АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истина и правда

Читайте также:
  1. II. Истина, в которую трудно поверить
  2. III. Истина как акт безусловного сознания
  3. IV. Истина как всеединая мысль и всеединое сознание
  4. XXII ГЛАВА. НЕОПРАВДАННОЕ И НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ
  5. XXVII. А если это правда?
  6. Анна Гиппиус ПРАВДА О ВРЕДНЫХ ТОВАРАХ
  7. В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.
  8. Возглавил парижский офис Михаил Брудно. Продолжалось это, правда, недолго, как он говорит. Несколько месяцев.
  9. Вот последняя правда, открытая мной.
  10. Всероссийская политическая партия «ИСТИНА»
  11. Втручання у приватне спілкування захисника, священнослужителя з підозрюваним, обвинуваченим, засудженим, виправданим заборонене.
  12. Втручання у приватне спілкування захисника, священнослужителя з підозрюваним, обвинуваченим, засудженим, виправданим заборонене.

В «Толковом словаре русского языка»1 мы читаем: «Ложью называют

неправду, намеренное искажение истины».

Оказывается, чтобы лгать, нужно знать истину.

Истина является фундаментальным понятием для всех сфер науки

и обыденной жизни, проходя через сознание человека и отражаясь в его

языке. «Философский энциклопедический словарь»2 так определяет её:

«Истина, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспро-

изводящим его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо

от человека и его сознания; объективное содержание чувств[енного],

эмпирич[еского] опыта, понятий, суждений, теорий, учений и целостной

картины мира в диалектике его развития».

По сути — это степень точности, с которой человек познал мир.

Она предстаёт перед нами в двух видах:

1) как отражение мира реального в виде ощущений, чувств и пере-

живаний;

2) как мир идеальный, созданный мозгом человека в виде понятий,

суждений, представлений, умозаключений и идей.

Именно во втором виде понятие истины противопоставляется поня-

тию лжи, как такого сообщения, которое не соответствует действитель-

ности. «Что такое истина?» — спрашивал великий Дидро и отвечал:

«Соответствие наших суждений явлениям». Если высказывание соот-

ветствует ей, оно истинно, если нет — ложно. Выражение «на Луне

живут люди» будет истинным, если люди на Луне действительно живут,

и будет ложным, если они там не живут. Понятие истины уместно при-

менять для характеристики суждений о мире без человека, о событиях

и предметах, не окрашенных отношением человека к этим реальностям,

поскольку она, встречаясь в сознании человека с его мнениями, взгля-

дами, потребностями и желаниями, превращается в правду.

Значение истины для человека огромно. Она — необходимое условие

существования человека и прогресса общества. Даже обманщик не

1 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. — М.: Астрель-АСТ,

2003.

2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 226.

52 Глава II. Ложь — инструмент обмана

может обойтись без истины. Ведь чтобы обманывать, её нужно знать. Ис-

тина важна для человека и в моральном плане, превращаясь через мораль-

ные ценности в правду и справедливость. Известный учёный А. Д. Алек-

сандров так высказался о значении истины в жизни общества:

«Стремление найти истину, распространить и утвердить её среди людей

оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению

к людям… Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ори-

ентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна

истине. Тот, кто лжёт, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать

происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на

него оковы искажённого взгляда на действительность. Искажение и со-

крытие истины всегда служили угнетению».

Истина, познаваемая учёными и приобретаемая в процессе жизни

каждым человеком в качестве жизненного опыта, суммируется в ком-

плекс знаний о закономерностях природы и общества, необходимых

для активной деятельности. Эти знания должны соответствовать дей-

ствительности, то есть они должны верно отражать её.

Истина объективна, когда она касается природы и когда человек

смотрит на неё незаинтересованным взглядом.

Высота Останкинской башни всегда равна 539 м.

Вода при наличии атмосферного давления в 760 мм ртутного столба

всегда кипит при температуре 100° С.

Предметы всегда падают на землю, а не взмывают ввысь, если человек

не приложил к ним свою руку.

