АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БЫТИЕ И МАТЕРИЯ

Читайте также:
  1. B) Наличное бытие закона
  2. Билет № 44 Бытие и материя.
  3. Бытие в соприкосновении
  4. Бытие возможное и бытие необходимое
  5. Бытие и его формы. Онтология о бытии и субстанции.
  6. Бытие и материя
  7. Бытие как истина, благо, добродетель
  8. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.
  9. Бытие как предмет онтологии. Метафизическое и физическое (натуралистическое) понимания бытия.
  10. Бытие как философская категория.
  11. Бытие, как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии

 

Основные вопросы темы:

1. Философская онтология.

2. Понятие бытия в философии. Бытие и материя.

3. Современная наука об эволюции материи и структурных уровнях ее организации. Материальное единство мира и его многообразие.

4. Материя и движение. Движение и развитие.

5. Пространство и время как формы существования материи.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

4. Концепции современного естествознания. Ростов-н/Д., 1997.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. М., 1970.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 1994–1997. Т. 1-4.

7. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.

 

Вопросы и творческие задания.

1. Что такое философское понятие бытия.

2. Что в философии понимают под «материальным» и «идеальным».

3. В чем суть проблемы бытия.

4. Что главное в понятии материя – то, что соотносится с эти-мологией слова вещественный или то, что составляет основной смысл его – быть объективной реальностью?

5. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «субстанция»? Объясните почему.

6. Покажите на историко-философском материале как философское понимание материи связано с уровнем развития естественных наук.

7. Революция в естествознании конца XIX в. начале XX в. опровергла следующие свойства, приписываемые материи (ненужное зачеркнуть):

· структурность;

· неделимость;

· упорядоченность;

· непроницаемость;

· неизменность;

· неисчерпаемость.

8. Сравните субстанциональную и реляционную концепции пространства-времени и заполните таблицу:

 

Свойства пространства

 

В субстанциональной концепции В реляционной концепции

 

9. Распределите перечисленные ниже процессы по трем классам движения:

теплота, обмен веществ, взаимопревращение молекул, производственные отношения, звук, телефонный разговор, радиоактивные излучения, информационное отражение, война, деление клетки, кристаллизация.

10. В чем, с вашей точки зрения, состоит атрибутивность пространства-времени и движения?

 

Проанализируйте следующие высказывания:

«Но чем бы ни могла оказаться материя, я смело называю ее материей, как я именую моих знакомых Смитом и Джемсом, хотя не знаю их секретов».

Джорж Сантаяна

 

«Реальное бытие не может быть непосредственно воспринято т.к. мы всегда остаемся в сфере нашего познания. Но мы в тоже время непосредственно уверены в том, что познание относится к бытию, и это противоречие оказывается источником многочисленных апорий и парадоксов теории познания. Их можно резюмировать так: «тезис: сознание должно выходить за свои пределы, поскольку оно схватывает нечто вне себя, т.е. поскольку оно – познающее сознание. Антитезис: сознание не может выйти за свои пределы, поскольку оно может схватывать только свои содержания, т.е. поскольку оно познающее сознание. Противоречие налицо...»

Николай Гартман

Основное содержание темы:

Данная тема рассматривается в системном курсе философии как первая часть его теоретического изложения. Этот факт совершенно очевидный, поскольку изложение материала начинается с фундаментальной основы любого философского учения – онтологии (учения о бытии), а именно: с существования многообразного, целостного, взаимосвязанного мира.

При подготовке к семинару и работой над предложенными вопросами необходимо уяснить, что понятие бытия, существующее в философии со времен Парменида, а в последствии и учения, в т.ч. и первая метафизика, обосновывающие его закономерности, по существу трактуют бытие как сущее, истинно сущее. В чем именно этот смысл – основная задача при выяснении сути первого вопроса занятия.

Философская онтология базируется на том, что бытие есть существование разнообразного и целостного мира, однако аргументация того, что лежит в его основании, (материальное или идеальное) дает объяснение факту идеалистической и материалистической трактовки сути учения о бытии.

