АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кто автор этой книги и как ее писали

Читайте также:
  1. D. гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек
  2. I. Поняття й ознаки об'єкта авторського права.
  3. Ifo Книги Верищагина
  4. А) особисті немайнові права автора
  5. Автор и ведущая курса: доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Галактионова
  6. Автор и его произведение
  7. Автор пытается сказать
  8. Автор – составитель: доцент, к.социол.н. Е.А.Савицкая
  9. Автор: Андрей Митьков
  10. Автор: Бузмакова Т.И. Рабочая программа дисциплины «Деловая этика». – Королев МО: ФТА, 2014 г. – 34 с.
  11. Автор: Дмитрий Яковина
  12. Автор: Ирина ЛЕВИНА

Воспитание по Иванову

Москва, изд. “Педагогика”,1989

Рецензент – доктор психологических наук Ш. А. Амонашвили

Книга впервые отсканирована, переведена в формат HTML, опубликована в Интернете по адресу “Воспитание по Иванову” и любезно предоставлена для повторной публикации здесь Сергеем Обогуевым.

 

От автора

Бывают книги для всех, бывают – и должны быть – книги на любителя, для узкого круга читателей. Эта книга, хотя ее и надо отнести к жанру публицистики, тем не менее рассчитана на профессионалов – воспитателей, учителей, классных руководителей, руководителей кружков, словом, на всех, кто работает с детьми, у кого есть свои – в педагогическом смысле свои – дети: пятнадцать, тридцать, сорок или тысяча детей и подростков.

Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы. Это понятно каждому разумному человеку. Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания. Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: Шацкий, Макаренко, Сухомлинский.

И Иванов. Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Имя его с каждым годом становится все более известным, все больше воспитателей понимают ценность его идей, развивающих теорию и методику коллективного воспитания в наши дни, в наших условиях. За последние 30 лет по методике Иванова воспитаны сотни тысяч детей и подростков. Это уникальный по массовости и условиям проведения педагогический эксперимент, и можно уже говорить и об отдаленных его результатах, поскольку первым воспитанникам И. П. Иванова и его коллег уже за сорок, некоторые из них стали известными специалистами, и все – прекрасные работники, честные люди, и все с благодарностью вспоминают свои подростковые годы, проведенные в коллективах, созданных на принципах Макаренко – Иванова. Более подробно об этом читатель узнает из книги.

Я познакомился с Игорем Петровичем Ивановым и созданной им вместе с Людмилой Глебовной Борисовой и Фаиной Яковлевной Шапиро Фрунзенской коммуной в 1959 году и с тех пор, вот уже почти 30 лет, думаю и пишу об этом удивительном педагогическом явлении – удивительном прежде всего потому, что оно вселяет веру в почти безграничную мощь воспитания. Но постичь это явление, как и постичь вновь открытое явление природы, оказалось не так легко. Кто сам, своими глазами видел, как живут и работают прошедшие эту школу коллективизма ребята и взрослые, тот довольно легко перенимает коммунарский стиль воспитания; описать же его, этот стиль, вскрыть внутренние пружины никак не удается, и многим кажется, будто все дело в необыкновенных взрослых, в необыкновенных педагогических талантах. Но почему же тогда самые разные люди в самых разных уголках нашей страны, применяя одни и те же методы, открытые И. П. Ивановым и Фрунзенской коммуной (или, как ее еще называют, Коммуной юных фрунзенцев), получают разительно схожие результаты?

Книга, которую вы держите в руках, читатель, – это книга-поиск. Она состоит из трех в разное время сделанных работ, представляющих собой последовательные попытки понять и описать опыт и методику коллективного творческого воспитания, которую называют также коммунарской методикой (от Фрунзенской коммуны).

