АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монреаль, 12 июля 1968 г

Читайте также:
  1. Нормативно-правовые акты, рекомендуемые для самостоятельного изучения
  2. ОСОБЛИВОСТІ АДМІНІСТРАТИВНО-ТЕРИТОРІАЛЬНОГО УСТРОЮ КРАЇН СВІТУ
  3. Паспортизація, ідентифікація та декларування безпеки об’єктів
  4. Технічні засоби захисту від дії електричного струму: ізоляція, заземлення, занулення, мала напруга, знаки безпеки, засоби індивідуального захисту та ін.
  5. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 1 страница
  6. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 10 страница
  7. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 14 страница
  8. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 5 страница

Монреальский храм Международного общества сознания Кришны располагался в помещении бывшего кегельбана на последнем этаже большого серого готического здания рядом с Университетом МакДжилла. Шрила Прабхупада остановился в маленькой квартирке неподалеку. Он приехал несколько дней назад, и преданные до последней минуты суетились и сновали туда-сюда, стараясь подготовить все так, чтобы ему было удобно. Сейчас в квартире было тихо.

Прабхупада неподвижно сидел на тонкой циновке перед своим металлическим сундучком, окруженный знакомыми ароматами благовоний, сандаловой пасты и гардении, и с интересом читал утреннюю почту. Отчет Джаянанды о недавнем успехе Ратха-ятры* в Сан-Франциско согрел ему сердце. Сатсварупа писал из Олстона (штат Массачусетс) о своих планах основать в храме ашрам для незамужних женщин-преданных. Субал и Умапати прислали озабоченные письма из Санта-Фе. Умапати писал, что ввиду финансовых затруднений ему приходится искать работу, чтобы заплатить за аренду помещения для центра. Юный брахмачари* Чидананда задавал философские вопросы. Прабхупада, как и каждый день, отвечал на все письма.

Он написал Чидананде, письмо которого получил четыре дня назад, вдохновляющий ответ, дав глубокие ответы на все его вопросы. Чидананду воодушевили новости о его духовных братьях, которые открывали центры по всей Северной Америке. Он написал Прабхупаде, что у него есть план отправиться в Австралию, чтобы открыть центр там. Прабхупада ответил:

Когда поедешь в Австралию, возьми с собой мридангу и как минимум четыре пары каратал, чтобы сразу же начать там киртану*. Когда я приехал в вашу страну в 1965 году, я привез с собой всего одну пару каратал, а сейчас их стало больше раз в пятьдесят. А я ведь приехал без мриданги. И ты, когда приедешь в Австралию, должен будешь увеличить число тарелочек пропорционально, то есть у тебя должно стать 50 раз по 4 пары. Вот твоя миссия, и я верю, что ты с ней справишься, потому что ты искренняя душа. Если ты сможешь донести сознание Кришны до столь отдаленного уголка, Господь Чайтанья прольет на тебя Свою неиссякаемую милость, и жизнь твоя увенчается успехом.

В этой связи я хочу привести тебе пример этого юноши, Субала, который старается в Санта-Фе. Хотя с мирской точки зрения он не блещет никакими особенными качествами, его старание в плане распространения и утверждения сознания Кришны двигает его духовную реализацию вперед.

Что касается тебя, то я знаю тебя как человека разумного, умелого и трудолюбивого в том, что касается сознания Кришны, и я надеюсь, что если ты попытаешься основать центр нашего Общества в Сиднее или в других крупных городах Австралии, это войдет в историю движения Господа Чайтаньи. Я надеюсь, что ты отправишься туда с этим серьезным настроением и будешь все время молиться Господу Чайтанье, чтобы Он помог тебе. Он очень добр и всегда готов прийти на помощь Своему верному слуге. Как только ты организуешь там первый центр, я, наверное, приеду на какое-то время и постараюсь тебе помочь.

Прабхупада предупредил своего юного ученика, что перед тем, как ехать в Австралию, он должен убедиться, что у него там будет работа.

Здесь, в Америке, ты работаешь и получаешь какие-то деньги, но в Австралии, если ты не найдешь себе сразу какую-то работу, это будет рискованно. Ты должен тщательно взвесить все «за» и «против», а уж потом, положившись на волю Кришны, отправляться туда, постоянно повторяя «Харе Кришна».

Позже Прабхупада приписал:

Мы хотим открыть сотни центров, чтобы люди могли получить сознание Кришны… И нам нужно много вдохновенных юношей и девушек, чтобы нести это послание Господа Чайтаньи Махапрабху.

Прабхупада не ограничился одним лишь воодушевлением учеников по почте. Вернувшись из Индии в Сан-Франциско, он через некоторое время вылетел в Лос-Анджелес, чтобы пообщаться там со своими молодыми учениками. Затем, в мае, он посетил новый центр в Бостоне, а оттуда обратился к студентам Гарвардского Университета и МТИ (Массачусетского технологического института).

* * *

В Монреале его планы распространения сознания Кришны продолжали разворачиваться. Неделей позже он описывал в письме своему ученику в Сан-Франциско, Шьямасундаре, новый дерзкий замысел — послать группу учеников в Лондон. В середине августа 1968 года Прабхупада лично обучал три супружеских пары превосходнейшим киртанам и бхаджанам*, а в конце месяца молодые ученики уже прибыли в Лондон.

В течение нескольких следующих месяцев открылись центры в Токио и Гамбурге. А в самом недалеком будущем, согласно вдохновенному плану Чидананды, преданных «Харе Кришна» должна была принять Австралия.

В сентябре 1968 года, однако, Шрила Прабхупада был разочарован известием о том, что Чидананде не удалось получить австралийскую визу. Он попытался въехать в Австралию как турист, а не как иммигрант, и его прошение было отклонено. Тогда Прабхупада написал в Лондон своему ученику Мукунде:

Я думал, что Чидананда сможет поехать в Австралию, но это не удалось, потому что чиновник, который отвечает за визу, оказался атеистом. Стоило ему заподозрить, что Чидананда собирается открыть в Австралии центр «Харе Кришна», и он отказался выдать визу, тем самым подтвердив, насколько неудачлива его страна.

Однако Шрила Прабхупада не отказался от самой идеи послать преданных в Австралию. В октябре 1968 года он написал Гаурасундаре:

Итак, соберитесь вместе и постарайтесь открыть хороший центр на Гавайях. Организуйте этот центр с таким расчетом, чтобы впоследствии мы могли открыть центры в Гонконге, Токио, на Фиджи, в Бангкоке, Сиднее, Новой Зеландии и на всех близлежащих островах Тихого океана.

* * *

В Северной Америке сознание Кришны продолжало расширяться. В Лос-Анджелесе было приобретено здание для храма на бульваре Ла-Сьенага. Вышла новая книга Шрилы Прабхупады «Учение Господа Чайтаньи», и Прабхупада упорно работал еще над двумя новыми книгами: «Кришна» и «Нектар преданности». Январь 1969 года был самым продуктивным для Прабхупады как писателя, и вскоре обе работы были закончены.

В июне того же года в Лос-Анджелесе были установлены Божества Радхи и Кришны, которые сразу стали для всего остального Общества символом успеха. 26 июня 1969 года Шрила Прабхупада приехал в Сан-Франциско, чтобы возглавить празднование Ратха-ятры, в августе и сентябре посетил Гамбург, а затем Лондон, где остановился в Титтенхёрсте, сельском поместье Джона Леннона. В октябре 1968, находясь в Титтенхёрсте, Прабхупада узнал о том, что преданным удалось найти точку опоры в Австралии.

Один юный брахмачари из Нью-Йорка, Бали-мардана-дас, проповедовал вместе со своим духовным братом Судамой в Японии. Они регулярно пели возле многолюдной автобусной станции Шинджу-ку в Токио, неизменно привлекая внимание туристов и молодых японцев обоего пола. Проявившие интерес получали приглашение на воскресный пир. На одном из таких праздников Бали-мардана разговорился с молодым англичанином, который только что завершил свое путешествие по Австралии. Молодежь этой страны, говорил англичанин, все больше интересуется йогой и медитацией. Молодой человек дал Бали-мардане адрес своих знакомых — молодой супружеской пары из Сиднея.

Бали-мардана начал думать, что раз Движение сознания Кришны прекрасно развивается в Японии, то теперь он должен поехать и открыть отделение в Австралии. Свои мысли он изложил в письме Шриле Прабхупаде. Через неделю Бали-мардана получил от Шрилы Прабхупады восторженный ответ.

