АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пантеистическая тенденция ньютоновой теологии: протяженность Бога

Читайте также:
  1. В последние годы достаточно чётко проявляется тенденция сокращения расходов при проведении визитов на высоком уровне
  2. Естественность – модная тенденция весна лето 2013
  3. Научные направления в тенденциях развития инновационной деятельности в США
  4. Общая протяженность маршрута — 200 nm.
  5. Полная протяженность трансцендентальной проблемы. Членение исследований
  6. Тенденция поведения: Д
  7. Тенденция развития украинской литературы XIX ст.

Как видим, здесь идет полемика не просто двух ученых, но, скорее, двух теологов, по-разному толкующих природу и сущность Бога, шире — сущность духа вообще. У Декарта Бог чисто духовное, а потому непротяженное бытие, бытие сверхприродное, трансцендентное, поскольку природа есть в первую очередь протяжение, которое у Декарта тождественно материи. Что касается Ньютона, то он различает протяженность и телесность, полагая, что Бог бестелесен, но протяжен, а потому протяженность есть нечто нетварное, совечное самому Богу61. И если у Декарта материя рассматривается как протяжение, то у Ньютона она есть скорее сила.

Судя по всему, Ньютон в этом вопросе идет за Генри Мором, тоже считавшим, что Бог “протяжен на свой манер”, и полемизировавшим с Декартом. В письме к Декарту от 11 декабря 1648 г. Мор так обосновывает свою точку зрения: “...Причиной, заставляющей меня считать, что Бог протяжен на свой манер, является то, что Он присутствует везде и полностью заполняет всю вселенную и каждую из ее частей; иначе каким образом Он сообщит движение материи — что Он некогда сделал и что Он, согласно Вам, делает в настоящее время, — как не соприкасаясь, так сказать, определенным образом с материей или по меньшей мере если Он некогда не соприкоснулся с ней? а этого Он никогда не сделал бы, если бы не присутствовал везде актуально и не заполнял собой каждое место и каждую область. Бог, следовательно, протяжен и

_______________________________________

60Newton I. Unpublished Scientific Papers. P. 109.

61 Ту же точку зрения защищал друг и единомышленник Ньютона Самуэль Кларк. В своей работе “философские принципы натуральной религии” Кларк писал: “Дух есть протяженная, проницаемая, активная, неделимая, разумная субстанция” (Лондон, 1705. Р. II, Со. IV. Р. 4. Цит. по: Койре А. Очерки истории философской мысли. С. 265).

распространен на свой манер; следовательно, Бог есть протяженная вещь...”62.

С точки зрения Ньютона, отстаиваемая Декартом трансцендентность Бога ведет к обезбожению мира, к отсутствию в нем Бога, что открывает путь к атеистической, материалистической интерпретации природы. Характерен аргумент Мора и Ньютона: чтобы Бог мог создать протяженную вселенную, материю, Бог должен быть сам протяженным — ибо как иначе Он может создать нечто, абсолютно ему инородное?

Именно эти соображения служат у Ньютона теологическим обоснованием его попытки вернуть природе-отнятую у нее картезианцами активность, силу, самостоятельность, вернуть ей то, что связано с душой и жизнью. Но как понимать тезис о протяженности Бога? Ведь все протяженное делимо; значит, Бога тоже надо мыслить делимым на части, как всякую материальную вещь? Как известно, в “Математических началах натуральной философии” Ньютон вводит понятие абсолютного пространства, которое он мыслит всегда равным себе, самотождественным и неподвижным. “Абсолютное пространство, — пишет он, — по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное...” 63

Отвергая картезианское отождествление пространства с материей, Ньютон утверждает существование нематериального пространства, неподвижного и вечного (совечного Богу), — оно выступает как

