АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ, 8 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

Существенно иным было понимание А. в пифагорей-ско-платоновской традиции: здесь А. (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел— беспредельное, но в то же время гипостазируется и по­тому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (το άπειρον, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице осн. онто­логич. противоположностей у Аристотеля (Метафизи­ка 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел — беспредель­ное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с чётным, множеством, ле­вым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и не­правильным прямоугольником — см. «пределопола-гающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) эле­менты в подлинных фрагментах Филолая. Платон вклю­чил эту оппозицию в систему четырёх онтологич. прин­ципов «Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результа­том их «смешения»; позднее, в «неписанном учении» она развилась в оппозицию одно — неопределённая дво­ица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел — А. (параллельная оппозиция эйдос — пространство «Тимея») — прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осо­знавал понятийную близость платоновского А.— бес­конечности, неопределённости, неоформленности и те­кучести — тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала, материи» (Физика 207 b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождест­вление А. и «материи», но последоват. монизм заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.

• Л е б е д е в А. В., ТО АП EIRON: не Анаксимандр. а Пла­тон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № 1, с. 39—54, № 2, с. 43—58; Edel Α., Aristotle's theory of the infinite, N. Y., 1934; Μ ο n d о 1 f о R., L'infinito nel pensiero dell' antichita classica' Firenze, 1956; Sinnige T h. G., Matter and infinity in the presocratic schools and Plato, Assen, 1968· Sweeney L., Infinity in the Presocratics, The Hague, 1972. А. В Лебедев' АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. 'αποδεικτικός - дока­зательный, убедительный), филос. термин, обозначаю­щий высшую степень логич. достоверности знания и характеризующий непреложную необходимость содер­жания тех или иных суждений и высказываний. До­стоверность аподиктич. суждений вытекает из доказат. обоснования, восходящего к истинным положениям, и поэтому не может быть усмотрена непосредственно из формы суждения. Специфику аподиктич. суждений впервые исследовал Аристотель, к-рый отличал от них суждения «диалектические», т. е. вероятностные, ука­зывающие на возможность противоположного тому, что в них утверждается. Последующая эволюция понятия А. связана с развитием формальной (в частности, мо­дальной) логики.

• Аристотель, Аналитики, пер.с греч., Соч т 2 Μ., 1978; Асмус В. Ф., Логика, [М.], 1947, с. 87—91; А х м а н о в А. С., Логич. учение Аристотеля, М., 1960, с. 89—90,

АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ, филос.-эстетич. понятия, введённые Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки» —«Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik», 1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно — двух начал бытия, олицетворения к-рых Ницше видел в образах Аполлона и Диониса. Аполлоновское — это светлое, рациональное начало, дионисийское — тёмное, экста­тически-страстное, хаотическое, оргиастически-ирра-циональное. Понятия А. и Д. были намечены в эпоху нем. романтизма (Ф. Шлегель, Шеллинг и др.) и стоят в ряду таких типологич. противопоставлений, как на­ивное и сентиментальное у Шиллера, классическое и романтическое и т. д. Хотя Ницше видел идеал иск-ва в определ. равновесии А. и Д., однако предпочтение архаически-неоформленного (дионисийского) связыва­ет его концепцию А. и Д. с мотивами позднейшей ирра-ционалистич. философии культуры (напр., в экзистен­циализме — тема ложного «выбора» пути европ. куль­туры у Хайдеггера и др.).

• Vogel M., Apollinisch und Dionysisch. Geschichte eines genialen Irrtums, Regensburg, 1966.

АПОРИЯ (греч. απορία — затруднение, недоумение, от ά — отрицат. частица и πόρος — выход), труднораз­решимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., восходящие к др.-греч. философу Зенону Элейскому. В А. «О множествен­ности вещей» говорится о возможности мысленного пред­ставления вещей в виде множеств, причём Зенону при­писывается мнение о противоречивости такого представ­ления: поскольку для разделения двух вещей нужна третья вещь и т. д., то каждая вещь может мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она — вопреки очевидности — либо должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо вовсе не иметь размера (если таковы составля­ющие). А. «Дихотомия» (разделение на два): прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого — четверть и т.д.; поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать двигаться (или движение не может окончиться). А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их рас­стояние, она всё же успеет проползти нек-рый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного

АПОРИЯ 31

отползёт и т. д. А. «Стрела»: если считать, что простран­ство, время и процесс движения состоят из нек-рых «не­делимых» элементов, то в течение одного такого «неде­лимого» тело (напр., стрела) двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а по­скольку «сумма покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на каждом шагу наблюдаем.

