АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность понятия эстетическая культура личности

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. Адукацыя і культура.
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя, навука, культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. Актуальность, понятия, этиология
  8. Акустические понятия и определения
  9. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
  10. АЛЬБЕРТ БАНДУРА: СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
  11. Анализ и связи понятия Паразит
  12. Анализ психолого-педагогической личности учащегося

 

Понятие педагогической технологии, важной особенностью которой является открытость целей работы с человеком, диалогичность, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога, прочно вошло в современную науку и практику. Для определения роли современных технологий художественного образования в развитии эстетической культуры личности школьников необходимо определить понятие «эстетическая культура личности».

На современном этапе развития человека многие культурологические концепции исходят из того, что культура сегодня – это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный продуктами материального и духовного происхождения, духовными ценностями, межличностными отношениями людей, отношениями человека к самому себе [10, 208].

В философских исследованиях категория «эстетического» всегда была и остается дискуссионной. Предложенное А. Э. Баумгартеном в трактате «Aesthetica» (1750–1758) новолатинское лингвистическое образование, восходит к греческому прилагательному «эстететикос» – чувствующий, ощущающий, чувственный. Латинский неологизм позволил Баумгартену обозначить «эстетическое» как первую низшую форму познания, отличающую ее от чувственности – всеобщего условия преданности Универсума и его непосредственной обращенности к мыслящей субстанции. Эстетика была заявлена как теоретическая дисциплина, изучающая область смыслообразующих выразительных форм 2

действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного [4, 1272].

О. А. Кривцун замечает, что понятие «эстетическое» означает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы [11, 6].

А. Ф. Лосев считал, что «эстетическое» как нечто выразительное представляет собой диалектическое единство внутреннего и внешнего, выражаемого и выражающего, и притом такое единство, которое переживается как некоторая самостоятельная данность, как объект бескорыстного созерцания [24, 570].

По мнению А. А. Мелик-Пашаева, «эстетическое» выражается в способности человека «…воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение их неутилитарной [2] ценности и внутренней жизни, родственной его собственной, и в силу этого осознанно переживать свою сопричастность миру, другим людям, природе, произведениям человеческой культуры» [16, 23].

Эстетическая культура, не имея самостоятельного, автономного бытия, пропитывая собой всю человеческую культуру, представляет собой самый высокий уровень культуры, достигнутый человеком, и служит внешней формой проявления внутреннего, духовного мира [12, 109].

Если культуру вообще можно представить как некое «обуздание» и даже, в известной мере, подавление природного в человеке, то эстетическая культура личности означает развитие и утончение природного, его облагораживание, но отнюдь не вытеснение или подавление [13, 401].

Дадим определение личности. По А. Н. Леонтьеву, можно утверждать, что это специфическая особенность индивида, которая возникает в ходе развития жизни человека и представляет собой особую реальность. Ученый считает, что индивид превращается в личность в ходе своей биографии. В этом смысле личность есть «сгусток» биографии». Другими словами, личность – это то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь [15].

Л. П. Печко, рассматривая эстетико-педагогический аспект проблемы эстетического развития личности, отмечает, что это «…целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования у учащихся эстетического отношения, эстетической потребности и художественно-эстетической деятельности» [18].

Культура личности, по мнению большинства исследователей, возникает в результате целенаправленного влияния на сознание человека. И это влияние связано с развитием сверхприродного идеального, надстроенного над реальным, которое определяет 3

его сознательность (способность и потребность проявлять сверхприродное, идеальное, надстроенное над реальным), воспитанность (умение регулировать, преобразовывать природные инстинкты) и креативность (способность к созданию новых продуктов на основе культурных ценностей прошлого, не уничтожая их, а используя в своих действиях [14, 83].

Эстетическая культура личности предполагает определенным образом сформированное сознание и особое качественное отношение к действительности, обусловленное способностью человека осознавать и переживать свое единство с миром, окружающими людьми, природой, произведениями искусства всех времен и народов, постижение человеком их неутилитарной ценности и духовного потенциала для гармонии с Универсумом и самим собою.

Категория «развитие», считают современные дидакты [9, 128], это процесс закономерного изменения личности в результате взаимодействия с окружающим миром и адаптации к внешней среде, когда личность, обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками, овладевает достижениями человечества.

По мнению М. С. Кагана, развитие – это своеобразное количественное «приращивание» того или иного качества на всем пространстве жизнедеятельности. Но ученый считает, что в педагогическом взаимодействии развивает только то, что помогает в развитии изначально находящихся в человеке задатков каких-либо свойств [6]. Развитие эстетической культуры личности, по его мнению, происходит в процессе эстетического воспитания и приобщения человека к миру искусства [7, 10].

Особенность эстетического воспитания заключается в том, что оно способствует сознательному и активному взаимодействию человека с окружающей средой, позволяет ему осознавать свои эстетические способности и открывать неограниченные возможности для их совершенствования. В этом контексте приобщение к искусству формирует мировоззрение человека, определяет его нравственный опыт, служит содержательной стороной общения с окружающими людьми.

Таким образом, эстетическая культура личности – это результат развития личности, ее образовательной деятельности, отражающей духовный потенциал взаимодействия с окружающим миром и искусством.

 

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается и фиксируется в сознании.

 

В широком смысле под «эстетическим воспитанием» понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

 

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу подростков, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения подростков.

 

Эстетика гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Она тесно связана с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

 

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. И. Войнар отмечает, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

 

Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

 

Эстетическое образование, приобщение людей к мировой культуре и искусству - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

 

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют, так называемые, конструктивные способности: индивидуальная экспрессия[3], интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

 

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих возможностей, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей эстетическое отношение к действительности и к искусству.

 

В начальном периоде воспитания, формирование навыков, знания, эмоционально- смысловых ориентаций, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается.

 

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

 

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

 

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

 

Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Более того, можно утверждать, что эстетического фактора в преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет минимальна. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне «эстетическая культура личности» означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

 

Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально - психологических факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех условий, факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, осуществимо приближение к высокой степени сформированности всех элементов составляющих эстетическую культуру личности.

 

Эстетическая культура личности проявляется так же в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

 

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)