_______________________________________

62 Цит. по: Descartes R. Oeuvres//Ed. Ch.Adam et P. Tannery. Paris, 1897 ff. Vol. V. P. 97-99. Интересен ответ Декарта Мору. “...Я отрицаю, что истинная протяженность, как ее все обычно себе представляют, имеется у Бога, у ангелов, у нашего ума, наконец, у любой другой субстанции, не являющейся телом. А именно, под протяженным бытием все вообще понимают нечто доступное воображению, причем воображение может различать в этом бытии отдельные части определенной величины и очертаний... Между тем ничего подобного нельзя сказать ни о Боге, ни о нашем уме: ведь они не доступны воображению, но лишь умопостигаемы...” (Декарт Р. Соч. М„ 1994. Т. 2. С. 569). "соприсутствие Бога, по Декарту, не следует понимать как его бесконечную пространственную протяженность: “Бог присутствует повсюду с точки зрения своего могущества, а с точки зрения своей сущности нс имеет совершенно никакого отношения к месту”, — поясняет он свою точку зрения Г. Мору в письме от 15 апреля 1649 г. (Там же. С. 580).

63 Ньютон И. Математические начала... С. 31.

“вместилище” всего, что существует в физическом мире. В известном смысле Ньютон сближается здесь с атомистами, в отличие от Декарта, допускавшими пустоту, в которой движутся материальные частицы — атомы. Но если у атомистов пустота — это синоним отсутствия, небытия (Декарт потому и отвергал пустоту, что не мог признать небытие существующим), то у Ньютона пустота есть присутствие, но не материи, а Бога. Абсолютное пространство Ньютон наделяет особым свойством активности, называя его “чувствилищем Бога” (Sensorium Dei). Вот недвусмысленное высказывание Ньютона по этому поводу: “Не там ли чувствилище животных, где находится чувствительная субстанция, к которой через нервы и мозг подводятся ощутимые образы предметов так, что они могут быть замечены вследствие непосредственной близости к этой субстанции? и если эти вещи столь правильно устроены, не становится ли ясным из явлений, что есть бестелесное существо, живое, разумное, всемогущее, которое в бесконечном пространстве, как бы в своем чувствилище, видит все вещи вблизи, прозревает их насквозь и понимает их вполне благодаря их непосредственной близости к нему”64.

“Чувствилищем Бога” называет абсолютное пространство и С.Кларк в переписке с Лейбницем, защищая здесь точку зрения, общую у него с Ньютоном65. Аналогия между “чувствительной субстанцией” человека или животных, т. е. душой, с одной стороны, и “чувствилищем” божественным — с другой, приводит к мысли, что ньютоново абсолютное пространство, обеспечивающее всемирное тяготение, есть в сущности нечто вроде мировой души неоплатоников или мировой пневмы стоиков — та и другая осуществляют связь всех его органов и отправлений. В пользу такого понимания абсолютного пространства говорит и тот факт, что оно, согласно Ньютону, является неделимым. “Пространство конечное, как и бесконечное, — пишет Кларк, поясняя точку зрения свою и Ньютона, — совсем неделимо, даже мысленно, ибо представить себе, что его части отделены друг от друга, это значит допустить, что они отделены от себя; однако пространство не есть простая точка” 66.

_______________________________________

64 Ньютон И. Оптика. М„ 1954. С. 280-281.

65 “Ньютон был серьезно вовлечен в переписку Лейбница-Кларка, он не только получал и изучал письма Лейбница, но также участвовал в написании ответов Кларка”, — пишут А. Койре и Б. Коэн (Koyre A., Cohen I.B. Newton and the Leibniz-Clarkc correspondence//Archives internationale d'Histoire des Sciences. 1962. № 58/59. P. 67).

66 Полемика Г. Лейбница и С. Кларка. Л., 1960. С. 44.

Сам же Кларк подчеркивает и аналогию пространства с душой, указывая, что душа тоже неделима и что это не значит, будто она присутствует только в одной точке, т. е. что она внепространственна. Тем самым, по мнению Кларка, подтверждается мысль, что нечто протяженное может в то же время быть неделимым.