Эти и др. зеноновские А. подчёркивают относит. и противоречивый характер математич. описаний ре­альных процессов движения, необоснованность пре­тензий на полную адекватность (изоморфизм; см. Изо­морфизм и гомоморфизм) таких описаний и спорность привычных мнений об однозначной определённости фи­гурирующих в них понятий. Ни один из формализов. способов анализа и разрешения выявленных в А. проти­воречий, возникающих при отображении движения, не может претендовать на общепринятость. Проблемати­ка, связанная с А., исследуется в тесной связи с др. проблемами логики и теории познания.

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из предшествующего), фи­лос. понятия; апостериори — знание, получаемое из опыта, априори — знание, предшествующее опыту и не­зависимое от него. Противопоставление А. и а. получи­ло развёрнутое выражение в классич. рационализме но­вого времени (Декарт, Лейбниц), к-рый исходил из при­знания всеобщих и необходимых истин, принципиаль­но отличающихся от случайных истин, полученных апо­стериорным (опытным) путём. Основу безусловной всеоб­щности и необходимости теоретич. истин (т. е. положе­ний математики и математич. естествознания) рациона-листский априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за рационалистами Кант также признаёт существование всеобщих и необходимых ис­тин, усматривая источник их безусловности (аподик-тичности) в априорности. Но если рационалисты счита­ли заранее заложенным в интеллекте, врождённым (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то, согласно Канту, априорным является толь­ко форма, способ организации знания. Эта априор­ная форма наполняется, по Канту, апостериорным со­держанием, придавая науч. знанию характер всеобщно­сти и необходимости. Учение Канта об априорном синте­зе (или синтетич. априори) указало на роль исходных содержат, предпосылок как необходимых элементов познания.

В зап. философии и методологии науки 20 в. на осно­ве неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная (или прагматич.) кон­цепция априорности, согласно к-рой априорные поло­жения — это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение не­зависимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе на­учного знания.

Отвергая априоризм как принцип объяснения приро­ды знания, диалектико-материалистич. методология признаёт существование нек-рых исходных содержат. принципов, лежащих в основе науч. знания и обладаю­щих особыми методологич. функциями в процессе науч. познания (напр., постулат функционального подхода в биологии и отчасти в социологии, общие принципы сис­темного подхода и др.). См. Теория познания, Теория, Эмпирическое и теоретическое.

S Введенский А. И., Логика как часть теории познания, П., 19173; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652; Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; К а р-нап Р., Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; Швыpёв В.С., Теоретическое и эмпирическое в науч. позна­нии, М., 1978, гл. 1—2.

АПОСТЕРИОРИ

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. άποφατικος— отрицательный), теология, стремящаяся адекватно выразить абс. трансцендентность бога путём последоват. отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и по­нятия (напр., о боге нельзя сказать не только то, что его нет, но и то, что он есть, ибо он по ту сторону бы­тия). А. т. была разработана Псевдо-Дионисием Арео-пагитом; в ср. века дополнялась каталитической тео­логией.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к, на и perceptio — восприятие), понятие философии и психологии, обозна­чающее воздействие общего содержания психич. дея­тельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «А.» введён Лейбницем, к-рый обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие А. характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетич. функций, опреде­ляющих единство чувств. опыта. Кант различал транс­цендентальную А.— единство самого познающего субъ­екта, к-рый с помощью рассудка конструирует (мы­слит) свои объекты, и эмпирич. А.— единство, прояв­ляющееся в продуктах познават. деятельности и осоз­наваемое как нечто производное от первого единства.

