АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы к изучению. Россия в конце XVIII в. и первой половине XIX в

Читайте также:
  1. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  2. Абразивные материалы
  3. Валы и оси. Классификация. Расчет на прочность. Материалы
  4. Воздействие влаги на строительные материалы
  5. Глава 9. Материалы, вещества, изделия как носители криминалистически значимой информации
  6. Деятельностный подход к изучению психики
  7. И.М. Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рук
  8. Иллюстративные материалы
  9. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  10. Композиционные материалы
  11. Композиционные материалы
  12. Композиционные материалы с металлической матрицей

Россия в конце XVIII в. и первой половине XIX в. переживала мощный подъем общественно-культурной жизни. Его причины следует искать в прогрессивном воздействии идей Великой французской революции – идей Просвещения, а также огромном влиянии двух событий в истории страны – Отечественной войны 1812 г. и движения дворянских революционеров-декабристов.

Общественно-патриотический подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г., способствовал развитию национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Победа над Наполеоном воспринималась современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.

Взаимосвязь войны 1812 г. с движением декабристов очевидна. Восстание 14 декабря 1825 г. явилось важнейшим событием общественно- политической жизни страны. Декабристы, их идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на умственную и культурную жизнь русского общества. А.И. Герцен считал, что они пробудили душу у нового поколения, открыли новую фазу политического развития страны.

Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. В первой половине века в экономике России началось развитие капиталистического уклада, формируются буржуазные отношения. Новый царь Александр I (1801-1825) обещал править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины II, что было благосклонно встречено большинством дворян. Ограничения прежнего павловского царствования были отменены и проведены ряд преобразований, которые позволили называть первый период правления нового императора, как период «либеральных мечтаний».

Образование и просвещение. Александр I и его соратники занялись организацией народного просвещения. В XVIII веке в России было учреждено только два университета - Петербургский и Московский. При этом реально функционировал только Московский. Уже в начале XIX века ситуация начинает быстро меняться. Согласно указу 1803 г., страна была поделена на шесть учебных округов, в каждом из которых в последствии были созданы университеты. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи (закрытые учебные учреждения для дворян) – Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Кроме того, была создана система высшего образования. Она включила в себя ряд специальных учебных заведений, таких как Медико-хирургическая академия, Главный педагогический и Технологический институты в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное училище (ны­не - МГТУ им. Н.Баумана) в Москве. Появились специализированные высшие военные учебные заведения – академия Генерального штаба, Инженерная академия, Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий, а в 1854 г. их было 77. Очень сильно отставало развитие начального образования. В первую очередь это затрагивало детей из простого народа. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Либерализм первых лет царствования Александра I очень скоро сменился открытой реакцией, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев. Поистине губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Объединенное с Синодом (1817) министерство просвещения, по вы­ражению Карамзина, превратилось в «министерство затемнения». Линию на клерикализацию (от лат. clericalis – церковный) школы и утверждение сословного принципа образования продолжило правительство Николая I, установив над выс­шей школой, в которой видело рассадник вольнодумства, полицейский контроль. С. С. Уваров, бывший министром просвещения в 1833 - 1849 гг.., не скрывал стремления «умножать, где только можно, число умственных плотин». Такая политика привела не только к распростра­нению закрытых учебных заведений, но и к нарушению сложившейся преемственности обучения. В соответствии с Уставом учебных заведе­ний 1828 г. каждый тип школы становился сословно-обособленным: для детей «самых низших состояний» предназначались приходские одно­классные училища, для детей «купцов, ремесленников и других город­ских обывателей» - уездные трехклассные, для детей дворян, чинов­ников, богатого купечества - семилетние гимназии. Духовные учебные заведения также приобрели замкнутый сословный характер.

Отход от общегуманных це­лей образования привел к травле и изгнанию из университетов профес­соров, придерживавшихся прогрессивных взглядов, к ограниче­нию притока в университеты разночинцев и значительным повышением платы за обучение.

