АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция на тему: «Творчество Лукино Висконти»

Читайте также:
  1. Готовиться к лекции в среду, на тему: Финансовое право, как отрасль права.
  2. Занятие № (Лекция)
  3. Иллюстрированная семейная энциклопедия. Коллекция Аргументы и Факты. Том 1. М. Астрель 2008г. 62 с.ил. твердый переплет, энциклопедический формат.
  4. Классическая евгеника как селекция человека. Ее история, принципы, достижения, недостатки.
  5. Коллекция ароматов
  6. Коллекция ароматов
  7. Концепция невроза в гештальт-терапии (лекция)
  8. ЛЕКЦИЯ . МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  9. ЛЕКЦИЯ . УСЛУГИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.
  10. ЛЕКЦИЯ 1
  11. Лекция 1
  12. Лекция 1

1.Общая характеристика кинопроцесса 50-х. Закат неореализма.

2. Первый период творчества Висконти.

3. Кинороманы мастера. «Рокко и его братья». «Людвиг». «Гибель богов».

 

К середине 50-х годов в европейском киноискусстве вновь наступил спад. На фоне динамичной послевоенной реальности изящные образы французского поэтического реализма, застывшие в своем художественном развитии, обретали признаки обветшалых театральных декораций. В среде итальянских режиссеров разгорелись острые дискуссии о перспективах эстетики неореализма, вызванные очевидным кризисом направления и утратой им доминирующей роли в итальянском кинематографе. По меткому определению М. Антониони, "проблема велосипеда была решена". Режиссеры в поисках новых тем, открывать новые аспекты бытия человека в мире. От социального реализма, когда главный конфликт обращен вовне и сосредоточен на линии взаимодействия человек-общество, происходит переход к реализму экзистенциальному. Через внутренний конфликт героя подвергаются исследованию причины его душевной и духовной дисгармонии.

Однако безусловным лидером мирового киноискусства в 50-60-е годы оставалось итальянское кино. В этот короткий период оно достигает расцвета, причиной тому творчества трех выдающихся мастеров – Феллини, Антониони и Висконти.

Лукино Висконти (1906-1976). С титаническим размахом, будто ваятель, он "высек" на экране многофигурные композиции, через которые развернул трагические семейные саги. Подобно великим композиторам сочинил реквием, отпевание аристократии. Трагедийный пафос, живописно-пластическая утонченность его произведений обозначили место Л. Висконти среди "протагонистов (главных действующих лиц, лидеров) культуры". Масштаб его вклада в кинематограф определили два потока времени: собственно период творчества мастера – 40-70-е годы и исторические эпохи, нашедшие отражение в литературе, музыке, драматургии. Элитарное воспитание и образование (Висконти –потомок древнего герцогского рода) сделали его утонченным ценителем красоты и гармонии, которые обусловили главные принципы киноэстетики итальянского мастера.

В 1943 году итальянский неореализм "произнес" свое первое веское слово. Это был фильм Л.Висконти "Наваждение". В 1948 году выходит картина В. "Земля дрожит", наряду с другими лентами ознаменовавшая кульминацию неореализма. В центре сюжета - бедная семья рыбаков, которая пытается выпутаться из нищеты, однако все попытки их терпят крах. Следующий фильм Висконти "Самая красивая" (1951) явился компромиссным шагом. Режиссер согласился на постановку этой грустной комедии в духе "розового неореализма" только потому, что на главную роль была приглашена Анна Маньяни. Режиссер предоставил актрисе "играть себя" в предложенных драматических обстоятельствах. В 1954 год Висконти снял "Чувство". По жанру – мелодрама. По форме – грандиозное красочное зрелище с богатыми костюмами и интерьерами. Страсть, связавшая графиню Ливию и австрийского лейтенанта Франца Малера, вынуждала героиню к многочисленным душевным и материальным пожертвованиям. «Когда я приступил к съемкам, – писал Висконти, – понял: та атмосфера, которая должна поддерживаться на протяжении фильма - это атмосфера итальянской оперы».

 

К середине 50-х годах Висконти постепенно отходит от эстетики неореализма. В 1960 году выходят на экран "Рокко и его братья". Сюжет киноромана воплощает трудный процесс адаптации крестьянской семьи в Милане. Висконти интересует не столько социальный контекст, он сосредоточивает внимание на центробежном характере внутрисемейных отношений. Пятиактовая композиция фильма подчеркивает разность судеб и выбора пути бывшими крестьянами, части киноромана названы именами братьев. Причина распада патриархальной семьи кроется не столько в экономических обстоятельствах, сколько в фатальной закономерности: человек противостоит собственной судьбе, пока хватает физических и душевных сил. Боксерский ринг – не просто рабочая площадка для Рокко и его брата Симонэ, но прозрачная аллегория борьбы за жизнь, собственное достоинство. Символическая арена демонстрации силы и слабости человека. Драматические импульсы фильму придают и сложные сюжетные перипетии, и изобразительная стилистика, и мастерство актеров. Строгость экранного повествования поддерживается графической ясностью внутрикадровых композиций. И только кульминационные моменты характеризуются неожиданным взрывом пластической экспрессии.

Основное трио персонажей – Рокко, Надя, Симонэ – воплотили на экране соответственно Л. Делон, А. Жирардо, Р. Сальваторе. В то время они не были известными исполнителями. Именно режиссерский талант Висконти поднял актеров до настоящих соавторов фильма. Яркий дебют на европейском экране стал для них мощным профессиональным трамплином. Картина "Рокко и его братья" подытожила определенный этап творчества Л. Висконти. Он был с неореалистами и во времена "чистых" форм, и в период "порозовения" направления. Поэтика обнаженной правды, стремящаяся освободиться от всех видов художественной условности, постепенно исчерпала свой эстетический ресурс. Лукино Висконти одним из первых ощутил необходимость кардинальной смены экранного языка. Достигнув предела натуральности в фильме "Земля дрожит", режиссер обратился к опыту сверхусловного театрального зрелища.

