АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

X. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Экономический материализм как философия и наука
  4. II. Философия и жизнь
  5. II. Философия Шеллинга
  6. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. III. Философия и наука
  8. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  9. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  12. VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АРХЕТИП – основной термин теории К. Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики, то есть врождённая психическая структура, находящаяся в «коллективном бессознательном».

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – учение З. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю сознательную жизнь и судьбу человека, являющуюся основной интуиции при решении задач, и всех актов человеческой деятельности.

ВЕРИФИКАЦИЯ – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных утверждений устанавливается в результате их опытной проверки путём сопоставления с чувственными данными. Процедура верификации – установление истинности или ложности научного утверждения путём эмпирической проверки. Суть её состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами и указать конкретные эмпирические условия, при которых оно будет истинным или ложным.

ВОЛЮНТАРИЗМ – направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель – Шопенгауэр, а продолжатели – Штирнер и Ницше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. истолковывающий, разъясняющий) – искусство и теория истолкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому понимание является целью и средством человеческого бытия. Термин появился в древнегреческой мифологии (Гермес – один из олимпийских богов – посредник между богами и людьми, призванный истолковывать людям поведение богов, а для богов – делать понятными просьбы людей). В средние века использовалась как метод в протестантской теологии в толковании библейских текстов и поиска их скрытого смысла. В эпоху Возрождения понималась как искусство перевода литературных источников античности на язык живой современной культуры. Основоположником философской герменевтики является Ф. Шлейермахер, который называл её «искусством понимания» и утверждал, что с помощью психологического «вживания» содержания текста можно проникнуть во внутренний мир его автора и на этой основе реконструировать описываемое событие, понять его более глубоко, чем его осознавали сами участники.

ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства, воля и интуиция.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – один из основных принципов неопозитивизма, заключается в том, что основные принципы, аксиомы науки не отражают объективные связи действительности, а представляют соглашения (конвенции), принимаемые учёными не в силу их истинности, а для удобства объяснения связей и отношений.

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ – одно из ведущих направлений современной философии, разработанное К. Поппером. В основу исследования развития научного знания положен принцип фальсификации (принципиальной опровержимости), суть которого заключается в том, что научное положение лишь постольку может считаться истинным, поскольку оно ещё не опровергнуто. Отсюда прогресс науки обусловлен тем, что эти положения опровергаются и заменяются новыми.

ЛИБИДО («страсть») – одно из основных понятий психоанализа, обозначающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. силу сексуального возбуждения, психическую энергию, инстинкт любви.

МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма, основанный на философских воззрениях Маха и его последователя Авенариуса. Основу махизма составляет концепция «экономии мышления» как идеал «чисто описательной» науки.

НЕОМАРКСИЗМ – условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифицированные в соответствии с требованиями современности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – обобщенное название современных философских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия).

НЕОТОМИЗМ – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представители: Маритен, Лоц, Грабман и др.

НЕОФРЕЙДИЗМ – обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрейда. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм.

ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна бать личность (персона) как духовная сущность и первоэлемент бытия.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психо-эмоционального стресса и т.п.).

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus – положительный) – философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии следующие этапы: классический (30-90 гг. XIX в.; О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер), махизм или эмпириокритицизм (70-е гг.XIX в. – нач. XX в.; Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре), неопозитивизм (20-е гг. XX в.; М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн), постпозитивизм или критический рационализм (50-60-е гг. XX в. К. Поппер), философия науки (60-70-е гг. XX в. Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос) (атомизм, логический эмпиризм, логическая, аналитическая философия). Методологические основы позитивизма: 1) решительный разрыв с философией (наука не нуждается в ней); 2) провозглашение нейтральности своего учения (отрицание как идеализма, так и материализма); 3) наука не должна объяснять явления, она должна их описывать; 4) наука должна стремиться к знанию полезному, выгодному и удобному для применения (истина – это польза).

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философские концепции конца XIX – нач. XX века, характеризующиеся отходом от классического рационалистического типа философствования, и обращением глубокой разработки проблем человека, анализу его чувств, настроений и переживаний. Эти концепции стали интеллектуальной предтечей философии конца XX века, иногда называемой «постмодерном».

ПРАГМАТИЗМ (от греч. действие, практика) – философская концепция, разработанная в США в конце XIX – нач. XX вв., согласно которой философия должна помогать человеку решать жизненные проблемы. Представители: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Поскольку жизнь человека име-ет практический характер, то любую проблему следует решать применительно к его нуждам. Истинны те идеи, которые удобны и помогают человеку в достижении цели.

ПСИХОАНАЛИЗ – концепция учёного-психиатра З. Фрейда, состоящая из трёх частей: теория бессознательного, теория сновидений и теория детской сексуальности, где впервые психика человека рассматривается как соотношение сознательных и бессознательных процессов.

СТРУКТУРАЛИЗМ (20–50-е гг. XX в.) – философское направление, (Ф. де Соссюр, Леви-Стросс, Фуко), возникшее в связи с переходом ряда гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования, использующее методы естественно-научного знания (структурного метода, моделирования, элементов формализации и математизации) согласно которому имеет приоритет в исследовании объекта, являясь ключом к разгадке природы культуры.

СУБЛИМАЦИЯ – в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую.

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, рас­сматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума. Сторонников сциентизма отличает вера в способность науки разрешить все социальные про­блемы. Сциентизм преувеличивает значение науки, абсолюти­зирует возможности научного знания. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм принижает или вовсе отвергает социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие позна­вательного значения. Антисциентизм –мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой кри­тике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, в своих крайних формах антисциентизм вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Методоло­гическая основа антисциентизм – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение эко­логической ситуации, военная опасность и др.).

УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») – тип философского мировоззрения, согласно которому полезность является целью и средством человеческого бытия, а ценность поступка связывается с его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам.

ФЕМИНИЗМ – философский принцип, согласно которому правда о свободе женщин должна быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от греч. учение о феноменах) – философская концепция Гуссерля, согласно которой предметом изучения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущностей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феноменологии – раскрытие сущности предмета, явления.

ФИДЕИЗМ (от «вера») – учение, утверждающее примат веры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм.

ФИЗИКАЛИЗМ – один из принципов позитивизма, разработанный Р. Карнапом, который язык физики рассматривал как универсальный язык науки вообще.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое философское течение конца XIX – начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – одно из направлений современной западной философии, занятое поисками новой методологии науки, и наиболее ярко разработанное Т. Куном в его концепциях «парадигмы» и «научного сообщества», И. Локатосом в его концепции «методология исследовательских программ» и П. Фейерабентом в его теории «эпистемологического анархизма».

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – иррационалистическое направление, возникшее после первой мировой войны (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю), в основе которого находится проблема уникальности человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления сущеествования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. существование) – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – второй этап развития позитивизма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)