АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философского мышления

Читайте также:
  1. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  2. Анализ как способ развития экономического мышления
  3. Билет № 3 Структура философского знания. Основные проблемы философии.
  4. Бытие, как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии
  5. Виды мышления
  6. Виды мышления и качество ума
  7. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
  8. Вопрос 2. Специфика философского знания
  9. Вопрос 7. Структура философского знания.
  10. Вопрос для размышления
  11. Вопрос для размышления
  12. Вопрос для размышления

 

Человечество стоит на дороге 2000 г.; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий, новыми способами коммуникаций, усиливающейся интеграцией народов, наций в решении вопросов мира, экологических и других глобальных проблем, гуманизацией всех общественных отношений.

Кардинальные социальные изменения, как правило, сопро­вождаются и философским поиском, ориентированным на уяс­нение глубинных проблем человеческого бытия, всей жизнеде­ятельности человека, пересмотр его ценностных ориентации.

Современное общественное развитие характеризуется ин­тенсивным взаимодействием различных культур. Вместе с тем необходимо отметить, что в каждом типе культуры существует свой специфический категориальный строй общественного сознания, который соединяет в себе общечеловеческие цен­ностные установки, а также идеи, выражающие исторически определенный тип общества, интересы определенных социаль­ных, национальных и возрастных групп.

Так, например, категории бытия и небытия, жизни и смерти, смысла жизни человека и т.п. являются фундаментальны­ми в любой культуре. Однако любая категориальная модель мира, сложившаяся в культуре, наполняется в зависимости от исторических форм ее развития своим мировоззренческим со­держанием. Поэтому всегда существуют различные модели фи­лософского мышления или способы философского осмысления мира и его познания. Философские модели мышления форми­руются в различных формах общественного сознания и чело­веческой профессиональной деятельности;— в литературе, ис­кусстве, художественной критике, науке, политическом и пра­вовом сознании, а также в обыденном сознании. Именно поэ­тому в качестве носителей и разработчиков философских мо­делей мышления оказываются не только профессиональные философы, но и писатели, ученые-естествоиспытатели, психо­логи, лингвисты, историки, юристы, врачи и др.

Основными моделями современного философского мышле­ния являются — позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм др. Отчего эти философские модели, возникшие в XIX—XX вв., оказались столь жизнестойкими и не были опро­вергнуты наукой и практикой сегодняшнего дня?

Дело в том, что и позитивизм, и марксизм, и неотомизм, и
экзистенциализм рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философского и научного познания; человек и его жизнедеятельность; взаимодействие
духовного и материального, объективного и субъективного; свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т.д..

Позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм со­держат в себе современные модели философского мышления как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуя школы, течения. Так, напри­мер, позитивизм сегодня представлен «критическим рациона­лизмом» К.Поппера. теорией «научных революций» С.Куна, концепцией эпистемологического анархизма» П.Фейерабенда, теориями структурализма, концепциями герменевтики, идея­ми научного материализма и др.

Марксизм также выступает в разных концепциях — от дог­матического до творческого, вбирающего в себя синтез самых различных мировоззренческих ориентации.

Даже современный неотомизм, или философия католициз­ма, претерпела существенные изменения: в ней появились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-антропологические концепции, «нонкогнитивистские» теории и др.

В более классическом виде сегодня представлен экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования. Он заявил о себе прежде всего работами
К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю, которые привлекают своей актуальностью.

Прежде чем приступить к анализу современных философских теорий и концепций, остановимся на их «матрицах» — позитивизме, марксизме, неотомизме и экзистенциализме.

Позитивизм. Мы уже рассмотрели позитивизм О.Конта, Дж.Ст.Милля и Г.Спенсера, который в истории философии называют «первой исторической формой позитивизма».

Можно сказать, что именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные О. Контом в курсе «Позитивной философии», и являются той «матрицей», той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX— ХХвв.

