АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТЧУЖДЕННОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗМ

Читайте также:
  1. Знамя индивидуализма
  2. Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма.
  3. ОТЧУЖДЕННОСТЬ
  4. Характеристика организаций по признаку «индивидуализм — коллективизм»
Тот факт, что самоактуализированные люди даже в любви способныоставаться отчужденными, сохраняют свою индивидуальность и личностнуюавтономность, может показаться парадоксальным, так как индивидуализм иотчужденность, на первый взгляд, абсолютно несовместимы с той особого родалюбовной идентификацией, которую мы обнаружили у само-актуалиэированныхиндивидуумов. Но это ҫ лишь кажущийся парадокс. Я уже говорил о том, чтоотчужденность здорового человека может гармонично сочетаться с егоабсолютной, полной идентификацией с предметом своей любви. Удивительно, но осамоактуализированных людях можно сказать, что они одновременно и самыебольшие индивидуалисты, и самые последовательные альтруисты, существа,крайне социальные и до восхищения способные любить. В рамках нашей культурыиндивидуализм принято противопоставлять альтруизму, эти два свойства приняторассматривать в качестве крайних пределов единого континуума, но мы ужеговорили о том, что Подобная точка зрения ошибочна и требует тщательнойкорректировки. В характере самоактуализированного человека эти качествамирно сосуществуют, на их примере мы в который уже раз видим разрешениенеразрешимой дихотомии. Мои испытуемые отличаются от обычных людей здоровой долей эгоизма исильно развитым чувством самоуважения. Эти люди не склонны без нуждыпоступаться своими интересами. Самоактуализированные люди умеют любить, но их любовь и уважение кдругим неразрывно связаны с самоуважением. Об этих людях нельзя сказать, чтоони нуждаются в партнере. Они могут быть чрезвычайно близки с любимымчеловеком, но они не воспримут разлуку с ним как катастрофу. Они нецепляются за любимого и не держат его на привязи, он не становится для нихякорем или обузой. Они способны на поистине огромное, глубочайшееудовлетворение от отношений с любимым человеком, но разлуку с ним онипринимают с философским стоицизмом. Даже смерть любимого не в состояниилишить их силы и мужества. Даже переживая очень бурный любовный роман, этилюди не отказываются от права быть самим собой, остаются единовластнымихозяевами собственной жизни и судьбы. Я думаю, что если мы сможем получить убедительные подтверждения этомунаблюдению, то это заставит нас пересмотреть или, по крайней мере, расширитьпринятое в нашей культуре определение идеальной, или здоровой, любви. Мыпривыкли определять ее как полное слияние двух Я, как утрату собственнойотдельности, как отказ от собственной индивидуальности. Все это верно, ноданные, которыми мы располагаем, позволяют нам предположить, что в здоровойлюбви наряду с утратой индивидуальности происходит и укреплениеиндивидуальности обоих партнеров, что слияние двух Я означает не ослабление,а усиление каждого из них. По-видимому, для самоактуализированного человекаэти две тенденции ҫ тенденция к самотрансценденции и тенденция к укреплениюиндивидуальности ҫ нисколько не противоречат друг другу, напротив, онидополняют и подкрепляют друг друга. Самотрансценденция возможна только приусловии сильной, здоровой самоидентичности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, "ХОРОШИЙ ВКУС" И ЗДОРОВАЯ ЛЮБОВЬ

