АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Песочная терапия

Читайте также:
  1. Гештальттерапия.
  2. Игровая психотерапия.
  3. Иммунодиагностика. Иммунотерапия. Иммунопрофилактика.
  4. Индивидуальная и групповая терапия.
  5. Клиент-центрированная психотерапия.
  6. Когнитивная психотерапия.
  7. Позитивная психотерапия.
  8. Рациональная психотерапия.
  9. Суггестивная психотерапия.
  10. Телесно-ориентированная психотерапия.

Песочная психотерапия (sandplay – песочная игра) представляет собой невербальный контакт психотерапевта с клиентом, в котором внутренние переживания переносятся на песочную композицию.

История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира».

Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд. Кальфф шесть лет обучалась в цюрихском Институте Юнга. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии.

Кальфф утверждала, что в процессе песочной терапии отражаются стадии психического развития человека. Она указала на возможность использования песочной терапии в работе как с детьми, так и со взрослыми.

 

Материалы песочной терапии.

Юнгианская песочная терапия предполагает использование двух прямоугольных подносов, выкрашенных изнутри в голубой цвет. Один поднос заполняется сухим песком, другой – мокрым. Традиционный размер подноса или ящика в см: 50x70x8.

Голубой цвет был выбран для окраски внутренней поверхности подноса основательницей юнгианской песочной терапии Дорой Кальфф. Он символизирует небо или воду. Голубой цвет способствует секреции нейромедиаторов, вызывающих состояние покоя, замедление пульса, понижение температуры тела, снижение аппетита, сокращение потоотделения.

Песок – уникальный природный материал. При смешивании с водой песок позволяет лепить трехмерные устойчивые формы, создавать поверхности с различной текстурой, выкапывать ямы, зарывать предметы, а также, капая влажным песком, создавать фантастические замки. Песок образует естественную границу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивую, непреходящую основу бытия – то, что поддерживает, питает и включает в себя все формы жизни.

Песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Песок является плотной субстанцией и не имеет какой-либо определенной формы. Вода находится в жидком состоянии. Соединяясь, они могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь в тех случаях, когда воды больше, чем песка. В союзе с водой песок в руках человека становится более податливым, легче подчиняется творческой воле человека.

Кроме того, комната для терапии должна иметь огромное количество разнообразных миниатюрных фигур: людей из различных исторических периодов и исполняющих различные функции, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, священных зданий (типа церквей, храмов) и религиозных символов, мостов, автомобилей, вагонов, и еще много всего другого. Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья, чтобы была возможность делать то, что трудно доступно другими средствами. Обычно все это "богатство" располагается на открытых невысоких стеллажах, с которых легко достать необходимый материал даже ребенку. Необходимо иметь все возможные фигуры, чтобы это давало стимул создавать ребенку собственный мир. Что действительно важно – не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи. Также важно – иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой», необычный и «иностранный» мир в душе.

Один из важных психотерапевтических ресурсов – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Человек, играющий с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Ему предоставляется возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

Тактильная коммуникация. Прямой тактильный контакт с песком предполагает разнообразные движения: разглаживание, утрамбовывание, создание отпечатков, рытье ям, а также рассыпание и бросание песка. Утрамбовывание песка создает впечатление «непроницаемой» поверхности и выступает в роли защиты клиента от неприятных для него переживаний. Напротив, разрыхленный песок словно располагает к прикосновению и проникновению вглубь. Трехмерные формы из песка отражают чувство защищенности кожных покровов и ощущение собственного владения определенным пространством или территорией, а также доверие к психотерапевту.

Иногда песок ассоциируется с непредсказуемостью и деструктивностью окружающего мира или собственных переживаний, а потому вызывают негативную реакцию. Боязнь трехмерности и интимности влияет на процесс создания песочных композиций. Если человеку неприятен чувственный элемент взаимодействия с песком, он может оставить песок нетронутым, располагая на нем, однако, фигурки. В этом случае песок воспринимается клиентом как двухмерный материал – некое подобие бумаги.

Способы психотерапевтической игры с песком подразделяются на три основные группы. К первой относятся такие виды работы, при которых на поверхности песка создаются различные возвышения в виде горок, рисуются линии или делаются отпечатки. Вторая группа игр с песком включает всевозможные виды работ, предусматривающие проникновение в толщу песка – рытье ямок и тоннелей, закапывание предметов и их извлечение из песка. Третья группа игр связана с использованием воды, которую клиент льет в песочницу.

Композиция усложняется в зависимости от стадии психического развития клиента. При этом участники используют различные виды игр с песком. В психотерапевтическом процессе песочница является сценой, на которой разыгрывается драма. К концу сессии клиент создает и одиночные формы из песка, и их комбинацию, либо использует песок в качестве фундамента для расположения предметов.

Выпуклые формы. При проведении песочной терапии дети наполняют формы песком, а затем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, нуждающиеся во внешней поддержке, либо делают «пирожки». Изготовление «пирожков» с помощью формочек или ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного «рождения». До момента рождения ребенка тело матери является первичной средой его обитания.

Другой выпуклой песочной фигурой являются горки, получаемые путем сгребания песка к центру подноса. Небольшое возвышение из песка напоминает грудь, живот или чрево – все они являются символами согревающего и питающего женского начала, атрибутами Матери-Земли. Более высокая форма может ассоциироваться с горой, символизирующей центр мира, место соединения земли и неба. В качестве наиболее высокого места земной поверхности гора обозначает постоянство, вечность, устойчивость и неподвижность. Восхождение символизирует преодоление земных страстей и стремление достичь духовного совершенства.