Вопреки официальному курсу, количество образованных людей в России росло, в том числе среди крестьян. Распространению просве­щения содействовал рост печати, хотя на восстание декабристов пра­вительство ответило усилением цензурных ограничений («чугунный» цензурный устав 1826 г.). Интерес к книге в обществе возрастал, рас­ширялся круг читающей публики, появились крупные отечественные книгоиздатели (братья Глазуновы, А.Ф. Смирдин и др.), расширилась книжная торговля. Распространению книг и журналов во многих про­винциальных городах содействовали публичные библиотеки. В конце 50-х годов печаталось около двух тыс. книг, число периодических изданий за полвека выросло более чем в 3,5 раза.

Наука и техника. Процессы, связанные с развитием капитализма, активизировали научно-техническую мысль. Развитие ряда отраслей науки происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н. Н. Зимина; создание новой науки - металлографии П. П. Аносовым; иссле­дования в области практического применения электричества В. В. Пет­рова и Б. С. Якоби).

В области фундаментальных наук ряд открытий принес русским ученым мировую известность, например, учение о неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского и др..Неоценим вклад русских мореплавателей в раз­витие географической науки (открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном и др.). В 1845 г. было создано Русское географическое общество. Оно стало центром изучения территории и морей России. Мировую известность получил атлас «Топографическая анатомия» основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова.

Говоря о развитии гуманитарных наук, в первую очередь следует обратить внимание на историю. Историческая наука приобретает большое общественно-политическое значение. Через изучение прошлого России, пытались понять настоящее, и ее будущее. В эти годы началась широкая научная публикация исторических источников - летописей, царских и императорских указов, мемуаров и т.д. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. В 1800 году был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». Особенно много сделала Археографическая комиссия, которая выявила и издала многие тысячи ценнейших исторических памятников.

Настоящим событием, оказавшим влияние на развитие национального самосознания, было появление «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, возбудившей живой инте­рес к русской истории в широких слоях образованного общества. За­рождение буржуазного направления в русской исторической науке свя­зано с именами профессоров Московского университета С. М. Соловьева (с 1851 г. начала выходить «История России с древнейших времен») и Т. Н. Грановского - основателя рус­ской медиевистики (от лат. medium aevum – средние века, раздел исторической науки, изучающей средние века).

Общественная мысль. Война 1812 года, нарастание революционной и национально-освободительной борьбы в Европе и принятие Россией роли «жандарма Евро­пы» особенно остро поставили традиционные вопросы общественной мысли. К ним, прежде всего, относились вопросы об отношении к самодержавию и кре­постничеству, о формировании национального самосознания и нацио­нальной культуры. Отказ Александра I от проведения либеральных реформ во многом содействовал складыванию оппозиционного движения в среде русского дворянства. Участники движения, получившие в последствии название декабристов, понимали гибельность крепостного права для развития экономики, но гораздо сильнее их возмущала безнравственность крепостничества. Воспитанные на литературе Просвещения, подчеркивавшей равенство естественных прав людей, они органически не могли смириться с сохранением рабства в России. Убеждение в том, что «истинными сынами отечества являются члены всех сословий» приводило их к требованию незамедлительного уничтожения крепостниче­ства. Не менее вредным для страны они считали и сохранение самодержавия. При этом, часть из участников движения полагали, что наилучшим государственным устройством может стать конституционная монархия (Н. Муравьев), другие же выступали за республику (П. Пес­тель). Картину гармоничного и справедливого общества нарисовал в своей утопии «Сон» А. Д. Улыбышев, видевший связь национального развития с социальными преобразованиями. Символом этих преобразо­ваний публицист представил новый герб, вместо двуглавого орла изо­бражавший парящего феникса, возникшего в результате того, что «две головы орла, которые обозначали деспотизм и суеверие, были от­рублены, и из пролившейся крови вышел феникс свободы и истинной веры».

В 20-е годы с осмыслением важных социально-политических проб­лем связан интерес к немецкой идеалистической философии (Кант, Фих­те, Шеллинг, Гегель). Особенно импонировал значительной части дво­рянства и интеллигенции, далекой от политического радикализма, но в тоже время критически относившейся к существующей действительности, умеренный либерализм немецкого философа Шеллинга (Общество «любомудрия», альма­нах «Мнемозина», В. Одоевский, братья Киреев­ские и др.). Либерализм (от лат. liberalis - свободный) – политическое и идеологическое течение, отстаивающее демократические права и свободы личности, парламентский строй, свободу предпринимательства.

