АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки возникновения социологии и её предмет

Читайте также:
  1. Анализ текущей ситуации – предпосылки создания системы повышения финансовой грамотности
  2. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  3. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  4. В) полиморфизмом, полихромностью, спонтанностью возникновения
  5. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  6. Вильфредо Парето и его место в социологии
  7. Внешние причины возникновения техногенной ЧС
  8. Возникновение и развитие социологии
  9. Возникновение и этапы развития российской социологии
  10. Возникновение философии. Исторические предпосылки.
  11. Возникновения тупика
  12. Вопрос 26. Основания возникновения прав и обязанностей.

социология возникла в 1830 г.термин был введен О.Контом.Конт называл социологию позитивной физикой об обществе.

Основные направления развития социологической мысли: 1)расово-антропологическая(Ж.Губино

2)Географическая(Р.Челлин)

3).материалистическое(к.Маркс.Ф.Энгельс)

4)психологическое(Л.Уорд)

5) идеи групповой психологии(Г.Тард)

6)на рубеже 19-20 в. появляются новые концепции немецких социологов М.Вебер,Ф.Тенниси и др.

предметом социологии являются:

1.социальное поведение

2.социальные структуры

 

2)Функции социологии. –Пазнавательная: обеспечивает,прежде всего,прирост нового знания в различ. сферах обественной жизни,раскрывает закономерности,препективы соц.развитя общества. -Д ля социологии характерной чертой явл. Единство теории и практики, познавая объективные законы существования, функционирования и развития общества, социология осущ. вместе с др. науками об обществе сбор,систематизацию и накопление информации,которая используется при принятии управленчиских решений.В это проявляется информационная функция социологии. -Значительная часть соц. Исследований ориентирована га решение практических задач.В этом плане на 1ое место выступает прикладная функция. -Практическая направленность соц. Выражается в том,что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития соц.процессов и явлений в будущем.В этом проявл. прогностическая функция.

 

3)Идея эволюционизма Г.Спенсера. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896), служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами на всем земном шаре, составляют лишь различные ступени одной и той же формы". Г.Спенсер полагал, что "истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы" Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.

 

4)Рассово-антропологическое направление развития социологии по взглядам Ж.Губино,Ж.Летурно. В своей четырехтомной работе "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853,1855) Гобино (1816-1882) стремился объяснить ход общественно-исторических изменений на основе действия расово-биологического фактора как главного и определяющего этот процесс. Лишь господство белой расы, и при этом достижение "чистоты" такого доминирования за счет запретов на смешение рас, обеспечивает устойчивое развитие общества, считал французский социальный философ и социолог. Белая раса является уникальной в силу того, что гармонически соединяет в себе данные от природы ее представителям ум, силу и красоту.Правда, следует отметить, что белая раса, по мнению Гобино, неоднородна, поскольку включает в себя три вариации людей, которые ведут себя по-разному по отношению к желтой и черной расам. Это "семиты", "хамиты" и "яфетиды". Лишь последние оказались, с точки зрения исторического процесса, наиболее "стойкими" и не смешивались с желтой и черной расами. "Семиты" и "хамиты" не сумели сохранить свою расовую чистоту. Отсюда Гобино сделал вывод, что человечество все свои надежды должно связывать только с "семейством арийцев", происходящим от "яфетидов". Именно ему присущи высокая активность, созидательная энергия, подлинное бесстрашие и творческий гений.Что касается двух других рас - желтой и черной, то их доминирование не может принести обществу желаемого результата в силу изначально присущих каждой из них черт ограниченности и недостаточности. Так, желтая раса "страдает" утилитаризмом, ее представителям по природе не присуща героика поступков и высокие достижения в деятельности. Говоря о черной расе, Гобино считает, что негры, ее представляющие, опятьже по своей биологической, физиологической и психической природе, неспособны к рациональному самоконтролю, а стало быть, к длительным, осмысленным целенаправленным действиям.