Налицо пантеистическая тенденция в ньютоновской натурфилософии, тенденция к сближению Бога и мира. Правда, Ньютон не согласен считать пространство мировой душой, поскольку это понятие трудно совместимо с христианством, но идея общей одушевленности мира ему не чужда. Декарт элиминировал из природы все нематериальное, перенеся его в Бога. Согласно Ньютону, это воззрение в корне ошибочно. В природе существуют активные, динамические начала; к ним прежде всего принадлежит сила тяготения, которую, по словам Ньютона, признавали древние философы Халдеи и Греции. Эти начала происходят “от могущественного, вечного агента; пребывая всюду, он более способен своею волей двигать тела внутри своего безграничного чувствилища и благодаря этому образовывать и преобразовывать части Вселенной, чем мы посредством нашей воли можем двигать части наших собственных тел”67.

Апелляция к халдейским магам и греческим философам здесь не случайна. Учение об абсолютном пространстве идет у Ньютона не столько от христианской теологии, сколько от эзотерических учений, связанных с возрожденческим неоплатонизмом и каббалой и распространившихся в натурфилософии XVI и XVII вв., в особенности среди алхимиков, к которым, как известно, принадлежал и Ньютон 68. Надо сказать, что Ньютон не сразу пришел к той интерпретации силы тяготения, которую мы обнаруживаем в “Началах”. В течение многих лет он размышлял над природой силы, приводящей тела в движение, но не мог дать однозначного ответа на этот вопрос. Первоначально английский ученый придерживался широко распространенной гипотезы всемирного эфира как той среды, с помощью которой передаются различные силы. Она тем более привлекала естествоиспытателей, что позволяла объяснять действие силы не только в неживой, но и в живой природе. С помощью гипотезы эфира Ньютон объяснял в то время и природу тяготения, не допуская при этом действия на расстоянии и тем самым не отходя Далеко от механистических принципов картезианства. Тяготение

_______________________________________

67 Ньютон И. Оптика. С. 305.

68 См. об этом: Hall M. В. Newton's voyage in the strange seas of alchemy //Reason, experiment and mysticism in the scientific revolution. N.-Y., 1975. P. 239-246.

Ньютон рассматривал в то время как “универсальную силу, которая, по всей видимости, является притяжением, следующим закону обратных квадратов, хотя фактически она возникает при контактном взаимодействии между эфиром и материей”69.

Механизм действия эфира на плотную материю Ньютон представлял себе примерно так: любое тело — планеты или Солнце — является носителем циклического процесса, преобразующего эфир:

поток эфира постоянно падает на Землю и пронизывает собой ее части, плотность эфира возрастает по мере потери им количества движения в процессе взаимодействия с материей Земли; сгущенный эфир вытекает из Земли, образуя атмосферу, а затем рассеивается в эфирных пространствах, принимая первоначальную форму. С помощью эфира Ньютон объяснял не только гравитационное притяжение Земли, но и химические процессы, и световые явления, и явления электростатические, а также теплоту, звук и, как мы уже упоминали, ряд отправлений живого организма. Пытаясь сделать понятной роль эфира в движениях животных, пишет С. И. Вавилов, Ньютон опирается на то, что “некоторые несмешиваемые вещи становятся смешиваемыми посредством третьей вещи”, и приводит несколько химических примеров. “Подобным же образом - заключает он, — эфирный животный газ в человеке может быть посредником между эфиром и мускулярными соками, облегчая им более свободное смешение... Сделав ткани боле смешивающимися с обычным внешним эфиром, этот спиритус позволяет эфиру на мгновение свободно проникать в мускул легче и обильнее, чем это произошло бы без его посредства; эфир снова свободно выходит, как только посредник смешиваемости устраняется... Благодаря этому произойдет растяжение или сжатие мускула, а, следовательно, и животное движение, зависящее от этого”70.

Обратим внимание на такие понятия, как “эфирный животный газ”, “спиритус”, — они ведут свое происхождение от герметической традиции, так же как и само понятие эфира, игравшее ключевую роль в натурфилософии Б.Телезио (1508-1588), И. Б. ван Гельмонта (1577-1644), А. Т. Парацельса (1493-1541) и других представителей магико-оккультных наук. Именно следуя этой традиции, Ньютон вводит посреднические сущности, которые называет то “эфирным животным газом в человеке”, то “мировыми духами”,

_______________________________________

69 Розенфельд Л. Ньютон и закон тяготения//У истоков классической науки. М., 1968. С. 77.