Дальнейшая эволюция понятия А. связана с развити­ем психологии. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое восприятие осознаётся и истолковывается на основе прежнего опыта, в зависимости от сложившихся инте­ресов и направленности внимания. Новое знание, со­гласно ему, объединяется со старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирую­щей массы»), на основе чего происходит упорядочива­ние и понимание новой («апперципируемой») массы представлений. Развитое Гербартом понимание А. явилось предпосылкой педагогич. учения о способах и приёмах усвоения знаний. Понятие А. получило ши­рокое распространение в психологии благодаря рабо­там В. Вундта, к-рый придал ему основополагающее значение и поставил в зависимость от А. все сферы психич. деятельности. В его трактовке А. объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание во­сприятий, деятельность внимания, синтезирующую дея­тельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет из-бират. характер и регуляцию поведения. В последую­щем развитии психологии понятие А. модифицирова­лось в ряд новых понятий — напр, гештальта (см. Геш-тальтпсихолоеия), установки и др., выражающих раз­личные аспекты активности личности.

Совр. психология исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе (от простого восприятия до сложнейших видов деятельности). Бла­годаря конкретному опыту личности (знаниям, уме­ниям, традициям или привычкам) каждое новое воздей­ствие мира приобретает особый смысл. Поэтому один и тот же объект воспринимается различно в зависимо­сти от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта в целом. Вместе с тем именно социальная природа человеч. психики и сознания обусловливает общность и общезначимость восприятия и понимания действительности различными людьми.

• Лейбниц Г. В., Монадология, в кн.: Избр. филос. соч., М., 1908; его же, Новые опыты о человеч. разуме, М.—Л., 1936; Ивановский В., К вопросу об А., «Вопросы филосо­фии и психологии», 1897, № 1 (36); В у н д т В., Очерки психо­логии, М., 1912; Рубинштейн С. Л., Основы общей пси­хологии, M., 19462; Теплов Б. М., Психология, М., 19515.

АПРИОРИ, см. Апостериори и априори.

АПТЕКЕР (Aptheker) Герберт (р. 31. 7. 1915, Нью-Йорк), амер. историк-марксист. Чл. Коммунистич. пар­тии США. Директор Амер. института марксистских ис­следований.

А. осн. внимание уделяет критике бурж. идеологии, антикоммунизма, расизма, проблемам свободы и демо­кратии, а также истории негритянского народа. Под­вергая критич. анализу взгляды бурж. историков, фило­софов и социологов, А. освещает различные аспекты ме­тодологии науч. исследования закономерностей об­ществ. развития, классовой борьбы. А. выступает за разрядку междунар. напряжённости, против врагов ми­ра, демократии и социального прогресса.

* History and reality, N. Υ., 1955; The world of С. Wright Mills, N. Y., 1960; Soul of the republic. The Negro today, N. Y., 1964; The urgency of Marxist-Christian dialogue, N. Y., 1970; в рус. пер.— Лауреаты империализма, Μ., 1955; Амер. негр сегодня, М., 1963; История афро-американцев. Совр. эпоха, М., 1975.

АРГУМЕНТ (лат. argumentum), l) суждение (или со­вокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности к.-л. др. суждения (или теории). 2) А. влогике — посылка доказательства, иначе наз. основанием или доводом доказательства; иногда А. наз. всё доказательство в целом.

