АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические приемы рассказа

Читайте также:
  1. II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  3. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
  4. III. Общие методические указания по выполнению курсовой работы
  5. IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  6. V. Методические рекомендации преподавателю по организации и проведению практического занятия
  7. А) краткие методические указания к написанию контрольной работы
  8. Б. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОТКЛОНЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ
  9. Базовый учебники, учебные и учебно-методические пособия
  10. Безопасные приемы и методы работы.
  11. Весенние ресурсосберегающие приемы обработки почвы и посева сельскохозяйственных культур.
  12. Внешнее акушерское обследование (приемы Леопольда)

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их задача — преподнести факты, примеры, собы­тия так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Методические приемы рассказа не используются самостоятельно, по отношению к показу объектов, они играют вспомогательную роль и явля­ются лишь необходимым, логически оправданным дополнением к показу объектов, воспринимаемых с помощью различных органов чувств, в первую очередь, зрения.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы: первая группа — приемы, связанные с формой рассказа; вторая — с методикой словесной части экскурсии.

Первая группа объединяет такие приемы, как справка, репортаж, цитирование. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа. Иногда эти прие­мы называют формами экскурсионного рассказа. Эти рече­вые приемы способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, воп­росов — ответов, ссылки на очевидцев, заданий, новизны материала в рассказе, словесного монтажа, соучастия, дискус­сионной ситуации, персонификации, проблемной ситуации, от­ступления, индукции и дедукции. Приемы этой группы «рисуют» внешнюю картину событий, показывают действия конкретных персонажей, способствуют трансформации значи­тельной части словесного материала в зрительные образы.

Обе части рассказа экскурсовода, в которых исполь­зуются эти группы приемов, не равны количественно, — все зависит от характера экскурсии.

Успех любой экскурсии определяет правильность отбора методических приемов. Уместно вспомнить слова писателя К. Федина: «Прием, в котором нет нужды, жить не будет». Выбирая нужные приемы рассказа, следует иметь в виду, что словесный рассказ в экскурсии конкретизируется в зри­тельный образ, что рассказ ведется ради того, чтобы сделать эффектным показ.

Прием экскурсионной справки (до полминуты) чаще всего используется при показе дополнительных объектов во время движения транспортного средства. При показе основных объ­ектов, находясь в месте расположения того или иного памятника, его сочетают с приемами зрительной реконст­рукции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные об объекте: дату постройки (реставрации), авто­ров проекта, размеры, назначение и др. При показе дополнитель­ных объектов этот прием используется самостоятельно. Изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство груп­пы с объектом.

Прием описания (3-4 мин.) ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Описание объекта, кото­рый в данный момент наблюдают экскурсанты, характеризуют точность, конкретность, фотографичность изображения. Прием описания предполагает изложение экскурсоводом в определенной последовательности характерных черт, примет, особенностей внешнего вида памятника, которые, может быть, не сразу будут выявлены самими экскурсантами в силу их крат­ковременного знакомства с объектами. Этот прием следует относить не только к памятникам, но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер, что вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет мыс­ленно представить, как происходило событие, дает возможность увидеть его. Прием описания события носит подчиненный ха­рактер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконст­рукции — воссоздания картины исторического события.

Вот, например, как в экскурсии «Бендеры — древний город Мол­давии», экскурсовод дает описание Бендерской крепости: «Перед нами одно из старейших крепостных сооружений Молдавии. В плане имеет формунеправильного прямоугольника, острый угол которого выходит на обрывистый берег Днестра. В середине каждой стены выстроена сторожевая башня. Старейшая часть крепости — цитадель окружена каменной стеной и глубоким рвом. Площадь крепости 65 гектаров».

Посмотрите, сколько в этом описании, сделанном экскурсо­водом, информации, недоступной для экскурсанта при самостоя­тельном наблюдении крепости.

Прием характеристики (3-4 мин.) построен на определении отличитель­ных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскур­сии экскурсоводом дается речевая характеристика объектов, ко­торые наблюдают экскурсанты, а также «действующих» в экс­курсии лиц.

В отличие от приема описания прием характеристики пред­ставляет собой перечисление особых свойств, совокупность кото­рых дает наиболее полное представление о данном объекте, позво­ляет экскурсантам лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или, наоборот, характеристика его свойств покажет от­личие от других объектов.

Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта, представляет собой начальный этап, напри­мер, архитектурного и искусствоведческого анализа.

В некоторых учебных пособиях этот прием отождествляет­ся с приемом описания. Это неправильно, прежде всего, пото­му, что прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристику его внутренних, не видимых для глаз свойств и качеств. При использовании приема характеристи­ки может быть дана оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, ори­гинальность авторского решения, выразительность, сохранность и др.