В 30 – 40-е годы на «умственное брожение» в обществе правитель­ство ответило оформлением официальной идеологии. Теория «официаль­ной народности», была разработана министром просвещения графом С. С. Уваровым. Основу теории составила триада: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории, «исконными» и «самобытными» чертами русского народа является глубокая религиозность и преданность престолу. В свою очередь царь «любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделить Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Теория «официальной народности» противопоставляла спокойную, устойчивую, гармоничную Россию, мятущемуся и разлагающемуся Западу. На этом фоне всякие оппозиционные идеи должны были рассматриваться как наносные и чуждые русскому национальному духу.

Уваровская теория была подхвачена и развита литературоведом С. П. Шевыревым и историком М. П. Погодиным, полемически излагались публицистами охранительного направления (Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч) и, наконец, нашли отражение в литературе (М. П. Загоскин, Н. В. Кукольник) и искусстве («национальный гимн» «Боже Царя храни …» А.Ф. Львова).

Для многих здравомыслящих людей были очевидны надуманность и лицемерие казенной пропаганды, но после расправы над декабристами, мало кто открыто решался заявить об этом.

Одним из первых это сделал П. Я. Чаадаев в работе «Философические письма» (первое опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», который в результате был закрыт, его редактор сослан, а автор объявлен сумасшедшим и поса­жен под домашний арест). С горьким негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших идейных течений Европы, об утвердившейся в стране обстановке национального самодовольства и духовного застоя. Рассматривая прошлое и настоящее России, он делал пессимистические выводы относительно ее будущего. С подобной оценкой России мало кто был согласен, но сама постановка вопроса вызвала живейший интерес в обществе.

В конце 30-х - начале 40-х гг. споры об исторической судьбе России вышли на первый план. Сложились два лагеря: славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства являлись А. С. Хомяков, И. С. и. К. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др. К западникам относились П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, С. М. Со­ловьев, К. Д. Кавелин и др.

Славянофилы считали, что европейский и русский пути развития не совпадали, что Россия могла развиваться только по самобытному пути. Именно отход от него в результате петровских реформ и нарушил ту гармонию в обществе, которая существовала раньше. Однако нововведения затронули лишь узкий слой дворянства, народ же остался прежним и сумел сохранить свою самобытность (прежде всего православную веру и крестьянскую общину). Из этого вытекало, что вернуться на прежний путь развития и возможно и необходимо. Подвергая критике существовавшие в стране порядки, славянофилы не мыслили себе Россию без самодержавия. Они выдвинули формулу – «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Исходя из нее, славянофилы выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, за свободную печать, выражающую мнение народа.

В противовес славянофилам западники доказывали, что Россия хотя и «запоздала», но идет тем же путем, что и все западноевропейские страны. Они решительно выступали за буржуазные преобразования в обществе, ратовали за скорейшую европеизацию страны. Западники считали, что наилучшим политическим устройством для России может стать конституционная монархия английского образца. Они полагали, что крепостное право и отсутствие политических прав и свобод является непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития России.

При всех различиях во взглядах, славянофилы и западники в своем неприятии существующих в России порядков были очень схожи и являлись либерально-оппозиционными течениями. Герцен сравнивал западников и сла­вянофилов с двуликим Янусом или с двуглавым орлом: сердце одно, а головы смотрят в разные стороны.

Первоначально, к левому крылу западничества примыкали и представители радикальных взглядов, такие как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Позже они отошли от этого течения и заложили основы русской революционно-демократической идеологии, третьего направления общественной мысли. В отличие от либералов, революционные демократы полагали, что коренные вопросы русской жизни не могут быть решены без революции. В 40-е гг. на формирование их взглядов серьезное влияние оказывали идеи западных социалистов-утопистов. На рубеже 50-х возникает теория утопического «русского социализма». Родоначальником ее был А.И. Герцен. По его мнению, Россия могла придти к новому строю, минуя капитализм, через крестьянскую общину, которую он считал «ячейкой социализма».

литература. Важнейшим явлением культурной жизни России всегда была литература. Для литературного процесса первой половины XIX в. характерна смена художественно-эстетических направлений: сен­тиментализм, романтизм и реализм.