Меня необычайно вдохновляет твое предложение отправиться в Австралию. Я посылал туда Чидананда-даса-брахмачари. Он попытался получить разрешение на въезд, но так или иначе, тогда ничего не получилось. Если сейчас ты сможешь поехать туда и открыть там центр, это будет «Джая Шри Гуру и Гауранга!» Продолжай собирать информацию в этом направлении, и если, как ты говоришь, ты переписываешься с какими-то друзьями, то это очень хорошо. Пока что постарайся поднять на ноги центр в Киото, а как только он поднимется, без промедления приступай к этому великому предприятию. Кришна поможет тебе.

Я думаю, когда в северном полушарии зима, то южное полушарие будет уравновешивать северную тенденцию к спаду распространения «Назад к Богу». Там есть Новая Зеландия, острова Фиджи и т.д. Итак, выполняя приказ Господа Чайтаньи, мы не должны оставить ни одно место, по крайней мере, в этом мире, без сознания Кришны…

Бали-мардана немедленно подал заявление в австралийское посольство в Токио, стараясь избегать совершенных Чиданандой ошибок. Через несколько месяцев он снова написал Шриле Прабхупаде, и снова получил теплый ответ.

Я внимательно прочел твое письмо, датированное 7 ноября 1969 года, и получил большое удовольствие. Ты с самого начала был искренним преданным, ты происходишь из хорошей семьи, а твое смирение как нельзя лучше доказывает благородство твоего происхождения. Я очень благодарен тебе за эти вайшнавские качества. Чайтанья Махапрабху советовал каждому быть смиреннее соломы и терпеливее дерева. Такой человек сможет стать превосходным проповедником.

Кришна изнутри подсказывает тебе, как проповедовать в отдаленных странах, чтобы исполнить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Только если мы будем так стараться, мы сможем привлечь внимание Господа. Наши усилия должны быть направлены не на то, чтобы увидеть Бога, а на то, чтобы Бог мог увидеть нас. А Он увидит нас тогда, когда мы снискаем Его доверие, служа Ему. Лучшее служение, которое мы можем предложить Ему — это проповедь Его величия, которая послужит к славе слушающего, к славе проповедника, и, разумеется, к славе Господа.

Надеюсь, твое прошение о разрешении на въезд будет удовлетворено, потому что я слышал, что австралийское правительство очень поощряет белых приезжать и селиться в Австралии. Так что твое заявление будет рассмотрено благосклонно.

* * *

Упендра-дас, молодой американец, ученик Шрилы Прабхупады, был до последнего времени его секретарем. Теперь, уже будучи президентом храма в Сиэтле, он снова остро ощутил жажду личного общения с Прабхупадой. Подавленный, он написал Прабхупаде письмо, в котором просил разрешить ему вернуться к прежнему служению.

Прабхупада согласился, при условии, что Упендра найдет себе подходящую замену. Упендра нашел себе заместителя на пост президента и вскоре с радостью приступил к исполнению своих прежних обязанностей.

В один прекрасный день в начале января 1970 года Упендра вошел в комнату Прабхупады в маленьком домике, который преданные снимали на окраине Беверли-Хилз. Почту Упендры переслали в Лос-Анджелес, и сейчас он держал в руках письмо, содержание которого заставило его обратиться к Прабхупаде. Упендра поклонился, коснувшись головой пола, и встал перед Шрилой Прабхупадой.

Упендра: Я получил письмо от Бали-марданы — от преданного, которого никогда не видел. Он был из Нью-Йорка, а я — с Западного побережья. Он разослал письма президентам храмов, спрашивая, нет ли в их храмах людей, которые могли бы помогать ему в Австралии. Похоже, тогда он уже подал заявление о выдаче визы и был готов ехать. Поскольку к этому времени я уже не был президентом храма, то я решил спросить у Прабхупады, что делать с письмом.

Я думаю, что в тот момент Кришна нарочно затмил мой разум, потому что я сказал:

— Шрила Прабхупада, я получил письмо от Бали-марданы. Он ищет преданных, чтобы поехать в Австралию проповедовать. Вы можете предложить кого-нибудь?

Я вручил Шриле Прабхупаде письмо, и стоял молча, а Прабхупада посмотрел на письмо, а потом поднял глаза на меня. Он смотрел и смотрел на меня. Я оглянулся по сторонам, потом назад, но нет, он смотрел прямо на меня. Я подумал: «Нет, Кришна, нет!» Тогда я произнес вслух то, чего боялся больше всего:

— Нет, Шрила Прабхупада, не меня.

Прабхупада улыбнулся и сказал:

— Да. Ты должен поехать.

— Нет, — нерешительно возразил я, — я служу Вам здесь. Я готовлю Вам, массирую Вас, убираю Вашу комнату…

Но Прабхупада оборвал меня и тоном, не допускающим возражений, сказал:

— Моим слугой может быть кто угодно. А вот проповедь — совершенно особенное дело. Кроме того, в Сиэтле ты делал лучшее служение. Заботиться о моем теле — не такая уж важная вещь.

Так, не сказав почти ни слова, Шрила Прабхупада отправил меня в Австралию.

* * *

Заявление Бали-марданы было принято. Он передал управление токийским храмом Судаме и теперь готов был ехать. Как только Прабхупада узнал о том, как продвигаются дела, он тут же написал Бали-мардане письмо, в котором выразил свою радость.

Если ты возглавишь сиднейский храм, это доставит мне величайшее удовольствие. Я стремлюсь открыть как можно больше центров. По крайней мере я хочу видеть, что центры открываются в самых крупных городах… Я знаю, что ты очень искренний проповедник сознания Кришны, и Кришна несомненно поможет тебе в этом великом начинании. Выполнив эту работу, ты не только снискаешь благословение Кришны, то есть, духовный дар, но и навечно впишешь свое имя в историю Движения сознания Кришны, которому, я уверен, суждено вырасти до величайших масштабов. Я всегда буду молиться о том, чтобы тебе как проповеднику была дарована долгая жизнь в служении Господу.

* * *

Упендра примирился с тем, что ему придется отправиться в Австралию. Быстро обучив Нанда-Кумару, который должен был заменить его на посту повара, он стал читать разные туристические справочники и собирать деньги на проезд.

Австралия в то время вела довольно консервативную иммиграционную политику. Одним из требований было предъявление Иммиграционному ведомству при въезде большой суммы денег — $1500. Упендре удалось собрать деньги на билет, но «суммы для предъявления» у него не было. Гаргамуни, у которого был небольшой импортно-экспортный бизнес в Сан-Франциско, нехотя согласился одолжить ему требуемую сумму, с жестким условием, что Упендра вернет деньги, как только окажется в Австралии.

Бали-мардана тоже готовился к отъезду, и к концу последней недели января 1970 года получил еще одно вдохновляющее письмо от Шрилы Прабхупады.

Я понимаю, что сейчас ты готовишься к отъезду в Австралию, и я безмерно рад, что ты с энтузиазмом отправляешься проповедовать божественный культ сознания Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху будет очень доволен тобой. Господь Чайтанья хотел, чтобы этот культ любви к Кришне, являющийся высшим благом для каждого живого существа, был проповедан по всему миру. Ты умный парень и, конечно, понимаешь, насколько важно Движение сознания Кришны чтобы возвысить человеческое общество.

Два года назад на Бродвее открылся мюзикл «Волосы», который собирал толпы зрителей и привлекал внимание, главным образом, сценами откровенной наготы. Прабхупада в письме к Бали-мардане отметил, что это подчеркивает неотложность распространения сознания Кришны.

Из-за своего чрезвычайно материалистического образа жизни так называемое «цивилизованное общество» опустилось до уровня животных. Теперь они танцуют голыми на сцене, а так называемые «респектабельные» люди ходят на эти представления. Это животные ходят повсюду голыми — обезьяны. Даже аборигены в джунглях, и те прикрывают свои половые органы шкурами, или корой деревьев, или хоть листьями. Не понимаю, как, опускаясь до уровня животных, эти так называемые «цивилизованные люди» могут гордиться своими достижениями в области образования и цивилизации. Итак, болезнь человеческого общества принимает все более и более острые формы, а Господь Чайтанья хотел, чтобы индийцы проповедовали этот культ ради блага всего человечества. К сожалению, современное поколение индийцев больше интересуется развитием технологии, чем сознанием Кришны. Их положение весьма сомнительно.

