АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ: УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. II. Вивчення нового матеріалу.
  4. II. Вивчення нового матеріалу.
  5. II. Вивчення нового матеріалу.
  6. II. Вивчення нового матеріалу.
  7. II. Вивчення нового матеріалу.
  8. II. Вивчення нового матеріалу.
  9. II. Вивчення нового матеріалу.
  10. II. Вивчення нового матеріалу.
  11. II. Вивчення нового матеріалу.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ХУШ век в России, или «век Русского Просвещения», - период постепенного перехода от древнерусской культуры к культуре Нового времени, формирование русской национальной культуры. Начало этому процессу положили петровские реформы, бывшие первой последовательной попыткой модернизации России «сверху». Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры (т.е. её «обмирщение»), разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры. Единая до того русская культура (синкретическая «культура-вера») была расчленена на собственно «культуру» и собственно «веру», т.е. фактически на две культуры: светскую и религиозную. При этом религиозная часть культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новая светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер. В концепции мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставилась «польза»; традиционный для Древней Руси приоритет слова, словесного этикета отходил на второй план перед авторитетом вещи, материального производства, естественных и технических наук; «плетение словес» сменил деловой стиль (гражданский шрифт).

В новой культуре наметился процесс дифференциации, появились новые отрасли: наука, светская живопись, садово-парковая культура и проч. По сравнению с предшествующим периодом ускорились темпы развития культуры, смены художественных стилей (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм). Также отличительной чертой нового стало утверждение авторства произведений, хотя значительная часть культуры продолжала оставаться анонимной. Изменились и представления о творческом процессе, составной частью которого стало проектирование.

В ХУШ в. в российской культуре начала складываться новая система ценностей. При Петре 1 православие было поставлено на службу государственным интересам. На смену религиозной ментальности, основу которой составляло «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них – «служение Отечеству» как принцип национально-культурной идентификации. Государство становится национальным символом, оттеснив систему православных ценностей на второй план.

Важной чертой культуры нового времени стала её открытость, способность к контактам с культурами других народов. В начале века были преодолены ксенофобия и самоизоляция, произошёл поворот к Западу. Особенно активными и плодотворными оказались связи с Польшей, Германией, Италией, Голландией. В Европе к этому времени в цивилизованном развитии произошли кардинальные перемены, связанные с утверждением либерализма и переходом от эволюционного пути развития на инновационный. Ядром развития либерализма стали идеи свободы (как возможности и необходимости ответственного выбора и признания права на свободу за другими) и толерантности (как уважения не только своих, но и чужих ценностей, как осмысление и использование другого духовного опыта в его самобытности). Инновационный путь характеризовался культивированием науки и техники, а также становлением протестантскойтрудовой этики, идеал которой – «молись и работай» - ориентировал человека на самостоятельную интенсивную работу.

Светская русская культура XVIII — начала XIX века развивалась под знаком космополитизма, но при этом иностранный опыт адаптировался в соответствии с местными особенностями. Новые доминанты сознания вступали в диалог-спор с традиционными духовными установками. Силовой и ускоренный метод европеиза­ции России оставил мало времени и возможностей для взаимного «прорастания» новаций и традиций. Тем не менее, при всей ради­кальности перемен отрицание старой культуры России больше декларировалось, чем происходило на самом деле. Следует говорить, скорее, о трансформации, но не о полном отрицании прежней культурно - цивилизационной системы.

Западное влияние на Россию не захватывало всего общества, оно подействовало лишь на тонкий слой знати, стремившейся украсить на иностранный манер не только свою жизнь, но и ум. Однако условный смысл отвлеченных западноевропейских понятий русским людям был не ясен, поэтому знать принимала их буквально, как политические и нравственные догматы, и усваивала без размышлений. Такой поверхностный подход к идеям уводил людей от истинного понимания окружающей действительности.

Сущностные новации европейской цивилизации, её ценностная система оказались не востребованы Россией. Предметом её «европеизации» были по преимуществу социально-престижные формы культуры (политико-административной, судебной, военной, образовательной и, особенно, художественной) и новейшие технологии промышленного производства, в первую очередь военного. Во всем остальном «европеизация» осуществлялась путем имитации форм. Французские моды, вкусы, манеры стали внедряться при рус­ском дворе. Грубые нравы постепенно вытеснялись более утончен­ными. «Петр дал нам науку, его дочь привила нам вкус», — гово­рили современники. Весь ХУШ век прошел под знаком игрового, подражательного начала, а не воспроизводства сущностных институтов Запада. Российское «европеизированное» общество во всех своих социально-престижных проявлениях было весьма театрализованным: люди постоянно чувствовали себя на сцене «театра Истории». В элитарном слое сложилась своеобразная культура «театрального жеста», связанная с маскарадностью, аффективностью, имперским лицедейством.

Русская культура в XVIII веке отличалась двойственностью, наличием двух реальностей: мира конкретной действительности и мира правил. Бытовая реальность каждодневного течения жизни с петровских времен трактовалась как «неправильная», «нерегулярная». Ей противостояла система идеализированного описания «правильной структуры». Образ идеального государства определялся рядом документов: «Табель о рангах», «Духовный регламент», екатерининский «Наказ» для Уложенной комиссии, «Манифест о вольности дворянства» и т.д.

Создание ложного впечатления о показном благополучии, скрытие истинного положения за пышным фаса­дом «идеала», демонстрация «образца» – не этим ли занималась вся «европейская» культура России после Петра? Куль­тура XVIII века отражала не столько реальных людей и реальную жизнь, сколько их «идеальный образ», их представления о себе, какими они хотели быть.

