АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Западная Европа. Средневековье

Читайте также:
  1. Галицко – Волынская земля (Юго – Западная Русь).
  2. Западная Виржиния
  3. Западная и Восточная деловые культуры
  4. Тема 13. Западная философия в контексте культуры XX века, кануна XXI века

 

Введение

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали

национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных

слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки. Историю

этикета, его развитие и трансформацию с течением времени можно проследить

по памятникам литературы и культуры.

Особенное место в жизни средневекового европейского поселения занимали пиршества, устраиваемые знатными особами.

Совместное принятие пищи всегда было обставлено определенными

ритуалами и церемониями, так как, помимо утоления голода, оно имело еще и

огромное социальное значение. Люди собирались за общим столом, чтобы

отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские,

деловые или общественные связи, наконец, просто пообщаться.

Поэтому еще в ранних средневековых церемониальных пирах важным было, кто

сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п.

В назначенный час окрестности оглашали звуки рога, что было сигналом скорого начала парадного застолья. Многочисленные приглашенные, среди которых были родственники, друзья, знакомые хозяина, спешили к замку.

 

Пиры в раннем средневековье

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

П иры в раннее средневековье длились по многу часов. На них обсуждались

дела, разрешались споры, исполнялись песни, происходил обмен ценностями,

причем люди одного статуса должны были получить равноценные подарки. На

пиру поднимались кубки в честь короля, успешного завершения военных

походов, какого-либо именитого гостя и т. д. Совместное застолье считалось

в раннем средневековье важным ритуальным актом, устанавливавшим дружеские

связи, изгонявшим вражду, приносившим удачу. Поэтому вооруженные конфликты

в пиршественном зале карались строже, чем где бы то ни было.

Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал

милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к

собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго

сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения.

 

Застольный этикет в 11-14 веках

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Применительно к обществу 11–14 веков уже можно говорить о правилах

поведения за столом и определенных этикетных установлениях. Пировали за

вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или чаще за столами в

форме букв Т или П, где маленький «главный» стол предназначался для хозяина

и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина,

которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены.

Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было: мужчины и

женщины сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а

если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в

течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали

собакам. Мясо отрезали своим ножом. Скатерти и салфетки были широко

распространены, часто сшиты из дорогих тканей и богато вышиты, но

использовались не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирали

руки, а салфетки могли быть использованы, например, для того, чтобы

завернуть еду и унести с собой, что не считалось дурным тоном.

 

Этикет застолья возрождения

-----------------------------------------------------------------------------------------

 

Обычно стол накрывали в передней комнате перед буфетом с роскошной посудой, которой не пользовались. Приборы приносили прислуживающие за столом дворяне: хлебодар, виночерпий и стольник, резавший мясо. должностные лица, принимавшие бокал у короля. С хлеба снимали салфетку и резали мясо. Хозяину подавали салфетку, кардинал или другой прелат благословляли стол. Миска с водой для омовения рук подавалась сначала государю, потом приглашенным. Три перемены блюд вносили дворецкий, хлебодар, камерпажи, мундкох и хранитель серебряной посуды а впереди шел придверник.

Ели почти также, как в Средние века. Перед каждым гостем лежала доска для резки мяса, круглая или квадратная пластина из металла, дерева или очень плотного ситного хлеба, на которую клали мясо. Бокал для вина ставили справа, нож клали слева. Долгое время у каждого не было своей вилки: лишь стольник, обязанностью которого было резать мясо, пользовался маленькой вилочкой для накалывания кусков. Потом гости брали тремя пальцами подаваемый им кусок, на своей доске разрезали его на маленькие кусочки и подносили ко рту правой рукой. Единственная ложка находилась в центре стола: ею брали кусок торта или пирога. Соусы и супы подавались отдельно, в глубоких тарелках или мисках: в них макали хлеб и таким образом съедали содержимое. Лишь при Генрихе II у каждого появилась своя вилка, похожая на ту, которой, как рассказывали путешественники, с начала века пользовались в Венеции.

Поскольку ели руками, требовалось много салфеток, иногда во время простых обедов вытирались скатертью. В конце трапезы хозяину подавали миску с водой и читали послеобеденную молитву. Все сидели за столом в головных уборах и снимали их лишь в том случае, когда к ним обращался хозяин.