Линии на песке. Линии на песке обозначают границы территорий или путь, обычно их рисуют каким-либо предметом или пальцем. Прямая линия символизирует вид движения, имеющий определенную отправную точку и цель пути. Каждый сегмент спиралевидного пути обладает собственной целью, в отличие от прямого пути, имеющего цель конечную. И прямые, и спиралевидные линии, в зависимости от того, какие области песочницы они соединяют, имеют разное значение. Восходящая на гору спираль символизирует связь земли и неба, обыденного и сверхъестественного. Она обозначает распространение энергии в природе, создание паутины жизни, блуждание души и ее конечное возвращение к центру.

Создание отпечатков рук, ног, различных предметов – один из способов украшения песочных форм, а также способ отразить стремление человека специально оставить знак своего присутствия. В работе со взрослыми отпечатки рук являются центральным элементом песочных композиций, отражающих начало процесса индивидуализации. Отпечатки рук, украшенные полудрагоценными камнями, создавались клиентами в качестве символа собственной значимости. Они служили средством защиты и помогали преодолеть ощущение собственного бессилия, растерянности и тревоги, послужившее причиной обращения за психотерапевтической помощью.

Проникновение в толщу песка. Кожные покровы тела, поверхность земли, песка являются естественной границей, за которой находится некая внутренняя субстанция. Проникновение в толщу песка ассоциируется с проникновением в глубь земли или в человеческое тело. Создание углублений является метафорами самопознания и духовных поисков, встречи с бессознательным и развития системы представлений.

Выделяется четыре вида отверстий, связанных с проникновением в толщу песка: ямки, тоннели, специально создаваемые углубления для закапывания предметов или для извлечения их из песка.

Ямки образуются путем раскапывания песка руками или с помощью каких–либо инструментов. Если песок влажный, то, копая под углом, можно изобразить пещеру. Пещера символизирует чрево – место, где зарождается новая жизнь, либо могилу. Пещера также является символом укрытия, священного места, в котором человек может встретиться с высшими силами, либо место обитания пророка. Кроме того пещера ассоциируется с чревом Матери-Земли.

Тоннель является подземным проходом, соединяющим наземное место входа с местом выхода тоннеля. Связывая две удаленные в пространстве точки, тоннель чем–то напоминает мост. И тоннель, и мост символизируют коммуникацию, соединение и процесс перехода из одного состояния в другое, связь между тем состоянием, в котором человек находится, и тем, которого хотел бы достичь. Прохождение предмета через темный тоннель может символизировать первый в жизни каждого человека ритуал перехода, а именно движение по родовому каналу. Это может переживаться клиентом как символическое рождение или метаморфоза.

Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь как в прямом, так и в переносном смысле. Погребение символизирует возвращение в землю всего того, что земля произвела на свет. С ним ассоциируется гниение, распад и забвение. Иногда песок воспринимается как место погребения, вызывая ассоциацию со смертью, похоронами, заточением в некое пространство, из которого нет выхода, а также с вечным покоем, приходящим на смену земной суете. Песок также может связываться с защитой, теплом, покоем, интимностью и местом зарождения новой жизни. Пряча что-то в песок, человек иногда пытается освободиться от неприятных качеств и переживаний.

Извлечение чего-то из толщи песка символизирует обнажение того, что было неприятно человеку и какое-то время им скрывалось, но, тем не менее, нуждалось в определении и осознании.

В психотерапии дети часто любят прятать в песок мелкие предметы. Затем они пытаются этот предмет найти или просят сделать это психотерапевта. Поиск предмета, спрятанного в песке, символизирует веру ребенка в то, что с помощью специалиста в процессе психотерапии ему удастся открыть в себе нечто ценное. Это также может означать готовность ребенка преодолеть в себе страх и отвращение перед чем-то непонятным и скрытым от него, либо поиск и обретение ранее потерянной ценности, например такой, как родительская любовь или любовь к самому себе. Иногда песок ассоциируется с телом матери, а закопанные предметы символизируют находящееся в ее утробе.

Важно то, что песочные картины – не произведения искусства, которые должны жить постоянно, даже если мы находим их очень красивыми и внушительным. Они не должны остаться во внешнем мире. Они – образы души, ставшие на время видимыми; каждый клиент (и также аналитик) несет их в пределах часа, где их влияние оказывает свое действие на душу. Может произойти преобразование, и это проявится позже в новой картине. В лотке песка картина разваливается: позднее аналитик полностью очищает лоток. Можно также говорить, что ребенку предоставляется на час несформированный мир, внутри которого он может формировать свой индивидуальный мир. Его душа несет этот образ, а лоток передает его. Позднее песок станет вновь несформированным, ненамеренным миром. Внутренний мир, картину которого он несет, для него также реален как наш внешний, так называемый объективированный мир. Песок: это – лучшая среда, чтобы дать трехмерное представление, и внутреннего и внешнего, поскольку они подвергаются постоянному изменению.

Как дополнение к анализу песочная терапия представляет собой невербальный метод, используемый с разной периодичностью, который позволяет затронуть превербальный уровень психики. Песочница может применяться как регулярно, так и всего лишь несколько раз на протяжении психотерапевтического процесса. Очевидно, что частота ее использования определяется желанием клиента с ней работать, в то же время отношение к ней самого психотерапевта играет не последнюю роль.

Таким образом, песочница является одним из самых интересных и эффективных методов в психотерапии, в котором эмоции и настроения обретают конкретное воплощение в результате использования песка и воды. Исцеление происходит благодаря возможности совершить некое действие, а также из-за высокой степени доверия ко всему, что происходит во время песочной терапии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)