Виднейшим представителем сентиментализма (от фр. Sentiment – чувство) являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья – дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго и под влиянием героических событий 1812 года сменился романтизмом.

Возникно­вение романтизма связано с творчеством В. А. Жуковского (1783- 1852). Он видел задачу поэзии в воспитании человека, в пробуждении в нем лучших чувств (баллады «Людмила», «Светлана» и др.). Романтизм -идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половине XIX века. В литературе ему свойственны показ исключительности героев, изображение сильных страстей, напряженность сюжета, одухотворенность природы, идеализация национального прошлого. К представителям гражданского романтизма относились поэты- декабристы К. Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В русле романтизма закладывались и основы исторического романа (А. А. Бестужсв-Марлинский, М. Н. Загоскин). Ранние произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова также были проникнуты романтизмом.

К середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм (от позднелат. Realis – вещественный, действительный). А. С. Пушкин (1799-1837) раньше других понял, что истинная народ­ность заключается не в изображении сарафана, а в жизненной досто­верности, в раскрытии взаимоотношений людей, личности и общества. Он обратился к сокровищницам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. О народности поэта писал еще Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное..., может быть, единственное явление русского духа». Вместе с тем значение творче­ства поэта для национального самосознания измеряется его общечелове­ческим содержанием, «всемирной отзывчивостью» (Достоевский). Уни­версализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобыт­ным мыслителем и вдумчивым историком («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «История Пугачевского бунта»). Исключительное значение имело создание Пушкиным русского литературного языка: оно способствовало не только дальнейшему расцвету русской культуры, но и признанию ее во всем мире. Демократизм Пушкина, жизненная содержательность, правдивость его произведений и блеск его поэтического мастерства - все это делало творчество поэта гораздо более популярным, чем подавляющее большинство произведений сентиментального или романтического стиля конца XYIII – начала XIX вв.

Наследником и продолжателем общественного и литературного дела Пушкина стал его младший современник М. Ю. Лер­монтов (1814 -1841) – поэт, художник. Его лирика наполнена настроениями протеста против несправедливости, сочувствия к несчастным и обездоленным, мечтой о свободе, тоской по мятежному герою («Белеет парус одинокий», «Анчар» и др.). В творчестве поэта переплелись личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения «Бородино», «Родина», поэмы «Мцыри», «Демон», драма «Маскарад», роман «Герой нашего вре­мени»).

Н. В. Гоголь (1809 - 1852) - один из совершеннейших русских пи­сателей и едва ли не самый трагичный. В своих ранних произведениях - цикле «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки» он выступает как романтик. Более зрелые работы (Петербург­ские повести, «Ревизор», «Мертвые души») показали его решительный поворот к реализму. Книга «Вы­бранные места из переписки с друзьями» (1847), в которой Гоголь в непопулярной тогда религиозно-мистической форме пытался отстаи­вать внутреннюю свободу личности, выражал веру в возможность наилучшего устройства России, в ее мессианскую роль, основанную на верности идеалам православия. До сих пор это произведение является одним из самых полемичных в русской литературе.

Творчество Пушкина, Гоголя, Лермонтова утверж­дало гуманизм, гражданственность и народность в качестве традицион­ных черт русской литературы. К реалистическому направлению принад­лежали вступившие и литературу в 40- 50-е годы Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Театр и музыка. Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр. В 1824 г. в резуль­тате раздела Петровского театра в Москве по­явились две самостоятельные труппы: драматическая - Малый театр и оперно-балетная - Большой. В Петербурге в 1832 г. открылся знаме­нитый Александринский театр (арх. К. Росси). В провинции получили широкое распро­странение крепостные театры, часто заменяя профессиональные. Подобно литературе, на сцене русского театра классицизм и сентиментализм сме­нились романтизмом и реализмом.

Ярким представителем классицизма на театральной сцене был ведущий петербургский трагик В. А. Каратыгин, соз­давший ряд совершенных героико-исторических образов. Расцвет ро­мантизма в театре связан с творчеством московского актера П. С. Мочалова, прославившегося в трагедиях Шекспира и Шиллера. Осно­воположник реалистической школы М. С. Щепкин известен по работе на сцене Малого театра в ролях русского реалистического репер­туара - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» П. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. С. Сухово-Кобылина.