Во время пира прислуживающие за столом наполняли бокалы тем, кто просил об этом. Было принято обмениваться тостами и здравницами и даже предлагать другому свой бокал. Однако следовало вытирать рот салфетками, прежде чем пить из предложенного бокала.

При каждой перемене блюд заменяли тарелку, миску и доску для резки мяса и одновременно подавали новую салфетку.

 

Индивидуальные столовые приборы

===============================================================

 

Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В

это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож

(раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему

ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались

чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды

для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили

от одного к другому. Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как

правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды

подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах

знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об

искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось

признаком изысканного стола. В знатных и богатых домах на стол подавались

целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Тем не

менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало

понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие

куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать

руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем

пить.

Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или

брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является

величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при

помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не

спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу

руками - при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не

приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим

видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы: ложка, кубок (золотой или серебряный,глиняный или деревянный) и нож. Вилки появились в Европе только в конце XII столетия. Кушанья подавались на металлических широких блюдах. Кроме того, у каждого столового прибора клали по кусочку хлеба. Гости рассаживались за стол и затем мыли руки. Для этого слуги вносили кувшины с водой и полотенца. Только после этого присутствующие приступали к еде. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. А человеком, который внимательно следил за сменой блюд и работой слуг, был специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства.

 

Правила поведения за столом

==============================================================

 

В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, например, свод норм гласил, что гостям не надлежит разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа об одолжении кубка, если свой не опустошен. Кроме того, приглашенные на пир должны были быть скромными и довольными теми кушаньями, которые им предлагал хозяин.

Однако парадный обед в замке средневекового европейского барона сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и пением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела.

 

 

Застольная беседа

===============================================================

 

Застольные манеры сводились не только к умению пользоваться приборами и соблюдению правил еды и питья. Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета. Еще в средние века появился обычай сажать вместе мужчин и женщин, и тогда обычай есть и пить из общего прибора естественным образом приводил к беседе между соседями, часто не желавшими быть услышанными. Позже, в 15 веке, когда в знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале, правила застольной беседы продолжают развиваться. Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.

Во все времена считалось, что молодежь должна была больше молчать, прислушиваясь к словам старших. Для молодого человека 14—16 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.

Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление.

 

После трапезы.

===============================================================

 

После завершения обеда гости вставали из-за стола, мыли руки и расходились по залам замка. Вечером хозяин созывал гостей и радушно приглашал присутствующих пройти в обеденный зал, чтобы послушать там исполнителя исторических песен. Его песни посвящались славным подвигам легендарных рыцарей и святых. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали стол, но уже для парадного ужина. Только после окончания ужина некоторые из гостей покидали замок гостеприимного барона. Согласно правилам этикета, хозяину надлежало проводить до коня или повозки каждого из гостей. Они выпивали по кубку вина и прощались. Те из приглашенных, кто по каким-либо причинам не пожелал уехать, могли провести ночь в одном из покоев замка.

 

Завершение трапезы

===============================================================

 

В конце застолья остатки складывали в корзину, убирали скатерть и подавали гостям на блюде зубочистки. Однако многие предпочитали пользоваться собственной. Как рассказывал Брантом, адмирал Колиньи, когда не держал зубочистку во рту, носил ее за ухом или в бороде. Наконец, гостям снова подавали миски для мытья рук: вереница слуг с сосудами представляла собой великолепное зрелище. Золото, серебро и эмаль мисок блестели при свете факелов.

Каменный пол устилали душистыми травами, а в частных покоях такой пол все чаще стали заменять паркетом. Стены затягивали циновками, а висевшие поверх них ковры часто меняли.

Большие фаянсовые испано-мавританские блюда и тазы, или имитирующие их итальянские изделия Бернара Палисси - это удивительные произведения искусства: изображенные на них рыбы, змеи, растения и ракушки, преломляясь в воде, кажутся живыми. Тем временем быстро убирали козлы и доску, служившие столом, а помещение превращалось в зал для танцев.

 

Придворный этикет.

===============================================================

 

С начала 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.

Например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения.

Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.

 

ОБРАЩЕНИЯ

===============================================================

 

Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями.

 

Обращения к титулованным особам:

 

Шевалье — мсье, сударь.

 

Барон — Ваша милость.

 

Виконт — Ваша милость.

 

Граф — Ваше сиятельство.

 

Герцог — Ваша светлость.