Первая книжка – «Фрунзенская коммуна» – вышла в 1969 году. Она собрана из сочинений ребят-коммунаров, я лишь составитель ее, редактор и автор ряда текстов, связывающих детские сочинения в одно целое. «Фрунзенская коммуна» передает жизнь ставшего знаменитым детского коллектива такой, какой она была, какой ее видели дети, – немаловажное свидетельство! Но поскольку ее писали ребята, которые не всегда бывают объективны по отношению к взрослым, некоторые имена в этой книге заменены. Читая ее, надо помнить, что это не документ, что в ней есть и момент художественного обобщения, вымысел.

Следующая работа – «Воспитание творчеством» – вышла в 1978 году, т. е. спустя 10 лет, когда накопился новый опыт коммунарского движения и появились основания для обобщений.

Третья работа – «Дневник Николая Федоровича» – публикуется впервые (в отрывках она печаталась в журнале «Вожатый»). По сути, это методика коллективного творческого воспитания для классного руководителя. Николай Федорович – лицо вымышленное; к такому приему пришлось прибегнуть, чтобы показать способ мышления, ход мыслей воспитателя, работающего по системе Иванова. В работе над «Дневником...» мне помогали два замечательных ленинградских педагога – Елена Ивановна Махняева и Фаина Яковлевна Шапиро, «коммунарская мама», безвременно ушедшая из жизни в 1985 году.

Так и получилась единая книга о воспитании по Иванову. Первая часть – просто счастливая детская жизнь в творческом коллективе, вторая и третья – методика организации такой счастливой жизни. В предисловии к книжке «Воспитание творчеством» тогдашний президент Академии педагогических наук СССР В. Н. Столетов писал: «...если можно представить себе машину, обучающую какому-то ограниченному кругу знаний, то ЭВМ воспитывающей нет и, я надеюсь, не будет. Поэтому станем относиться к практическому опыту по-хозяйски: сосредоточивать свое внимание на сильных, а не слабых сторонах, на том, что будит нашу мысль, что помогает в работе. И так, по крупице, бережно поддерживая новую мысль в самом ее зародыше, коллективными усилиями тысяч и тысяч педагогов-новаторов и ученых мы приблизимся к высокому идеалу коммунистического воспитания».

К этим словам трудно что-нибудь добавить.


Фрунзенская коммунна

Воспитание творчеством

Дневник Николая Федоровича

Логика Иванова

Фрунзенская
коммуна

 

Книга о необычной жизни
обыкновенных ребят,
написанная ими самими

 

Кто автор этой книги и как ее писали

В Ленинграде, при Фрунзенском Доме пионеров и школьников, 10 лет существует Фрунзенская коммуна. Как она появилась на свет и как она живет – это вы узнаете из книжки.

А сейчас только про книжку. Ее писали ребята, члены коммуны – от новичков, шестиклассников и семиклассников, до «старичков» – теперь уже студентов. Плана книги не было. План стали придумывать потом, когда на столе лежали кипы тетрадок и листков. Каждый писал, о чем хотел, о самом значительном для себя. Понятно, что связного рассказа не складывалось. Провалы и «дыры» были неминуемы. Не посвященный в дела коммуны не понял бы, что к чему. Пришлось вновь сесть за работу и написать куски-связки. Их писали коллективно, с помощью журналистов – друзей коммуны. Обсуждали, спорили, чуть все не перессорились.

Почти все это сложили вместе – листки-воспоминания и общие куски. В результате на страницах книжки мелькают то «я», то «мы». Кто это «мы» – понятно. Мы – это коммуна. А кто «я»? «Я» – в каждой главке другой. В одном случае «я» принадлежит Володе Магуну, в другом – Володе Лосенкову, в третьем – Наташе Перфильевой и так далее. Если бы мы захотели перечислись всех, кто участвовал в создании книги, пришлось бы занять многие страницы полным списком коммуны.

Помогла организовать литературную работу коммунаров и записала некоторые из рассказов ребят ленинградская журналистка С. Гуревич.

Получилось, как в жизни: «мы» – общее, а «я» – разные. И если все эти «я» перебивают друг друга, торопятся и потому не могут рассказать всё, как было, по порядку – это не страшно. Главное – чтобы вы почувствовали нашу коммуну.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)