АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность понятия «ощущение» и его виды

Читайте также:
  1. Essence / Сущность.
  2. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  3. I. Кризис понятия сознания
  4. II. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
  5. III. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  6. XIII. ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУБСТАНЦИИ
  7. Административно-правовые отношения: понятия, их особенности и виды.
  8. Акты применения права: понятие и виды.
  9. Анализ и обобщение подходов к определению понятия “манипуляция”.
  10. Анализ понятия дохода
  11. АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАЗНАЧЕНИЕ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.
  12. Б) Относительность понятия Бога у Мейстера Экхарта

 

Ощущение - элементарный психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

Суть ощущений состоит в отражении отдельных свойств предмета (каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств, например, мы можем слышать звук полёта комара или ощущать его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. Ощущение имеет рефлекторный характер, характеризуемый как активный процесс. В состав каждого ощущения входит движение (в виде вегетативной реакции - сужение сосудов; мышечной реакции -поворот глаз, напряжение мышц).

Все виды ощущений имеют общие свойства:

1. качество - это специфические особенности отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т.д.)

2. интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

3. длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя;

4. пространственная локализация - ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

Основания по которым выделяются виды ощущений:

1. в связи с органами чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые;

2. по расположению рецепторов выделяют:

1. интероцептивные ощущения - сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. Они относятся к числу наименее осозноваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

2. экстероцептивные ощущения - рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды.

3. пропреоцитивные ощущения - рецепторы расположены в мышцах, связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела /ощущении равновесия, движения.

3. по контакту с раздражителем выделяют:

1. дистантные ощущения - слуховые, зрительные и т.д. Дают информацию о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с самим предметом.

2. контактные ощущения - кожные, вкусовые, органические. Возникают при непосредственном воздействии рецептора с объектом.

4. по основанию генетической классификации выделяют:

1. протопатические ощущения - описаны английским неврологом Хэдом в 1918г. Под ними принято понимать более примитивные, аффективные, менее дифференцированные и локализованные, к которым относятся органические чувства голода, жажды и т.д.

2. эпикритические ощущения - наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам.

5. выделяется особая группа неспецифических ощущений - у чел имеются рецепторы вибрации, которые особо развиты у слепых).

Пороги чувствительности:

1. нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

2. верхний абсолютный порог чувствительности- это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

3. разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации:

1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой анализаторной системы (громкий шум авиамотора влияет на резкое ухудшение зрения).

Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на чёрном фоне кажется светлее, а на белом темнее).

Синестезия - возникновение под влиянием одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (под воздействием звуков возникают зрительные образы).

Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)