Но истина и относительна, поскольку мышление не может отразить

объект познания полностью, во всех его свойствах, связях и отноше-

ниях. Изумительной по простоте и мудрости иллюстрацией к этому

утверждению является «Сад камней» в японском городе Киото, в храме

Рёандзи, созданный философом и монахом Соами. Великая каменная

метафора, созданная пять веков тому назад, наглядно демонстрирует,

что всегда есть то, что мы ещё не познали. «Сад камней» представляет

собой прямоугольную ровную площадку размером 24 Ч 9 м, на которой

размещены 15 камней различной формы и величины. Удивительное

в этой композиции то, что из всех камней, где бы ни стоял посетитель,

он видит всегда только 14. Пятнадцатого нет.

Истина относительна потому, что зависит от взглядов и убеждений,

знаний человека, которые почти всегда однобоки и поверхностны.

Справедливо подметил это английский философ XIX века Джон Стю-

арт Милль: «Истина калейдоскопична и изменяется согласно той точке

зрения, с которой на неё смотрят». Да, разнообразие мира отражается

2. Истина и правда 53

в разнообразии взглядов, убеждений, мнений каждого индивидуума.

Эту мысль проиллюстрируем древней индийской притчей.

Шесть слепых мудрецов решили всё узнать о слонах. Подойдя к слону,

каждый выразил своё мнение так:

облокотившись о бок слона, первый сказал, что слон похож на стену;

второй, дотронувшись до бивня, сравнил его с копьём;

третий схватил слона за хобот и решил, что слон похож на змею;

четвёртый ощупал ногу и сказал, что слон очень напоминает дерево;

пятый, держа ухо слона, заметил, что слон похож на опахало;

а последний, ухвативший слона за хвост, решил, что все слоны похожи

на верёвки.

Можно, конечно, взяв слона за хобот, утверждать, что это змея. Но

лучше, послушав других мудрецов, совместно решить, что это за зверь.

Бывает, что в жизни мы ведём себя так же, как эти мудрецы. Подобно

слепцам мы часто настолько заклиниваемся на своём собственном вос-

приятии, что совершенно не можем понять ни окружающий нас мир,

ни других, ни даже себя. Поэтому познание истины, действительного

положения дел — весьма трудная задача. Ещё Блез Паскаль утверждал,

что «в наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а об-

ман так сильно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто

горячо её любит».

Часто требуется поистине мудрость богов, чтобы установить исти-

ну. В Библии, в «Третьей книге царств Ветхого Завета» (3; 16–28)

приводится случай, когда две женщины оспаривали право на одного

ребёнка.

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И ска-

зала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме;

и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила,

родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего

с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины

ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня,

когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого

сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына мо-

его, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был

не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын

живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой

живой. И говорили они так пред царем. И сказал царь: эта говорит: мой

сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой

сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной

и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю,

_

_

_

_

_

_

54 Глава II. Ложь — инструмент обмана

ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, гос-

подин мой! отдайте этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая

говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и ска-

зал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — мать его».

Познание истины осложняется тем, что её сознательно скрывают,

искажают, превращая в ложь, распознать которую часто весьма затруд-

нительно, поскольку она так искусно притворяется истиной, что не

поддаться обману — значит изменить здравому смыслу.

В повседневной жизни достаточно знать истину на уровне здравого

смысла, который заключается в знаниях человека, приобретённых жиз-

ненным опытом, в мнениях, убеждениях, практическом понимании

вещей, свойственных среднему, реальному, нормальному человеку,

действия которого правильны и разумны. И хотя здравый смысл не

всегда мудр, поскольку в нём нет различия между мудростью веков,

ходячими предрассудками и суевериями, но его вполне достаточно,

чтобы решать земные, повседневные заботы и задачи. Обогащённый

случайными знаниями, он не заменит профессиональной подготовки,

но для практических дел его вполне достаточно.

Пользуясь ложью, принимая её за истину, заблуждаясь относитель-

но настоящего положения вещей, человек в своих действиях делает

ошибки, на которые и рассчитывают те, кто лжёт. Эти ошибки тому,

кто принял ложь за истину, приносят ущерб, а тому, кто лгал, — опре-

делённую выгоду. Есть у лжи, конечно, и другие функции, но её фун-

кция как инструмент обмана, чтобы извлечь выгоду и пользу, — ос-

новная.