АРИСТИПП (Αρίστιππος) из Кирены (ум. после 366 до н. э.), др.-греч. философ, основатель киренской школы. Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником (Ксенофонт, Воспоминания о Сок­рате II 1; III 8). К концу жизни вернулся на родину и основал филос. школу (Диоген Лаэртий II 65—85). А. считал, что всё существующее действует ради к.-л. бла­га или зла и единственным достойным внимания пред­метом являются ценности — хорошее и плохое. Поэто­му А. отвергал, в частности, математику, для к-рой эти различия не существуют (Аристотель, Метафи­зика 996а 32 слл.), и изучение природы как дело невоз­можное и бесполезное. Уже Сократ делал акцент на недостаточности человеч. знания, а А. утверждал, что мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвав­ший же их предмет непознаваем (Секст Эмпирик, Про­тив учёных VII 191—193). Неизвестно в точности, что из гедонистич. учения киренской школы посходит к А. Биографич. традиция утверждает, что А. считал на­слаждение целью жизни и сам следовал этому принципу (так, нек-рое время он жил при дворе сиракузского ти­рана Дионисия I). Вместе с тем он учил, что нужно сох­ранять самообладание и не делаться рабом наслажде­ний. А. высоко ценил личную свободу и не желал быть гражданином к.-л. гос-ва, стремясь везде жить в каче­стве чужестранца (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе II 1, 11 — 13). Имущество может обременять того, кто к нему привязан, так что А. советовал друзьям иметь столько, сколько можно спасти при кораблекрушении. Платон, критикуя в «Теэтете» скептич. взгляды в тео­рии познания и разбирая в «Филебе» вопрос о наслаж­дениях, возможно, полемизирует с А., не называя его по имени.

• Фрагмент ы: Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden — Köln, 1961.

• С l a s s e n C. J., Aristippos, «Hermes», 1958, Bd 86, S. 182— 192.

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. 'αριστοκρατία, букв.— власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при к-рой гос. власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления А. про­тивостоит монархии и демократии. «Монархия — как власть одного, республика — как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия — как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия — как власть народа... Все эти различия возникли в эпо­ху рабства» (Ленин В. И., ПСС, т. 39, с. 74). В ис­тории антич. политич. идей разработка понятия А. для обозначения одной из гос. форм правления связана с Платоном и Аристотелем; в дальнейшем аристокра-тич. форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Кант и др. Обоснование А. привер­женцами такой формы правления сводится, как пра­вило, к идее о политич. неполноценности большинства людей, к-рыми призвана править аристократич. элита. Аристократич. республиками были в древности Спарта, Рим (6—1 вв. до н. э.), Карфаген; в ср.-век. Европе —Венеция, Псковская и Новгородская феод. республи­ки и др.

2) Знать, привилегированная часть к.-л. класса (эв-патриды в Афинах, патриции в Риме, дворянство и т. д.) или обществ, группа (напр., финанс. А.), пользую­щаяся особыми правами и преимуществами. Политич. влияние А. и круг лиц, причисляемых к ней, опреде­ляются конкретными историч. условиями и особенно­стями той или иной страны.

АРИСТОКСЕН (Άριστόξενος) из Т а р е н т а (ак-ме, согласно визант. лексикону «Суда», 336—333 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Аристотеля, представи­тель перипатетической школы. Из многочисл. соч., гл. обр. музыковедч., педагогич. и историко-биографич. ха­рактера (453 книги, согласно «Суде»), сохранились только (в сокращённом виде) «Элементы гармоники» в трёх книгах и часть 2-й кн. «Элементов ритмики» (кур­сы лекций по теории музыки, читавшиеся А. в Ликее). Применяя перипатетич. метод (сочетание систематиза­ции со скрупулёзностью эмпирич. описания), А. дал музыковедч. синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по значению с зоологич. трудами Аристо­теля или ботаническими — Теофраста). Зачинатель жанра биографий философов; серия монографий о пи­фагорейцах: «О Пифагоре и его учениках», «О пифаго­рейском образе жизни» и «Пифагорейские изрече­ния» — фр. 11—41 Wehrli, биография Архита Та-рентского (фр. 47—50). Культ Архита и стремление изобразить Пифагора в духе просвещённого пифаго­рейства последнего поколения пифагорейской шко­лы (напр., избавив его от архаич. религ. табу на бобы) разительно контрастирует со скандально-анекдо-тич. и очернит. тенденцией биографий Сократа и Пла­тона (фр. 51—68). Засвидетельствованное для А. срав­нение отношения между душой (псюхе) и телом с от­ношением между муз. гармонией и лирой (фр. 118—121) уже в «Федоне» Платона (85е) вкладывается в уста пи­фагорейцу Симмию в качестве аргумента против суб­станциальности и, следовательно, бессмертия души и, вероятно, также отражает т. зр. «последних» пифагорей­цев — учителей А. (ср. Диоген Лаэртий VIII 46), не веривших больше в метемпсихозу.

