АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. B) суммарное количество выполненной работы
  3. I. Общие работы по теории культуры
  4. I. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
  5. I. Психологические и поведенческие техники, подготавливающие к увеличению продолжительности жизни.
  6. II. Национальные особенности менеджмента.
  7. II. Организация работы Комиссии по повышению квалификации и в целом всей деятельности по повышению квалификации
  8. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества
  9. II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  10. II. Порядок подготовки, защиты и оценки квалификационной работы
  11. II. Работы учеников Уильяма Джеймса: Дж. Дьюи, С. Холла, Дж. Кэттела, Э. Торндайка
  12. II. Рекомендации по оформлению контрольной работы.

Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского замысла; 3) этап предконцертной подготовки. Как справедливо отмечают некоторые авторы, такое деле­ние условно, так как элементы одного этапа присутствуют в работе на другом, кроме того исполнитель возвращается на последующих стадиях работы к более ранним, а также суще­ствуют типы исполнителей, у которых формирование образа музыкального произведения осуществляется в виде целостно­го, не расчлененного на этапы процесса. «На вопрос — какой должна быть система работы? — нет единого ответа, — подчер­кивает С. Савшинский. — Метод зависит от множества условий внешних и внутренних, таящихся в самом исполнителе; зависит от степени зрелости, одаренности, от того, насколько пьеса зна­кома — понаслышке или же была играна исполнителем, от срочности задания, от своего отношения к пьесе — более или менее холодного (по каким-то соображениям пьесу нужно вы­учить) или же страстного, полного нетерпеливого стремления сжиться с пьесой и исполнить ее, от степени ее сложности и технической трудности и т. п.» [269, с. 202-203]. Однако при всем разнообразии индивидуальных особенно­стей исполнителей и их взглядов на творческий процесс суще­ствуют некоторые общие психологические условия, влияющие на эффективность работы над произведением. 1 Коммуникационные схемы, характеризующие в социально-пси­хологическом отношении различные виды музыкально-исполнитель­ской деятельности, приводятся в монографии Е. В. Назайкинского [204, с. 276].

Музыкально-исполнительская деятельность_____________219 Многие педагоги-музыканты подчеркивают важность свое­временного установления срока (даты) выступления. Этот мо­мент является психологическим началом формирования на­правленности сознания исполнителя, исходя из предполагае­мых условий предстоящего выступления. «Существуют моменты, несколько отличающие работу над произведением вообще как таковую от подготовки к публич­ному выступлению. Во-первых, важно, в какой момент опре­деляется, что произведение будет исполнено на эстраде. Это не всегда выясняется сразу. Конечно, если я сам учу произведе­ние и если оно мне очень нравится, вызывает у меня «ап­петит», то я уже думаю, что, вероятно, буду его играть. Но потом, когда я над ним работаю, иногда это не подтверждает­ся. После окончательного решения вынести произведение на эстраду работа происходит уже с эстрадной установкой. То же при работе с учеником. Без эстрадной ориентации иногда уче­ник может не «до конца» работать над произведением, остав­ляя какие-то детали незавершенными» (проф. Г. М. Коган). «Предположим, я готовлю классный концерт. Отрабаты­ваю с учениками произведения: сначала текст, потом «вокаль­ные дела», ученики «впеваются» в сочинение, я им показываю пути к этому «впеванию» и одновременно оцениваю их воз­можности, после чего обязательно устанавливаю срок. Это очень важно, срок стимулирует. Его должен назначить педа­гог, а не ученик. Антипедагогична установка — «вот когда будет готово — подумаем об эстраде». В число педагогических способностей должна входить способность прогнозировать раз­витие ученика, в том числе — оценка его исполнительских возможностей по еще несовершенной интерпретации» (проф. Н. Д. Шпиллер). Этап от момента получения первой информации о пред­стоящем концерте, конкурсе до принятия решения готовиться к нему можно назвать этапом предварительной подготовки к публичному выступлению. Его главной задачей является фор­мирование решения готовиться к концерту, конкурсу на осно­ве переработки информации об условиях предстоящей сцени­ческой деятельности, самооценки уровня подготовленности и возможности успешного выступления. Особенно важен этап предварительной подготовки для уча­стников музыкальных конкурсов (последние проводятся обыч­но в одни и те же сроки, по определенным программам и рег­ламенту). Лишь сопоставив достаточно полную и достоверную

220_____________________________Бочкарев Л. Л. информацию об особенностях предстоящего конкурса с оцен­кой собственных возможностей, исполнитель реально строит планы. Как свидетельствуют данные исследований, при отсут­ствии необходимой информации невозможно обеспечить фор­мирование состояния психической готовности к выступлению в конкурсе. После принятия решения готовиться к публичному высту­плению следует этап основной психологической подготовки, задачей которого являются: 1) осознание целей и мотивов вы­ступления; 2) планирование и организация творческого про­цесса в связи с учетом собственных возможностей конкретного выступления; 3) адаптация к условиям предстоящего выступ­ления.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)