АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интегральный гуманизм

Читайте также:
  1. Интегральный метод регистрации
  2. Финансовый риск. Сила финансового рычага. Интегральный риск

Жак Маритен (1882-1973), французкий философ и политический мыслитель, был одним из главных представителей томизма в XX столетии и влиятельным интерпретатором мысли Фомы Аквинского.

Жак Маритен родился 18 ноября 1882 года в Париже. Сын Павла Маритена, известного юриста, и Женевьевы Фавр, дочери французского государственного деятеля, Жюля Фавра, Жак Маритен учился в лицее Генриха IV (1898-1899) и в Сорбонне, где он прошел лицензиат по философии (1900-1901) и естественным наукам (1901-1902). Первоначально его привлекала философия Спинозы. По предложению своего друга поэта и религиозного философа Шарля Пеги он посещал лекции Анри Бергсона в Коллеж де Франс (1903-1904) и короткое время находился под влиянием работ Бергсона.

В 1901 году Маритен встретил Раису Умансову, студентку Сорбонны и дочь еврейских эмигрантов из России. Оба они находились под давлением сухости интеллектуальной жизни Франции и дали клятву, что они совершат самоубийство, если в течение года не найдут ответ на вопрос о явной бессмысленности жизни. Отвержение доминировавшего тогда позитивизма в конечном итоге привело их к тому, чтобы они оставили мысли о самоубийстве и поженились в 1904 году. Вскоре после этого, благодаря влиянию писателя Леона Блуа, чета Маритенов принимает крещение в Римской Католической Церкви. (1906)

Маритен завершает свое философское образование в 1905 г. В 1906 году супруги едут в Гейдельберг, где Жак продолжает свое обучение в области естественных наук под руководством проф. Дриша. Летом 1908 г. по возвращении во Францию Маритены окончательно отошли от бергсонианства, и Жак начал интенсивное изучение мысли Фомы Аквинского.

В 1912 Маритен становится профессором философии в лицее Станислава, одновременно продолжая читать лекции в Парижском католическом институте. В 1914 он получает должность ассистента профессора кафедры истории современной философии, становится профессором в 1921, а в 1928 был назначен на кафедру логики, которую занимал до 1939 г.

В своих ранних философских работах (таких как «Современная наука и разум» (La science moderne et la raison, 1910), и «Философия бергсонианства» (La philosophie bergsonienne, 1913) Маритен ищет пути защитить томистскую философию от бергсонианцев и светских оппонентов. После краткой службы в армии во время первой мировой войны Маритен возвращается к преподаванию и исследованиям. Фокус его философской работы продолжает быть направлен на защиту католицизма и католической мысли (работы «Антимодерн» (Antimoderne, 1922), «Три реформатора - Лютер, Декарт, Руссо» (Troisréformateurs -- Luther, Descartes, Rousseau, (1925)). Он также подготавливает некоторые вводные философские тексты (напр. «Элементы философии»léments de philosophie, 2 тт, 1921-23), а также публикует работы по эстетике (напр. «Искусство и схоластика» (Art et scholastique, 1921; 2nd ed. 1927)). (É

В конце 20-х годов внимание Маритена переключается на социальные вопросы. Хотя он имел некоторый контакт с движениями Католическое социальное действие, Действие Франции, он отходит от них, когда в 1926 году они были осуждены католической церковью за свои националистические и антидемократические тенденции. Благодаря дружбе с русским философом Николаем Бердяевым (с 1924 г.) и Эммануэлем Мунье (с 1928), Маритен начал разрабатывать принципы либерального христианского гуманизма и защиты естественных прав.

Философские работы Маритена в этот период были эклектичны. Он публикует книги о Фоме Аквинском (1930), религии и культуре (1930), христианской философии (1933), Декарту (1932), философии науки и эпистемологии и политической философии. С 1936 он выпустил огромное количество работ, включая «Интегральный гуманизм» (Humanisme integral, 1936), «О политическом праве» (De la justice politique, 1940), «Права человека и естественный закон» (Lesdroits de l'homme et la loi naturelle, 1942), «Христианство и демократия» (Christianisme et démocratie, 1943), «Принципы политического гуманизма» (Principesd'une politique humaniste, 1944), «Личность и общее благо» (La personne et le bien commun, 1947), «Человек и государство» (Man and the State, 1951).

Особое влияние идеи Маритена оказали на Латинскую Америку. Главным образом вследствие либерального характера политической философии Маритен подвергался атакам и слева и справа, как во Франции, так и за границей.

К началу 1930 г. Маритен становится значительной фигурой в католической мысли. Он часто посещал Северную Америку, и с 1932 г. ежегодно приезжал с лекциями в Институт средневековых исследований в Торонто. С началом войны в 1939 году Маритен решил не возвращаться во Францию. Продолжая свои лекции в Торонто в 1940 г., он переехал в США преподавать в Принстонском (1941-1942) и Колумбийском (1941-1944) университетах.

Маритен оставался в США на протяжении всей войны, где занимался записью передач для оккупированной Франции. Он продолжал читать лекции и публиковать работы как в области политической философии, так и в области эстетики («Искусство и Поэзия», 1943), философии образования, и метафизике («О Бергсоне и св. Фоме Аквинском», 1944). После освобождения Франции, он был назначен французским послом в Ватикане и оставался им до 1948 г.