 

Принц Крови — Ваше Высочество.

 

Король — Ваше Величество

 

Брат Короля, следующий за ним — Mисир

 

К кардиналам следует обращаться — Ваше Преосвященство.

 

Распространенные этикетные обращения, принятые во многих странах, т.к. правящая верхушка не особо отличалась.

 

Обращение к королю/королеве - Ваше Величество;

 

к принцу/принцессе или герцогу королевской крови - Ваше Высочество;

 

к герцогу/герцогине и князю/княгине - Ваша светлость;

 

к графу/графине или маркизу/маркизе - Ваше сиятельство;

 

к остальным - Ваша милость.

 

Дворяне могут быть также поименованы:

 

герцог - светлейший и могущественный государь;

 

маркиз или граф - высокородный и могущественный владетель; достопочтенный граф/маркиз;

 

виконт - благородный и могущественный господин;

 

барон - истинный господин.

Обращение к духовенству:

 

к папе/патриарху - Ваше Святейшество;

 

к архиепископу/кардиналу - Ваше Высокопреосвященство;

 

англиканскому - Ваша светлость/ милорд архиепископ;

 

католическому - Милорд архиепископ;

 

к епископу - Ваше преосвященство;

 

англиканскому - милорд;

 

католическому - Милорд епископ/ преподобный Сэр;

 

ирландскому - высокопреподобный Сэр/ Ваше Высокопреосвященство;

 

к священнику/монаху - святой отец.

 

Далее хочу остановиться на более специфичных терминах, характерных для разных стран. Приведены скорее названия, чем обращения, но они также могут служить последними в случае необходимости. Не претендуя на представление полной информации, приведу основные, на мой взгляд, сведения, дополняющие вышеизложенные.

Исландия (7-12в.):

конунг - верховный властитель, король;

 

года - старейшина округа, жрец или судья;

 

херс - вождь племени;

 

ярл - наместник короля, владелец больших земельных территорий;

 

бонд (карл) - свободный крестьянин;

 

тролл - раб.

Ирландия (7-10 в.):

король;

 

друид - жрец;

 

брегон - толкователь законов;

 

филид - сказитель генеалогических преданий; (последние трое могли носить прозвище "лысый" за коротко стриженные волосы)

 

бард - лирический поэт;

 

фенний - воин, иногда: полноправный член племени;

 

гойдел (улад) - обращение к ирландцу вообще.

 

Англия(7-10в.):

король

 

глафорд - землевладелец

 

эрл - дворянин и крупный землевладелец;

 

гезит - королевский дружинник;

 

эльдормен - представитель родовой знати;

 

тан - представитель военно-служивой знати.

 

Испания(9-10в.):

король;

 

инфант/инфанта - сын или дочь короля;

 

рикос-омбрес - высшая знать(герцоги, графы и бароны);

 

инфансон - менее крупный феодал;

 

кавальеро/идальго - рыцарь;

 

консехо - должностное лицо, член городского совета.

Франция (9-13в.):

король и другая знать;

 

пэр - один из самых знатных персон государства;

 

вагант/трувор - бродячий поэт и певец;

 

виллан - свободный крестьянин;

 

серв - крепостной крестьянин;

 

лит - вольноотпущенный раб.

Италия(11-13в.):

герцог;

 

капитан - крупный землевладелец;

 

вальвассор - более мелкий землевладелец;

 

Германия(9-13в.):

король/император;

 

фюрст/князь;

 

министериал - должостное лицо из королевских слуг;

 

фогт - судебное должностное лицо;

 

миннезингер - поэт и певец;

 

Византия(7-11в.):

император;

 

стратиг - командующий войском, имеющий военную и гражданскую власть в округе;

 

стратиот - воин;

 

динат - крупный землевладелец;

 

мистий - наемный рабочий;

 

парик - крепостной крестьянин;

 

Ко всем дворянам нижестоящий может обратиться "сеньор"(западный вариант) или "господин"(более восточный вариант). Представленное выше описание, конечно, является неполным, но я надеюсь, что оно будет полезным для тех, кто занимается ролевыми играми.

 

 

Право первенства.