Отрекаясь от символизации мира в культурной системе Московского царства, новое петровское и екатерининское государство окружило себя не менее мощной системой новых символов. Растворив в себе церковь, имперское государство стало самодостаточной ценностью и главным символом новой России. Светская, государственная культура нового времени оказалась в не меньшей степени символической и сакрализованной. В этом зеркально повторилось предшествующее время, поскольку государство точно так же требовало от подданного веры в себя и полного в себе растворения.

Некоторые духовные ценности получили другое имя или поме­нялись местами. Но при этом новая культура осталась столь же иерархичной, как и прежняя. Так, практическая деятельность из области «низкого» была поднята на самый верх ценностной иерархии. Авторитет практического дела занял положение нового символа. Утвердилась европейская концепция труда как ценности и смысла жизни. Царь-работник, деятельный сановник, образованный переводчик, умелый артиллерист — теперь они стали героями эпохи. Эти образы нашли воплощение в творчестве М.В. Ломоносова, в сочинениях М.М. Щербатова и А.С. Пушкина. Однако в русском сознании концепция труда трансформировалась в род служения. Царь служил сам и требовал такого же служебного самоот­речения от своих подданных. В его сознании наука, профессиона­лизм были возведены до уровня культа. В системе нравственных цен­ностей на первое место вышла универсальная формула службы Отечеству, блага Отечества.

Не совсем умерло и прежнее представление о красоте. Память о древнерусских традициях в искусстве прорывалась большей, чем на Западе, красочностью барокко, особым пристрастием к орнаменту и декору, наивным соседством домашних церквушек в древнерусском стиле с новомодными «ордерами» колоннад двор­цов-усадеб русской знати.

Таким образом, российский культурный архетип оказался довольно сильным и устойчивым. Новая культура России не отвергла, а скрыла в себе культуру средневековья. Смешение традиционных истоков (часто скрытых) и новых заимствованных ценностей (часто пре­увеличенных) создало уникальный культурный сплав, который составил особенность и очарование культуры XVIII века в России. Художественный образ века, смешавший две культурные тради­ции в самых немыслимых сочетаниях, стал неповторимо своеоб­разен и до сих пор полон притягательности.

 

ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию принятия решений и механизмы осуществления национальных задач. Каковы же новые ценности, выработанные веком Просвеще­ния? Прежде всего, это утверждение культа разума и идеи «просвещения умов», т.е. нравственного и гражданского воспитания. Основное содержание века Просвещения — переход от мифологического понимания мира к научному знанию о мире. Произошла смена самих источников знания: от мифа и традиции к научным истинам. В общественной мысли возникла идея прогресса как объек­тивного смысла мировой истории. Научный поиск в области со­циальных отношений совершался с высокой целью — создание идеальной модели общества и образца совершенного человека. Безграничная вера во всемогущество человеческого разума и научного знания сформировала просвещенческий миф, которому была суждена долгая жизнь. Казалось, что стоит раскрыть людям глаза, привив им научное знание, как порочные немедленно испра­вятся, дурные установления отомрут, и жизнь людей станет прекрасной. Предполагалось, что умные сочинения развеют глав­ное, что мешает счастью, — невежество. Прогресс в понимании идеологов просвещения напрямую зависел от успеха просветительской деятельности.

Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. — Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Они стремились проанализировать общественные отношения с позиции ни чем не ограниченного разума. Основой идеологии Просвещения было представление о «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. Идеологи Просвещения искренне верили в возможность всеобщего благоденствия. В Европе идеи Просвещения стали знаменем борьбы набирающей силы буржуазии, «третьего сословия» против отживающего свой век феодального общества с его жесткой общественной структурой, в которой положение человека определялось не качествами «ума и сердца», а происхождением.

Главная особенность русского просветительства — исключитель­но большая роль государства и Петра I. Культурная поли­тика во времена Петра I приобрела особое, приоритетное значение и составляла сущностную сторону всех петровских преобразований вообще. Сам облик великого государя — и реальный, и особенно мифологизированный — воплощал в себе идею всеобщих перемен. Вспомним картину В.А. Серова «Петр I», один из лучших портретов первого императора России. Высокий, могучий человек стремительно идет по берегу моря навстречу ветру, а за ним спешат, сгибаясь и изнемогая, его приближенные. Аналогичный по содержанию образ Петра I воплощен и в знаменитом памятнике Э.-М. Фальконе и М.-Э. Колло на берегу Невы («Медный всадник»).

Просветителями сначала выступили люди, имевшие власть. Ни церковь, ни дворянство не только не поддержали нововведения, но даже сопротивлялись им. Поэтому просветительская политика государства имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный характер.

Перерастание государственного просветительства в эпоху Про­свещения в России шло иначе, чем в Западной Европе, и имело несколько иное содержание. Если для европейского просвещения главной задачей была выработка положительных научных знаний, то в России — усвоение знаний, преодоление традиционности при помощи чужих рациональных знаний. Иначе говоря, приори­тетным направлением было не развитие науки, а обучение, шко­ла; не написание новых книг, а их распространение. Полноценная эпоха Просвещения началась в середине ХУШ в., когда на почве развивавшегося образования появились мощные фигуры, усвоившие европейские интеллектуальные традиции и умевшие через их призму видеть русское общество.

Формирование собственной идеологии просвещения в России выразилось в адаптировании идей французских и английских просветителей, в первую очередь в работах С.Е.Десницкого, И.А. Третьякова, Д.С.Аничкова, М.М.Щербатова. Попытки выра­ботать собственные концепции, сформулировать свою систему идей чаще предпринимались в отдельной области знаний и деятельности. Это просветительская система Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, И.Н.Панина; это педагогическая концепция бессословного обра­зования В.В. Попугаева; представления И.А. Крылова, Г.Р. Державина, Л.П. Сумарокова о нравственном облике дворянина.