«Вторая историческая форма позитивизма» возникает в
конце XIX — начале XX вв. Основными его представителями являются немецкий физик Э. Мах, швейцарский философ; Р. Авенариус, французский математик, физик и философ
Ж.А. Пуанкаре, английский математик и философ К. Пирсон.
Этот позитивизм претендовал на «третью линию» в философии, заявляя, что является философией не материализма или идеа­лизма, а философией реализма; утверждал, что любое положи­
тельное (научное) знание — физическое, астрономическое, биологическое и т.п. — есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Вторая историческая форма позитивизма, получившая на­звание махизма, развивается на основе новейших открытий физической науки, теории относительности, квантовой меха­ники, геометрии Лобачевского — Римана, открытий в области явлений света, электромагнитных волн и т.д. В философии ма­хизма доминируют субъективно-идеалистические идеи. В силу этого позитивистская методология оказывается не в состоянии выполнить научные методологические функции и содействует методологическому кризису, который сопровождал революцию в физике.

«Третья историческая форма позитивизма возникает в 20-е
годы XX в. Идейным и организационным ее ядром явился Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктив­ных наук Венского университета в 1922 г. Этот кружок предло­жил программу развития научной философии. В него входили М.Шлик, Р.Карнал, Г.Фейгель, О.Нейрат, Э.Нагель, А.Айер, Ф.Франк, Л.Витгенштейн и др.

В 1929 г.. Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест этого кружка — «Научное миропонимание. Венский кружок». Начиная с 1930-х гг. представители этого течения проводят международные конгрессы и конференции. Венский философ­ский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма. В дальнейшем логический позити­визм развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь^ разрабатывается в двух направлениях— логичес­кого анализа философии с применением аппарата современ­ной математической логики и лингвистической философии, отвергающей логическую формализацию как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выраже­ний обыденного языка, в том числе, когда он употребляется для разработки философских понятий.

Большую роль в формировании основных принципов анали­тической философии сыграл «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Витгенштейн фактически устанавливает культ обыденного языка и считает необходимыми его эмпири­ческие описания. Он выступает против неправильного обра­щения с языком, ибо всякая вольность с языковыми формами (их содержанием, значением) ведет, согласно Витгенштейну, к появлению всякого рода философских псевдопроблем. Он полагает, что все знание, благодаря языку, сводится к совокупности элементарных предложений, которые обосновываются наблюдением, опытом. Философия же, с его точки зрения, есть лишь критика языка. Он исследовал также такие формы науч­ного познания, как наблюдение, объяснение и предсказание[188].

Ведущий представитель логического позитивизма и фило­софии науки Р. Карнап явился одним из авторов семантичес­кой философии, которая занималась исследованием системы характеристик, описывающих элементы языка с точки зрения объема понятий — «обозначение», «наименование», «истина».[189] Он ставит своей целью разработать унифицированный, имеющий единое смысловое содержание язык науки. А такое единое основание, по его мнению, дает математическая логика. Кста­ти, среди неопозитивистов много математических логиков, ко­торые исследуют различные логико-математические способы соединения слов в предложения; Карнап исследовал семанти­ку, т.е. отношение между языком и описываемой им областью. Философию он рассматривал как собственный анализ языка, связанный с чувственной (опытной) проверкой. Из семантической философии исходит философия общей семантики (С. Чейз, А. Кожибский), устанавливающая связи человеческого поведения с языком, который они считают определяющим. Был близок к «логическому позитивизму» и английский фило­соф, логик, математик, социолог, общественный деятель Б. Рассел, который большое значение в теории познания отводил логическому анализу, однако философии он придавал самосто­ятельное значение. Именно Расселу принадлежит открытие одного из парадоксов теории множеств (так называемого «парадокса Рассела»), который способствовал сведению математики к логике. [190]

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методоло­гии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие — совершенно новые, например, проблемы факта, веры, познания и творчества, логики познания, логики роста знаний, и др. Все они и сегодня привлекают к себе ученых, для которых поиск истины всегда будет главным вопросом их деятельности.

Марксизм, Остается актуальной марксистская модель философского мышления. Говоря о ее сегодняшнем значении, сле­дует подчеркнуть следующее. К. Маркс и Ф. Энгельс всегда исходили из широкого понимания значения философии. Они вслед за Гегелем характеризовали философию как «эпоху, схва­ченную в мысли». Марксистская философия, выступая как уче­ние о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему — в этом ее привлекательность. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривали свою философию как духовное оружие пролетариата, угнетенных и обездоленных. Сегодня все же сле­дует подчеркнуть, что сила марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, чем занималась часто советская философская мысль, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс. Интерпретация этих законов, отношение к ним во многом определяют и те современные теории, которые называ­ются марксистскими или неомарксистскими.

