АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоцентризм (Августин Аврелий)

Читайте также:
  1. Теоцентризм средневековой философии.

 

Теоцентризм (от греческих слов theos – бог и kentron - центр) – это тип философствования, ставящий в центр внимания Бога и рассматривающий Бога как всепорождающее и всеобъясняющее начало.

Ярким примером теоцентрической системы является мировоззрение Августина Аврелия (354-430), одного из авторитетнейших христианских богословов и философов. Августин, опираясь на Библию, развивает учение о Боге как абсолютном бытии. Согласно этому учению, Бог – это генетическое начало всего сущего. Бог, в соответствии с библейским учением, творит мир из ничего. “Одно Слово Твое, - пишет о Боге Авустин, - достаточно для миротворения”. Такая позиция называется креационизмом (от латинского creatio – созидаю). Подчеркнем здесь радикальное отличие этой позиции от той, которая была характерна для античных мыслителей. Для античных мыслителей мир существует вечно, он лишь переходит от неупорядоченного состояния к упорядоченному состоянию и обратно. Для креацинистов мир существовал не всегда, он создан Богом в некоторый начальный момент времени. Кстати, в этот же момент, по Авустину, Богом было создано и само время. Причем, Бог не только сотворил мир, но и непрерывно поддерживает его существование. Бог создал и поддерживает до определенного (известного только ему) момента порядок, свойственный миру. Бытие мира для христианских мыслителей имеет начало и конец. Мировой процесс для них меет не циклический, а направленный, векторный характер. Мир обретает историю. Он не всегда существовал, и не всегда будет существовать. На заключительном этапе сотворения мира Бог создал по своему образу и подобию человека и поддерживает до поры до времени его существование. Бог, таким образом, рассматривается здесь как источник всякого бытия и блага.

Здесь теоцентрическое мировоззрение сталкивается с серьезнейшей проблемой. Эта проблема получила название проблемы теодицеи (от греческих слов theos – бог и dike - справедливость). Проблема теодицеи состоит в трудности согласования признания, с одной стороны, существования «всемогущего и всеблагого» Бога, сотворившего мир и управляющего миром, и, с другой стороны, наличия зла в этом мире. Богословами и религиозными мыслителями были предложены различные способы решения проблемы теодицеи. При этом религиозные мыслители проявили весьма высокую степень остроумия и изобретательности. Так, например, они рассматривали различные виды зла (физическое и моральное зло, в частности). Утверждали, что частные недостатки, присутствующие в мире, усиливают общее совершенство мира как целого. Полагали, что Бог не желает зла, но допускает его, поскольку без него не будет достигнуто желаемое многообразие и разнообразие мира. Подчеркивали, что нечто, определяемое человеком как зло, является таковым лишь с его частной, ограниченной точки зрения. Более всего сторонники теоцентризма связывали (и связывают) существование зла в мире со свободной волей человека. Августин также пытается выйти из тупика, в который ведет вопрос: «Если все, что сотворено Богом, есть благо, то откуда же зло?» Вслед за Плотином он полагает, что зло не есть бытие, оно представляет собой своеобразный недостаток бытия, подобно тому, как тьма представляет собой недостаток света. Он говорит о трех уровнях рассмотрения зла. 1. На метафизическом уровне зла в мире нет, но присутствуют различные степени совершенства. Несовершенное, а совершенен в полной мере только Бог, воспринимается нами как зло. 2. Моральное зло (или грех) определяется порочной волей человека. Эта воля, вместо того чтобы устремиться к высшему Благу, устремляется к низшему и попадает в рабство к тварному миру. Моральное зло понимается, таким образом, как порождение первородного греха. 3. Физическое зло, то есть болезни, страдания, смерть, - является следствием зла морального. Физическое зло понимается Августином как наказание, посланное человеку, за зло моральное.

Мы уже отмечали, что христианскому мировоззрению свойственен историзм в понимании мира. Исторично также христианское понимание бытия человечества. Основные вехи истории человечества определяются для христианских мыслителей величественными событиями Священной истории: грехопадение, изгнание из рая … воплощение, страдания, смерть, воскресение Иисуса … Второе Пришествие, Страшный Суд. Августин понимает историю как процесс борьбы двух градов: «града земного» и «града небесного». Град земной построен на любви человека к самому себе. Град небесный построен на любви человека к Богу. Итогом этой борьбы будет достижение человеком (человечеством) «вечного мира в Боге».

Добавим к сказанному, что теоцентрический тип философствования заявляет о себе на самых разных этапах развития философии. Как уже было подчеркнуто, этот тип был преобладающим на протяжении эпохи Средневековья. К теоцентрическому типу философствования можно отнести философские построения большинства русских религиозных философов (от славянофилов до С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и Н.О. Лосского). Теоцентризм, несомненно, свойственен представителям неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Й. Бохеньский и др.).

Теоцентрическое направление философской антропологии обсуждается нами в разделе 4.21.4.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)