Весной 1948 г. Маритен вернулся в качестве заслуженного профессора в Принстон, продолжая читать лекции также и в других американских университетах (особенно в университете Нотр Дам и Чикагском университете). В этот период Маритен опубликовал труды по эстетике «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» (Creative Intuition in Art and Poetry, 1953), религии «Приближение к Богу» (Approches de Dieu, 1953), моральной философии «Девять лекций о важнейших понятиях философии морали» (Neuf leçons sur les notions premières de la philosophie morale, 1951; La philosophie morale, 1960), и философии истории (On the Philosophy of History, 1957).

В 1960 Маритены вернулись во Францию. После смерти жены Маритен переехал в Тулузу, где он решил жить в ордене малых братьев Иисуса. В течение этого времени он написал множество книг, наиболее известна из которых «Крестьянин с берега Гаронны» (Le paysan de la Garonne), работа, остро критикующая реформы Ватиканского собора, опубликованная в 1967. В 1970 он подал прошение о вступлении в орден и умер 28 апреля 1973 г. в Тулузе.

К моменту смерти, Маритен был наиболее известным католическим философом в мире. Широта его философских исследований, его влияние на социальную философию католической церкви, и его горячее оправдание прав человека сделали его одной из центральных фигур эпохи.

Философские работы Маритена были переведены на 20 языков. Наиболее ценные работы Маритена касаются моральной и политической философии, а влияние его работ на права человека можно видеть только в Декларации ООН 1948 года, но и во многих национальных декларациях, таких как Канадская Хартия Прав и Свобод и преамбула к Конституции четвертой Французской Республики (1946), последняя была результатом переписки Шарлем Де Голлем. Христианский гуманизм и персонализм Маритена оказал значительное влияние на энциклики Папы Павла VI и мысль Иоанна Павла II. Интересно, что с окончанием холодной войны происходит возрождение политических идей Маритена в Центральной и Восточной Европе.

Хотя обычно Маритен считается томистом, степень, в которой он принадлежал томистской философии, является вопросом споров, томизм Маритена, по меткому указанию Этьена Жильсона, касался только эпистемологии, а потому не был вообще томизмом. Неудивительно, поэтому, что общий характер философии Маритена сложно определить принадлежностью к какой-либо конкретной философской школе.

Работы Маритена, тем не менее, продолжают оказывать влияние. С 1958 г. в США в университете Нотр Дам действует центр Жака Маритена, существует множество журналов, посвященных его наследию, таких как Études maritainiennes, Maritain Studies, Notes et documents, и Cahiers Jacques et RaïssaMaritain. Кроме того, в настоящее время существует около 20 национальных ассоциаций, которые проводят регулярные конференции и семинары, посвященные наследию Жака Маритена, включая Международный институт Жака Маритена (Institut International Jacques Maritain).

Интегральный гуманизм

Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем современности в христианском ключе. «Выход из ситуации кризиса современной ему эпохи виделся Маритену в утверждении „теоцентрического гуманизма“, „персоналистической демократии“, христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий». В работе «Сумерки цивилизации» Маритен описывает становление гуманистических идей, и ошибки, приведшие к их вырождению. Гуманизмпонимается мыслителем как развитие всех возможностей человека, раскрытие его первоначального величия. Но гуманизму, начиная с античности, свойственен порок замыкания человека на самом себе. Именно в изоляции человеческой природы от Высшего существа, согласно Маритену, коренятся проблемы современного человечества. В отсутствие Бога, человек теряет и свою душу, что приводит к появлению таких теорий отчаяния и абсурда как философия Ницше или экзистенциализм. Две крайности представляют марксизм, полностью замкнувшийся в своем рационализме, и христианский гуманизм, изолировавший разум на поисках «Града человека-бога вместо обращения к идеалу Града личности, сотворенной по образу Божию». Духовное преобразование и обновление цивилизации Маритен связывал с выдвигаемым им проектом «интегрального гуманизма», преодолевающего отпадение человека от Бога через восстановление трансцендентных оснований человеческой жизни. В такой новой цивилизации христианская вера будет сочетаться с секулярными институтами. Источником суверенитета государства будет Бог, главными целями государства станут социальные, и христианские идеалы станут для социальной политики государства каноном. В такой христиански инспирированной демократии религия будет регулировать на высшем уровне отношения между индивидами, и человеческая свобода будет развиваться. Фашизм и коммунизм искореняли такую свободу, а либерализм, поощряющий эгоизм и индивидуализм, противоречит христианским нормам. Интегральный же гуманизм рассматривает человека как единство божественного и человеческого начал. Маритен не считает свою концепцию, в отличие от марксистского гуманизма, утопичной. Социалистический гуманизм абсолютизирует коллективное начало, либеральный — индивидуальное, а интегральный гуманизм придерживается золотой середины, сочетая обновление с сохранением традиционных ценностей.
Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма — утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, с точки зрения Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода.
Чтобы охарактеризовать значение интегрального гуманизма Маритена для развития католической церкви в XX веке, достаточно упомянуть, что в 1967 г. в энциклике «О прогрессе народов» («Populorum progressio») Павел VI писал о стремлении католической церкви к реализации идеала «интегрального гуманизма».

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)