Одной из центральных идей русского Просвещения была идея воспитания совершенного человека. Оригинальные мысли по этому поводу высказывали В.Н.Татищев и А.Кантемир. Была даже предпринята практическая попытка выведения новой породы людей. В 1764 году Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества». Согласно данному проекту, предполагалось создание закрытых «воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 3-6 лет. Считалось, что в таком возрасте дети ещё не испорчены порочным влиянием окружавшей их среды. Будущие «люди новой породы» набирались из дворянских сирот, обедневших дворянских семей и безродных подкидышей. После открытия Московского воспитательного дома, его филиал появился в Петербурге. Многие крупные чиновники стали открывать подобные учреждения в своих губерниях.

Как ни странно, передовыми идеями была захвачена сама императрица Екатерина II. Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно старалась создать о себе мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне». Реальность, однако, была далека от провозглашаемых идей. Екатерина и сама понимала это. «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо», – писала она в своем письме к Дидро. И все же ей хотелось быть идейным лидером русского общества. II половина XVIII в. – это время особой популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начала издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т. д.

Затея императрицы потерпела неудачу. Ее издание в свою очередь стало объектом едких насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков (1744 – 1818). Кроме журналистики, просветительская направленность его деятельности проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 по 1775 г. в свет вышло десять томов «Древней Российской вивлиофики» (т.е. библиотеки).

Новиков прекрасно знал, кто скрывается под вывеской «Всякой всячины», выпады его били точно в цель. Екатерина безуспешно пыталась острить в ответ. В конце концов «Трутень» был закрыт. Это, однако, не остановило Новикова – он начал издание журнала «Живописец», в котором продолжал линию, заложенную «Трутнем», хотя уже более осторожно. В его изданиях осмеивались сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов».

Взгляды Новикова типичны для русского Просветительства. Представители этой первой в России антифеодальной идеологии выступали с идеей ограничения крепостной эксплуатации (но не уничтожения её), призывали к гуманному отношению к крестьянству. Крепостничество воспринималось ими как нравственное зло, а вовсе не как социальная несправедливость. Русские просветители делали акцент на высоких нравствен­ных ценностях, таких как гражданственность, чувство долга, гуманизм, уважение к личности. Они верили в грандиозную способность человеческого разума переделать мир по иной, более совершенной модели.

Интересные и обстоятельные размышления по этому вопросу содержались в сочинениях А.Д. Кантемира, В.Н. Татище­ва, Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова. Общее мнение сводилось к тому, что крепостное право в России — продукт ее исторического развития и уничтожить его без серьезных политических и соци­альных изменений не удастся.

Во второй половине 70-х гг., развивая идеи просветительства, Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) в критике самодержавия и крепостничества пошёл дальше своих современников. Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходила за рамки этого течения. Радищев был сторонником революции. В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь.

Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. В нем перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. В контраст бесчеловечным образам господ Радищев приводит образы крестьян, сохраняющих, несмотря на бедственность своего положения, внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал «Путешествие» А. С. Пушкин.

На формирование русского просветительства оказали влияние не только западные мыслители, но и европейское масонство. Масонство – это сложное и противоречивое религиозно-философское, этическое и политическое течение, форма самоорганизации элиты общества. Целью современного масонства является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной, духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, «царства истины и любви», земного рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Конечный идеал масонства: новая религия (религия гуманитаризма) и сверхгосударство, богом которого станет человечество, мораль которого не религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей.

Масонство, возникшее, вероятнее всего, в Англии ХУ1 в., отразило многие противоречия эпохи. С одной стороны, это Возрождение с его гуманизмом и социальными утопиями, а с другой – ярко выраженное религиозное сознание, интерес к мистицизму и вера в сверхъестественное, таинственное. Идейными основами течения стали античная философия и постулаты крупнейших мировых религий (христианство, иудаизм, отдельные элементы буддизма). Свою задачу масоны видели в том, чтобы, очистив себя от греха и отрешившись от мирских соблазнов, прислушаться к внутреннему голосу совести. Торжествующая совесть и деятельная нравственная жизнь – вот истинный путь вольного каменщика к божественному свету. Можно сказать, что в философском плане масонство есть идеализм, проповедующий превосходство духовного, вечного над земным, временным. Однако, воздвигнутое на фундаменте христианского учения в протестантской трактовке, масонство на самом деле уже с первых своих шагов стало стойким оппонентом католической церкви, отстаивая секуляризацию мира и перестройку его на прогрессивных, рациональных началах.

В России масонство стало известно в петровские времена, а первая ложа, по достоверным источникам, была открыта в Петербурге в 1731г. До конца 70-х гг. продолжался период становления и укрепления масонских лож на русской почве, находившихся под влиянием английской системы. Само масонство в эти годы было скорее модной забавой. Каких-либо общественных потребностей в масонском «свете» в высшем слое русского общества тогда ещё не сформировалось, но было любопытство, тщеславие молодых людей и желание использовать масонские связи для успешного продвижения по службе.

Конец 70-х – 80-е гг. – время расцвета русского масонства, господства в ложах шведской рыцарской системы и розенкрейцерства. К концу века среди дворян доминировало розенкрейцерство, ведшее свою родословную от легендарного немецкого рыцаря Розенкрейца. Это было консервативное направление, которое в политическом плане выступало сторонником самодержавия и крепостничества, а в идейном плане противостояло атеизму и материализму французских просветителей. Существенными сторонами деятельности этого братства были увлечения магией и алхимией, а также огромная вера в преобразующую силу знания и стремление к научным открытиям. Главной духовной идеей русских масонов было совершенствование духовного мира личности через просвещение и активное делание добра. Братья широко занимались благотворительностью (открыли и содержали несколько частных народных училищ, Педагогическую и Философскую семинарии, Дружеское ученое общество), изданием книг и журналов, проповедовали строгость и ответственность, нравственное благородство, самопознание и самообладание – «ищи в самом себе истину». Строгая внешняя и внутренняя дисциплина масонских лож «тесала дикий камень» сердца человеческого, воспитывая его в духе «аскезы», которая находила своё воплощение в идеале «служения» Отечеству. Фактически масонство формировало самосознание дворянства как общественной силы, объединяло его социально и духовно, ускоряло развитие собственного интеллектуализма. Большинство видных русских просветителей, государственных и общественных деятелей ХУШ – начала Х1Х в. принадлежало к масонским ложам или сочувственно относилось к их идеям: И.П.Елагин, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, П.А.Татищев, И.П.Тургенев, Н.И.Тургенев, Н.И.Панин, А.М.Кутузов, В.И.Баженов, А.С.Пушкин, Ф.Н.Глинка. П.И.Пестель, Г.С.Батеньков, Н.А.Римский-Корсаков, М.М.Сперанский и др.

