АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкально-теоретический анализ

Читайте также:
  1. Аналитика: ситуационный анализ.
  2. В центр анонимного обследования на СПИД обратился молодой человек. В лаборатории ему провели серологический анализ. Какой материал взяли для этого?
  3. Глава 3: Поэлементный SWOT-анализ.
  4. Компонентный анализ.
  5. Математический анализ.
  6. Математический анализ. Исследование функций. Разложение и приближение функций.
  7. Музыкально-теоретический анализ
  8. Психоанализ.
  9. Результаты работы и их анализ.
  10. Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституционный проект» Н. Муравьева. Сравнительный анализ.
  11. Традиционный анализ.

 

1.Форма произведения и его структурные особенности.

Партитура «Куда б ни шёл, ни ехал ты» написана для 2-хголосного женского хора a cappella. Форма произведения – простая 3-хчастная повторного строения с заключением.

1-ая часть: такты 1 – 10

Средняя часть: такты 11 – 20

3-я часть: такты 21 – 24

Заключение: такты 25 – 28.

Характер крайних частей спокойный, уравновешенный, преобладают восьмые и четверти, динамика – p и mf, тональность h-moll. Средняя часть контрастна крайним по динамическим нюансам, характеру, ритмическому рисунку. В 11 – 13 тактах пунктирный ритм, в 16 такте начинается развитие, приводящее к кульминации всего произведения (20-ый такт). В средней части происходит модуляция в тональность гармонической доминанты – Fis-dur. В заключении происходит развитие, приводящее к динамике ff.

 

 

2. Жанровая основа.

Жанровый исток данного произведения – песенность. Присутствуют распевы, повторность, фразы. С начала до конца музыка выдерживается в одном настроении.

 

3. Ладовая и тональная основа.

Выбор тональности h-moll в произведении «Куда б ни шёл, ни ехал ты» не случаен. Натуральный минорный лад делает музыку драматической. Тональность h-moll, на мой взгляд, придаёт ей трагические, скорбные черты.

 

Помимо основной тональности можно выделить ряд отклонений. Это отклонения в тональность доминанты (fis-moll) и её параллель (A-dur).

Тональный план.

 

1-ая часть 2-ая часть 3-ая часть
h (тт. 1 – 5) – fis (т.6) – A (т. 7) – fis (тт.8 – 10) h h – H

 

4. Гармонический анализ.

1-ая часть 2-ая часть 3-ая часть
I53 – V7(fis) – II7 – V64г – VII53(A) – I53 – V7(fis) – IV53 – II6 1b -5 – I64 – II6 – I65 – IV53 – I6 III53(h) – I53 - VI6 – II53 – IV53 – I65 – IV53 – I53 – VII6 – III6 – II43 – VI53 – IV53 – V6г I53 – IV53 – I64 – VI53 – II43 – I53#3  

 

 

В произведении композитором активно используются и тоническая, и субдоминантовая, и доминантовая функции. Взаимодействие тонической и доминантовой функции свидетельствует о драматическом и напряжённом характере произведения. Взаимодействие тоники и субдоминанты говорит о скорбном и трагическом начале в произведении.

 

 

5. Мелодическая и интонационная основа.

Мелодическое движение в партитуре в основном волнообразное. В 1 – 3 тактах у альтовой партии движение идёт по секундам и терциям, есть ход на тоническое трезвучие (2 т.). В сопрановой партии – скачки на сексту с заполнением. Подобное движение мелодии в партиях связано с полифонической фактурой, диалоговым началом в произведении («ответ» альтов – «вопрос» сопрано). Скачок на кварту в сопрановой партии, повтор ноты «ре» на слове «остановись» (4 т.) символизирует «остановку», затихание. Ход на терцию в сопрановой партии связан с разрешением вводного септаккорда в тоническое трезвучие. Следующее построение начинается на сексту выше. Это связано с развитием музыкальной мысли (в 6-ом такте начинается подход к кульминации 1-ой части). Фраза начинается 2-мя звеньями восходящей секвенции, затем (7 т.) у сопрано поступенное нисходящее движение, связанное, скорее всего, с diminuendo, у альтов – нисходящий скачок на кварту. Он не нарушает общее движение мелодии, так как связан в первую очередь с гармонией. 1-ая часть заканчивается коротким мотивом (8 – 10 тт.): у сопрано поступенное нисходящее движение, у альтов в 9 такте мелодическая линия стоит на месте, в 10 такте – поступенное движение вниз. Подобное развитие мелодической линии объясняется динамикой piano, концом построения. В начале средней части (тт. 10 – 13) в сопрановой партии мелодическая линия состоит из скачкообразных движений. Это обусловлено динамикой mf, короткими мотивами, драматическим характером данного построения. В альтовой партии в этих тактах – нисходящее движение по звукам тонического трезвучия. Композитор использует такой вид мелодического движения из-за повтора слов. В следующей фразе (тт. 13 – 15) скачков нет, движение поступенное. Это связано с нюансом piano, концом построения.