Авторскую формулу Л. Висконти итальянские критики определяют как "опера смерти". Оперность (высокое зрелище) придала его фильмам не просто мощный импульс театральности, но стала базовым принципом киностиля. В своих лучших произведениях итальянский режиссер воплотил мечту Р. Вагнера, гармонично соединив драму, изображение, музыку, архитектуру. Накал страстей, разрушающий человека, эпоху, культуру, обрамлен у Висконти масштабной декоративностью, словно живописное полотно позолоченным багетом.

Окончательным и бесповоротным разрывом Висконти с традициями неореализма стал фильм "Леопард" (1962), получивший главный приз на Каннском кинофестивале и явившийся отныне своеобразной визитной карточкой мастера. Действие киноромана (3,5 часа) происходит в 1860-1862-х годах на Сицилии во время гражданской войны за объединение итальянских земель. На этом историческом фоне разворачивается семейная хроника княжеского рода Салины. Предчувствие, предвидение смерти (заката) - одна из главных тем "Леопарда" - достигает апогея в сцене большого бала, который становится образом уходящей эпохи. Прошлое справляет свой прощальный ритуал.

Элегично-меланхолическая интонация определяет не только тональность этой отдельной картины, но отражает мироощущение Л.Висконти: "Я, подобно Томасу Манну, весьма склонен к декадансу. Я пропитан декадансом. Манн - декадент от немецкой культуры, я - декадент от культуры итальянской". В творчестве Вискоти удивительно переплелись две духовные традиции. С одной стороны - интенсивный итальянский мелодраматизм, мелодизм и красочность образной фактуры. С другой - мрачный, "болезненный" романтизм немецкой культуры, которая представила универсальные ценности европейского духа, но также и мысль о его тотальном упадке. Художественным подтверждением такого синтеза является немецкая трилогия Лукино Висконти.

Первый фильм цикла – "Гибель богов"(1969) - представляет собой монументальную экранную фреску. Традиционная для Висконти тема распада аристократичной семьи вписана в конкретное историческое время укрепления фашистской диктатуры в Германии 30-х годов. Действительно, драматургическую ось кинопроизведения удерживают два рубежных события - поджог Рейхстага и "ночь длинных ножей". С точки зрения политической стратегии эти акции были этапами уничтожения оппозиции. Но в фильме они - лишь эмоциональный камертон, символический фон трагедии шекспировского масштаба. Первоначальная аллюзия - трон в крови - постепенно замещается полифонией тем, мотивов, интермедий, под густой паутиной которых кристаллизуется ужасающий образ Власти.

Семья фон Эссенбек представлена одновременно тремя поколениями во главе с седым и элегантным бароном Иоахимом. Рядом с ним - племянники Герберт и Константин - разные по характеру, социально-политическим и моральным ориентациям. Еще более очевиден контраст между внуками Иоахима фон Эссенбека: Гюнтером и Мартином. Именно на этой территории персонифицируется центральная идея висконтьевской киноноэтики - противостояние гармонии и фальши, красоты и брутальности.

Картина "Гибель богов" выразительно разделяется на пять актов, каждый из которых, в свою очередь, складывается из отдельных сцен — преимущественно дуэтов. В мерной части Висконти неторопливо выписывает семейный портрет фон Эссенбек в интерьерах фамильного замка на первом этапе передела власти. В результате провокаций, циничных манипуляций и "банального" убийства фактическим главой дома становится посторонний человек – Фредерик Брукман. Во второй части фильма, начинающейся траурной процессией погребения старого барона, суета вокруг Трона перерастает в открытую психологическую войну. Подчеркивая центробежные тенденции, режиссер выводит большинство сцен за пределы родового замка. Противостояние достигает открытого антагонизма: единственной движущей силой становится ненависть. Новый виток борьбы за Трон связан с восхождением на пирамиду власти Мартина – натуры экзальтированной, перверсивной (извращенной), жестокой. Дом Эссенбсков снова собирает гостей. Однако былой уют разрушен: тут толкутся незнакомые люди в черной униформе. Да и само событие траурное – брак-погребение.

Следующую ленту немецкого цикла - "Смерть в Венеции" (1971) – мастер снял без эпического размаха. В основе сюжета - одноименная новелла Т. Манна. Высшее художественное мастерство итальянского режиссера проявилось в построении фильма: гармонии сюжета с динамической живописностью среды, ее атмосферы, человеческих обликов - с пейзажем и интерьером. Пространственный и временной ритм связывают музыку Малера с пластикой, движением света и цветодинамикой.

Фильм Висконти "Семейный портрет в интерьере" (1974) мог бы служить эпиграфом к творчеству мастера, и одновременно расцениваться как прощание. Прощание с возвышенным одиночеством, с любовью к прекрасной традиционной культуре, с неприятием агрессивной эпохи потребления, с красотой молодости, которую уже никогда не дано ему будет понять. «Жизнь предстает как поле боя, где сталкиваются молодость и старость». На склоне лет Висконти рассказывал о людях, потерпевших поражение, полагая, что их судьбы печальны и нравоучительны.

 

Литература

Кино. Энциклопедический словарь. – М.: 1986.

Кино Европы. Режиссерская энциклопедия. – М.: 2002. – с.41.

 

Вопросы

1. Какие фильмы Висконти несут на себе отпечаток неореализма?

2. Назовите жанр игрового кино, в котором созданы основные фильмы режиссера?

3. Какой фильм считается завещанием мастера? Какие мысли и чувства включило в себя это послание Висконти?


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)