и музыки в его контексте и т.п.), знание культурной ситуации, способствовавшей созданию тех или иных произведений.

Так, например, сравнивается поэма Я. Купалы “Адвечная песня” и либретто оперы-притчи “Песня пра долю”, написанное В. Яшкиным. Другой пример – Полонез М. Огиньского в исполнении симфонического оркестра и его обработка под названием “Развітаньне з радзімай” на стихи, написанные С. Соколовым-Воюшем в исполнении проекта “Я нарадзіўся тут”.

Методы диспута и дискуссии.

Диспут и дискуссия могут выступать в качестве не только форм, но и методов. Их реализация предполагает:

– прослушивание (просмотр) на занятиях в аудиозаписи (видеозаписи) конкретных произведений в жанрах джаза, авторской песни, поп- и рок-музыки с последующим их анализом вначале по отдельным параметрам, а затем – с развернутой, аргументированной эстетико-оценочной характеристикой;

– организацию обсуждений на семинарских занятиях материалов о деятельности и творчестве эстрадных исполнителей и рок-групп, опубликованных в периодической печати;

– организацию обсуждения внепрограммного материала – развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о путях, возможностях, перспективах, сложностях и проблемах развития поп- и рок-музыки с комментариями учителя;

– написание учащимися рефератов о популярной музыке по свободно избранным ими темам с последующим заслушиванием и коллективным обсуждением лучших из них.

В процессе подготовки лекционного материала учителю целесообразно пользоваться опорным конспектом, который представляет собой наглядную схему, отражающую основные понятия, раскрывающие содержание темы. Применение опорного конспекта способствует повышению эффективности работы, более четкой организации теоретического и фактического материала, его систематизации, помогает установить связь между понятиями, облегчает процесс усвоения знаний, а, следовательно, повышает интерес учащихся к курсу. Особенно важна работа с опорным конспектом в условиях отсутствия пособий и учебников. Сказанное в полной мере относится и к преподаванию курса “Массовые музыкальные жанры XX века”.

* * *

На наш взгляд, цикл "Мировая художественная культура: массовые музыкальные жанры XX века", а также широкое привлечение образцов массовой музыкальной культуры на занятиях по другим предметам эстетического цикла помогут учащимся ориентироваться в океане массовых музыкальных жанров, стилей и направлений, отделять подлинные художественные образцы массовой музыки от низкопробных эрзацев, а тем самым будут способствовать формированию у них высокой эстетической культуры.

Литература:

1. Баталина-Корнева Е. История джаза, рок- и поп-музыки. Программа факультативного курса. // Искусство в школе. – 2001. – №№ 2-4

2. Болгарский А.Г. Формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА. Дис.... канд. Пед. наук. – М., 1982

3. Брылин Б.А. Педагогические основы музыкально-творческого развития учащихся старших классов в современных формах досуга. Дис.... д-ра пед. наук. – Винница, 1997

4. Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х как социокультурное явление: Опыт культурологического анализа. Дис.... канд. Культурол. Наук. – Челябинск, 1999

5. Гришанович Н.Н. Искусство современное и вечное на уроках музыки в VIII классе. // Асновы мастацтва (Минск). – 1999. – № 4; 2000. – №№ 1-3

6. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования. // Музыка в школе. – 2000. – № 1

7. Мейнерт Н.П. Рок-музыка в роли одного из индикаторов образа жизни молодежи. // Опыт изучения тележурналистики и общественного мнения. – Таллинн, 1987

8. Программы средней общеобразовательной школы. Мировая художественная культура. IX – XI классы. Под общ. ред. Г.В. Наполовой. – Минск, 1996

9. Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе. // Воспитание музыкой. Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М., 1991

10. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. – М., 1992

Kūrybos erdvės.

Tarptautinė mokslinė praktinė konferencija, skirta menų faculteto 35-mečiui 2002 m. lapkričio, 21-22 d.

Šiauliay, Šiaulių universiteto leidvhla, 2002

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)