Музыка начала XIX в. также испытала влияние патриотического подъема. Композиторы стали чаще обращаться к героико-историчсским сюжетам и народным мелодиям (оперы К. А. Кавоса «Иван Сусанин», А. П. Верстовского «Аскольдова могила», романсы А. А. Алябье­ва, А. Е. Варламова). Возникновение подлинно национальной школы связано с творчеством М. И. Глинки, музыкальный реализм которого был подготовлен десятилетиями сближения профессио­нальной и народной музыки. Автор «Руслана и Людмилы», «Жизни за царя» («Иван Сусанин»), «Камаринской» максимально использовал все богат­ство народных мелодий и все достижения европейской музыкальной культуры. Один из основателей класси­ческой музыкальной школы А. С. Даргомыжский создал новые жанры – народно-бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико-комическую песню («Титулярный советник», «Червяк» и др.); реалистически выразительный речитатив (опера «Каменный гость»),

архитектура. В первой трети XIX в. русская архитектура связана со стилем ампира, завершившим развитие классицизма.. Ампир (фр. Empire -империя) - стиль в архитектуре и декоративном искус­стве 1-й трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

Это было время решения больших градостроительных задач. Ведущим пе­тербургским архитектором, «мыслившим ансамблями», был К. И. Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне здание Рус­ского музея), он организовал площадь перед дворцом, проложил улицу в сторону Невского проспекта. Цельность замысла и редкое художест­венное мастерство позволили ему, завершив планировку основных пло­щадей города, создать еще ряд замечательных ансамблей (Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская - со зданиями Сената и Синода).

Своеобразие московского ампира состояло в большей мягко­сти архитектурных форм. В нем отразились как все новшества эпохи, но так и традиционные национальные черты. Особенностью решения ансамб­левых задач при восстановлении Москвы после пожара было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Например, реконструкция Крас­ной и создание Театральной площадей, Первая градская больница, Триумфальная арка в честь победы над Напо­леоном (арх. О. И. Бове). Особое обаяние русского ампира демонстрируют постройки жилых домов. В них черты монументального стиля приспособлены к малым размерам жилища (дом Луниных на Никитском бульваре, арх. Д. И. Жилярди, дом Хру­щевых на Пречистенке, арх. А. Г. Григорьев и др.).

В 30 – 50-е годы архитектура классицизма переживала кризис, утра­чивалось ансамблевое мышление, начинался период эклектики. Эклектика – (греч. Eklektikos - выбирающий) - в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использова­ние исторических стилей.

Решаю­щее воздействие на формирование нового направления оказали идеи романтизма, которому присуще стремление к достоверному воссозданию прошлого. Исаакиевский собор, сооруженный О. Монферраном, решен в стиле классицизма с элементами Ренес­санса. А. И. Штакеншнейдер, создавая многочисленные дворцы в Петербурге, использовал мотивы итальянского Возрождения (Николаевский дворец) и барокко (Ново-Михайловский). Для творчества К.А. Тона наиболее типичны постройки в «русско-византийском» или «псевдорусском» стиле (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная па­лата). Развитие инженерной мысли и строительной техники открыло возможности для воплощения новых художественных идей.

Скульптура. синтез скульптуры и архитектуры получил дальнейшее развитие. Скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов успешно сотрудничали с архитекторами Воронихиным (скульптуры для Казан­ского собора, Горного института), Росси (скульптура арки Главного штаба). Одним из последних примеров органичного слия­ния скульптуры и архитектуры явились статуи Кутузова и Барклая де Толли на порталах колоннады Казанского собора ра­боты Б. И. Орловского. Мастером монументально-декора­тивной скульптуры, органически вписанной в городской пейзаж, был П. К. Клодт (четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту, памятники «баснописцу» Крылову, императору Николаю I в Петербурге).

Медленный отход от идеализирующего мировосприятия эпохи клас­сицизма, поиск новых пластических решений, стремление к романтиче­ской приподнятости образов характерны для русской скульптуры предреформенной поры.