Так или иначе, повинуясь своему духовному учителю, я принес культ сознания Кришны и вручил его американским юношам и девушкам. И я обращаюсь ко всем, а в особенности к таким разумным юношам, как ты, и прошу отнестись к пропаганде Движения сознания Кришны очень серьезно. Это великое служение всем людям. Сейчас у нас достаточно литературы, книг, а наша философия не знает себе равных. Мы авторитетны, и мы должны двигаться вперед и вперед…

* * *

В самом начале февраля 1970 года Бали-мардана прибыл в крупнейший город Австралии, Сидней — практически без денег и с несколькими номерами журнала «Назад к Богу».

Молодые супруги, с которыми Бали-мардана переписывался, встретили его в аэропорту и отвезли в свой дом на окраине Сиднея, где он и провел первые несколько дней. Муж и жена были настроены дружелюбно и искренне хотели помочь ему, хотя настоящего интереса к сознанию Кришны не испытывали. Бали-мардана спросил их, куда они посоветовали бы ему переехать — поближе к центру. Они предложили Кингс-Кросс, место, которое, судя по их описанию, было для Сиднея тем же, чем Гринвич-вилледж[2] для Нью-Йорка.

На следующий день Бали-мардана отправился на Кингс-Кросс, снял дешевую комнату и неделю просто жил там, знакомясь с обстановкой. Распространив те несколько номеров «Назад к Богу», которые у него были, он на всякий случай обратился в сиднейское отделение «Макмиллана» и обнаружил у них на складе некоторый запас прабхупадовской «Бхагавадгиты».

Компания «Макмиллан» недавно напечатала полторы тысячи экземпляров «Бхагавадгиты как она есть» в твердой обложке и тридцать пять тысяч — в мягкой. Хотя издатель сократил книгу больше чем на половину, Прабхупада все равно считал это победой. «Первое авторитетное, опирающееся на Парампару* издание на Западе», — сказал он. Бали-мардана выкупил все «Бхагавадгиты», которые нашлись на сиднейском складе «Макмиллана» и начал распространять их. Он твердо верил, что они представляют собой мощный инструмент внедрения сознания Кришны в Австралии.

* * *

Приказывая Шриле Прабхупаде донести послание Господа Чайтаньи до западных стран Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами не упоминал отдельно Австралию. Однако Прабхупада знал, что сознание Кришны остро необходимо распространить повсюду. Человеческая жизнь, утверждал Прабхупада, дарована живому существу для того, чтобы оно могло осознать свою духовную природу и вечный источник своего счастья. В Австралии, как и везде в мире, люди работали изо всех сил в бесконечной погоне за призраком материального счастья. Прабхупада был убежден, что так же, как и в Америке, Святое имя Господа вычистит всякое желание материального наслаждения из сердца жителей Австралии и пробудит в них сознание их истинной природы — природы любящих слуг Кришны.

Бали-мардана был не первым преданным, которого Шрила Прабхупада посылал на проповедь в одиночестве. Прабхупада уже открыл немало отделений в крупных городах мира, посылая туда одного-единственного человека. «Чтобы начать, больше и не требуется, — говорил Прабхупада. — Одной искренней души вполне достаточно, чтобы открыть новый центр». Шрила Прабхупада сам провел в одиночестве весь первый год своего пребывания в Америке. «Внешне я целый год жил один, — говорил он. — Но я никогда не чувствовал себя одиноким. Я всегда ощущал присутствие своего Гуру Махараджи. Вайшнав никогда не бывает один».

Бали-мардана помнил, как в первое время Шрила Прабхупада ходил в Томпкинс-Сквер в Нью-Йорке и пел там. Поэтому, взяв с собой одну лишь мридангу, Бали-мардана отправился в Парк Эль-Аламейн в центре Кингс-Кросса, в Сиднее и начал там петь: «Харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе».

Австралийцы, проходившие мимо, смотрели на Бали-мардану кто подозрительно, кто недоверчиво, и явно не понимали всей благоприятности происходящего. А между тем, здесь впервые находился смиренный вайшнавский проповедник, участвовавший в распространении могущественного метода пения Святых имен Кришны. Сами того не ведая, люди участвовали в этом действе, просто слушая эти звуковые вибрации, и получали от него благо,. Несколько недель назад закончились шестидесятые. Семидесятые же несли Сиднею могучую духовную жизнь.

* * *

Однажды возле поющего Бали-марданы остановилась парочка хиппи. Они рассказали, что неподалеку, в старом районе Вулумулу, есть заброшенный дом. Бали-мардана сразу же перебрался туда, чтобы сэкономить на аренде. Несколько недель спустя, 17 февраля 1970 года, в международный аэропорт Сиднея прибыл Упендра. Пройдя строгие таможенные проверки и окунувшись в толчею аэровокзала, он искал глазами Бали-мардану, которого никогда не видел. Ему показалось, что сквозь шум толпы он слышит звук мриданги — да! — это был звук мриданги, и это был Бали-мардана!

Упендра: Я очень удивился, когда увидел его. Он был тощий и длинноногий, с мешочком для четок на шее и в толстых очках без оправы. На голове у него была «прабхупадовка [3]», закрывавшая половину лба и завязанная тесемками под подбородком, покрытым трехдневной щетиной. Мне он показался непривлекательным — аскет, да и только — в своей мятой курте* и не менее мятых джинсах. Я ожидал несколько большего, но киртана, по крайней мере, грела сердце.

Бали-мардана взял сумки Упендры, и они вышли вместе из здания аэровокзала. Снаружи их обдало обжигающе горячим летним воздухом Сиднея. Стояла жара, столбик термометра поднимался выше сорока. Напротив выхода из аэровокзала их ожидало старинное такси марки «хольден». Бали-мардана постучал в стекло, и из задней двери автомобиля вылез заспанный человек, такой же помятый, как и сам Бали-мардана.

Упендра: Пока мы ехали в город, Бали-мардана познакомил меня с нашим красноглазым водителем. Его звали Ноэль. Это был простой парень, который иногда приходил, немного пел и давал небольшое пожертвование «на храм» из того, что зарабатывал извозом. Не знаю, что я представлял себе под словом «храм», но вскоре мы приехали туда — в заброшенный дом! Там не было электричества, не было горячей воды, а тараканы там были размером со скейтборд. Там было не особенно чисто, и ветер задувал в разбитые окна. Моя кровать была застелена газетами. Я просто расплакался. Трущоба!

Следующие несколько дней были тяжелыми для Упендры — он приспосабливался к новым условиям.

— Как мы сможем так жить? — спросил он у Бали-марданы.

— Видишь ли, — ответил Бали-мардана, — у нас практически нет денег. Мы копим на аренду нового помещения.

Совсем скоро Бали-мардана нашел небольшой дом в Поттс-Пойнте, на окраине, примыкавшей прямо к Кингс-Кроссу. Хотя по грязной улице шатались пьяницы, ночевавшие порой в канавах, это было все же лучше, чем трущобы. Это был вполне подходящий дом — заметное голубое здание, стоявшее на скальном склоне и смотревшее на широко раскинувшийся внизу старый Сидней с его доками, зелеными холмами и парками. При доме был просторный солнечный двор, а сам дом состоял из нескольких комнат, одна из которых выходила на веранду. Ребята задумались — как они это потянут? Но тут Упендра вспомнил о деньгах Гаргамуни — и вскоре дом был арендован.

* * *

Обоим ребятам было ясно, чего от них хотел Прабхупада — чтобы они делали то же, что делал он сам в первые дни на Второй Авеню, 26, в Нью-Йорке. «Проповедь, стряпня, литературная работа, беседы, пение», — вот что говорил Прабхупада.

Бали-мардана и Упендра знали, что это надежная, проверенная формула. Немало их духовных братьев и сестер отправлялись с нею в разные места — в Бостон, Сент-Луис, Монреаль, Сан-Хосе, Санта-Фе, Гамбург, Лондон — и добивались успеха. Прабхупада не раз повторял, в чем заключается секрет. «Я никогда не заботился о том, будут у меня слушатели или нет. Я был готов петь, даже если бы никто не пришел слушать». Истинный смысл пения Святого имени состоит в том, чтобы прославить Господа, а не в том, чтобы собрать толпу народа. «Если Кришне приятно слушать, то он попросит каких-нибудь хороших преданных собраться в этом месте».