5)Географические направления развития общества по взглядам Ф.Ратцеля,Р.Челлена и Н.Мечникова. Историч.деятельности людей, соц. общностей, институтов, населения целых стран, направленной на преобразов. природной, в том числе географ.среды, и превращение ее потенциала в реальный фактор общ-ного развития. Представители этого направления не учитывают всех сложностей взаимодействия человека, различных соц. структур со средой обитания. Это направление получило распространение и развит. в ряде европейских стран: Англии, Германии, Франции, Швеции. Его наиболее известные основатели и представители -Ратцель, Челлен (Швеция), Мечников.Наиболее активно географ. направление развивалось в Германии. Ратцель отстаивал принципы географ.детерминизма, в соответствии с котор. он доказывал опр-ющее воздействие пространственно- природных факторов на историю и процессы принятия полит. Решений.Так, он пытался выстроить причинные связи, их цепочки между характером природной среды, типом местности и деятель. гос-ва. Мечников выступал как крупнейший представитель «географческой» школы. В своей книге «Географ. теория развития современных общ-в», он попытался объяснить неравномерность развития изменением значим. тех или иных географ. условий, и прежде всего — водных ресурсов, в различные эпохи, под влиянием экономич. и технического прогресса. Шведский ученый Рудольф Челлен ввел в научное обращение понятие «геополитика». «Геополитика есть наука об отнош. земли и полит. процессов. Она основывается на широком фундаменте географии, прежде всего полит.географии, которая есть наука о полит. организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление полит. жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика — это географический разум государства».

6) Материалистическое понимание исторического процесса по мнению К. Маркса. Материалистическое понимание исторического процесса по мнению К. Маркса. Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь история опр. как «последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное произв-о – объективное, необходимое условие общест-ой жизни. Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество само создает объективные условия, которые опр-ют его развитие. Ни географ. условия, ни климат, ни др.естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, явл. Производительные силы.Категорию производительных сил, как и др. ключевые категории материалистического понимания истории, Маркс выводит из одного общего основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка всякой человеческой истории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это сущ. живых человеческих индивидов.Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходи. им средства к жизни.Производя необход. им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь».Итак, свое начало история человеческого общ-ва берет в мире материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории «общест-ое бытие», «общест-ое сознание», «производительые силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.

7)Психологиечское направление общ-ва по взглядам Л.Уорда и Ф.Гиддинса Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс), который развитие общества,рассматривал как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе так называемого «сознания рода», «телезиса», – психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизацииПсихологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

8)Идеи групповой психологии Лебона и Тарда в развитии общества. Французский ученый Гюстав Лебон (1841 – 1931) одним из первых разработал понятие Толпы, или Массы, по которой понимал группу людей собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером. В толпе человек теряет свою индивидуальность, заражаясь общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». Чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.Другой французский социолог Габриэль Тард (1843 – 1904) рассматривал социологию как Коллективную психологию.Основным социальным процессом Тард считал Подражание, которое характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на межличностные и групповые взаимодействия. Наиболее типичным видом является подражание низших слоев высшим.Г. Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли средств массовой коммуникации – газет, телефона, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального контроля. Впоследствии эти и другие идеи Тарда получили развитие в исследованиях СМИ, теориях «массового общества», социальной психологии.Взгляды Лебона и Тарда способствовали зарождению Интеракционизма, для сторонников которого личность была не изолированным индивидом, а социальным существом, принадлежащим к определенной социальной группе и выполняющим различные социальные роли. В интеракционизме акцент сделан не на противопоставлении личности и общества, а на их взаимосвязи и взаимодействии.

 

 

9)Социологические концепции профессионализации социологии Ф.Тенниса,Г.Зиммеля,М.Вебера. Профессионализация социологии связана с именами 2 крупных немецких социологов - Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. 1ый осущ. плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использ-ия многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии.2ой - Г. Зиммель - акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих "сквозной" для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же "клеточкой" общества Зиммель считал взаимодействие. Один из выдающихся представителей социологии - Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания. Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера - связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.

 

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)