АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АданиеЗ6

Прочтите статью С. А. Пугача "Тавтология как средство выразительности". Ответьте на вопрос: в каких случаях тав­тология является речевым недостатком, в каких — средст­вом смысловой и эмоциональной выразительности?

Термин "тавтология" (греч. taufo- 'то же самое' и logos-'слово') давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, "Сло­варь лингвистических терминов" О. С. Ахмановой рассмат­ривает тавтологию только как неоправданную избыточностьречи, то "Краткая литературная энциклопедия" и энцикло­педия "Русский язык" видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием вырази­тельности

...И в устном, и в письменном изложении нередко встре­чаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые ре зу л ьт ат ы; Люди т ру д ят с я с тру­довым подъемом; Это ему приснилось во с не; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова "авто-" как раз и обозначает "свой"); Продолжается процесс развития растений (в слове "развитие" уже заключена идея процесса); Посмотрите прейскурант цен (ино­язычное "прейскурант" — это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незна­нием значения слова или невнимательностью.

И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали норма­тивными сочетания типа б е л о е белье, черные чер­нила, информационное сообщение, реаль­ная действительность, в которых смысловая избы­точность уже не чувствуется.

Славянское, в том числе и русское, народное творчест­во изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суе­та сует, видимо-невидимо, один-одинеше­нек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лек­сических единиц, смысловая избыточность которых ней­трализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с дет­ства типичный компонент речевого стиля сказок: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делает­ся". Многие из таких выражений стали устойчивыми рече­ниями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механиче­ское повторение, не простое дублирование уже выражен­ного понятия...

Существенный признак тавтологии — повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия — обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить хо-д у но м; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпи­тетом: д а л ь н я я даль, горе г о р ь к о е. К этому яв­лению относятся и повторы: "Я остановился в гости­нице, где останавливаются все проезжие..." (Лер­монтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозна­чают разные понятия, что приглушает тавтологичность: "Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей" (Балашов).

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фи­гур, то есть оборотов речи, предназначенных для уси­ления ее выразительности. Это— удвоение: "Еду, еду — следу нету" (загадка); анафора (единоначатие): "В думах моих я все земли прошел, все моря пере­плыл, в думах моих я все грехи изведал..." (Горь­кий); эпифора (повторение конечных элементов выска­зывания): "Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр­ный советник? Почему именно титулярный со­ветник!"(Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): "Мозг класса, дело клас­са, слава класса" (Маяковский); обрамление (слово-расположение, создающее замкнутость высказывания): "...но собеседники все к у р и л и и разговаривали, разговаривали и курили" (Л. Толстой).

Тавтология встречается в различных стилях речи, но осо­бенно часто в языке художественной литературы и публи­цистики, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важней­шие из них:

— усиление смысловой значительности и убедительно­сти высказывания, выделение той или иной детали описа­ния: "Какая громадная, многовековая подготовительная ра­бота была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования..." (Вересаев);

— обозначение длительности или интенсивности дейст­вия: "Ш ли, шли, надо и про ночлег подумать" (Белов);

— подчеркивание или уточнение признака предмета:

"...солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, из­мученный на измученной лошади" (Лермонтов);

— обозначение большого количества или массы пред­метов: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курье­ры, курьеры... можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров" (Гоголь);

— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: "Д и во див­ное", "Когда беспокоит спокойствие";

— усиление эмоциональности, патетичности речи: "Дымом дымится под тобою дорога, гремят мос­ты" (Гоголь);

— создание каламбуров, вызывающих комическое впе­чатление: "Позвольте вам этого не позволить, — ска­зал Манилов с улыбкою" (Гоголь);

— средство связи частей текста в описаниях, рассужде­ниях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мыс­ли: "П о ложи м, я вызову на дуэль, — продолжал про себя Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим, я вызову его на дуэль. Положим, меня научат..." (Л. Толстой).

Итак, тавтология — сложное, противоречивое по содер­жанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходи­мостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и ма­стерством автора. Неоправданное повторение слов и форм — это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение — средство смысловой и эмоциональной выразительности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)