С тех пор как появился марксизм, он всегда приковывал к себе взгляды, имел сторонников и противников. И, пожалуй, у него никогда не было равнодушных созерцателей. По этому по­
воду хорошо заметил Н. Бердяев в работе «Самопознание»: «Особая чувствительность к марксизму у меня осталась и доныне... В конце 90-х годов образовалось марксистское течение, которое стояло на гораздо более высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интеллигенции. Это был тип, мало похожий на тот, из которого впоследствии вышел большевизм»[191]. Далее он отмечал: «Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас. Я вполне принимал Марксову критику капитализма...».[192]

Философия марксизма способна осуществить анализ совре­менной эпохи и ее проблем. В начале века с работами Маркса познакомился известный философ Э. Фромм, который заявил, что его привлекли у Маркса прежде всего идеи гуманизма, по­нимаемого как полное освобождение человека, а также созда­ние возможностей для его самовыражения[193]. Вместе с тем эк­зистенциальные проблемы (сущности и существования лич­ностного бытия; жизни и смерти; смысла жизни и предназна­чения человека, его свободы, выбора, ответственности и др.) в марксистской философии за годы советской власти не получи­ли глубокой разработки и сегодня требуют осмысления на новом уровне социальной практики и социальной теории.

Нельзя не отметить, что большой урон философской модели марксизма нанесла работа И. Сталина «О диалектическом и ис­торическом, материализме» (1938), объявленная «вершиной» марксистской философии, а также философская дискуссия 1947 г,, выступление на ней А. Жданова. После осуждения культа личности Сталина появились новые возможности для развития марксистской философии: были созданы научные труды, в которых преодолевались догматизм и начетничество. Это, прежде всего, работы Э.Ильенкова, П.Копнина, Б.Кедрова, Д.Узнадзе, А.Леонтьева, А.Лурия и др.

. Однако и в эти годы философии отводилась роль «служанки» политики. Институтом редакторов и цензурой сдерживалось появление новых идей и концепций. Такое отношение к философскому творчеству не способствовало развитию философии. Философская мысль испытывала запреты на объективный анализ многих общественных явлений и в целом развития советского общества, которое в партийных документах называлось «обществом развитого социализма». Явное несовпадение теории с практикой вело к дискредитации марксизма, под лозунгами которого осуществлялась вся социальная практика в стране.

Отказ от основ марксизма таково одно из направлений современной философской мысли. Представители этого направления оценивают марксизм как «утопическую теорию», которую
в России на вооружение взяла партия большевиков. Другие философы считают марксизм «теорией, отжившей свой век» и ставшей в ряд с теориями прошлого. Третьи утверждают, что марксистская философия исследует классические философские вопросы, концентрирующиеся вокруг отношений человека к миру, природе, другим людям. На решении этих вопросов базируется ряд концепций более конкретного характера, в том числе
учения о законах истории, материального производства, духовной жизни и др. Однако многие идеи Маркса были догматизированы, марксизм исследовался частями, брались положения, которыми можно было «подтвердить» правильность социальной: практики, осуществляемой теми или иными вождями...

Сегодня мы видим такие основные модели развития марк­систской философии: модель аутентичного марксизма, т.е. подлинного Маркса, которую взяли на вооружение многие представители социал-демократических партий; неомарк­сизм — это развитие взглядов Маркса на основе идей экзистен­циализма, фрейдизма, М.Вебера и др.; творческое развитие марксизма под воздействием всей практики перестройки и критики философии Маркса слева и справа. Есть и сторонники сталинского социализма, ориентирующиеся на догматизацию положений марксизма и начетничество.

Неотомизм. Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится философия католической церкви (неотомизм), философия православия, философия ислама, различные вос­точные религиозные философские учения: философия буддиз­ма, философия даосизма, философия йоги и др.