 

Подход к кульминации всего произведения (20 т.) начинается с затакта к 16 такту. Композитор развивает музыкальную мысль с помощью crescendo и восходящего поступенного движения. В тактах 20 – 24 мелодическое движение такое же, как и в тактах 1 – 5. С 25-го затакта начинается подход к финалу хора. Скачок на кварту у альтов (25 т.), неподвижная мелодическая линия на crescendo в тактах 26 и 27 помогает подойти к торжественному финальному аккорду.

Из приёмов мелодического развития в произведении присутствуют секвенции (тт. 6 – 7, 12 – 13), варьированный повтор (тт.1 – 3, 20 – 22). В 6 и 7 тактах композитор использует секвенцию, потому что повторяются слова («могиле этой»), конечно, можно было повторить мелодию, но тогда не получилось бы развитие музыкальной мысли. В тактах 12 и 13 в альтовой партии секвенции соответствует повтор слов («кто б ни был ты»), а в партии сопрано секвенция подчёркивает идею автора стихотворения, что каждый человек независимо от того, кто он, чем занимается должен чтить павших за Родину:

 

 

Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

 

6. Метроритмические особенности.

Двухдольный метр, в котором написана партитура, выражен размером 4/4. Этот сложный размер предполагает наличие в такте сильной (1-ой) и относительно сильной доли (3-ей).

 

 

Основные ритмические единицы в произведении – восьмые и четверти, свидетельствующие о песенном характере хора, только в средней части есть короткий пунктирный ритм (тт. 11 – 13), который, как и короткие мотивы, используемые композитором в этих тактах, свидетельствует о наличии драматичного начала в произведении. Большую роль как средства выразительности в партитуре играют паузы. С их помощью композитор разделяет контрастные фразы (тт. 15, 24). А в тт. 26 и 27 с помощью пауз передаётся напряжённый характер финальной части, также в этих тактах паузы помогают развитию музыкальной мысли.

 

7. Темп, агогические нюансы.

Темп произведения – неторопливо. На протяжении всего произведения – не меняется. Темп указывает не только на скорость исполнения, но и на характер произведения, посвященного военной тематике, людям, погибшим в боях. В данном произведении темп «неторопливо» соответствует трагическому и скорбному характеру, но, в то же время, подчёркивает торжественность и оптимизм хора. Если бы произведение было написано в очень медленном темпе, то композитору не удалось бы передать радость победы, оптимизм, наоборот, более быстрый темп не соответствует торжественно-скорбному характеру хора.

В партитуре присутствуют агогические изменения темпа – ферматы. Они стоят в конце произведения и его частей и подчёркивают смысловую значимость каждой части. Фермата в конце 1-ой части (10-ый т.) символизирует размышление о погибших в боях. Также с помощью этой ферматы композитор отделяет 1-ую часть от контрастной ей 2-ой части. Большое значение имеет фермата в конце средней части (20-ый т.). С помощью неё композитор подчёркивает кульминационный момент произведения. В конце хора фермата выражает торжество, радость победы (слова «Родину сберёг»).

 

8. Динамические оттенки.

Динамическая шкала партитуры достаточно разнообразна. 1-ая начинается с нюанса piano, подчёркивающего трагический и скорбный характер хора, и имеет свою кульминацию на mf. Также нюанс mf выделяет смысловой центр стихотворной строфы:

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись…


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)