70 Вавилов С. И. Эфир, свет и вещество в физике Ньютона//Ньютон: Сб. статей к 300-летию со дня рождения. М.; Л., 1943 С. 38.

то “спиритусом”, чтобы как-то нагляднее представить — “в воображении”, как сказал бы Декарт, — как может действовать то, что впоследствии он назвал всемирным тяготением71.

Этот круг понятий имел своим источником, однако, не только “философов Халдеи”, не только “магическое знание” оккультных наук, но и “философов Греции”. В самом деле, эфир в свое время был введен как “пятый элемент” в физике Аристотеля; от четырех “подлунных” элементов — земли, воды, воздуха и огня — эфир отличался своей тонкостью и, так сказать, нематериальностью: точнее, он находился как бы “посредине” между материальным и нематериальным, обеспечивая благодаря этому правильность и самотождественность движений в надлунном мире. Но аристотелевская концепция эфира была пересмотрена в период становления нового естествознания, стремившегося преодолеть несоизмеримость земного и небесного миров; новой натурфилософии, развившейся в эпоху Возрождения, так же как становящейся классической физике, было значительно ближе понятие эфира, еще в III и II вв. до н. э. разработанного античными стоиками. И не случайно стоицизм пользовался большим влиянием как в эпоху Ренессанса, так и в XVII в.; интерес вызывала не только этика стоиков, но и их натурфилософия, альтернативная по отношению к перипатетической, служившей в тот период главным объектом критики.

Стоики отрицали существование эфира в его аристотелевском понимании — как пятого элемента, стихии небесного мира. С их точки зрения эфир, или так называемая пневма, т. е. тончайшая материя, родственная душе, — а стоики считали душу материальной, протяженной72, — проникает собою все тела и в небесном, и в земном мире, тем самым обеспечивая единство космоса. Вот что рас-

_______________________________________

71 Как справедливо отмечает В. Н. Тростников в своей интересной и талантливой книге “Мысли перед рассветом”, “Ньютон хотел дать более конкретное описание мирового сенсориума, обеспечивающего дальнодействие, полагая, что без такого описания физическая теория будет выглядеть неполной и не удовлетворяющей наше любопытство по поводу устройства Вселенной. Он пытался ввести посреднические сущности вроде "мировых духов", но в конце концов запутался и отказался от полного объяснения физического мира, заявив я не строю гипотез” (Тростников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980. С. 134).

72 Вполне в духе стоиков рассуждает и старший современник Ньютона Томас Гоббс. “Под словом дух, — пишет он, — мы понимаем естественное тело, До того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство...” (Гоббс Т. О теле//Избр. произведения: В 2 т. М„ 1965. Т. 1 С. 498).

сказывает об этом учении Диоген Лаэртский “Весь мир есть живое существо, одушевленное и разумное, а ведущая часть в нем — это эфир Так пишет Антипатр Тирский в VII книге “О мире”, Хрисипп в I книге “О провидении” и Посидоний в I книге “О богах” говорят, что ведущая часть в мире это небо, а Клеанф — что это солнце Впрочем, Хрисипп в той же книге говорит и несколько иначе что это чистейшая часть эфира, называемая также первым Богом и чувственно проникающая все, что в воздухе, всех животных, все растения и даже (как сдерживающая сила) саму землю”73

В пользу телесности души стоик Хрисипп приводит следующий характерный аргумент “Смерть есть отделение души от тела Но ничто нетелесное не может отделиться от тела, точно так же нетелесное не может соприкасаться с телом Душа же и прикасается к телу, и отделяется от него, следовательно, душа есть тело”74 Согласно стоикам, Бог тоже есть “чистейшее тело”75, а мир и небо это субстанция Бога76

Учение стоиков справедливо характеризуют как пантеизм77 Правда, некоторые исследователи, в том числе и такой знаток античности, как Эд Целлер, считают учение стоиков материалистическим78 Русский философ H О Лосский не согласен с Целлером, он считает, что сущность этого учения составляет не материализм, а динамизм “Стоицизм есть не материализм Это динамизм, видящий везде в мире деиствование, исходный пункт которого всегда есть напряжение (тонус), усилие, стремление к определенной осмысленной цели, именно к осуществлению телесного бытия, воплощающего в себе разумный порядок Основное начало в стоической метафизике есть не вещество, а сила —???????”79

_______________________________________

73 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. M., 1979. С. 311.

