АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феноменология - философское направление XX в.: основные положения и представители

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  5. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  7. II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  8. II. Основные задачи и функции Отдела по делам молодежи
  9. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  10. II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  11. III. Основные требования к одежде и внешнему виду учащихся
  12. III. Основные требования по нормоконтролю

ПЫРЬ! 13

Феноменология (нем. учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.

Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.

Для Гуссерля феноменология — это, прежде всего, выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания.

Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию.

Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания. Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие. Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание.

Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию.

Предмет феноменологии — достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, — удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Эта наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.

Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности. Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т.е. становятся феноменами.

 

Феноменология, как философское направление XX в.

Основателем направления является Эдмунд Гуссерль. (1859-1938).

Основные работы: «Логические исследования», «и вторая работа имеет такое название: «пят лекций по феноменологии».

В чем суть этого направления? Чтобы найти сущность, нужно изучать феномены. Это вообще-то идея Гегеля. С точки зрения Гегеля сущности друг с другом связаны. Какие основные положения?

Феномены = это самообнаружение реальности. Нет мир вне мира явлений.

Феномен диадичен. С одной стороны, это – явление вещи, с другой же стороны, это сама вещь, но в виде мысленных образов. У нас есть чувственные образы и мысленные образы. Сознание является вечным посредникм между человеком и тем, что его окружает.

Следующая идея такая: сознание всегда интенционально.

Реальный мир в нашем сознании предстает как предметный мир, как мир объектов, как данность. В объективной реальности можно и нужно сомневаться. Для того, чтобы пробиться к сущности, нужна феномелогическая дедукция. В чем ее смысл?

Ø Подгтовительный этап. Сознание представляет собой огромный поток и нужно плыть вместе с этим потоком.

Ø Эй, диетическая дедукция? Мы начинаем мысленно очищать это сознание от конкретики без впадения в транс.

Макс Шеллер (1875-1928).

Основная работа: «Положение человека в космосе».

Должна быть исследована сфера человеческих чувств. И в зависимости от того, какие эти чуства, выстраивает свою типологию людей:

Мы исследуем человека через призму его чувств и на основе этих проявлений судим о человеке. Есть люди, для которых главное чувства (весельчаки).

Есть люди, у которых сильны чувства гражданской ответственности (техник).

Есть люди, у которых чувство жизни – главное (герой).

Есть люди с превлирующим чувством культуры. (артист).

Есть люди, которые рассматривают эту культуру, как нормы этики и права. (законодатель). Чувство справдливости – мудрей. Чувство религии – святые.

Самым главным среди чувств является чувство любви.

Государство и нация способствуют укреплению личности, у котрыъ есть не только особая сфера сознания, но и особые чувства.

Рудольф Отто (1869-1937).

Работа: «Святое».

Задача – проникнуть в сущность религии. Мы познаем Бога только тогда, когда нас охватывает чувство ничтожности перед Богом и чувство зависимости от него.

 

Феноменология -учение о феноменах.

Основоположником феноменологии как самостоятельного учения является Э. Гуссерль.

В основе феноменологии лежат две фундаментальные идеи:

• каждый человек обладает сознанием

•все, что мы познаем- проявления в сознании, т.е феномены или явления, а не сами объекты или факты (т.к сознание- орудие познания внешнего мира, и объекты нами познаются тогда, когда они каким-то образом запечатлены в сознании).

Отсюда следует общий вывод о том, что резкое противопоставление познающего субъекта и познаваемого объекта должно быть устранено, различия между вещами объективного мира и психическими переживаниями в определенном смысле стираются: и те и другие оказываются всего лишь материалом, с которым работает сознание.

Гуссерль подвергает критике понятие «объективной реальности», или «действительности», он требует отказа от этого понятия.

Философ предлагает избавиться от естественной (наивной) установки применением метода эпохе — «заключением в скобки».Благодаря эпохе весь пространственно-временной мир, так же как и собственное «я», предстают в качестве феноменов сознания. Таким образом, границы мира оказываются для Гуссерля совпадающими с границами сознания (смысла).

В более поздних работах эпохе играет роль подготовительного этапа феноменологической редукции. В результате ее происходит смена наивной познавательной установки на феноменологическую: человек переключает внимание с предметов внешнего мира на жизнь своего сознания. И как следствие, открывается доступ к чистым феноменам сознания, осмысленным или осознанным объектам.

Предметом исследования Ф. является интенциональное строение мира, смыслы бытия.

Интенциональность- "направленность на". Наше сознание интенционально, так как всегда направлено на объект.

В интенциональности можно выделить два момента:

· предметный (объект направленности) -НОЭМА(характеризует акт сознания "что")

· саму направленность.- НОЭЗИС (характеристика самой направленности "как")

Хайдегер: Центральная идея- понятие смысла бытия. (от феноменологии) человеческое сознание- совокупность феноменов (поток переживаний), но нельзя изучать только очищенное сознание, человека нужно рассматривать в контексте времени и условий его жизни, во взаимодействии их с ними(бытие человека- фактическая жизнь, "здесь-бытие").

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)