Вот пример такой характеристики объекта, в которой сочета­ется зрительно воспринимаемое описание объекта с его оцен­кой. «Перед нами фрагмент Мемориала Славы, который называется «Клятва». Мы видим юношу – красноармейца, за спиной которого три винтовки, в руках – поводья трех коней. Кони и оружие принадлежали его погибшим друзьям. Он целует шашку и клянется отомстить за их гибель». (Мемориал Славы в г. Алматы)

Прием объяснения (до 10 мин.) — такая форма изложения материала, когда в рассказе помимо справки об историческом событии раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Этот прием может быть использован во всех экскурсиях. Наиболее часто он используется в производственно-экономических и природо­ведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений. Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства (картины, скульпту­ра). Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. В архитектурной экскурсии с помощью этого приема поясняются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер. Иногда пояснение связано с элементами описания экскурсионного объекта. Это видно на следующем примере из экскурсии на военно-истори­ческую тему. Основной вопрос: «Во имя мира на земле». «Танк взошел на пьедестал, чтобы беречь вечный покой неизвестного солдата, чей прах находится в этой земле, чтобы постоянно воздавать славу мужеству советских воинов. Сегодня с этой господствующей над окружающей местностью высоты танк охраняет теряющиеся за кромкой горизонта виноградные план­тации, пшеничные поля, процветающие под свободным, мирным небом и солнцем поселения, счастье и радость людей».

Прием комментирования. Название приема происходит от термина «комментарий», который имеет два значения:

а) объяснение, толкование каких-либо явлений, событий, тек­стов;

б) пояснения, пояснительные и критические замечания по поводу чего-нибудь.

Прием комментирования может быть использован, когда экскурсоводом дается толкование каких-либо явлений, событий, фактов, критически оцениваются действия участников явлений или исторических событий, не наблюдаемых экскурсантами в данный момент.

Прием репортажа. Это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцем которого становится экскурсионная группа. Рассказ при этом идет об объекте, попав­шем в поле зрения экскурсантов, например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей. Экскурсовод ведет репор­таж о производственном процессе, наблюдаемом экскурсантами, и изменениях, которые происходят с кузовом будущего автомо­биля в этот момент. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается не только в движении, но и в развитии. На глазах экскурсантов кузов превращается в готовый к эксплу­атации легковой автомобиль. Оправдывает себя репортаж при показе строительных работ, например, при возведении жилого многоэтажного дома, при наблюдении за работой токаря на станке.

Этот прием может быть использован при показе стадиона в момент соревнований или тренировок, при рассказе о местных событиях (праздник города, ярмарка и др.).

Рассказ с использованием приема репортажа не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскур­совода, он носит характер импровизации, т. е. составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Прием репортажа позволяет обратить внимание участников экскурсии на изменения, происходящие во внешнем облике здания, стройки, на изменение раз­меров самолета или пассажирского судна в ходе их движения. Прием помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблю­дения, как рождается нечто новое в процессе, который наблю­дают экскурсанты.

Прием цитирования. Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают в следующих случаях:

- для подтверждения своей мысли; для более яркого и убедитель­ного выражения своей мысли; для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени;

- для воспроизведения картины события; для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением.

Цитаты в лекции и экскурсии выполняют различные функ­ции. Цитата в лекции подтверждает определенный тезис, делает более убедительной мысль. Цитата в экскурсии в большинстве случаев направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсан­тов зрительный образ, т. е. выступает в роли зрительно воспри­нимаемой информации. В тексте экскурсии используются раз­личные цитаты: отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Это позволяет воссоздать исторические события, происходившие на данном месте.

Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков. В рассказе экскурсовода могут быть использованы цитаты из исторических документов. Такие цитаты преследуют другую цель — не зрительного восприятия объектов и собы­тий, а словесного доказательства положения, выдвинутого в рассказе экскурсовода, и ощущения колорита времени. В таком виде прием цитирования редко используется в экскурсиях, так как это ведет к лекционности в рассказе.

В ряде случаев цитаты используются в других методи­ческих приемах, например, зрительной реконструкции, лите­ратурного монтажа, новизны материала в экскурсии, приеме ссылки на очевидцев и др. В некоторых экскурсиях на основе приема цитирования используется прямая речь. При этом ста­вится задача — сделать экскурсантов участниками разговора между историческими личностями, очевидцами исторических событий. Делается это с помощью небольших выдержек из мемуаров — письменных воспоминаний о событиях личной и общественной жизни. Немало интересных познавательных материалов найдут методические работники в книгах серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».

Суть приема вопросов — ответов состоит в том, что в ходе рассказа с целью активизации слушателей экскурсовод задает различные вопросы аудитории, большая часть которых не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Такие вопросы выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:

а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;

б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной про­паганде рассматриваются как прием ораторской речи;

в) вопро­сы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты.

Вопросы, которые обычно задаются экскурсоводам по ходу рассказа, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку в его порой пространную речь, помогают лучше уяснить ту или иную подтему.

