АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материя

Читайте также:
  1. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Материализм и идеализм как альтернативные способы миропонимания.
  2. Лекция 9. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. СОЗНАНИЕ.
  3. Материя и ее основные атрибуты 33
  4. Материя как философская категория.
  5. Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано

Категория материи (от латинского слова material – материал, вещество) истолковывается различным образом представителями разных философских школ и направлений.

Так, например, для Аристотеля материя – это своего рода субстрат, материал, из которого все состоит. Он использует при этом слово hyle, что буквально означает «лес как строительный материал». Материя понимается Аристотелем как возможность, потенциальность существования предметного многообразия. Материя для греческого мыслителя является пассивным и приемлющим началом. Активным, актуализирующим началом, по Аристотелю, является форма. Форма организует материю, определяет сущность, «чтойность» соответствующей вещи. Всякая действительность, таким образом, представляет собой единство материи и формы, потенциальности и актуальности. В греческом языке форма обозначается словом morphe, поэтому онтологию Аристотеля, исходящую из признания неразрывного единства материи и формы, называют также гилеморфизмом. Единственным исключением из этого правила является Бог, который понимается Аристотелем как чистая актуальность, лишенная потенциальности (и, следовательно, материи), как мыслящее себя мышление.

Как уже отмечалось, для материалистов материя является субстанцией. В таком случае утверждается несотворимость, неуничтожимость, вечность материи. Материя как субстанция для материалистов – это субъект бытия. Материя для них есть то, что поистине существует. С их точки зрения, все, с чем имеет дело человек, представляет собой виды материи, ее свойства и отношения различных ее фрагментов. В качестве важнейших видов материи обычно указывают вещество и физические поля (например, электромагнитное и гравитационное). Кроме того, говорят об иерархии уровней организации материи: субатомный уровень (мир элементарных частиц), уровень атомов и молекул, уровень горных пород и минералов, уровень космических тел (планеты, звезды, галактики), уровень биологических организмов и их сообществ, социальный уровень организации материи.

Материя как субстанция обладает атрибутивными и акцидентальными свойствами. Так, например, диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и их последователи) в качестве важнейшего свойства материи рассматривал движение. В рамках этого учения движение понимается как атрибут материи, как «способ существования материи». В качестве атрибутивных свойств материи рассматриваются сторонниками диалектического материализма также пространство и время, понимаемые ими как «основные формы существования материи». Как атрибуты материи рассматриваются ими также взаимодействие, структурность, бесконечность, неисчерпаемость и т.д. Особое место в ряду этих атрибутивных свойств материи занимает «отражение». Отражение – это способность материальных систем фиксировать в своей структуре особенности, характерные черты тех систем, которые на них так или иначе воздействуют. Существуют различные формы отражения: физические, химические, биологические, психические. Высшей формой отражения является, в соответствии с обсуждаемой концепцией, сознание человека. Именно через противопоставление сознанию человека и определяется чаще всего материя в диалектическом материализме. Если сознание, то есть мир наших переживаний, образов, мыслей, может быть охарактеризовано как «субъективная реальность», то материя определяется как «объективная реальность». Иначе говоря, материя истолковывается здесь в качестве реальности, которая существует до сознания и независимо от сознания. Материя, утверждают материалисты, может существовать без сознания, но сознание не может существовать без материи. Сознание – это только «свойство высокоорганизованной материи». Материя (объективная реальность) воздействует на органы чувств человека и воспроизводится в форме субъективных образов в сознании человека.

 

Дух

Понятие духа является одним из самых важных и многозначных понятий религиозно-философской мысли.

Так, для идеалистов, в частности, для спиритуалистов (от латинского слова spiritualis - духовный), дух – это субстанция, первооснова мира, это сверхприродная, управляющая миром сила. К примеру, Г. Гегель, рассматривая духовную первооснову мира («Абсолютный дух») в развитии, дает дифференцированное описание духа, описание его различных форм и уровней. Он детально характеризует субъективный дух, связывая его с человеческим индивидом. Он анализирует объективный дух, воплощенный, в частности, в формах права и морали. Огромное внимание немецкий философ уделяет раскрытию искусства, религии и философии, в которых, по его убеждению, воплощается Абсолютный дух.

Интересные представления о духе развивал Н.А. Бердяев. Он полагал, что рациональное определение духа невозможно. Таким определением, по его мнению, дух умерщвляется. О духе, подчеркивал русский мыслитель, нельзя выработать понятия. Однако можно «уловить признаки духа». Такими признаками, по Бердяеву, являются: «свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним» (Дух и реальность //Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994, с. 379). Этот ряд признаков, утверждает Бердяев, объединяет пневму Библии и нус древнегреческой философии.

Если абстрагироваться от Абсолютного (Божественного) духа и рассматривать дух как качество, присущее человеку, то дух можно истолковать как способность человека быть субъектом личностного самоопределения, субъектом целе- и смыслополагания. При таком рассмотрении дух соотносится с рассудком, разумом и некоторыми бессознательными пластами психической жизни, с сознанием, совестью и волей человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)