• Elemente harmonica, rec. B. da Rios, Romae, 1954; Aristo-xeni Rhythmica, ed. G. B. Pighi, Bologna, 1959; Die Schule des Aristoteles, hrsg. v. F. Wehrü, H. 2 — Aristoxenos, Basel — Stuttg., 19672.

• Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, т. 4, М., 1975, с. 664—70; W е h г l i F., Aristoxenos, в кн.: RE, Suppl. XI, 1968, col. 336—43.

АРИСТОТЕЛИЗМ, 1) в узком смысле — учение после­дователей Аристотеля (не совпадает с понятием пери­патетической школы, т. к. древние перипатетики после Теофраста до 1 в. до н. э. по существу никак не связа­ны с А.); 2) в более широком смысле об А. говорят при­менительно к истории истолкования, распространения, переводов и влияния соч. Аристотеля, а также в связи с усвоением учения Аристотеля в различных ср.-век. теологич. традициях. Термин «А.» — новоевроп. про­исхождения, однако греческий глагол άριστοτελίζειν («аристотелизировать») впервые встречается у Страбона (XIII, 1, 54) применительно к возрождению А. в 1 в. до н. э.

Об истории антич. греч. А. см. Перипатетическая школа.

Ранняя вост. патристика отталкивается от неопла­тонизма и свободна от влияния Аристотеля за исклю­чением Немесия Эмесского и Иоанна Филопона. Осуж­дая ересь Евномия, Василий Великий, Григорий Нис­ский и Феодорит усматривают её корни в аристотелев­ской силлогистике. Проникновение понятийного аппа­рата и терминологии Аристотеля в христ. теологию происходит в соч. Леонтия Византийского (ок. 475 — ок. 543), от к-рого в этом отношении зависит Максим

АРИСТОТЕЛИЗМ 33

Исповедник. Соч. о животных используются в традиции «Шестодневов» (начиная с «Шестоднева» Василия Велико­го). Офиц. признание (в качестве «служанки» теологии) логика Аристотеля получает в «Диалектике» Иоанна Да-маскина. Оживление комментаторской традиции в 11 в. связано с деятельностью платоника Михаила Пселла и его учеников Михаила Эфесского и Иоанна Итала. Дальнейшая традиция комментирования представлена Феодором Продромом и Иоанном Цецисом (12 в.), Ни-кифором Влеммидом (13 в., его аристотелианские учеб­ники логики и физики получили в Византии широкое распространение), Георгием Пахимером («Сокращённый очерк аристотелевской философии»), Мануилом Хо-лоболом (преподавал в Константинопольской школе с 1267), Феодором Метохитом (ум. 1332) и др. Полемика между Плифоном («О различиях платоновской и арис­тотелевской философии», ок. 1439), отвергавшим не только аверроистич. и томистский А., но и А. как тако­вой, и Георгием Схоларием (Геннадием, «Против пли-фоновых апорий, касающихся Аристотеля»), защитни­ком томистского А., предвосхищает борьбу «платони­ков и аристотеликов» в Италии в 15 в. Самый значит. памятник визант. А.— сотни рукописей соч. Аристо­теля (древнейшие — 9—10 вв.), сохранившие для нас Corpus Aristotelicum.

Сирийский А. послужил связующим звеном между греч. и араб. А. Логич. соч. Аристотеля (гл. обр. «Ка­тегории», «Герменевтика» и «Первая аналитика») и «Вве­дение» Порфирия были усвоены сирийскими несториа-нами для целей теологии, гомилетики и апологетики. Традицию открывает Ива, епископ Эдесский с 435, его современники Куми и Проб, преподаватели Эдесской тео-логич. школы, впервые перевели на сирийский яз. ча­сти «Органона» и «Исагога» Порфирия. После закрытия Эдесской школы имп. Зеноном (489) несториане пересе­лились в Персию, логич. соч. Аристотеля продолжали изучаться в теологич. школе в Нисибине. Сиро-моно-физитская традиция перевода и комментирования Арис­тотеля на сирийский яз. связана с именами Иоанна бар Афтонии (ум. 558), Севера Себохта (ум. 667), Иакова Эдесского (ок. 633—708), епископа Георгия (ум. 724) и католикоса Хейнан-ишо I. Крупнейший представи­тель сирийской учёности того времени — Сергий, архиятр («гл. врач») г. Решайн в Месопотамии (уче­ник Иоанна Филопона), переводчик Галена и Аристо­теля и автор оригинальных логических трактатов (ум. 536).