Диалектико-материалистическая онтология выстраивается на совершенно определенных позициях как научного, так и философского материалистического знания. Базовой здесь выступает естественно категория материи, определение которой соотносится с ленинским, по существу других нет, а те, что имеются в разнообразной литературе и подходах, так или иначе, соотносятся с указанной. Главное в сути рассматриваемого вопроса сопоставить понятия бытия и материи, не доводя их до тождества, синонимичности, тем более, но и не противопоставляя абсолютно.

Рассмотрение предложенных вопросов семинара как нельзя лучше согласовывается с материалом по курсу «Концепции современного естествознания», дополняет диалектико-материалис-тическую парадигму в философии конкретно-научными знаниями в области познания многообразных форм материи, уровней ее организации, атрибутов существования ее, главными из которых выступает взаимосвязанность (целостность) – взаимодействие–движение–развитие.

История понятия материя изначально связана с субстратным ее пониманием, неуничтожимым началом или «первоматерией». Примером такого понимания являлась атомистическая концепция, представленная Демокритом, Эпикуром и Лукрецием Каром.

Они представляли себе материальный субстрат вещей состоящим из атомов. Аристотель, в отличие от атомистов считал материю однородным началом. Субстратное понимание материи по своей сущности метафизично. Материя рассматривается как нечто абсолютно устойчивое, лишенное развития и ненаблюдаемое.

В ХVIII в. ведущей концепцией становится вещественная. В ней материя понимается как вещество, обладающее определенным химическим составом, агрегатным состоянием, температурой, весом, зарядом и т.п. характеристиками. Вещественная концепция стала продолжением и обобщением прежних атомистических представлений, т.е. разновидностью субстратного понимания. Такое понимание материи приводит к поискам некоего фундаментального субстрата, «первоматерии», из которой якобы построены все объекты мира. Сущность субстратного понимания материи не зависит от того, какое конкретное состояние материи состояние материи вводится в ранг «первоматерии». К субстратному пониманию приводит абсолютизация конкретного вида материи.

Различные варианты метафизического понимания материи последовательно опровергались в ходе развития науки. В кон. XIX – нач. ХХ века естественнонаучные открытия способствуют появлению нового философского понимания материи, сформулированного В.И. Лениным.

С т. зр. современного естествознания можно выделить три основных структурных уровня материального мира, находящиеся в постоянном взаимодействии:

неживая материя – живая материя – социальная материя

В свою очередь, неживая, живая и социальная материя имеют в своей структуре микро-, макро- и мегауровни.

 

Неживая материя включает:

микроуровень: элементарные частицы, атомы, молекулы

макроуровень: кристаллы, горы, их системы, земля, вода т.д.

мегауровень: планеты, звездно-планетные комплексы, галактики, метагалактики.

 

Живая материя включает:

микроуровень: клетки, микроорганизмы.

макроуровень: растения, животные, популяции, биоценозы

мегауровень: биосфера.

 

Социальная материя включает

микроуровень: индивиды, семьи, коллективы.

макроуровень: классы, национальности, государства.

мегауровень: общество в целом.

 

Для каждого уровня объективной действительности характерны специфические законы, несводимые к законам других уровней. В то же время отдельные уровни не являются замкнутыми образованиями и взаимодействуют с другими уровнями и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Пространство – форма бытия материи, характеризующаяся протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.

Время – форма бытия материи, которая характеризуется свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний.

Это самые общие определения пространства и времени. Являясь атрибутами материи, они не могут существовать независимо от нее и друг от друга. В современной науке это выражается в понятии пространственно-временного континуума, оно подразумевает четырехмерность материального мира, именно подразумевает, т.к. увидеть или логически осмыслить четырехмерность невозможно, можно лишь по аналогии с трехмерным миром описать ее. Немного более 100 лет тому назад была высказана гипотеза о том, что в четвертом измерением пространства можно назвать время, которое само является движущимся пространством и обладает реальными физическими характеристиками, влияющими на мир. Свое подтверждение эта гипотеза находит в работах астрофизика Козырева Н.А., где он утверждает, что время является необходимой составной частью всех процессов во Вселенной (в т.ч. и на нашей планете), причем оно является главной движущей силой всего происходящего, т.к. все процессы в природе идут или с «выделением или поглощением» времени. Геометрия, связывающая пространство со временем в четырехмерное многообразие была разработана в нач. ХХ века Г. Минь-ковским в соответствии со специальной теорией относительности. С т. зр. реальности такого мира все, что может произойти, уже существует в будущем и продолжает существовать в прошлом. Перемещаясь по оси времени, мы только сталкиваемся с событиями в своем настоящем. Наука ХХ века показала неразрывную взаимосвязь пространства и времени. Нельзя делать какие-либо выводы о времени, не обращая внимания на свойства пространства. И наоборот: все, что отражается в пространстве так или иначе отражается во времени.