В интеллектуальном мире новой России выделилось несколько ключевых тем, отразивших национальную специфику. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма, с которым связывалась судьба преобразований.

Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о богоданной природе государства, царской власти. Но в начале ХУШ в. в Россию стали проникать раннепросветительские идеи «естественного права». «общественного договора», «общего блага». Выводы западных философов о человеческой природе государства порождали представление о том, что «государство есть средство преобразования общества, инструмент, с помощью которого можно обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные возможности человеческого разума стали важными элементами русского общественного сознания.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович (1681-1736), обосновавший в своих сочинениях («Духовный регламент», 1721; «Правда воли монаршей»,1722) официальную политическую доктрину русского абсолютизма. Опираясь на западные теории и традиции Московского царства, Прокопович развил концепцию неограниченной власти монарха, приоритетасветской власти над церковной. Это был первый в России вариант т еории просвещенного абсолютизма. Теория обосновывала главенство светского начала, разума, науки, опирающихся на просвещенную государственную власть, главной обязанностью которого является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан лежат образование и распространение науки, по сему носителем государственной власти должен быть «философ на троне» - просвещенный монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон.

Ф.Прокопович являлся также идеологом церковной реформы, обосновывал необходимость подчинения церкви государству, секуляризации церковных и монастырских имений, отмены патриаршества и учреждения Синода.

Во второй половине века идеология «просвещенного абсолютизма» разделялась большинством деятелей русской культуры, представлявших и консервативное направление (А.П.Сумароков, М.М.Щербатов), и просветительское (Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин). В своих статьях они стремились «истину царям с улыбкой говорить», «учить царствовать монарха». Екатерина П, в свою очередь, стремилась предстать в образе «мудреца на троне» и формировала новую политику самодержавия. Суть этой политики заключалась в том, что взаимоотношения государя и подданных должны быть основаны не на слепом послушании, а на сознательной совместной деятельности на «благо государства».

В петровское время была разработана новая концепция отношения к личности. Человека начали воспринимать как активно действующую личность, ценную саму по себе и еще в большей степени за «услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а тем более не национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на высокую ступень социальной лестницы. Идеалом эпохи стал человек-гражданин, человек-патриот.

Важным фактором общественной жизни второй половины ХУШ в. было развитие национального самосознания. Это нашло выражение в повышении интереса к русскому языку, его истории, становлении нового литературного языка на основе сближения разговорного и книжного. Формировался русский общенародный разговорный язык на основе московского диалекта. В 1783г. в Петербурге была создана Российская академия – научный центр по изучению русского языка и словесности во главе с Е.Р.Дашковой. Много сделали для становления русского языка М.В.Ломоносов и Н.М.Карамзин. Расширялся также интерес к отечественной истории, фольклору, народной культуре. Впервые стали издаваться пословицы, песни, сказки, былины.

Новые идеи, сложившиеся под прямым влиянием западной мысли, привели к созданию светской культуры, перестройке всей интеллектуальной сферы на основе рационализма и гуманизма. Культура нового типа оказалась жизнеспособной, стала и остаётся до сих пор доминирующей. Заимствование иноземного опыта ещё раз подтвердило (вспомним мощное влияние Византии на развитие Древней Руси) могущество русского национального духа, имеющего силу переработать иную культурную традицию, сделав её своей. Однако усвоение новшеств было неравномерным. Слой просветителей и поместное дворянство по-разному восприняли культурный материал Просвещения. Другие сословия (купечество, казачество, священнослужители) осваивали лишь отдельные элементы запад­ной культуры. Четкий водораздел между европеизированной куль­турой дворянства и традиционной культурой народа проведен, скорее, в научной оценке этого факта, а в жизни граница дроби­лась на множество переходных ступеней.

Появление просвещенческой светской культуры не означало радикального разрыва культурного поля. Ликвидации прошлого культурного опыта не произошло, изменились лишь его оценки и место в духовной жизни. В новое время пирамида культур­но-духовных ценностей словно перевернулась: «низкое» оказалось наиболее востребованным и ценным. Обыденная практическая жизнь по своей значимости потеснила высшие духовные богатст­ва.

РЕФОРМЫ ПЕТРА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Уходила в прошлое Древняя Русь, Россия вступала в Новое время.

Реформирование России было неизбежно, и это хорошо понимал Пётр. Государство не могло продолжать своё развитие в состоянии изоляции, оставаясь замкнутым царством с отсталыми военными и экономическими структурами, в отрыве от европейского просвещения, науки и техники.

Реформы Петровской эпохи носили всеобъемлющий характер и оказали устойчивое воздействие на экономическую и социальную жизнь, государственное устройство, культуру, быт, внешнюю политику, вооруженные силы. При этом методы реформирования и значимость преобразований, по мнению некоторых мыслителей, сопоставимы с революцией.

Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента – решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Очевидно, что преобразования носили двойственный характер. С одной стороны, они проводились в интересах дворянства и в условиях крепостничества вели к ухудшению положения народа, усилению деспотии. Но, с другой стороны, реформы стимулировали сохранявшиеся ещё возможности феодального строя и тем самым способствовали развитию общества, выполняя прогрессивную роль.

Реформирование России, начатое Петром, привело к трём важнейшим результатам:

1. Значительно сократилось отставание экономики и культуры России от передовых стран Европы;

2. Россия превратилась в могущественную державу, вошла в число великих европейских стран;

3. Россия стала державой с современной сухопутной армией и сильным военно-морским флотом.

Достигнутые результаты стали возможны благодаря энергичной деятельности Петра 1, его умению подбирать и опираться на надежных помощников во всех областях деятельности.

Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, был поистине титаническим. При этом определённые глубинные механизмы культуры не только продолжали функционировать, а даже ускорили свои обороты. Так, церковь, которая и раньше была тесно связана с государственной властью, была ею полностью подчинена. Наметившийся разрыв между верхами и низами общества в результате европеизации превратился в пропасть.

Религиозный философ начала XX века Г.В. Флоровский считал, что именно новое место церкви в государстве и обществе, а не «западничество» было настоящим «переворотом» петровского времени. Ещё во времена Алексея Михайловича появилась идея надконфессионального государства. Для Петра эта концепция стала ис­ходным моментом государственных преобразований. На пути к имперству самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. В системе петровских преобразований церковная реформа носила последовательный и принципиальный характер.

К концу ХУП в. русское духовенство в основной своей массе являло удручающее зрелище. В среде приходских священников и в монастырях процветали грубость нравов, стяжательство, невежество и темнота. Монастыри утратили своё бывшее ранее культурное значение, прекратили просветительскую деятельность. Церковь перестала быть носительницей православных начал в государстве. К тому же в среде духовенства находилось наибольшее число противников обновления страны. Всё это определило необходимость церковной реформы. Рядом царских указов первых лет ХУШ в. была сокращена самостоятельность священников в государстве, разрешено свободное вероисповедание.

В 1721 г. в России было упразднено патриаршество, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству — Синоду (или Духовной коллегии). Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других госучреждений. Надзор за их деятельностью осуществлял обер-прокурор, который со временем стал руководителем Синода, облечённым неограниченной властью. Духовенство превращалось в особый служилый класс, в обязанности которого входило не только защищать правительственные реформы, но и доносить в тайную канцелярию об открытых на исповеди злоумышлениях на жизнь царя, измене и пр. Монашество потеряло бывшую власть над землями и финансами, и теперь было обязано найти «общеполезные» занятия (чтобы не «тунеядствовали», а прибыль обществу приносили) – прядильные мастерские, приюты, лазареты и др.

Результатом церковной реформы стало закрепощение духовенства, его интеллектуальное и духовное оскудение, переход основной его массы в социальные низы, ослабление нравственного влияния на общество. Церковная культура перестала доминиро­вать в глазах общества, ушла в тень. На православную церковь под государственным руководством была возложена задача, примирить традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и монархического всевластия.

Реформа привела не только к подчинению Церкви государству, но и к абсолютизации государственной власти, её освобождению от всех религиозно-нравственных норм. Судьёй решениям и делам Верховной власти стала сама Верховная власть.

По мнению историка С. Ф. Платонова, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве. Там он обрел первых друзей и, по словам князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью Платонов объяснял то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта.

В противовес данной точке зрения укажем, что реформирование дворянского быта, кроме душевной склонности Петра, имело и другие весомые основания. Царь хотел избавиться от старых обычаев и нравов и придать европейский лоск русской аристократии, что должно было способствовать росту авторитета и доверия к России на Западе.

Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, носить платье немецкое и французское, парики. Приверженцев русской старины, жестоко наказывали. Царь сам резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами, били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга.

ХУШ век начался введением нового летоисчесления. Если до этого счёт годам вёлся от «сотворения мира», то указ предписал «исчислять с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года». Переход произошёл на основе юлианского календаря (старого стиля) в отличие от большинства западных стран, где применялся григорианский календарь (новый стиль). Было введено празднование Нового года с установкой на улицах наряженных ёлок. Распоряжение начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. учредило проведение ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях вместе с мужчинами участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. По воспоминаниям современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи, и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно.

Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Несколько ранее, в 1708 г. в России появился перевод с немецкого языка сборника образцов частной переписки «Приклады, како пишутся комплименты разные…», который содержал примеры писем на разнообразные случаи жизни, помогал воспитывать письменную культуру дворян.

Традиционно принято считать, что приобщение дворянства к европейскому опыту привело к разрыву между культурой народа и культурой дворян. То есть, в рамках русской культуры возникло две субкультуры. Более того, часть исследователей настаивают на том, что возникли не две разные культуры, а культурное многоголосие.

Суровые меры, к которым приходилось прибегать Петру, порождали недовольство. В народе ходили слухи, что царь не настоящий, что его подменили. Апологеты древнерусской старины склонны были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской эпохи противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части общества, была идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный путь ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе».

За время правления Петра Россия стала империей, с которой считались в Европе. Был осуществлён цивилизационный сдвиг, который сблизил Россию с Европой. Но не следует забывать, что всё это было реализовано за счёт усиления государственного гнёта, прежде всего по отношению податным сословиям. Вершины европейского прогресса достигались в России путём закрепления крепостнических пережитков и усиления деспотизма, умалявшего права всех сословий.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XVIII ВЕКЕ

 

Для успешного развития начатых реформ России требовались новые образованные кадры. Решалась эта задача разными путями. Во-первых, на русскую службу привлекали иностранцев разных профессий. Во-вторых, более тысячи молодых людей были отправлены за государев счёт на учебу за границей. В-третьих, начала создаваться своя система образования.

Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить, была добавлена еще одна - учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири», т. е. счету, и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться.

Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математических и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. В 1712 г. были созданы Артиллеристская иИнженерная школы, а в 1715 г. – Петербургская Морская академия. В этих учебных заведениях высшего чина преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана первая Медицинская школа при Московском госпитале. Госпитальные школы появились позднее в Петербурге, Кронштадте, Колывано-Воскресенске (Сибирь) и других городах России. Обучение в них, в отличие от европейской схоластической системы, было клиническим: учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных, вскрывали трупы, осваивали приготовление лекарств. В большом объёме преподавались фармакогнозия, фармакология, фармация, ботаника. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах.

Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще учебных заведений начального и среднего уровня. Для решения этой проблемы стали открываться частные общеобразовательные школы- гимназии (первая – в 1703 г. в Москве гимназия пастора Глюка), а в 1715 г. начали создаваться цифирные школы низшей ступени и их варианты – гарнизонные и адмиралтейские школы, дававшие навыки чтения, письма и счёта. Как ни странно, при общей секуляризационной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования, представленная епархиальными школами. В дворянских семьях преобладало домашнее обучение.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам с хлыстом в руках: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».

Общее и специальное образование складывалось в определенную государственную систему, приобретало сословный характер. Однако оно формировалось импульсивно, без плана, как попытка решить сиюминутные потребности государства в кадрах.

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С января 1703 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

В начале века начала формироваться система культурно-просветительных учреждений. Развитие книжной торговли означено открытием в 1714 г. в Петербургском гостином дворе государственной книжной лавки. В этом же году появилась первая Государственная публичная библиотека. Библиотеки стали создаваться при новых учебных заведениях. Многие дворяне заводили личные библиотеки.

В 1719 г. открылся для посетителей первый русский естественно-исторический музей – Кунсткамера, где экспонировались разные редкости, старинные книги, «монстры», кости вымерших животных и т.д.

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. Из Европы в Россию пришли математика, геометрия, тригонометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и философия. Западные специалисты, приехавшие в Россию, познакомили русских с великими открытиями Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона. Русские интеллектуалы изучали теории Ф. Бекона, Б.Спинозы, Т. Гоббса, Д.Локка. Эти знания кардинально трансформировали привычные средневековые представления о природе и обществе, о роли личности и государства.

Резко возрос интерес к истории России, которая начала осознаваться как государственное дело. По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого. Выходили в свет исторические сочинения, особо авторов интересовала история русско-шведских отношений: «История императора Петра Великого от рождения до полтавской баталии» Фёдора Прокоповича, «История Свейской войны» П.П.Шафирова и др.

Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и, прежде всего, его наиболее известной «Книгой о скудости и богатстве».

В основе развития науки в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, картографии, гидрографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Значительными успехами отмечены многочисленные географические экспедиции, в том числе: в 1716 г. – Бековича-Черкасского в Среднюю Азию, в 1720 г. – Д.Г.Мессершмидта в Сибирь, в 1725 г. – В.Беринга на Камчатку. В результате экспедиций были составлены карты Каспийского, Азовского, Аральского морей, а в 1726 – 1734 гг. издан первый русский атлас империи. Положено начало разведке железных и медных руд, каменного угля, нефти. Собранный во время экспедиций огромный материал способствовал развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, а так же существенно расширял знания об этнографии, лингвистике, ботанике, что порождало чувство патриотизма и национальной гордости русских людей.

Свой вклад в основание науки внесли русские изобретатели. В стране возникли первые научно-технические лаборатории. Механик А.Нартов создал ряд приборов и машин, в том числе первый в мире токарно-винторезный станок и оптический прицел. Я.Батищев изобрёл машину для водяной обточки ружейных стволов. Е.Никонов представил проект создания «потаённых судов» (подводных лодок). М.Сердюков стал известен в строительстве гидротехнических сооружений. В. Татищев – в горном деле, Я.Брюс – в военном.

В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII века через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости: основатель гидродинамики К.Бернулли, математик Л. Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В развитии системы образования во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений, вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности.

Ещё в 30-е – 50-е гг. стали возникать закрытые сословные дворянские учебные заведения: Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1731 г.), Морской корпус (1752), Пажеский корпус (конец 50-х). В соответствии с планами создания «новой породы людей» при Екатерине были разработаны новые программы воспитания и обучения детей разных сословий. Для дворян предназначались преобразованные кадетские корпуса и открытое в 1764 г. Воспитательное общество благородных девиц, а для разночинцев - Академия художеств (1757) с училищем (1764), воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), коммерческое училище (1772), горное училище (1773) и др. Крепостных крестьян ни в одно училище не принимали.

. Центром образования стал учреждённый в 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова Московский университет в составе юридического, философского и медицинского факультетов. При университете была предусмотрена специальная подготовительная гимназия с двумя отделениями: для дворян и для детей разночинцев. Студенты получали различные государственные привилегии, а выпускники – право на потомственное дворянство, что делало университет привлекательным в плане карьеры. В 1773 г. в Петербурге открылось ещё одно высшее учебное заведение - Горный институт.

Однако все созданные учебные заведения охватывали слишком малое количество детей и не могли удовлетворить быстро возраставшую потребность в образованных людях. Да и оторванное от семьи воспитание не могло быть популярным. Требовалась более практичная и широкая система народного образования. В связи с этим в 1782-1786 гг. была проведена школьная реформа по образцу самой передовой тогда австрийской системы.

В 1786 г. Екатерина утвердила Устав народных училищ, согласно которому, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Новшеством стало ведение классно-урочной системы, единых учебных планов, разработка методики преподавания. Для подготовки учителей специально для народных школ стали открываться учительские семинарии и училища. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Всего к концу ХУШ века в России было примерно 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учащихся. Кроме того, существовало домашнее обучение и учеба за границей. Уровень грамотного населения составлял 6%.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук. Фигурой первой величины в ней явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, филологии. Рост национального самосознания требовал выработки общенационального литературного языка. И Ломоносов многое сделал в этом направлении.