Бали-мардана с Упендрой каждый день выходили на солнечные улицы и в парки старого Сиднея — один пел, а другой распространял книги. Небольшой запас журнала «Назад к Богу» давно уже кончился, и они заказали в Америке еще. Подходила к концу и макмиллановская Бхагавадгита.

Упендра: Почти сразу мы заказали листовки с изображением Шрилы Прабхупады и цитатами из его очерка «О пении “Харе Кришна”». Их мы продавали по двадцать центов. Это было немного, но уже что-то. Мы вручали их людям и просили «два шиллинга». «Два шиллинга? За листок бумаги?» Но к концу дня набиралось порядочно.

Бали-мардана написал про новый центр в Сиднее Шриле Прабхупаде, в Лос-Анджелес. Упендра добавил короткий постскриптум и вырезку из местной газеты — первую заметку в сиднейской прессе, которая называлась «Бали принес послание». В ней Бали-мардана описывался как «человек, близкий к Богу».

В статье полностью приводилась харе-кришна-мантра и описывалась миссия Бали-марданы: «Бали прибыл в Сидней две недели назад после шести месяцев пения и танцев на улицах Токио. Он хочет основать в Сиднее центр бхакти-йоги*».

* * *

Однажды, возвратившись домой с санкиртаны ребята с радостью обнаружили в маленьком почтовом ящике рядом с воротами голубой конверт авиапочты. Бали-мардана нетерпеливо вскрыл письмо и прочитал вслух следующее:

Дорогой Бали-мардана, прими мои благословения. Я получил и внимательно прочитал твое в высшей степени вдохновляющее письмо от 18 февраля 1970 года. Мне очень приятно, что тебе нравится общество Упендры. Вместе вы, разумеется, достигнете успеха в развитии нашей австралийской ятры*.

Я очень доволен твоим поведением в том, что касается развития нашего Движения сознания Кришны. Ты очень серьезно отнесся к моему желанию открыть центр в Австралии и добровольно взял на себя ответственность. Все это очень вдохновляет меня. В нашем Движении первейшее качество, которое требуется от преданного — это энтузиазм. Так что трудись терпеливо, пребывая в убеждении, что дело должно быть сделано. В то же время мы должны быть очень и очень строги в соблюдении заповедей и повторении шестнадцати кругов. Мы должны быть чисты в отношениях с другими людьми и всегда держаться общества преданных. Пожалуйста, не стесняйся писать мне хотя бы раз в две недели, чтобы я был в курсе всей вашей деятельности.

Ты так много делаешь для исполнения желания моего духовного учителя, что являешься, конечно, косвенным представителем моего Гуру Махараджи. Это он помогает мне, посылая так много молодых парней и девушек, иначе кто помог бы мне в моей миссии, когда я приехал сюда без гроша в кармане и не имея друзей? Я могу лишь молить Кришну позаботиться о тебе, ведь мне больше нечем отплатить тебе за твое искреннее служение моей миссии. Пожалуйста, передай мои благословения Упендре. Я с нетерпением жду вашего следующего письма.

Шрила Прабхупада гордился достижениями своих юных учеников в Сиднее. Кому бы он ни писал в феврале и марте 1970 года, он с радостью посылал вести об их успехе и первую заметку из сиднейской газеты.

* * *

Упендра с Бали-марданой очень серьезно восприняли просьбу Шрилы Прабхупады писать ему каждые две недели. В одном из таких писем Упендра заметил, что австралийцы, похоже, много читают. Прабхупада ответил, что это говорит о том, что там можно хорошо распространять книги. Прабхупада подчеркнул, что книг у нас сейчас уже более чем достаточно, чтобы удовлетворить даже самый ненасытный спрос на чтение — три тома Шримад-Бхагаватам, «Бхагавадгита как она есть», «Учение Господа Чайтаньи», «Нектар преданности» и «Кришна, Верховная Божественная Личность», а кроме того, «Легкое путешествие на другие планеты». Шрила Прабхупада предложил сиднейскому центру немедленно направить в Бостон заказ на новую «Шри Ишопанишад». Ребята так и сделали.

Бали-мардана сообщил Шриле Прабхупаде, что принимая во внимание размер толпы, которая собиралась, когда они с Упендрой исполняли санкиртану, можно было говорить о том, что молодое поколение австралийцев хорошо принимает сознание Кришны. Он собирался петь и распространять книги в студенческих городках, начиная с Сиднейского Университета. Прабхупаду эти новости очень порадовали.

Я с удовольствием узнал обо всем, что ты сделал за это время. Здесь, в Штатах, тоже… в двух крупных колледжах наше «Учение Шри Чайтаньи» принято в качестве учебного пособия, а два других колледжа приобрели много наших книг для своих студентов… Книги, которые мы предлагаем, не имеют себе равных, по крайней мере, на Западе. Так что если тебе удастся убедить руководство учебных заведений, то наши книги будут приняты в университетский учебный план. Я жду отчета о результатах встречи в Университете. Чистота твоих целей сама будет помогать тебе все больше и больше, потому что Кришна восседает в твоем сердце, и когда Он видит, что ты нуждаешься в чем-то, чтобы служить Ему, Он сразу даст тебе все необходимое.

* * *

Хотя обычно Шрила Прабхупада не приветствовал «импорт» преданных — он предпочитал, чтобы преданными становились местные мужчины и женщины, — для Австралии у него был особый план. Прабхупада решил послать в Австралию, на помощь проповедникам, молодых брахмачари из Англии, и написал в Лондон, Мукунде.

Я узнал, что граждане Англии могут свободно переселяться в Австралию, и стоит это всего $20. Поэтому в данных обстоятельствах ты можешь послать несколько брахмачари помогать нашему новому центру в Австралии. Это будет лучше всего, поскольку британское правительство возьмет на себя все их путевые расходы. Кроме того, ты можешь помочь им, послав им из Лондона документы «ИСККОН Лтд», чтобы они могли сразу же присоединиться в качестве местного отделения. Адрес в Сиднее:

Храм ИСККОН

26 Хордернз Плэйс

Поттс-Пойнт

Новый Южный Уэльс, 2011

* * *

Весть о пении «Харе Кришна» постепенно распространилась в Сиднее. Сингл «Харе Кришна», записанный знаменитым «битлом», Джорджем Харрисоном с преданными и выпущенный студией «Эппл» в октябре 1968, сейчас занимал пятидесятую строку в сиднейском хит-параде и продолжал забираться все выше. Премьерный мюзикл «Волосы» с концовкой в виде вдохновенного пения «Харе Кришна», шел в Театре Метро на Кингс-Кроссе при постоянно переполненном зале.

Двое молодых преданных продолжали свою проповедь санкиртаны*. Постепенно вокруг них начала формироваться группа людей, которые проявляли нечто большее, чем просто поверхностный интерес к их усилиям в этом направлении.

Длинноволосый Билл Уиллис из Беркли — друзья называли его «Калифорния-Билл» — все больше разочаровывался в материальной жизни. Его отец, пилот компании «Пан-Ам» предложил сыну бесплатный билет в любую точку мира. Все его друзья стремились в Европу, но Билл, который был вегетарианцем и макробиотиком, решил посетить Гавайи, Окленд и Сидней. Он снимал квартиру на Дарлингхёрст-роуд в Кингс-Кроссе, и иногда его можно было встретить бесцельно слоняющимся по улицам мимо сомнительных баров и стриптиз-клубов.

В один прекрасный день он увидел на улице преданного в вязаной шапочке и свитере, и когда их пути пересеклись, преданный тепло улыбнулся и сказал: «Харе Кришна». Они разговорились, и преданный, представившийся Упендрой, пригласил Билла в храм. Это была не первая встреча Билла с преданными. Еще в Беркли он дал однажды пожертвование преданному на Телеграф-авеню, получив взамен карточку с напечатанной на ней маха-мантрой*. Страстно желая испытать обещанную беспредельность, Билл сразу же начал повторять ее. Вскоре после этого он встретил преданных, которые пели в студенческом городке Калифорнийского Университета в Беркли, а потом еще в Сан-Франциско, на каком-то авангардном арт-фестивале под открытым небом.