Одной из самых поразительных особенностей самоактуализированных людейявляется исключительная эффективность их восприятия. Эти люди, как никтодругой, способны к восприятию истины, они умеют видеть правду в любойситуации, как в структурированной, так и в неструктурированной, как вличностной, так и в безличной. Такая эффективность, или пронзительность восприятия проявляется главнымобразом в так называемом "хорошем вкусе", который демонстрируют моииспытуемые в выборе сексуальных партнеров. Если собрать вместе всех близкихдрузей, жен и мужей моих испытуемых, то мы обнаружим в представителях этоймалой группы столько хороших качеств, сколько никогда не найдем в случайнойвыборке. Я далек от того, чтобы утверждать, что каждый сексуальный выбор каждогоисследованного мной самоактуализированного человека идеален. Ничточеловеческое не чуждо этим людям, они тоже могут ошибаться в своем выборе.Почти у каждого из них есть свои слабости и недостатки, которые, так илииначе, влияют на их выбор. Например, по крайне мере, про одного из моихиспытуемых я могу сказать, что он женился не столько по любви, сколько изжалости. Другой связал свою судьбу с женщиной гораздо моложе его и врезультате столкнулся с массой проблем. То есть, если попытаться безизлишней экзальтированности определить способность самоактуализированногочеловека к выбору, то у нас получится что-то вроде следующего заявления: ввыборе здорового человека проявляется гораздо больше вкуса, чем в выборесреднего человека, но даже и его выбор нельзя назвать идеальным. Однако, даже столь осторожный вывод вступает в противоречие с известнойпоговоркой про злодейку-любовь, как и с более деликатными версиями этогозаблуждения. Широко распространено мнение о том, что любовь ослепляетчеловека, что влюбленный всегда переоценивает своего возлюбленного. Но этазакономерность обнаруживается только в нездоровой любви. Некоторые данные,полученные мною из наблюдений за самоактуализированными людьми, указывают нато, что здоровая любовь, напротив, обостряет восприятие человека, делает егоболее точным, более правдивым, более эффективным. Здоровая любовь позволяетчеловеку увидеть в возлюбленном такие качества, которые вряд ли откроютсянезаинтересованному взгляду.44 Самоактуализированный индивидуум способенполюбить даже внешне непривлекательного человека, даже такого, от которогоотворачивается общественное мнение, тем самым он как будто подтверждаетжитейское наблюдение о зловредной любви. Однако его любовь вовсе неозначает, что он не видит изъянов любимого; нет, он видит их, но они немешают ему увидеть и его достоинства, или же любящий отказываетсявоспринимать как недостатки то, что другим кажется неприятным или дажеотвратительным. Внешность, материальное положение, классовая принадлежность,уровень образования, наличие социальных навыков не столь важны длясамоактуализированного человека, он постиг высшую ценность человеческихдушевных качеств. Именно поэтому он может полюбить человека, который другимкажется невзрачным, неинтересным или заурядным. И тогда эти другие называютего слепцом, но я склонен счесть это признаком хорошего вкуса или особойэффективности восприятия. Мне посчастливилось наблюдать, как развивался хороший вкус у несколькихсравнительно здоровых молодых людей; это были студенты колледжа, с которымия работал на протяжении ряда лет как со своими потенциальными испытуемыми.Чем более зрелыми становились эти люди, тем реже они упоминали в качестведостоинств сексуального партнера такие характеристики как приятнаявнешность, пышный бюст, физическая привлекательность, длинные ноги, красивоетело, умение целоваться или умение танцевать. Все чаще они говорили овзаимной совместимости, о доброте любимого человека, о его порядочности,верности, тактичности, внимательности. Взрослея, некоторые юноши влюблялисьв девушек именно с теми характеристиками, которые прежде казались имнеприятными (например, волосатые ноги, излишний вес, оттопыренные уши). Явидел, как год за годом сужался круг потенциальных возлюбленных одногомолодого человека. Поначалу про него можно было сказать, что он "непропустит ни одной юбки". Он признавался мне, что готов лечь в постель слюбой девицей, лишь бы она не была слишком толстой или чересчур высокой, нопо прошествии нескольких лет на тот же вопрос из всех знакомых ему девушекон сумел назвать только двух, которых мог бы представить себе в роли своихсексуальных партнерш. Теперь его выбор предопределяли не физическиехарактеристики девушек, а их душевные качества. Я полагаю, что эта тенденция связана не столько со взрослением, сколькос ростом психологического здоровья. Кроме того, полученные мною данные противоречат и двум другим"постулатам" любви, первый из которых гласит, что противоположностисходятся, а второй утверждает, что подобное стремится к подобному. Чтокасается здорового человека, то для него последнее утверждение верно тольков отношении таких характерологических черт как честность, искренность,доброта и мужество. Что касается внешних, поверхностных характеристик, такихкак уровень дохода, классовая принадлежность, уровень образования,национальность, религиозные взгляды супругов, то браки самоактуализированныхлюдей не отличаются такой гомогенностью, какую можно наблюдать в бракахсреднестатистических индивидуумов. Самоактуализированный человек не видитугрозы в том, что незнакомо ему; новизна не путает его, а интригует.Самоактуализированный индивидуум не цепляется за привычное, для него не так,как для среднестатистического человека, существенны привычный выговор,знакомые одежда, еда, традиции и церемонии. Что касается постулата о тяге друг к другу противоположностей, то вотношении самоактуализированного человека он справедлив только в том смысле,что здоровый человек способен искренне восхищаться теми талантами иумениями, которыми не обладает сам и которыми наделен другой человек. Ипотому талант потенциального партнера, будь то мужчина или женщина,рассматривается здоровым человеком как привлекательная черта. И наконец, я хочу обратить ваше внимание на тот факт, что все, о чем яговорил выше, служит еще одним примером разрешения или преодоления извечногопротивопоставления разума и желания, сердца и рассудка. В любовныхотношениях самоактуализированный человек совершает свой выбор, опираясь какна когнитивные, так и на конативные критерии. Иначе говоря, он испытываетинтуитивное, импульсивное сексуальное влечение именно к таким людям, которыеподошли бы ему, если бы он взялся оценивать их трезвым рассудком и холоднымумом. Его чувства дружат с его разумом, они синергичны, а не антагонистичныдруг другу. В связи с этим мне вспоминается попытка Сорокина (434) доказать, чтоправду, красоту и добродетель связывает положительная корреляция. Я готовсогласиться с данными Сорокина, но только в отношении здоровых людей. Чтокасается невротиков, вряд ли мы можем говорить об однозначной взаимосвязи уних этих качеств (449).

ГЛАВА 13

ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕГО

ВСТУПЛЕНИЕ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)