Приведем примеры. Так, раскрывая подтему о героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны и характеризуя эпизод, когда один из наших самолетов, подбитый врагами, горящим факелом врезался в танковую колонну фашистов, экскурсовод задает вопрос: Был ли другой выход у советского летчика? И здесь же отвечает на него: Да, был. Летчик Абдиров мог покинуть горящую машину и, использовав парашют, спасти свою жизнь. Но он решил ценой своей жизни одержать еще одну победу над врагом.

Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, на­ходит выражение в его обращении к экскурсантам: Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня). Какие предметы на местности гово­рят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сдела­на такая надпись?

Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предпола­гает, что участники экскурсии их тут же выполнят. Прием заданий направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых особенно важно для усвоения рассматриваемых вопро­сов. Задача этого методического приема — заинтересовать экс­курсантов, заставить их задуматься, активизировать их мысли­тельную деятельность. Что же касается необходимых ответов на вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем своем рассказе, как бы суммируя и формулируя мнения экскурсан­тов.

Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рас­сказа по теме сообщаются факты и примеры, ранее неизвестные экскурсантам. Прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого зрительного ряда более эффективным. Этот прием помогает экскурсантам лучше понять последующие объяснения, особенно если они сложны.

Прием словесного (литературного) монтажа пост­роен на определенном наборе отрывков из различных литера­турных произведений, документов, воспоминаний, статей, опубли­кованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных вопро­сов подтемы. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий. Некоторые отрывки значительны по своему размеру (пятнадцать-двадцать строк текста). Ис­пользование экскурсоводом литературного монтажа основано на «преобразовании» одного вида искусства (словесного) в дру­гой вид искусства (изобразительного). Поэтому для литера­турного монтажа создателям текста экскурсии нужно подби­рать только такие отрывки, которые позволят экскурсантам уви­деть картину событий, почувствовать динамику событий, изобра­женных в произведениях, отраженных в документах, предста­вить то, о чем идет речь на экскурсии зрительно.

Прием соучастия является методическим приемом рассказа. Задача этого приема — помочь экскурсантам стать участни­ками какого-либо исторического события, произошедшего, как правило, задолго до этого момента.

Большой интерес представляют методические приемы, ко­торые помогают экскурсантам стать современниками, больше того, участниками исторического события, которому посвяще­на экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: Представьте, что мы с вами находимся на пл. Республики холодной декабрьской ночью 1986г. Затем излагается картина восстания против диктатуры КПСС.

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, кото­рое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в какой-то части экскурсии заменить монологичес­кую форму изложения материала диалогом. Свою точку зре­ния по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсан­та. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Прием персонификации используется для создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника) или картины исторического события. Рекомен­дуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпи­зодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, сообщения о деталях или подробностях происшедшего. Прием персонификации является составной частью приема реконструк­ции.

Иногда перед приемом персонификации ставится задача оживить какую-либо абстрактную информацию, введенную в рассказ экскурсовода, возбудить у экскурсантов интерес к из­лагаемому материалу.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскур­сии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься, и понуждает участников экскурсии найти правиль­ный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы и тем са­мым разобраться в самой проблеме. В ряде случаев экскурсан­там предлагается найти альтернативу предложенному решению, сделать выбор из двух (нескольких), исключающих друг дру­га возможностей при решении определенного вопроса.

Вызывает интерес группы к подтеме и проблемный воп­рос, умело поставленный перед экскурсантами. Например, о проблемах Балхаша или Арала.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод как бы уходит от своей темы: читает небольшое стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения, статьи. Этот прием мало связан с содержанием экскурсии. Его задача — снять усталость и усилить внимание в дальнейшем. Однако, применяя этот прием, не следует ком­кать и сокращать экскурсию. Нельзя также использовать этот прием в ходе показа в целях развлечения экскурсантов, рассказа анекдотов, забавных случаев с туристами, пересказывать пикантные видео­фильмы, проводить игры и разучивание песен с экскурсантами. Любой методический прием не должен использоваться в ущерб качеству и культуре проведения экскурсии.

Методика проведения экскурсий в музеях имеет свои особенности. Номенклатура приемов здесь намного уже, чем в обзор­ных и тематических экскурсиях по городу. В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскур­сионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, а экспонаты служат в качестве иллюстраций. Этот прием эффективен при освещении сложных теоретических, идеологических проблем.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод переходит от характеристики одного памятника к характеристи­ке целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Нап­ример, охарактеризовав скульптуры Монумента Независимости в Алматы, экскурсовод переходит к характеристике ансамбля в целом. Этот методичес­кий прием основан на действии такого способа рассуждения (умозаключения) или вида обобщения, как индукция.

Прием дедук­ции в рассказе используется как способ рассуждения при переходе от общего к частно­му. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Ф. Энгельс писал: «индукция и дедукция свя­заны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ... надо стараться применить каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополне­ние друг друга.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)