===============================================================

 

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда не строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧТИВОСТИ

===============================================================

 

Стремясь к первенству при дворе, на турнире или на поле брани, рыцари соревновались друг с другом в учтивости. Неслыханным позором для рыцаря было не предоставить старшему по рангу то место, которое ему подобало, но и среди равных было распространено постоянное и подчеркнутое стремление оказать почести. Уступить более почетное место, пойти навстречу, первым обнажив голову в знак уважения, считалось признаком хорошего воспитания, и потому при посещении храма или переходе через узкую улочку начинались бесконечные споры о том, кто кому уступит дорогу, а при попытке поцеловать руку даме та часто отдергивала ее, чтобы избежать якобы незаслуженной чести.

 

О ПОДАРКАХ

===============================================================

 

В ранне-средневековом обществе, на стадии когда складывались феодальные отношения, уже существовали развитые формы этикета. Огромную роль в жизни варварского общества (как, впрочем, и в более поздние эпохи) играл ритуальный обмен дарами. Бракосочетание, поминки, посещение гостей, совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека сопровождались взаимным вручением подарков. Эти дары могли иметь значительную материальную ценность, но могли быть и символическими, поскольку самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или служения. Подарки считались важным средством поддержания общественных связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку положение в обществе. Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь пригласить к себе на пир и отплатить не менее, а если возможно, то и более щедрым и обильным угощением.

 

 

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ И ОБНАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ

==============================================================

 

Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия начинался любой вид общения, и поэтому этот элемент этикета существовал во все времена. Современные формы приветствия восходят к ранним этикетным нормам, порой измененным почти до неузнаваемости. Во все времена люди обозначали узнавание друг друга словами и жестами. Слова не всегда были четко регламентированы (за исключением торжественных церемоний, ритуальных процедур и общения с вышестоящими лицами) и являли собой, как правило, пожелания здоровья и благополучия. Традиция приветственной жестикуляции имеет давнюю историю и, хотя она и изменялась во времени, корни ее легко обнаружить. Так, средневековый рыцарь, желая показать, что он находится среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью - обозначить, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже абсолютные монархи Франции, не снимавшие шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Этикет Средневековья нередко называют этикетом жестов. Действительно, культура жестов, т.е. движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века. Каждый палец руки являлся определенным символом. Так, например, большой палец имел значение духовности и божественности; указательный — логики, ума и разума; средний — добродушия и милосердия; безымянный — просьбы о прощении и раскаяние; мизинец — веры, надежды и доброй воли. Нет необходимости говорить о том, что всяческие клятвы, договоры и соглашения скреплялись жестикуляцией. Вассалы клялись в своей верности, держа будущих господ за руки. Если же человек выражал несогласие или желание сразиться или поспорить, он разламывал пополам соломинку или бросал в лицо обидчику перчатку.

 

ПОКЛОНЫ И КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ

===============================================================

 

Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Самые сложные церемонные поклоны порой включали в себя коленопреклонение или падение ниц, совершавшееся перед монархом или при отправлении религиозных обрядов. В средние века существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных церемоний, но принцип <чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон> был общим. В разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда исполняли целые ритуальные танцы, стремясь засвидетельствовать друг другу свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс.

 

ПОЦЕЛУИ

===============================================================

В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко.

Так же поцелуи в средние ввека придумала молодёжь во время танцев как форму игры.

 

РУКОПОЖАТИЕ И ПОЦЕЛУЙ РУКИ

===============================================================

 

Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю и первоначально представлял протянутую невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. Затем множество средневековых ритуалов (например, принесение оммажа), включавших в себя вкладывание своих рук или руки в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение, оказало влияние и на трансформацию жеста приветствия. Вышестоящему лицу или даме целовали руку (что также является очень древней традицией), равному ее пожимали. Поэтому до наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Раньше было принято целовать руку любой женщине равного или высшего по отношению к мужчине ранга.

 

 

ПРИВЕТСТВИЯ

===============================================================

 

Каковы бы ни были формы приветствия в разные эпохи, основополагающий принцип всегда оставался одним: младший по возрасту или рангу всегда приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет.

 

ПРОЩАНИЕ

==============================================================

 

Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято провожать уходящего, и зачастую в средневековом этикете эти провожания становятся взаимными и долгими.

 

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ

===============================================================

 

В средние века церковь и законодательство освящали неравноправие мужчин и женщин. Женщина была лишена многих социальных и экономических прав, ее подчиненное положение в семье было законодательно закреплено. Выходя замуж, она теряла все права на наследство от родителей, не получая ничего, кроме своего приданого; оставаясь вдовой, она зависела от своих сыновей.