И теперь Билл с радостью узнал, что от его квартиры до сиднейского храма Кришны всего несколько минут ходьбы. Он стал ходить в храм каждый день, и на него произвели большое впечатление лекции Упендры по философии сознания Кришны. Иногда Билл присоединялся к преданным, когда они пели на улице, в особенности же он полюбил удивительно вкусный прасад*.

* * *

Двадцатилетняя Дженни Уэсли, киноактриса из Мельбурна, недавно снялась вместе с Миком Джеггером из «Роллинг Стоунз» в главной роли в фильме «Нед Келли» — истории самого печально знаменитого каторжника Австралии. Сейчас она продолжала свою кино- и теле-карьеру в Сиднее. Однажды, возвращаясь с работы домой, в Кингс-Кросс, она увидела Бали-мардану, Упендру и Билла, которые пели в Парке Эль-Аламейн.

Дженни: Сначала мне показалось, что они выглядят довольно странно. Может быть, это буддисты? Но тут я узнала мантру из мюзикла «Волосы», который был тогда очень популярен.

Я подошла к Бали-мардане и спросила его, что он делает. Он объяснил и вручил мне карточку с мантрой. Он сказал, что если я буду петь эту мантру, она избавит меня от всех тревог. Я принесла карточку домой и прилепила ее к стене на кухне. Я брала уроки пения и решила петь мантру каждый день вместо распевки…

* * *

Постоянно переписываясь с двумя своими юными учениками в Сиднее, Шрила Прабхупада побуждал их распространить свою проповедь на студенческие городки. В одном письме он приводит такой пример. Если попытаться согнуть взрослый бамбук, он треснет и сломается. Австралийская же молодежь подобна молодому зеленому бамбуку, который, пока он еще молод, можно гнуть и обрабатывать. Именно за молодым поколением, заключал он — будущее Движения сознания Кришны.

12 марта, вторник. Обычный осенний день. Студенты мирно беседуют и поглощают свой завтрак, разлегшись тут и там на ухоженных лужайках студенческого городка, окружающих величественное готическое здание старейшего в Австралии учебного заведения.

Упендра и Бали-мардана запланировали на это утро учредительный фестиваль санкиртаны. Студенческая газета «Хони Сойт» восторженно прорекламировала это событие: «Харе Кришна идет!» Статья под таким заголовком сопровождала фотографию нью-йоркских преданных, исполнявших санкиртану на улице.

Двое учеников из движения «Харе Кришна» проведут во вторник на центральной лужайке студгородка тусовку с пением «Харе Кришна» и танцами в трансцендентном экстазе... Они говорят, что слова «Харе Кришна» являются духовной звуковой вибрацией, которая способна ввести поющего в состояние запредельного восторга, освободив его при этом от иллюзорной материальной концепции жизни.

Один из учеников приходит в парк с барабаном или иным музыкальным инструментом и начинает петь «Харе Кришна».

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Кто ответит на эту запредельную звуковую вибрацию, тот немедленно уносится к источнику этого звука. Через короткое время вокруг такого ученика может сидеть несколько сотен человек, погруженных в духовное пение. И это именно то, к чему стремятся ученики, которые придут к нам сегодня…

Ученики говорят, что «Харе Кришна» представляет собой божественный метод возрождения нашего спящего духовного сознания. Будучи изначально духовными душами, мы от природы являемся сознающими Кришну существами, но из-за того, что мы с незапамятных времен контактируем с материей, наше сознание сейчас испорчено материальной атмосферой. Производя эти запредельные звуки, мы можем вымести из своего сердца всю нечистоту.

Ученики обещают всем участникам постоянное ощущение кайфа без употребления каких-либо искусственных стимуляторов и без падения после каждого нового достижения вершины удовольствия. Они не требуют с участников никакой платы. Их поклонение Богу состоит из пения и танцев, но самым главным является повторение слов «Харе Кришна». Наверное, все слышали запись пения в лондонском храме Харе Кришна, выпущенную недавно Джорджем Харрисоном, но, наверное, мало кто понимает глубокое духовное значение этих слов.

Приходите во вторник и попробуйте…

К тому времени, когда в студенческий городок приехали Упендра с Биллом, там уже собралась толпа. На Упендре было желтое дхоти* и такой же тюрбан, курта с короткими рукавами и красивый вязаный жилет. Широко улыбаясь, он начал мелодичную киртану, которую подхватил облаченный в шафран Бали-мардана. Билл, недавно переехавший в храм и обривший голову, стоял и пел позади них.

Картина был поразительная. Вокруг поющих преданных и Упендры большим кругом стояли студенты. Ритмичный глухой рокот барабана и нежный звон каратал* наполнили пространство, ограниченное с четырех сторон зданиями. Студенты начали танцевать.

Киртана звучала все быстрее. Вскоре уже сотни юношей и девушек пели, стоя в кругу, одни держались за руки, а другие прыгали вольным стилем, участвуя в духовной «тусовке».

Внезапно один из молодых людей бросился к Упендре. «Вас крутят по радио», — сказал он. Он прижал к уху Упендры маленький приемник, и теперь Упендра, лучезарно улыбаясь, слушал между мантрами радио, покачивая в такт головой. Это была запись Ямуны и лондонских преданных с Джорджем Харрисоном, недавно выпущенная студией «Эппл».

После часовой брызжущей вдохновением киртаны Упендра и Бали-мардана убедились в том, что распространение сознания Кришны в Австралии — дело многообещающее. Эти парни и девушки совершали духовное продвижение — и им это нравилось! Бали-мардана и Упендра начали строить планы создания в Сиднейском Университете Харе-Кришна-клуба.

* * *

Бали-мардана и Упендра постоянно сообщали Шриле Прабхупаде о своих новых достижениях в студенческом городке. Прабхупада был счастлив, получая известия об успехах своих учеников в Университете, и говорил, что они «вселяют радость». Он продолжал писать своим ученикам о неотложной необходимости распространения сознания Кришны среди австралийской молодежи.

Просто попытайтесь убедить молодежь в том, что это Движение очень важно и что одного этого смелого начинания достаточно, чтобы решить все проблемы мира. Сознание Кришны — не что-то сухое. Оно включает в себя все разнообразие человеческого знания. Мы можем указать направление и в политике, и в социологии, и в религии, и в философии, и в искусстве, и в музыке, и в эстетике… Оно совершенно. Мы просто должны донести эту новую мысль до всех людей, очень величественно.

Шрила Прабхупада выбрал очень правильное выражение, назвав сознание Кришны «новой мыслью». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур использовал те же слова — «нечто доселе неизвестное, новое или необычное» — в своем последнем послании Прабхупаде, которое он написал всего за две недели до своего ухода из этого мира в 1937 году. «Я совершенно уверен, — писал он, — что из тебя выйдет очень хороший англоязычный проповедник...

«Совершенная уверенность» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура была не пустой надеждой. Он прочитал и оценил стихотворение, написанное Прабхупадой в 1935 году, из которого ясно видно, что ученик понял настроение и миссию своего духовного учителя. В этом стихотворении Прабхупада описывает незавидное положение человечества:

(Стихи послать Киреевой) стр. оригинала 18

Падшие души забыли свое изначальное положение — положение слуг Бога. Теперь они бродят в материальном мире. Отец иногда посылает доверенное лицо посетить свое заблудшее дитя и напомнить ему о доме. И Прабхупада описал своего духовного учителя как такого посланника Господа Чайтаньи.

(Стихи стр. 19)

Было ясно, что сознание Кришны — неизвестное доселе «послание служения», и пробудить спящие души к истинному осознанию себя как вечных, некогда заблудших слуг Кришны — это задача вайшнавского проповедника. Падшие души, если их полностью пробудить, способны ощутить доселе неизвестную им жизнь, сознание Кришны, как «полную надежности».

Прабхупада завершает свое стихотворение так:

(Стихи стр. 19)

Сознание Кришны — это санатана-дхарма*, вечная религия, и как таковая, очень точно описывается словом «старейшая». Но могучая проповедническая миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати явилась миру ныне в «новых одеждах» — в облике Международного общества сознания Кришны, основанного А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Так же, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возлагал свои надежды на Шрилу Прабхупаду, Прабхупада теперь возлагал большие надежды на своих юных учеников в Австралии. От них теперь зависело «донести эту новую мысль до всех людей, очень величественно». Прабхупада дал понять, что он подразумевает под этим словом, насколько «величественно» должны идти дела в Австралии. «Я надеюсь, — написал он Бали-мардане, — что ты сможешь основать как минимум 10 центров в Австралии и на близлежащих островах. Это мое желание».

