АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция «Природа и сущность этики деловых отношений»

Читайте также:
  1. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  2. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  3. Безработица: сущность, виды и формы, показатели
  4. Бухгалтерский учет, его сущность и функции системы управления
  5. В чем сущность процесса известкования воды.
  6. В чем сущность процесса коагуляции воды.
  7. В чем сущность технологии Nа- катионирования и каковы её результаты
  8. В чем сущность технологии анионирования воды и каковы её результаты
  9. В чем сущность технология Н- катионирования и каковы её результаты
  10. В-2 Издержки. Сущность и классификация.
  11. Вебер о роли аскетичного протестантизма в формировании этики капитализма
  12. Вопрос 1 – сущность БУ

Можно ли считать, что бизнес обязан действовать в рамках опреде­ленных моральных обязательств и соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интересы затрагиваются его действиями? Мо­жет ли поведение крупной коммерческой организации строиться на основе принципов справедливости? Насколько аморально подвергать сотрудников фирмы принудительному тестированию на предмет упот­ребления наркотиков? Имеют ли предпринимательские организации моральные обязательства по защите и сохранению окружающей среды, и каково их содержание? Это лишь небольшая часть вопросов, лежа­щих в центре дискуссий о роли этики в бизнесе.

Современная социальная философия рассматривает мораль (от лат. mos mores — обычаи, нравы, отсюда moralis — правильный, нравоучи­тельный) как один из важнейших общественных институтов и основ­ных способов нормативной регуляции деятельности и поведения лю­дей. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), а также выступает как предмет специального изучения этики. В любом обществе действия громадного множества людей долж­ны быть согласованы в совокупную массовую деятельность и при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным за­конам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.), тесно и неразрывно переплетается с ними и вместе с тем суще­ственно отличается от них. Мораль выделилась из первоначально не-расчлененной нормативной регуляции в особую сферу отношений в позднеродовом обществе и прошла длительную историю формирова­ния и развития в предклассовом и классовом обществе.

Мораль осуществляет регулятивное воздействие на поведение и де­ятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни — в профессиональной деятельности и быту, в политике и на­уке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых, между­народных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляе­мых к человеку в каждой из этих областей, связанных со спецификой их деятельности, принципы морали имеют социально всеобщее значе­ние и распространяются на всех людей, фиксируя то общее и основ­ное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и от­кладывается в многовековом опыте развития человечества.

Таким образом, термин "мораль" используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения, и это оз­начает, что данный термин по своему объему значительно шире пра­вил профессионального поведения, закрепленных в особых кодексах, принимаемых корпорациями и профессиональными ассоциациями. Моральэто социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. В таком пони­мании мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. В свою очередь, эти модели вместе с другими видами традиций, правилами и нравами передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению. Мораль, таким образом, имеет объек­тивный статус как совокупность правил поведения индивида. Анало­гично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Че­ловек не создает собственных правил, а мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.

При всем том огромном значении, которое имеет понятие "мо­раль", оно не может быть использовано для описания различных видов моральной рефлексии, рассматриваемых в рамках теории этики бизне­са. В то же время в отличие от него эту роль успешно выполняют такие понятия, как "моральная философия", "теория этики" или "этика "Имен­но они раскрывают природу и обоснованность действий, признавае­мых правильными, именно за ними стоит попытка прояснить сущ­ность, внести ясность и точность аргументов в характеристику огромного числа явлений, образующих поле морали.

Одни идут по жизни с таким пониманием морали, какое навязыва­ется им их культурой; других не устраивает простое подчинение обще­ственной морали, и они пытаются найти ответы на многие сложные вопросы. Представляет ли собой зло то, что запрещено обществом? Являются ли принятые в обществе ценности истинными? В чем смысл морали? Образуют ли моральные предписания социума единое непро­тиворечивое целое? Если между нашими убеждениями и поведением возникает конфликт, то каким образом он должен быть разрешен? Что должны делать люди, столкнувшись с моральной проблемой, относи­тельно которой общество еще не выработало правил поведения?

Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Практика показыва­ет, что многие студенты не сталкиваются с этой научной дисциплиной вплоть до последних классов школы или начальных курсов института. В то же время знакомство с нормами морали является неотъемлемой частью процесса социализации человека с самого раннего возраста. На первом этапе этого процесса ребенку предстоит научиться отличать правила морали от правил благоразумия, здравого смысла. Задача мо­жет быть весьма нелегкой, так как правила усваиваются детьми одновременно, а учителя не разграничивают понятия морали и благоразу­мия.

Например, в раннем возрасте каждый человек постоянно выслу­шивает наставления о том, что можно и чего нельзя делать. Большая часть этих "делай" и "не делай" продиктована соображениями соб­ственного интереса и является, таким образом, требованием здравого смысла. Одновременно люди усваивают обязательные правила поведе­ния морального характера. Родители, учителя, наставники говорят, что определенные вещи нельзя делать, поскольку они являются неправиль­ными, а другие делать нужно обязательно, ибо они правильны. Эти мо­ральные правила направлены на регулирование поведения, затрагива­ющего интересы других людей. По мере того как люди взрослеют, они учатся принимать во внимание интересы других людей и таким обра­зом соответствовать социальным стандартам.

Данный пример показывает, что руководство компании, постоян­но демонстрируя способность поддерживать прибыльность и развитие на высоком уровне и ставя их на первое место в ряду своих задач, должно обладать достаточной широтой взглядов и к собственной выго­де соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интере­сы затрагиваются действиями компании. Прибыль и развитие идут рука об руку со справедливым отношением к сотрудникам, непосредствен­ным заказчикам, потребителям и обществу. В данном случае мораль и благоразумие переплетаются, возможно, благодаря тому, что обраще­ние к здравому смыслу убеждает одних, а обращение к морали — дру­гих участников деловых отношений.

Часто подобное смешение языков морали и здравого смысла не имеет большого значения. Людям делового оборота безразлично, определя­ются ли обычаи деятельности соображениями здравого смысла или тре­бованиями морали. Для философов же разграничение этих двух разных мотивов является чрезвычайно важным, так как разумное поведение может быть одновременно недопустимым с моральной точки зрения. История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или в крайнем случае терпи­мым, позднее было осуждено как аморальное, например выброс вред­ных отходов в воздух и воду, изменение месторасположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные измене­ния в политике органов управления в угоду влиятельным магнатам.

Благодаря тому что бизнес существует в социальной среде, бизнес­мены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса по­ступать морально, поскольку тем самым здравый смысл рассматрива­ется как мотив и обоснование этического поведения.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)