Под эгидой Академии проводились исследовательские работы по разным отраслям, устраивались научные экспедиции в отдаленные районы страны, участниками которых были русские и иностранные естествоиспытатели, географы, историки: С.П.Крашенинников, С.И.Челюскин, И.Г.Гмелин, Г.Ф.Миллер, П.С.Паллас и другие. В 1745 г. Академия наук издала «Атлас России» на 19 больших картах (подобный атлас имела только Франция). Значительное развитие получали география, ботаника, зоология, минералогия.

Наука второй половины XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двадцать лет до Дж. Уатта создавшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина – автора многочисленных изобретений:«самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта, протезов для инвалидов и др.

Из гуманитарных наук (философия, филология, право, история) наибольшее развитие получила история, которая стала на основе источников критически оценивать и устанавливать причинные связи между событиями и явлениями: «История Российская» В.Н.Татищева, «История российская с древнейших времён» М.М.Щербатова, работы И.Н.Болтина, Г.Ф.Миллера и др.

Русская наука сделала большой шаг вперёд. В стране работало уже много ученых, не только приехавших из-за рубежа, но и отечественных. И всё же Россия во многом продолжала отставать от передовых стран. Особенно это касалось распространения научных взглядов и внедрения достижений науки в производство.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ XVIII СТОЛЕТИЯ

 

Русская художественная культура эпохи Просвещения отразила всю сложность и неординарность духовного состояния общества. При этом в ней запечатлелись не только социально-политические, но, в большей мере, эстетические противоречия. Они выразились в соединении таких противоположных начал как аристократическая утонченность и простонародная грубоватость, традиционная аскетическая строгость и привнесённая светская фривольность, «своё» и «чужое».

Характерная черта Нового времени: идеи закономерностии познаваемости окружающего мира (природы, самого человека и человеческого общества, его произведений). Люди петровской поры стремятся передать в них приверженность к упорядоченности, восхищение силой разума, значение человеческой личности. Зодчие выражают эти идеи в облике города и слагающих его зданий, художники — в изображении всего окружающего и, прежде всего, человека. Мастера хотят понять и верно показать строение тела, выражение лица, особенности темперамента, уловить связь между внешним обликом портретируемого и его положением и ролью в обществе. Это определенно свидетельствует о развитии и укреплении реалистических тенденций.

Сам творческий процесс начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и подвластное логике. Укореняется мысль о возможности и необходимости заранее представить себе конечный результат — завершенное произведение искусства. Становится привычным характерный для художественной практики эпохи Нового времени путь от замысла к произведению через проектирование. В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненных в масштабе. Без проекта (эскиза) не работают теперь и скульпторы и живописцы (речь идет о монументалистах).

Специфическое обучение начинает формировать творческую личность нового типа. Впервые искусство обретает отчетливо светский характер, связь с потребностями государства и общества, что нередко сообщает произведениям открытую агитационность или научно-просветительский оттенок. В целом — это искусство для общества, а не для обособленной личности.

Одно из основных свойств искусства этого периода — пафос национального самоутверждения. В Новом времени появляются произведении, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. И закономерно, что русских зодчих, ваятелей и живописцев венчают лаврами прославленные академии Европы. Архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. Скульптор Ф.И.Шубин становится членом Болонской академии. Художник А.П.Лосенко награждается тремя медалями Парижской академии. Крупнейшие творческие индивидуальности олицетворяют поколение русской художественной интеллигенции невиданного прежде склада. Эти люди чувствуют себя своими в европейском искусстве Нового времени.

Русское искусство, вырвавшись из рамок средневековья, не могло порвать сразу с многовековыми национальными традициями. Тот путь, который западная культура проходила за три столетия, российская прошла за несколько десятков лет. Это касается как культуры в целом, так и искусства в частности. Отсюда спрессованность развития, то есть параллельное существование нескольких стилевых направлений, несоответствие отдельных явлений культуры объективным условиям и курьёзы в процессе формирования новой культуры. Только с середины XVIII века можно говорить о развития российского искусства в русле общеевропейских тенденций.

Искусство России ХVIII столетия связано в основном с тремя стилевыми направлениями: барокко, рококо и классицизмом. Для системы стилей в начале ХVIII века связующим звеном являлось барокко, с которым так или иначе соприкасались классицизм и рококо. В данный период новое русское дворянство почувствовало вкус к европейско­му быту, светским развлечениям, роскоши и искусствам. Это требовало красочного и пышного оформления, которому соответствовал язык барокко.

Слово «барокко» образовано от итальянского слова «вarocco», буквально : причудливый, вычурный. Стиль барокко зародился в Риме во 2-й пол. XVI века. Италия в XVII веке стала ареной расцвета этого театрально-пышного, торжественного и патетического стиля в искусстве. Одной из определяющих черт его стал дух обновленной католической религиозности, отсюда — максимальная спиритуализация форм, их насыщенность, преизбыточность, напряженность духовного поиска и глубина мистических откровений, присущая барокко в самых разнообразных его проявлениях. Важно также то, что историческим фоном развития барокко был расцвет абсолютных монархий в Европе, благодаря чему именно этот стиль стал в основном репрезентировать сильную королевскую и императорскую власть, мощь и величие государства. В качестве отдельной стадии стиля барокко выделяют стиль рококо. В общем русле стиля барокко, изначально являвшегося универсальным, многовариантным, развивался классицизм. Но барокко в отличие от классицизма апеллирует скорее к чувству, чем разуму, тяготеет к бурному конфликту, динамике, а не к гармонии. Оно гораздо меньше связано с каноном античности и т. п. На русской почве барокко реализовалось в своём наиболее пышном, царственном, чувственно-эмоциональном варианте.