* * *

В один прекрасный день Упендра и Бали-мардана открыли для себя «Поместье» — огромный участок зеленой, ухоженной земли, на которой в беспорядке росли старые смоковницы. Поместье, находившееся недалеко от города, издавна было известно как «Народный парк», куда издавна тысячами приходили люди, чтобы посмотреть на игру в крикет или на военный парад. С недавних пор Поместье стало местом выражения протеста против присутствия ядерных баз и участия Австралии во вьетнамской войне. В этом парке, до которого от их маленького храма можно было дойти пешком, каждое воскресенье собирались толпы людей, всегда готовых послушать того, кому есть что сказать. Философы, евангелисты, политики и народные герои выступали здесь, взобравшись на лесенки, и приобретали немало приверженцев, так же, как это происходит в «Уголке ораторов» лондонского Гайд-парка.

Преданные приходили в Поместье каждую неделю и каждый раз видели десятки ораторов, уже стоящих на лесенках и пустых ящиках. Они проповедовали самые разные идеи и доктрины: креационизм, рационализм, пацифизм, республиканизм — всех и не перечислить. Христианские фундаменталисты с лозунгами «Мы должны родиться снова» и «Конец близок» соперничали с другими настоящими и ненастоящими проповедниками. Коммунисты и анархисты соседствовали здесь с ирландскими революционерами и старыми австралийскими аборигенами, исполнявшими народные песни. Члены «Общества плоской земли» раздавали свои листовки и плакаты, а другие группы держали плакаты: «Размножайтесь или исчезнете», «Австралия для белых. «Нет» желтой опасности, латинам, арабам и черным» и даже «Убей коммуниста ради Христа».

Одним из самых популярных ораторов был некто Вебстер — эксцентричный, громогласный человек, очаровывавший, язвивший и оскорблявший своих слушателей неиссякаемым потоком псевдо-интеллектуализма, философской мешанины и сексуальных намеков. До прихода преданных Вебстер регулярно собирал вокруг себя самые многочисленные толпы. Преданные же составили ему сильную конкуренцию — к вящей его досаде.

Бали-мардана и Упендра сначала пели некоторое время, затем обращались к собравшимся, а потом открыто приглашали всех присутствующих отправиться с ними в храм на «Пир любви». После этого преданные, сопровождаемые разношерстной толпой хиппи и «свободных душ», возвращались в храм, проходя мимо верфей и поднимаясь затем в гору по дороге в Поттс-Пойнт, которая вела на скалу, к необычному старому дому, ставшему храмом.

Упендра, превосходный повар, всю вторую половину субботы и воскресное утро проводил на кухне, стряпая разнообразные вкусные блюда: рис, овощи, соленый арахис с изюмом, маслянистую халаву* и густой сладкий рис, подававшийся холодным. Все это раздавали гостям чайной ложкой.

По особым случаям Упендра готовил сладкие шары — гулабджамуны* — так, как научил его Шрила Прабхупада. В субботу он допоздна стоял у плиты, жаря маленькие шарики на медленном огне в гхи*, пока они не раздувались и не становились золотисто-коричневыми. Потом он по одному доставал их шумовкой из гхи и клал пропитываться в густой сахарный сироп.

Упендра с удовольствием объяснял гостям, что Прабхупада называл эти сладости «пулями ИСККОН», потому что они — оружие в войне против майи.

Название «Пир любви» было придумано самим Шрилой Прабхупадой еще в 1966 году. Прабхупада говорил преданным, что эти пиры для всех должны стать важной частью деятельности ИСККОН. Как он говорил много раз, пища, предложенная Кришне, становится духовной, и всякий, кто ест прасад, получает огромное духовное благо. Итак, милость Кришны в форме вкуснейшего прасада стала регулярно появляться в Сиднее.

* * *

Кристофер Уорден, искренний и умный молодой американец и его подруга из Северной Англии, Кристина Флинн, совершали кругосветное путешествие и совсем недавно приехали в Австралию из Индонезии. Въехав с попутной машиной в Северную Территорию — тропическую зону Австралии — через Дарвин, и путешествуя автостопом, они остановились на некоторое время в Таунсвилле, чтобы подзаработать, нанявшись в молодежную гостиницу. Теперь, поселившись на окраине Сиднея, Крис, бывший доброволец Корпуса мира, работал подручным на стройке. Кристина, подававшая коктейли в баре, на одних чаевых зарабатывала больше, чем Крис за весь рабочий день.

Крис: Однажды я возвращался домой с работы, и подземка извергла меня, вместе с тысячами таких же, как я, работяг, из станции Уинъярд на улицу Джорджа в нижнем Сиднее. Я должен был повернуть направо, чтобы сесть на автобус в Поттс-Пойнт, где мы в то время жили в полуподвале.

Вдруг краем правого глаза я уловил вспышку необычного цвета, повернулся и увидел первого в моей жизни преданного, которого звали, как я позже узнал, Упендрой. На нем был тюрбан, поэтому я вначале не заметил бритой головы. Он был одет в желтые одежды и вязаный жилет, который Упендра так любил. Он стоял, улыбаясь своей ангельской улыбкой, и распространял журнал «Назад к Богу».

Я спросил его: «Что все это значит?» И он рассказал мне нечто, что было полно для меня глубокого смысла — задело меня за живое, если хотите. Он сказал, что любовь к Богу — это естественная склонность, дремлющая в сердце каждого живого существа, причем не только души, обитающей в человеческом теле, но и вообще во всех одушевленных телах.

Еще он сказал, что любовь к Богу можно оживить пением «Харе Кришна». Как семя поливают водой, сказал он, так и семя любви к Богу поливают пением «Харе Кришна».

Мы стояли на краю тротуара, а мимо проходил какой-то бизнесмен. Упендра наклонился вперед и проговорил ему прямо в правое ухо: «Харе Кришна». Как я понял, это было демонстрацией процесса поливания. Он объяснил мне, что не играет роли, понял человек или нет важность звуковой вибрации, которая вошла в его ухо. Результат все равно будет: Бог и Его Имя — абсолютны. Упендра дал мне карточку и пригласил меня прийти в храм вечером.

Затейливого вида четырехкомнатный домик с голубыми стенами, обтянутыми мешковиной, из которого открывался вид на Сидней, стал местом проведения вечерних лекций по Бхагавадгите, проходивших по понедельникам, четвергам и пятницам. По счастливой случайности храм находился за углом от дома, в котором жили Крис и Кристина. В тот вечер они собирались пойти на занятия по йоге, но Крис, вернувшись домой, сказал Кристине: «Давай не пойдем туда, давай пойдем в другое место, это рядом, за углом».

Крис: Я помню, как мы пришли в маленькую комнату, которая и была главным храмовым помещением. Как только рассеялся дым благовоний, я впервые заметил бритые головы. Но мне все это показалось совсем не таким странным, как большинству людей, когда они впервые попадают в такое необычное окружение. Когда я слушал лекцию Упендры, он показался мне очень привлекательным и захватывающим оратором. Он был совершенством, когда старался представить философию в кристально-чистом виде. Я не смог бы поспорить ни с одним его утверждением. Все это меня крайне заинтересовало, и я горел желанием узнать побольше.

Кристину философия так сразу не убедила. «Почему они одеваются как индийцы?» — думала она. Кроме того, она нашла, что сидеть скрестив ноги в микро-мини-юбке — акробатический номер, который ей не под силу. Один раз она хихикнула над каким-то высказыванием Упендры. Крис повернулся к ней и велел ей сидеть тихо. В отличие от него, она просидела молча до конца встречи, старясь понять, что все это значит. В тот вечер Крис купил новый номер «Назад к Богу» и после этого стал регулярно ходит на воскресные пиры.

* * *

12 апреля сиднейская газета «Глашатай солнца» опубликовала большой репортаж о преданных. Статья, озаглавленная «Храм Харе Кришна в Поттс-Пойнте», сопровождалась фотографией, на которой был изображен аскетичный Бали-мардана с мридангой, сидящий скрестив ноги на полу и беседующий со скромным бородатым журналистом. Упендра сидел рядом с простым алтарем, который непосвященному мог показаться просто парой коробок, поставленных одна на другую и накрытых куском ткани, которые были украшены двумя подсвечниками и какими-то картинками. Журналист, Крис Притчард, написал точный и правдивый отчет о своем посещении храма:

На этой неделе я провел один день в первом в Сиднее храме религии Харе Кришна.

