АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные связи: мотивация аффилиации и мотивация близости

Читайте также:
  1. В социальные слои
  2. Введение, мотивация темы
  3. Внебюджетные социальные фонды.
  4. Внутренняя и внешняя мотивация
  5. Вопрос №4: Организационные и социальные основы МСУ.
  6. Вопрос№2. Социальные ф-ции совр-ого телев-иа.
  7. Гарантия и социальные льготы муниципальных служащих.
  8. Глава VI. Социальные гарантии и компенсации
  9. Государство демократическое и социальное, его задачи и социальные ценности.
  10. ДЕ 4. Социальные функции религии
  11. ДЕ 5. Отношения религии и общества: религия и основные социальные институты общества
  12. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан)

Мы рассмотрели два социальных мотива — оказание помощи и агрессию, — броса­ющиеся в глаза благодаря своей явно выраженной просоциальной или антисоци­альной природе. Однако не следует упускать из виду тот факт, что между про- и антисоциальными способами поведения располагается широкий спектр соци­альных взаимодействий, побуждаемых социальными мотивами, к которым чело­век предрасположен в силу своего эволюционно-биологического прошлого и ко­торые определяют гораздо большую часть его деятельности, чем оказание помощи и агрессия. К числу этих социальных мотиваций принадлежат столь различные формы социальных связей, как детская и родительская любовь, любовь к супругу, дружба, поиск и поддержание хороших отношений с незнакомыми ранее людьми обоего пола и примерно своего возраста. Однако может ли столь широкий спектр форм поведения, простирающийся от любви к определенному человеку (которая вовсе не обязательно должна носить сексуальный характер) до простого поддер­жания отношений, вырастать из одного-единственного мотива? Например, из об­щего «мотива аффилиации» (need affiliation), который, согласно Мюррею (Murray, 1938), находит свое выражение прежде всего в образах дружбы и дружеского обще­ния друг с другом.

Не вызывает сомнений тот факт, что человек является «социальным суще­ством». Tof что Мюррей и его последователи понимали под «мотивом аффилиа­ции», — это ежедневно воспринимаемая пограничная линия, проходящая между знакомыми и незнакомыми нам людьми. Знакомиться с новыми людьми и превра­щать их в хороших знакомых, дружелюбно настроенных по отношению к нам, рав­но как и возможность уклониться от этого — это тематика мотива аффилиации. Он связан с жизненной перспективой подростка или взрослого, который выходит из знакомого круга семьи, соседей и живущих рядом ровесников и испытывает смесь нетерпеливого желания новых отношений и недоверия к совершенно незнакомым людям. Наряду с этой, практически вездесущей проблемой человеческой жизни лишь в последнее время на первый план выступил «мотив близости», конечной целью которого является опыт теплых, доверительных, взаимно обогащающих от­ношений с другим человеком (McAdaras, 1980). Здесь мы приближаемся к явле­нию, которое в обыденном языке называется «любовью», а в толковом словаре объясняется следующим образом: «сильное чувство привязанности к человеку, соединенное с желанием заботиться о его благе, не замечать или прощать его ошиб­ки и недостатки и т. д.» (Duden Universalworterbuch, 1983).

Сближение с другим человеком в этом смысле не исчерпывается тем, что соци­альные психологи снисходительно называют «романтической любовью» (Hatfield, Walster, 1981; Rubin, 1970). С другой стороны, то, что подразумевают под «любо­вью» в узком смысле слова (между двумя людьми разного пола и примерно одина­кового возраста), также не исчерпывается одной лишь близостью. Согласно «трой­ственной теории любви» Стернберга (Sternberg, 1986), любовь состоит из трех ком­понентов, а именно близости, страсти и преданности:

«а) близости, которая включает в себя чувства интимности, соединенности и связи, испытываемые нами, когда мы любим другого человека; б) страсти, включающей в себя побуждения к романтическому ухаживанию, физическому привлечению и сек­суальному овладению; и в) преданности/решимости, подразумевающей паши дол­госрочные обязательства поддерживать эту любовь» (р. 116).

Очевидно, что масштаб любви, испытываемой человеком, должен зависеть от совокупной интенсивности всех трех компонентов, а вид любви — от относитель­ной интенсивности того или иного отдельного компонента.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)