Первые переводы Аристотеля на араб. яз. (с сирий­ского) были сделаны сирийскими врачами из Гундиша-пура, приглашёнными Аббасидами в Багдад в кон. 8 в. в качестве лейб-медиков. Переводч. дело упрочилось с учреждением халифом аль-Мамуном в 832 в Багдаде «Дома мудрости». Самыми выдающимися переводчика­ми Аристотеля в 9—10 вв. были несторианин Хунайн ибн Исхак (ум. 877) и его сын Исхак ибн Хунайн (ум. 910 или 911). Крупнейшими представителями А. в араб. мире были Кинди, Рази, Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд. Противником А. был Газали, к-рый написал «Ниспровержение философов», но пред­послал ему др. соч.— «Стремление философов», где из­лагалась аристотелевская система (логика, метафизика и физика); однако именно это соч., переведённое в сер. 12 в. Домиником Гундисальви в Толедо на лат. яз., стало на лат. Западе одним из самых популярных учеб­ников А. Арабы восприняли А. из позднеантич. (нео-платонич.) традиции, что наложило печать на араб. образ Аристотеля; ср. особенно неоплатонизированный А. у Кинди и идеи эманации и провидения у Ибн Сины. Подлинной признавалась «Теология Аристотеля» — извлечение из «Эннеад» Плотина. В то же время араб. А. оказался более тесно связанным с конкретными науками — медициной, астрономией, математикой, и

АРИСТОТЕЛИЗМ

его в меньшей степени стремились приноровить к бук­ве Кораиа, чем на Западе — к Библии: Фараби и Ибн Сина, не говоря уже об Ибн Рушде, прямо учили о веч­ности мира.

В ср.-век. евр. философии об А. можно говорить с сер. 12 в.— начиная с «Возвышенной веры» (1161, на араб. яз.) Авраама бен Давида из Толедо, сочинения, направленного против неоплатонич. направления Ибн Гебироля. Наиболее значит. попытка создания «евр. схоластики» — синтеза иудаизма и А.— принадлежит Маймониду, «Путеводитель блуждающих» к-рого был переведён на лат. яз. по заказу Фридриха II и исполь­зовался уже Вильгельмом Овернским. Учение Аристо­теля о вечности мира уступает в евр. философии место библейскому креационизму, однако в познании подлунного мира Аристотель наделяется непререкае­мым авторитетом. В 13—14 вв. философия араб. арис­тотеликов распространяется в иудейской среде в Испа­нии и Провансе (многочисл. переводы с араб. на евр. яз., сопровождаемые комментариями). Крупнейшим комментатором парафраз и комм. Ибн Рушда был Леви бен Герсон (1288—1344), отрицавший, в частности, творение из ничего.