Эта религия, впервые представленная Австралии в прошлом месяце, была принесена в Соединенные Штаты Америки несколько лет назад. Сейчас в активе Харе Кришна десятки тысяч последователей и множество зданий и сельскохозяйственных общин по всей Америке и Европе.

Австралийский центр Международного общества сознания Кришны арендует старый дом в Поттс-Пойнте.

Сладкий аромат благовоний струится из дверей голубого домика. На аллее в саду двое молодых людей в длинных одеждах — оба американцы, один женат, другой нет — хлопают в ладоши и неторопливо ходят взад и вперед по аллее, напевая то, что хорошо знакомо каждому молодому австралийцу:

харе кришна харе кришна
кришна кришна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе

Этот напев, разумеется известен каждому, потому что звучит в одной из песен мюзикла «Волосы». Но мало кто из слышавших его молодых людей связывает это пение с религией Харе Кришна.

В доме мужчина готовит по индийскому рецепту вегетарианское блюдо из риса и овощные шарики. В другой комнате несколько австралийцев слушают музыку Кришны. Я снимаю обувь и вслед за двумя американцами вхожу в святая святых — храм Харе Кришна.

Мы садимся, скрестив ноги, перед алтарем, который украшен изображением Прабхупады, А.Ч. Бхактиведанты Свами, международного руководителя этой веры, того самого человека, который принес ее из своей родной Индии всему миру.

Я спрашиваю, как их зовут. Один из них, в очках, откладывает в сторону барабан, на котором он играл, и говорит: «В прошлом году, когда мы решили полностью посвятить себя миссии «Харе Кришна», мы оставили свои американские имена. Я — Бали-мардана-дас, а моего друга зовут Упендра-дас». Мы приехали в Австралию, имея задачу открыть здесь десять центров Харе Кришна, после чего сюда приедет наш международный руководитель.

Мы начали здесь скромно, наши карманы пусты, питаемся мы довольно скудно, но посмотрите, как это было в Британии. В прошлом году у нас там совсем не было поддержки, а в этом году мы до отказа заполнили пятиэтажное здание, купленное нами у Армии Спасения».

Два бывших студента университета изучали восточные религии и оказалось, что религия Харе Кришна их привлекает. Они открыто признают, что их убеждения и требования могут показаться большинству людей чрезмерными.

«Мы не курим и не пьем — даже табак и чай. Азартные игры тоже запрещены. Так же как наркотики и незаконный секс». Упендра-дас и Бали-мардана признают, что для хиппи их философия привлекательна, но немногие из хиппи готовы пожертвовать своими желаниями ради простых вкусов Харе Кришна. «И все-таки наша религия — религия радости», — говорит Упендра-дас.

* * *

Поздним вечером в шестой день Пасхи Вилли Пфандтнер, высокий худой швед с длинными светлыми волосами и усами, как у викинга, прогуливался по Кингс-Кроссу и увидел огромную толпу людей у фонтана Эль-Аламейн. Подойдя ближе, он услышал пение и сразу же узнал слова песни.

Вилли: Мы с другом, Йоргеном Сандвалем, прибыли в Австралию из Швеции. По дороге мы купили альбом «Фаггс», и там была харе-кришна-мантра в исполнении Алена Гинсберга. Мы постоянно пели ее, пока ехали через Непал. В тот вечер я купил у Бали-марданы буклет «О пении “Харе Кришна“» и принес его домой. Йорген тоже заинтересовался. В буклете говорилось: «Пир любви — каждое воскресенье в 16:30 по адресу: Горденз-плэйс, 26, Пост-Пойнт». И мы пошли.

Они очень обрадовались, узнав, что преданные читают то же самое издание Бхагавадгиты, которое было у них. Кто-то подарил им в Афганистане голубую сокращенную «Бхагавадгиту как она есть», и они оба читали ее.

Йорген: Кроме того, я читал «Тибетскую книгу мертвых». Бали-мардана пригласил меня на веранду, которая выходила на город, и там вдребезги разбил всю мою философию. Я подумал, что он довольно тяжелый человек. Но во время прасада он полностью изменился. На самом деле это был совершенно очаровательный человек.

Вилли и Йорген стали повторять мантру на четках. Они начали понимать философию и с удовольствием общались с преданными. Оба они регулярно употребляли марихуану, но повторяя мантру день за днем, они постепенно обнаружили, что утрачивают вкус к своему прежнему гедонистическому образу жизни. Им очень нравилось сознание Кришны, но они никак не могли принять окончательного решения.

* * *

Билл регулярно помогал Упендре на кухне и находил большое удовольствие в том, чтобы слушать его рассказы о том, как начиналось сознание Кришны в Америке. Упендра мешал в разных кастрюлях, где готовились овощи, а Билл катал шарики «простое чудо» (сладости из сахара, масла и сухого молока) для воскресного пира. Биллу нравилось это общение с Упендрой, но особенно он любил прасад. Бывший до этого тощим и долговязым, он враз прибавил десять килограммов веса, и Упендра называл его «прасадоманом». К сожалению, нежась в теплой атмосфере общения с Упендрой, Билл считал Бали-мардану слишком напористым. Бали-мардана постоянно нападал на прочно укоренившиеся в уме Билла имперсонально-философские заблуждения. Биллу он казался грубым, и тот гадал, сколько еще сможет это вытерпеть.

Когда вторая неделя его пребывания в храме подходила к концу, Билл решил продолжить свое путешествие. Он написал на куске картона «КВИНСЛЭНД», и собрался выйти с этим плакатом на дорогу, чтобы автостопом добраться до тропического севера Австралии. Он спокойно паковал вещи.

Но в воскресенье утром Упендра попросил Билла приготовить сладкий рис для воскресного пира. Чувствуя себя обязанным, Билл терпеливо мешал ложкой молоко, кипевшее в огромной кастрюле, дожидаясь, пока оно уварится, станет густым и достигнет требуемого кремообразного состояния. На это ушло три с половиной часа.

«Ого! Кажется, я опаздываю, — подумал Билл и отложил ложку. — Уже время… Уже почти время воскресного пира». И Билл решил отправиться в солнечный Квинслэнд после пира. Но к тому времени, как он уже насладился своими любимыми лакомствами — «простым чудом», халавой, сладким рисом — и подошел за добавкой, он был уже полностью удовлетворен. Он обнаружил, что путешествия больше не привлекают его. Тогда он распаковал свои вещи и, полный новой решимости, спрятал в свой сундучок полную тарелку «простых чуд» — запас на всю следующую неделю.

* * *

Вдохновенные певцы, в состав которых входили теперь Бали-мардана, Упендра, Билл и случайные прохожие, привлекали внимание не только молодых людей к сознанию Кришны, но и полиции — к себе. Чем больше народа собиралось вокруг преданных, тем беспокойнее чувствовала себя полиция. Последовали предупреждения: «Разве вы не знаете, что петь на улицах — запрещено?» Скоро это вошло в привычку, стало общим местом, и на это перестали обращать внимание.

Как-то раз, субботним вечером, когда «на Кроссе» особенно многолюдно, к преданным подъехал черный полицейский фургон, из которого выскочили два дюжих полисмена. «Кто у вас тут главный?» — зарычал один из них. Упендра и Билл робко посмотрели на своего лидера санкиртаны, и Бали-мардана провел ночь в КПЗ Дарлингхёрста.

Далее Бали-мардане пришлось предстать перед судом «малых сессий»[4]. Отчет об этом событии вместе с газетной статьей, озаглавленной «Суд над лидером секты Харе Кришна» был послан Шриле Прабхупаде. 19 апреля 1970 Шрила Прабхупада ответил практическим советом:

Служа Кришне ты на несколько часов попал в тюрьму. Попытайся представить это движение как культурное, а не религиозное.

Мы на самом деле представляем культуру Бхагавадгиты. Бхагавадгита широко известна, ее читают во всем мире, особенно ученые и философы. Религиозные деятели не читают Бхагавадгиту. Я никогда не видел христианского или иного священника, читающего эту книгу, но философы и ученые всего мира читают ее регулярно. Даже политики и разные специалисты читают ее, как, например, д-р Рил из Бомбея. Он даже прокомментировал Бхагавадгиту с точки зрения медицинской науки. Я слышал, что профессор Эйнштейн, величайший ученый, регулярно читал Бхагавадгиту, и к концу жизни практически сознавал Бога. Проводя научные исследования, он оценил удивительное космическое проявление, и как ученый, признал, что создать подобное чудо мог только великий разум, и этот разум — Бог.