В то же время барокко развивало принципы, заложенные в эпоху Возрождения. Но при этом радикально изменился главный эстетический принцип. Он предполагал уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты. Этим и объясняется грандиозный размах, бурная динамика и изощренная декоративность барокко.

Логика художественного мышления заключалась в том, чтобы стремиться выразить универсальность картины мира, понимание величественности и значительности как человека, так и окружающей его действительности. Богатство мира передавалось через создание чувственно-прекрасного облика, символически и аллегорически истолкованного. Искусство не являлось слепком универсального мира, а только намекало через метафору на его существование. Введение абстрактных форм – намёк на невозможность воплощения этого мира и попытка вставить промежуточное звено между реальностью и идеалом. Барокко мало считалось с реальностью – оно возвеличивало монарха, усиливало значение той или иной победы. А аллегории воспитывали, символы наводили на многосторонность значения, эмблемы хранили в себе загадку. Для понимания этих форм нужны были широкие познания и прозорливость ума. Это порождало «барочный интеллектуализм», энциклопедичность знаний, соответствующих универсальности бытия.

Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигли, казалось бы, своего апогея. Однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступало натурное начало. К примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (т.е. изменённого изображения объекта) уподоблялись живым природным стихиям, а литературный язык обретал новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора. Различные виды искусства взаимодействовали (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

Подытоживая, можно сказать, что идейный пафос барокко заключался в прославлении абсолютизма, величия трона и церковного престола, а также в отражении новых представлений о человеке и бесконечном разнообразии мира, его вечной изменчивости.

Наиболее монументально и мощно этот стиль проявился в архитектуре и изобразительном искусстве.

Рококо выросло в начале ХУШ в. на основе барокко и принесло с собой подчеркнутую утонченность, камерность, изысканность, интимность, черты игривости и гедонизма. В нём нет напряженности, серьезности и величия, как в барокко. Он уводит от реальной жизни в мир фантазий. В художественном языке рококо ключевое слово – «изящный». Оно характеризует «красоту очертаний предметов, их соразмерность, отточенность формы, элегантность внешнего вида, грациозность движений».

Утвержде­ние мощности государства и формирование национального идеала «служения Отечеству» требовали более строгого и торжественного художественного образа. Это обстоятельство ускорило переход от системы эстетического языка барокко к миру художественных образов классицизма, который надолго занял место ведущего и всеобщего художественного языка просвещенческой русской культуры. Классицизм имел в России несколько духов­ных и эстетических истоков:

- сильное французское влияние в моде, образовании, в быту;

- знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и философов;

- становление классического образования в России, которое включало знакомство с античной культурной традицией; - появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.

Серьезное влияние на новые эстетические вкусы оказала философия Руссо, обращение к «естественному человеку», простым чувствам, ясным и сильным действиям. «Упорядоченная» и «облагороженная» человеком природа стала задавать тон в формировании классицистического художественного языка. Классицизм видел мир как разумно устроенное целое, воплощение гармонии и чувства меры. Он вселял веру в человеческий разум, утверждал победу разума над хаосом. Его идеал – «благородная простота и спокойное величие». Принятая в классицизме система архитектурных ордеров, стро­гие правила стихосложения, построения пьес, композиции и тем в живописи — все интерпретировалось посредством идеи «устроения» государства, стремления к всеобщему порядку, ясности и благоденствию. Русский классицизм — это зримый образ идеального государства, управляемого идеальным монархом.

Классицизм в России, как и повсюду, привержен большим обобщениям, общечеловеческому, общезначимому. Вместо государственности барокко на щит поднимается гражданственность, а гуманистичность трактуется менее общо и отвлеченно. Его герой – идеальный человек, «сын Отечества», победы которого над неустройством мира принимают вид торжества Рос­сии.

Первоисточником творческих поисков была античная культура – европейская классика, воплотившая разумность, логичность, естественность, простоту и верность природе. Именно эти понятия стали критериями и просветительской философии. Классицизм требовал от мастера более тщательного изучения норм античности и строгого соответствия им. Хотя античный идеал никогда не заслонял русскому классицизму действительности. Он служил своего рода призмой, сквозь которую художник видел окружающий мир. Природа – главный вдохновитель и для нового искусства. Но, если она не достаточно совершенна, то её следовало «облагородить», сделать красивой (нос кривой выпрямить, полную фигуру представить стройной и т.д.). Верность античности не превратила ее в единственный источник. Мастеров классицизма волновали искусство и зодчество Ренессанса, современные явления художественной культуры.

Стремление к гармонии и порядку сказывалось в своеобразной иерархии видов и жанров искусства. Классицисты выделяли три «знатнейших художества» — архитектуру, скульптуру и живопись, а в их пределах выше ставили сооружения общественного характера и произведения на историческую тему.

Именно в рамках классицизма впервые сложился цельный и само­стоятельный облик отечественной культуры — это своеобразный итог XVIII века. При этом русская культура создала несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир, московский вариант классицизма, классицизм усадебной архитектуры.

В 90-е годы появилось еще одно стилевое направление – сентиментализм, имевший тесные связи с рококо и классицизмом. Это новое направление несло с собой обострённый интерес к отдельнойличности, а не к человеку вообще. Главное внимание здесь привлекал не разум, а мир чувств. Окружающее воспринималось эмоционально, а не аналитически. Усиливалось влечение к природе, единение с ней. Сентиментализм провозглашал внесословную ценность человека, воспитывал в нём чувство собственного достоинства. Однако он изолировал героя от реальности, быта и погружал его в мир нравственной, идеальнойжизни, в мир грёз. Сентиме


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.)