АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Олимпийские игры современности

Читайте также:
  1. Аборигенные религии современности
  2. Глобализация и проблемы современности.
  3. Из до-современности
  4. Из современности
  5. Олимпийские игры 1952 года
  6. Понятие правовой семьи. Характеристика важнейших правовых семей. Место российской правовой системы в панораме национальных правовых систем современности.
  7. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности
  8. Сроки прибытия спортсменов на Олимпийские игры
  9. Тема №11. Правовые системы современности.
  10. Фил. осмысление глобальных проблем современности. Римский клуб.

Истоки Олимпизма

 

Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ

Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Программа игр представляла:

Бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г.до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г.до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).

С 708 г.до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

С 688 г.до н.э. - кулачный бой;

С680 г.до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в.до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы.

В 632 г.до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.

РИМСКИЕ ИГРЫ

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией «избранного» мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.

Доподлинно известно, что Олимпийские игрысуществовали наряду со многими другими спортивными состязаниями. А зачем проводились все эти — кстати, довольно многочисленные — соревнования? Древние впрочем, как, увы, и современные люди, — часто воевали. Поводов для этого находилась масса. На самом же деле один очень жадный царь хотел что-нибудь отнять у другого очень жадного царя. А простые люди, они же рядовые воины, просто обязаны были становиться мастерами панкратиона, борьбы, кулачного боя, должны были отлично метать копье и на всякий случай быстро бегать. Но греки понимали и другое: Игры помогают им не только хорошо воевать, но и хорошо... дружить — регулярно встречаться, Разговаривать, осуществлять, как говорится, культурный обмен, вообще видеть, что перед тобой стоит не «подлый враг из ненавистной Спарты», как утверждала пропаганда (которой и в древние времена хватало!), а дружелюбный парень с открытой улыбкой. То есть, говоря современным языком, Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А ведь это, пожалуй, важнее всего в деле общения народов друг с другом! Была и еще одна, признаемся, важная для нас вещь, за которую древние греки чрезвычайно высоко ценили Игры и вообще спорт. Кроме прикладного значения (типа «будешь здоровым — всякого одолеешь»), греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Проще говоря, нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физическими упражнениями хотя бы для себя!

У греков по этому поводу была замечательная формула. Для современного восприятия она, быть может, звучит как шутка. Но, поверьте, это такая шутка, в которой есть большая доля правды! О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!».


 

Олимпийские игры современности

 

Миновали Средние века. О них у историков и философов разные мнения. И все-таки, как ни оценивай их, надо честно признать: это были мрачноватые времена. Времена крестовых походов, когда, якобы во вия святой веры, люди безжалостно убивали друг друга. Конечно, ни о каких олимпийских идеях не могло быть и речи. Они немедленно были бы объявлены дьявольской затеей.

Наконец пришла эпоха Возрождения. Человечество оглянулось назад, в свою давнюю историю, и разглядело древних эллинов, увидело Древний Рим. С жадностью и восторгом люди стали изучать античную науку, искусство... В ХУI—ХIХ веках спорт активно развивался во многих странах мира. Тогда и возникла идея возрождения Олимпийских игр. Ее высказывали чешский педагог Ян Амос Коменский и русский ученый Мяхайло Ломоно сов, французский философ Жав Жак Руссо II немецкий поэт Фридрих Шиллер... И все же преодолеть вековые привычки было не так-то просто. Хотя провести Игры такие же, как в древней Греции, — пробовали в Швеции, Англии, Германии, Канаде и, конечно же, на их родине, в Греции.

Но по-настоящему древними Играми заинтересовались, лишь когда начались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки, одна удивительнее другой, поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. А к тому времени (речь идет о последней четверти ХIХ века) уже проводились тысячи соревнований по многим видам спорта, создавались национальные и международные спортивные организации и объединения... Олимпийские игры просто должны были состояться! Однако дело это очень сложное: целые горы организационной работы. А кроме того, нужны немалые деньги.

Главное же — нужен был человек, который, что называется, положил бы на это жизнь. Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован благороден, энергичен. И такой человек нашелся. Его звали Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был одним из самых интересных, талантливых, энергичных и увлеченных людей своего времени. Его имя навечно связано с Олимпийскими играми.

После окончания парижского университета Сорбонны, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.

Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!

Кубертен ни на минуту не оставлял мечты о сказочной, отдаленной от нас многими и многими веками Олимпии.

Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму было отдано почти полвека!

Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй... Еще больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то дело это хорошее, на сами заниматься этим хорошим делом не хотели.

Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.

Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Кубертен говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав.

И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет – МОК.

Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!

Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образования МОК. Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие.

День 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.

А все же главная заслуга Пьера де Кубертена в том, что Олимпизм, олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания. При возведении этого здания Пьер де Кубертен был не только «прорабом», но и главным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпизма.

Первая и главнейшая из них – спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.

Идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.

Времена меняются, и теперь Олимпийские игры предстают перед нами словно торжественный гимн человечеству и человечности!

Кубертен посвятил свою жизнь и особой науке, которая называется спортивная педагогика. Ее цель – физическое и духовное развитие и воспитание молодежи с помощью занятий спортом. Пьер де Кубертен считал, что новый предмет поможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию, французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.

По-настоящему древними Играми стали интересоваться, лишь когда начались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки одна удивительней другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований.

А к тому времени (речь идет о последней четверти девятнадцатого века) робко, но уже появляются национальные и международные спортивные союзы... Олимпийские игры просто должны были состояться!

Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы. А кроме того, нужны немалые деньги. А кроме того, необходимы единые правила, которые своей твердой объективностью подходили бы всем.

Главное же – нужен был человек, который бы, положил на это жизнь. Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашелся. Его звали Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был одним из самых интересных, талантливых, энергичных и увлеченных людей своего времени. Его имя навечно связано с Олимпийскими играми.

После окончания парижского университета Сорбонны, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.

Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!

Кубертен ни на минуту не оставлял мечты о сказочной, отдаленной от нас многими и многими веками Олимпии.

Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму было отдано почти полвека!

Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй... Еще больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то дело это хорошее, на сами заниматься этим хорошим делом не хотели.

Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.

Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Кубертен говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав.

И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет – МОК.

Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!

Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образования МОК. Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие.

День 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.

А все же главная заслуга Пьера де Кубертена в том, что Олимпизм, олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания. При возведении этого здания Пьер де Кубертен был не только «прорабом», но и главным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпизма.

Первая и главнейшая из них – спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.

Идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.

Времена меняются, и теперь Олимпийские игры предстают перед нами словно торжественный гимн человечеству и человечности!

Кубертен посвятил свою жизнь и особой науке, которая называется спортивная педагогика. Ее цель – физическое и духовное развитие и воспитание молодежи с помощью занятий спортом. Пьер де Кубертен считал, что новый предмет поможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию, французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)