Ложь — антагонист истины и правды, но такой, который не может

существовать без неё. Ведь невозможно лгать, не зная истины.

Ложь — не истина, но, чтобы ввести человека в заблуждение, она

должна выглядеть, как истина. С этой целью она, исковерканная, из-

менённая, искажённая, должна быть тщательно подштукатурена, ис-

кусно подкрашена, в меру подслащена, чтобы предстать перед людьми

правдой — светлой, ясной, чистой, справедливой.

Самый верный признак истины — простота и ясность, ложь же

всегда сложна, вычурна и многословна. Как ни вспомнить М. Монте-

ня, французского моралиста, автора блестящих и остроумных афориз-

мов:

«Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было

бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным про-

тивоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине

обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов».

2. Истина и правда 55

Поэтому ложь более трудна для изучения и определения, чем истина.

Этим, очевидно, и объясняется тот факт, что ложь как феномен общения

пока серьёзно не изучалась.

Истина всегда одна и та же, но она не одна и та же для каждого из нас,

когда, преломляясь через собственные взгляды, убеждения, потребности

и желания, превращается в правду. Точно подметила эту особенность

восприятия истины С. Л. Сухотина-Толстая — дочь Л. Н. Толстого. Объ-

ясняя причины, побудившие её взяться за перо в связи с появившимися

статьями о причинах рокового, как принято считать, ухода своего отца

из Ясной Поляны, она пишет:

«В печати появились книги, написанные друзьями моего отца, дающие

фальшивую картину отношений моих родителей между собой и пристра-

ст ный, искажённый портрет моей матери. В этих книгах описанные фак-

ты, как правило, точны (подчёркнуто нами. — К. В.), но, говоря словами

Гоголя, “нет ничего хуже правды, которая не правдива”».

В повседневности истина и правда воспринимаются как синонимы,

но это не совсем так. Правда — это и истина, это и жизненный идеал,

основанный на справедливости, как её понимает каждый из нас, это и со-

ответствие поступков этому идеалу. «Поступил по правде», — говорят

в таких случаях.

Так что же, правда всегда голая и глупая?

Конечно, нет, она может быть совершенной и истинной, светлой

и тёмной, жестокой и горькой, своею и чужою, прямой и откровенной

и даже страшной и трагической. Поэтому-то и нет народной истины,

а есть правда народа (трудового, простого, обиженного, угнетённого,

оскорблённого, обманутого). Есть социальная правда, правда революции,

правда демократии, христианская правда, правда истории, правда

жизни, святая правда, вся правда, свет правды и даже правда истины.

За правду боролись белые и красные, анархисты и большевики, полагая,

очевидно, что с помощью правды можно обманывать и увлекать куда

угодно. Все борются за правду под знаком справедливости, будучи

уверены, что только они её знают. «Скажи мне правду», — просим или

требуем мы. Какую правду? Ласковую и приятную или горькую и ужас-

ную? Что лучше для человека: правда или ложь? Поэтому с правдой

надо обращаться с осторожностью, памятуя о том, что она воспринима-

ется неодинаково. Так, правда в глаза, правда в лицо, правда невзирая на

лица, предметом которой являются изъяны адресата, даже если это

правда между близкими людьми, воспринимается как осуждение, оце-

нивается как бестактность, вызывая недоверие, неприязнь, отчуждение,

враждебность, а то и ненависть. Правда — это личное, и трогать её

56 Глава II. Ложь — инструмент обмана

чужими руками недопустимо: у меня своя правда, и ты мне своей прав-

дой не тычь.

Слово «правда» имеет, по крайней мере, три значения:

1) понимается как синоним «истины» в таких выражениях, как «что

правда, то правда», «глядя правде в глаза», «правда глаза колет»,

«будем говорить правду»;

2) употребляется в качестве подтверждения истинности какого-либо

высказывания: «если говорить правду», «по правде говоря», «люб-

лю тебя за правду», «правдивый человек» в противоположность

оценке «лживый человек»;

3) применяется как термин справедливости, как то, что предполага-

ется правильным, верным с точки зрения морали, в таких выраже-

ниях, как «служить верой и правдой», «жить по правде», «без прав-

ды жить легче, да помирать тяжелее», «нет правды на свете».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)