Тем не менее именно в этот период возникает так называемый <культ дамы>, или форма отношений между рыцарем и его дамой, названная <куртуазной любовью>, что нашло свое отражение в рыцарской поэзии 12-13 веков, в произведениях таких авторов, как Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Кретьен де Труа и других. Согласно средневековым источникам отношения рыцаря и дамы приравнивались к отношениям сеньора и вассала и часто описывались с употреблением той же терминологии. Рыцарь должен был избрать себе объект поклонения и служить избранной даме как своему сеньору, даже если его чувство никогда не было вознаграждено. Прекрасная дама в представлении средневековых авторов должна была обладать любезностью, способностью вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым нравом и кокетливостью.

Куртуазная любовь никогда не была связана с браком и противопоставлялась ему, но тем не менее, невзирая на <незаконность> отношений, который могли представлять собой и платоническое <служение>, и адюльтер, и даже <любовь на расстоянии> (когда рыцарь совершал подвиги во имя дамы, которую никогда не видел), поведение рыцаря и дамы определялось целой системой строго установленных норм. Рыцарь всячески демонстрировал свое чувство: хорошим тоном считалось в отсутствии дамы или при ее очевидной неблагосклонности обнаруживать свои страдания. От него ожидалось, что он не сможет ни есть, ни спать, прекратит всякие развлечения, громко оплакивая свою участь.

 

Принято было носить цвета своей возлюбленной (символика цвета играла важную роль в средневековом этикете и в особенности в отношениях между влюбленными) и предметы ее туалета, подаренные в знак любви. Иногда по окончании турнира дамы оставались полуодетыми, так как дарили рыцарям свои украшения и детали одежды вплоть до рукавов и рубашек. Эти подарки имели большое значение и всегда сопровождали рыцаря. Если он побеждал в турнире, будучи одетым в цвета своей дамы, он посылал ей коня и оружие побежденных противников. Дама могла оставаться равнодушной к ухаживаниям, не проявляя жалости и сострадания, но могла и принять их, также нося герб своего поклонника и демонстрируя его дары.

И дама, и в особенности рыцарь часто давали обеты и клятвы, сопряженные с особенной трудностью выполнения (известен случай, когда дама вручила своему возлюбленному свою рубашку вместо кольчуги для участия в турнире, а затем, после его победы, с гордостью надела окровавленную рубашку поверх своего платья). Даже для чрезвычайно знатных феодалов не считалось зазорным слагать стихи и песни в честь дамы и даже лично исполнять их (иногда восхваление дамы поручалось странствующим менестрелям, воспевавшим красоту и благородство какой-либо особы везде, где им приходилось скитаться).

Несмотря на всю искусственность кодекса куртуазной любви, концепция служения даме стала стандартом поведения на протяжении столетий. Она повысила положение женщины в обществе и требовала от мужчины хотя бы внешнего соответствия нормам щедрости, учтивости, верности и скромности. Появившиеся в тот период понятия о <благородном> поведении создали поведенческие образцы, сохранившиеся до настоящего времени. Таким образом, рыцарский кодекс оказал чрезвычайно важное влияние на развитие этикета в последующие столетия и внес несомненный вклад в формирование современных манер, поскольку даже этикет двадцатого столетия предусматривает для женщин определенные привилегии и преимущества.

 

Вооружённые конфликты

===============================================================

 

Совместное застолье считалось

в раннем средневековье важным ритуальным актом, устанавливавшим дружеские

связи, изгонявшим вражду, приносившим удачу. Поэтому вооруженные конфликты

в пиршественном зале карались строже, чем где бы то ни было.

 

 

Правила поведения при дворе

===============================================================

 

Разные детали

— Перед хозяином при встрече следует кланяться

— Пересекать зал по диагонали имеют право царственные особы или хозяин замка, Прочим придворным надлежит перемещаться вдоль стены.

— Находится в помещении в головном уборе — нормально.

— В танце, перед хозяином замка, вставшим во главе колонны, никто не имеет права вставать.

— Первым приветствует собеседника, естественно тот, кто ниже по статусу.

— Общение даже самых близких людей не наедине должно быть с кратким официозом. Соглашаясь, к примеру, с королем, его мать должна говорить «Как будет угодно Вашему величеству» и наоборот.

— «ты» и «вы» во французском различаются. «Ты» — фамильярно.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.043 сек.)