74 Цит. по: J ab Arnim. Stoicorum veterum fragmenta. Lipsiae, 1903-1905. Vols. I-III. Vol. II. P. 790.

75 Ibid Vol. I. P. 153.

76 Ibid Vol. II. P. 1022.

77 См.: Dupont J. Gnosis. La connaissance religieuse dans les epitre de Samt Paul Louvain, 1960. P. 476-488

78 Zeller E. Die Philosophie der Griechen. Th. 3. Abt. L. Leipzig, 1923.

79 Лосский H. О. Типы мировоззрений. Париж, 1931. С. 116-117. “Демокрит замечает Лосский — это сторонник гилокинетической теории материи а стоики — сторонники динамистической теории Для Демокрита тела суть вечно твердые атомы, непроницаемый объем которых есть вечно пребывающее состояние весь мировой процесс сводится у него к слепому, бездушному движению этих атомов в пространстве и случайным, бесцельным столк

В пантеистическом учении стоиков, в котором эфир, или Небо, или “первый Бог” проникает собою, связует и одушевляет все сущее, не только снималась онтологическая граница между Небом и землей, но и давалось иное по сравнению со средневековым, христианско-теистическим истолкование материи ведь этот всепроникающий элемент Spiritus mundi мыслился ими как нечто телесное “Мир един, конечен и шарообразен с виду Его окружает пустая беспредельность, которая бестелесна, а бестелесно то, что может быть заполнено телом, но не заполнено Внутри же мира нет ничего пустого, но все едино в силу единого напряжения и дыхания, связующего небесное с земным”80 Бестелесное, таким образом, приравнивается у стоиков к пустому, а эфир, который, как видим, называется еще и “дыханием” (спиритус это не только “дух”, но и “дыхание”), характеризуется также как “напряжение”

Понятия пространства, эфира, “мирового дыхания” или “мировых духов” ассоциировались у некоторых возрожденческих натурфилософов с мировой душой неоплатоников, которая мыслилась как тончайшая материя или, как мы видели у Г. Мора, И. Ньютона и С. Кларка, как пространство При этом последнее рассматривается как одушевленное пространство у ряда представителей герметизма81, у Ньютона и Кларка, желавших остаться в пределах христианской теологии, оно получает название “божественного чувствилища”

У алхимиков стоическая “пневма” истолковывалась как “жизненный дух” или “архей”, всеобщий “деятель” природы Не забудем, что Ньютон, как показали исследования последнего периода, занимался алхимией около тридцати лет, он интенсивно ставил алхимические опыты не только в молодости, в 70-е, но и в 80-е годы82 Алхимические опыты и исследования Ньютона были непосред

новениям их Наоборот у стоиков сама телесность есть деиствование наполнение пространства есть напряжение (тонус) отталкивание наружу и притяжение внутрь Эти процессы не бездушны и не бессмысленны в основе их лежит симпатия частей мира друг к другу, они разумны и целесообразны” (Там же С. 116)

80 Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов. С. 311 (Курсив мой П.Г.)

81 См об этом подробнее в кн LassaUz K Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton. Hamburg-Leipzig, 1890. Bd. 1. S. 266-268

82 Как пишет P Уэстфолл, изучавший алхимические трактаты Ньютона начало 80-х годов было “периодом интенсивных алхимических экспериментов Достигших кульминации весной 1681 года" (Westfall R S The role of alchemy in Newton's career//Reason, experiment and mvsticism in the scientific revolution. P. 216)

ственно связаны с его размышлениями о природе тяготения, что лишний раз подтверждает ньютоновский трактат “О тяготении”, изданный в числе других неопубликованных рукописей английского ученого.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)