До 12 в. единств. соч. Аристотеля, известным на лат. Западе, были «Категории» и «Герменевтика» в лат. пер. Боэция, к-рые вместе с комм. Боэция и пер. «Введе­ния» Порфирия составляли т. н. старую логику (1о-gica vetus). К сер. 12 в. был хорошо известен весь «Ор­ганон» (его остальные книги получили назв. «новой логики» — logica nova), гл. обр. благодаря шартрской школе. Переводы с араб. яз. (при дворе епископа Рай-мунда в Толедо) и непосредственно с греч. яз. (особенно в Палермо, при дворе норманнских королей) осуществля­лись параллельно, причём, как показали исследова­ния последних десятилетий, доля ранних переводов с греч. яз. в целом больше, чем переводов с араб. яз. Самые ранние переводы с греч. яз. принадлежат Яко­ву Венецианскому (1128) и архидиакону Катании Ген­риху Аристиппу (ум. 1162), выдающимися переводчи­ками с араб. яз. были Герард Кремонский (ум. 1187 в Толедо) и Михаил Скот (первые десятилетия 13 в.); одним из самых плодовитых переводчиков с греч. яз. во 2-й пол. 13 в. был доминиканец Вильем из Мербеке. Распространению естеств.-науч. идей А. спо­собствовали врачи и натуралисты (Даниил из Морлея, «О природе горнего и дольнего», 1175—85; Альфред Англичанин, «О движении сердца», комм, к «Метеоро­логии», ок. 1200; Петр Испанский, 13 в.). В «Похвалах божеств. мудрости» Александра Некама (ум. 1217) Аристотель уже «учитель Афин, вождь, глава, слава Вселенной». Самым выдающимся англ. аристотеликом рубежа 12—13 вв. был Роберт Гроссетест, переведший с греч. яз. значит, часть «О небе» и комм. Симпликия к этому трактату, всю «Никомахову этику» с комм, и написавший комм, ко «Второй аналитике» и «Физике». В Оксфордский и Парижский ун-ты А. проникает в нач. 13 в., причём в Париже он подвергался многочисл. за­претам (1209, 1215, 1231, 1263), касающимся гл. обр. соч. по физике и метафизике. В 1255 ф-т иск-в в Париже предписывает изучение всех соч. Аристотеля. Широкое проникновение А. в католич. теологию (и христианиза­ция учения Аристотеля) связано с деятельностью доми­никанцев Альберта Великого и Фомы Аквинского (си, также Томизм, Схоластика), к-рая наталкивалась на сопротивление как со стороны францисканцев, держав­шихся старой платоническо-августинианской традиции, так и со стороны аверроизма (Сигер Брабантский). С запретами 13 в. контрастируют статуты 1366, требую­щие от лиценциата ф-та иск-в знания не только логич., но и естеств.-науч. соч. Аристотеля и «Метафизики», а от магистра этого ф-та — знания «Этики» и первых трёх книг «Метеорологии». В 14 в. получает распространение новый жанр комментария — «вопросы» по поводу арис­тотелевских проблем, ответы на к-рые подчас содержа­ли оригинальные взгляды комментатора (напр., «Вопро-

сы» Жана Буридаяа к «Политике»), В 14 в. появляются и первые переводы Аристотеля на новоевроп. языки (Николай Орем).

В эпоху Возрождения уровень текстологии, истолко­вания и переводов Аристотеля значительно возрастает, особенно благодаря переселению в Италию таких учё­ных греков, как Мануил Хрисофор (1355—1415), уче­ником к-рого был Л. Бруни, Иоанн Аргиропул (1417— 1473), Феодор Газа (1400—75), Георгий Трапезундский (1396—1486) и кардинал Виссарион (1403—72). Соч. Аристотеля начинают печататься, причём, согласно Сар-тону, среди науч. изданий 15 в. они занимают по коли­честву заглавий (98) 2-е место после соч. Альберта Ве­ликого (151). 1-е полное изд. в лат. пер. выходит в Па­дуе в 1472—74, греч. («Альдина») — в Венеции в 1495— 1498. Борьба против схоластич. и араб. А. (оба зачис­ляются в категорию «варварского») сопровождается стремлением к восстановлению «подлинного» Аристоте­ля. Филос. жизнь 15—16 вв. сосредоточена вокруг оппо­зиции Платон — Аристотель (ср. полемику Георгия Трапезундского с Виссарионом и др.). Флорентийские платоники (Фичино, Пико делла Мирандола) продол­жают неоплатонич. традицию «согласования», рассмат­ривая А. как «подготовку» к платонизму. Оплотом аверроистич. А. остаются в 15—16 вв. сев.-итал. го­рода, прежде всего Болонья и Падуя (см. Падуанская школа). Знакомство с новооткрытым комм. Александра Афродисийского к «О душе» породило в 16 в. долголет­ний спор между «александристами» (Помпонацци, Я. Дзабарелла), утверждавшими смертность человеч. души, и «аверроистами», модифицировавшими учение о «единстве интеллекта» в духе неоплатонич. толкования Симпликия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)