Пространство и время не могут быть мыслимы не только отдельно друг от друга, но и отдельно от материи: поэтому пространство-время надо рассматривать и в связи с видами и структурными уровнями материи. Так, можно выделить различные пространственно-временные континуумы, соответствующие микромиру, макромиру мегамиру. К настоящему моменту макро- и мегапространства в значительной степени исследованы, а микропространство еще очень мало изучено. Различные виды пространства-времени различаются не только по уровням организации материи, но и по типам взаимодействий.

Данные современной науки говорят о том, что существуют геологическое пространство-время, химическое, биологическое, (в котором еще можно выделить психологическое или субъективное пространство-время) и социальное. Каждый вид пространственно-временных отношений обладает своей спецификой и связан с определенным типом взаимодействий. При подготовке к семинару следует особое внимание уделить свойствам биологического пространства-времени, рассказать о проблемах, существующих в этой области. Еще одним атрибутивным свойством материи является движение. В диалектическом смысле движение понимается как всякое изменение. Тезис о неразрывности материи и движения находит подтверждение в современной науке. Установлено, что все материальные системы (начиная от микромира и заканчивая космическими телами) находятся постоянно в процессе изменения и развития. В любом материальном объекте происходят различные изменения, которые и определяют его сущность. Видимая устойчивость отдельных материальных объектов реализуется через внутреннее динамическое равновесие. Исходя из понимания движения как любого изменения, можно указать на его основные свойства: объективность, всеобщность, неуничтожимость, несотворимость, абсолютность.

Докладчику по этой теме следует более подробно раскрыть все эти свойства и проанализировать соотношение движения и покоя.

Взаимосвязь движения и материи говорит о том, что основными видами материи и структурными уровнями материального мира должны соответствовать специфические формы движения. Под формой движения матери понимается движение, связанное с определенным носителем. Основные формы движения выражают определенные типы связей и взаимодействий материальных объектов. Все формы движения можно разбить на три класса: в неживой природе, в живой природе и социальные формы. К формам неживой природы относятся движение элементарных частиц и полей, движение атомов и молекул, движение макроскопических тел, движение в космических системах различного порядка.

Движение в живой природе – это биологические процессы в различных системах: микроорганизмах, одноклеточных, многоклеточных, и отдельных видах живых существ, биоценозах, биосфере в целом. К социальным формам движения относится все виды деятельности человека. Общим для всех этих трех классов являются различные виды пространственного перемещения.

Докладчику необходимо рассказать о том, что такое пространственное перемещение, можно ли его отождествлять с механическим движением, охарактеризовать особенности различных форм движения (особо остановиться на биологической форме).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятия: дуализм, плюрализм, монизм.

2. Что такое субстанция?

3. В чем суть субстратного понимания материи?

4. Как повлияла на философское понимание материи последняя революция в естествознании?

5. Дайте ленинское определение материи.

6. Что такое атрибут.

7. Что понимают под неисчерпаемостью материи?

8. Каково строение материи с точки зрения современной науки?

9. Дайте понятие экстенсивной и интенсивной бесконечности материи.

10. Как изменились представления о пространстве и времени в истории науки и философии?

11. Дайте общие определения пространства и времени.

12. Какое значение имела теория относительности А. Эйнштейна для понимания пространства и времени.

13. Как вы понимаете четырехмерность материального мира?

14. Приведите примеры различных видов пространства-времени.

15. Дайте понятие движения.

16. Каково соотношение покоя и движения?

17. Назовите свойства движения.

18. Каково соотношение покоя и движения?

19. Что является основой для выделения различных форм движения?

20. На какие классы можно подразделить формы движения? Приведите примеры движения из различных классов.

21. Охарактеризуйте особенности биологической формы движения.

22. Что такое уровни организации материи.

23. Назовите атрибуты материи.

24. Сопоставьте понятие материя и понятие субстанция.

 

Тема 4


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)