Поэтому практически наше представление Бхагавадгиты людям — не есть религиозная деятельность. Так или иначе, ты имеешь возможность проповедовать в среде студентов, и это очень хорошо. Поэтому даже если местные законы запрещают петь на улицах, ты можешь воспользоваться всеми преимуществами образовательных учреждений. Мы не обусловлены никаким особым местом или положением, мы просто пользуемся любой возможностью петь и говорить.

Кроме того, Прабхупада написал, что скоро из Лондона к ним приедет молодой брахмачари, Тиртхапада-дас.

* * *

Упендра женился всего за неделю до своего отъезда из Америки в Австралию, и сейчас тосковал по своей жене, Читралекхе, которая, как предполагалось, должна была вскоре присоединиться к нему, но все никак не могла получить визу. Полиция не ослабляла своей бдительности, и Упендра приходил в отчаяние при виде этой новой аскезы. Движение сознания Кришны было слишком сурово: оно не желало вступать в какие бы то ни было контакты с законом. Он изложил свои мысли в письме и, приложив к нему несколько газетных вырезок, отправил его Шриле Прабхупаде. 22 апреля 1970 Шрила Прабхупада ответил письмом, в котором содержались новые практические советы и решения.

Не беспокойся о своей жене. Она пытается получить въездную визу, ей помогает Мадхудвиша. А пока что я прилагаю к этому письму копию письма начальника полиции ко мне, в надежде, что этот документ позволит тебе получить разрешение на проведение уличной санкиртаны.

Мы — лучшее в мире движение за мир, мы пытаемся дать человечеству превосходнейшее знание. С нами должен сотрудничать каждый, но, к сожалению, мы живем в эпоху Кали, и люди не очень-то рвутся к истинным вещам, так что не падай духом. Продолжай делать то, что делаешь, и Кришна не оставит тебя. Сталкиваться с трудностями в проповеди — это своего рода аскеза. Эта аскеза не пропадет даром. Чем больше трудностей мы преодолеваем, тем больше привлекаем к себе внимание Кришны. Поэтому мы должны быть готовы столкнуться в своей проповеднической работе со всеми видами трудностей. Усилия, которые мы совершаем, помогают нам прогрессировать на пути к сознанию Кришны.

Я уже писал в своем последнем письме к Бали-мардане, что был очень встревожен, узнав новости о тебе. Это твое письмо принесло мне большое облегчение. Большое тебе спасибо, что ты так трудишься ради этого движения. Кришна, конечно, наградит тебя достойным образом за твой духовный труд. Будь благословен и проповедуй.

Прабхупада приписал от руки: «Гаргамуни говорит, что все еще не получил $1500».

* * *

К апрелю 1970 ИСККОН состоял из 26 отделений, разбросанных по всему миру. Ясно, что как преданные постоянно думали о Прабхупаде, так и он постоянно думал о них. Сказать, что Шрила Прабхупада был благодарен своим юным ученикам за то, что они шли на риск и аскезы ради него, значило бы не сказать ничего.

Вот что Прабхупада писал Шридама-дасу, молодому преданному, открывшему маленький центр в Провиденсе, на Род-Айленде.

Когда открывается новый центр, и мои ученики достойно им управляют, это доставляет мне наслаждение, подобное Вайкунтхе. Ваманадева превосходно ведет дела в Сент-Луисе, и я посылаю тебе фотографии, на которых запечатлена его деятельность. То же делают Бали-мардана и Упендра в Австралии. Все эти новости для меня — животворящая амброзия, так что чем больше вы откроете отделений, тем дольше будет моя жизнь. Поэтому если вы, мои ученики, хотите, чтобы я пожил подольше, продолжайте открывать новые отделения, чем больше, тем лучше.

* * *

Ноэль, водитель такси, перестал приходить в храм под предлогом философских сомнений, но Дженни, киноактриса, стала приходить чаще. Ей нравилось пение, и, конечно, прасад — горячее молоко, ароматизированное мускатным орехом и бананом, нарезанные ломтиками апельсины и инжир, которые подавали после лекций в середине недели. Ей нравилось иногда участвовать в пении около фонтана.

Группа «Пляжные мальчики» давала серию концертов в отеле «Шеврон», а Дженни помогала им и пригласила их в храм. Сами они так и не пришли, но их вежливый, хорошо одетый менеджер один раз пришел и принес в качестве подношения землянику. Преданные были потрясены. Вот если бы Дженни присоединилась к ним! Это было бы очень престижно.

Разумеется, пение мантры повлияло на Дженни. Она заметила, что ее система ценностей меняется. Недавно она стала вегетарианкой. Но она все же ощущала некоторое внутреннее сопротивление. Она не могла принять полностью философию и, как она говорила, купила «Бхагавадгиту как она есть» только чтобы помочь преданным. Упендра и Бали-мардана слишком много, как ей казалось, ссорились. Но пение на улице ей по-прежнему нравилось.

Однажды она спросила, можно ли ей пойти на санкиртану в сари. Упендра согласился и дал ей одно из сари своей жены, но он не знал, как его надевать.

Дженни: Упендра попытался помочь мне надеть сари поверх джинсов. Каким-то образом он обмотал его вокруг меня не один раз, а два, и мне пришлось семенить к фонтану крошечными шажками. Я с трудом могла сидеть и чувствовала себя египетской мумией. В тот раз я решила раз и навсегда, что преданным никогда не удастся заставить меня присоединиться к их обществу.

Дженни строила планы продолжения своей карьеры за океаном. Она понимала, что ее цель — стать великой актрисой — не слишком вписывается в аскетичный, подчиненный правилам и ограничениям стиль жизни, основанный на принципах преданности.

Дженни: Однажды Бали-мардана спросил меня напрямик: «Почему ты не переходишь жить в храм?» Я посмотрела на их комнаты — ни мебели, ни ковров на полу, ни телевизора, ни звуковой системы — ничего! Только старые спальные мешки свисают из шкафа. Ну и жизнь! С того дня я совсем перестала ходить в храм.

* * *

Отношения между Бали-марданой и Упендрой были натянутыми. Бали-мардана считал себя президентом храма, но поскольку в храме было всего трое преданных, Упендре его притязания казались обидными. Бали-мардана даже грозился уехать в другое место, и оба писали Шриле Прабхупаде, жалуясь на многочисленные недоразумения. В ответном письме Прабхупада тактично указал им на недостатки их сознания.

То, что у вас собирается до сорока человек, очень вдохновляет. Они пытаются осознать важность этого движения, и вообще каждый здравомыслящий человек должен осознать ее. Но я не понимаю, почему мои ученики, от которых я жду, что они возглавят это движение, сражаются друг с другом за верховенство. Весь наш метод основан на предании себя. Нас учат обращаться к другим со словом «Прабху». «Прабху» — это господин и учитель, мастер, а вождь таких мастеров — Прабхупада. Так если эти Прабху предаются Прабхупаде, то откуда же у них это стремление занять главенствующее положение? Это противоречие. Будьте добры прекратить эти ссоры. И Упендра, и ты — компетентны и опытны, поэтому, пожалуйста, разрешите свои противоречия. Это моя просьба.

Поскольку фактически вы являетесь первопроходцами, вы взяли на себя весь риск этого предприятия, естественно, вы и будете руководителями, но ведь положение руководителя всегда очень серьезно и ответственно. Руководитель должен вести своих людей очень тактично и разумно. Поэтому будьте добры прекратить ссоры, и исполняйте свои обязанности достойно…

Пожалуйста, постарайтесь организовать новый центр как можно лучше, даже если при этом вам приходится потерпеть какие-то личные трудности — это истинное служение. Кришна восседает в сердце каждого, Он знает все, все, что нужно делать, поэтому положитесь на Него и спокойно исполняйте свои обязанности. Майя очень сильна, и мы можем пасть в любой момент. Нужно собраться с силами, повторять ежедневно по шестнадцать кругов и молиться стопам-лотосам Кришны, чтобы Он руководил нами. Я надеюсь, что вы оба милостиво последуете моим указаниям и позабудете обо всех своих случайных несогласиях.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.045 сек.)