Живопись. Одновременно с отмиранием классицизма в начале века в живописи утверждалась новая творческая концепция - романтизм. Первым к романтическому порт­рету обратился О. А. Кипренский (1782 - 1836). Его стиль вобрал черты классической гармонии и сентиментализма (портреты Жуковского, Пушкина, «Автопортрет в халате», ГТГ). Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. С.Ф. Щедрин (1791 - 1830) первым открыл для России пленэрную живопись («Новый Рим», «Вид Сорренто близ Неаполя», ГТГ). Пленэр (фр. plein air - вольный воздух) - живопись на открытом воздухе. Пленэрной называют живопись, стремящуюся к передаче естественного освещения и воздушной среды, воспроизводящую реальные оттенки цвета.

В.А. Тропинин (1776 – 1857), вос­питанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытавший романтическое влияние начала XIX в., к 20-м годам выработал само­стоятельную образную концепцию. Он жанризировал портрет (порт­реты А.С. Пушкина, автопортрет, многочисленные типизированные образы - «Кружевница», «Златошвейка»). Жанр – (фр. Genre – род, вид) в живописи – это портрет, пейзаж. Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А. Г. Вене­цианов стал родоначальником бытового жанра. Художник поэти­зировал обыденные явления крестьянского быта, крепостной деревни - «Гумно», «На пашне. Весна». Творчество Венецианова, впитавшее элементы классических и сентименталистских представлений, стало эта­пом в формировании реализма в живописи.

В исторической живописи 30 - 40-х годов происходило переплетение классицизма и романтизма. Знаменитая картина К. П. Брюллова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» (ГРМ) является ярким примером академической живописи. Академизм - направление в искусстве 17-19 вв., сложившееся в академиях художеств и основанное на догматическом следовании канонам искусства Античности и эпохи Возрождения. Позже художник обратился к портрету и в этом жанре претерпел эволюцию от большого парадного романти­ческого портрета, включавшего некое сюжетное повествование («Всад­ница», ГТГ), к камерному, полному психологической выра­зительности изображению (портрет П. Н. Кукольника, ГРМ; авто­портрет, ГТГ). В конце жизни художник пришел к реализму (порт­рет итальянского археолога Микеланджело Ланчи).

Центральной фигурой живописи середины XIX в. был А. А. Иванов (1806 - 1858). Сын художника, с детства приобщившийся к классиче­скому искусству, он блестяще окончил Академию художеств с двумя золотыми медалями, в 1831-1858 гг. продолжал образование и жил в Италии. Огромных успехов добился Иванов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажные этюды («Аппиева дорога», ГТГ) как вспомогательную работу. Глубокие философские проблемы, идея духов­но-нравственного возрождения человечества воплотились в главном про­изведении художника - монументальном полотне «Явление Христа на­роду» над которой он работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Кратко смысл картины можно определить так: человек в изменяющемся мире. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Особое место в творчестве Иванова занимают неоконченные «Библейские эскизы», в которых видны черты реалистического метода. На переломе двух эпох в русской живописи А. Иванов, по выражению И. Крамского, «святой, великий и последний потомок Рафаэля», органи­чески соединил монументальность классического искусства с реализмом.

Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П. А. Федотова (1815 - 1852), которому присуща глубина постижения драматической сути жизни. Наиболее полно раскрылся талант художника в жанровой живописи. Он про­шел путь от карикатурных сюжетов, перегруженных деталями («Све­жий кавалер», «Разборчивая невеста») к трагическим и лаконичным образам («Вдовушка») и, наконец, к метафоричности образов («Анкор, еще анкор!», «Игроки»). Искусство Федотова для нескольких поколений русских жи­вописцев служило образцом: передвижники восприняли и развили кри­тический пафос его творчества, художников рубежа XIX- XX вв. привле­кали драматизм и метафоричность живописи мастера.

Своеобразие русской культуры первой половины XIX в. состояло в социаль­ной заостренности творчества, развивавшегося почти одновременно по нескольким стилевым направлениям. Художественная культура, усваивая подлинную народность и открывая новые аспекты национальной жизни, служила самопознанию общества. Самобытность, демократизм и гуманистическая направленность русской национальной культуры де­лали ее значительным явлением мировой культуры. В этот период были заложены прочные основы для расцвета культуры России в последующий период ее «золотого века».


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)