Неотомизм возник в конце XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь. Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христи­анскому учению. Международным центром неотомизма явля­ется Высший институт философий в Бельгии и Папская като­лическая академия в Риме.

Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Наряду с философским обоснова­нием бытия Бога, доказательств различных религиозных догм, рассмотрения чистого бытия как некоего духовного первона­чала, неотомизм занимается толкованием естественно-науч­ных теорий и социальной практики. Неотомизм по преимуще­ству обсуждает ситуацию «образованного человека», живущего в условиях современной «индустриальной и научной культу­ры». Образованность предполагает определенные знания исто­рии собственной культуры, прежде всего тех изменений, кото­рые она претерпела за последние столетия. Знание христиан­ской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурного контекста, в котором находится католицизм, — стоит в цент­ре внимания социально-философских концепций неотомизма.

Наиболее влиятельными представителями неотомизма яв­ляются Жак Маритпен (1882—«1973), Этьен Анри Жипъеон (1884—1978), Юзеф Мария Бохенский (р. 1902), Густав Андреас Веттер (р. 1911). Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, инди­видуализм и соборность, религию и науку. Им продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.

Основной раздел неотомизма - метафизика, или «первая философия», т.е. учение о принципах бытия, которое противо­поставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. Одновременно постулируются трансцендентность понятий «единство», «истина», «благо» «прекрасное»; доказывается бытие Бога путем аналогии с бытием мира; При этом использу­ются пять доказательств бытия Бога, данные в «Сумме теоло­гии» Фомой Аквинским. «Первая философия» Неотомизма рас­сматривает «бесконечное бытие Бога как акт и возможность (потенцию)» [194].

Вся натурфилософия неотомизма основана на рассмотре­нии диалектики формы и содержания, понимаемой в духе учения Аристотеля: материя — пассивна, а форма — активна, и только через форму материя приобретает свою определен­ность, конкретность и жизненность.

В теории познания неотомисты обращаются к различным формам познания: чувственному познанию, рациональному познанию и интуиции. Смысл и назначение человеческого со­знания они видят в обнаружении трансцендентного и субъек­тивного в чувственном восприятии. Человеческий интеллект должен согласовываться с божественными истинами. Наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу.

Таким образом, творчество личности, ее самопознание и свобода органически связываются с Богом. Одновременно неотомизм много внимания уделяет социально-философским проблемам: формам отношения личности и общества (индиви­дуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).

Конечно, центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.

Это базисные положения любой формы теизма, которые вбирает в себя и философская модель неотомистского мышле­ния. Она ориентирована больше на чувственное постижение Бога. Однако в неотомизме сильна и рационалистическая сто­рона, проявляющаяся в попытке использовать философию не только для обоснования Бога, но и для анализа религиозного языка, философской интерпретации религиозных верований и религиозного отношения человека к действительности, в пер­вую очередь к божественной реальности.

Следует сказать, что религиозная философия - это не только неотомизм, но и философия религии других конфессий. Главное, что привлекает людей к модели религиозного мышле­ния,— это проблема богопознания.

Место и значение богопознания определяется прежде всего тем, что оно является не только попыткой философского пости­жения сущности Бога, но и предметом индивидуального обы­денного сознания. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в нашей стране наблюдается процесс формирования на уровне обыденного сознания его теологической модели. Это выража­ется в поисках определенной частью общества, в том числе и молодежью, божественной реальности, в попытках представить ее отношение к миру и самому человеку. А так как фило­софия дает наиболее полное осмысление человеческого суще­ствования, то в ней одновременно идет поиск ответа на вопро­сы и о божественной реальности, и о человеческой реальности. Не случаен поэтому в наши дни интерес также к древневосточ­ным философским теориям, таким как философия буддизма, йоги, конфуцианства и др. Одновременно отмечается большой интерес интеллигенции к философско-религиозным концепци­ям В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Федорова; Ф, Достоевского и др., произведения которых стали доступны для широкого читателя.

Говоря о такой модели современного мышления, как теизм (учение о Боге, богопознание), мы тем самым глубже можем уяснить его различные формы — от неотомизма до философии ислама. К сожалению, мы фактически не знаем философии со­временного православия, так как долгие годы занимались кри­тикой Библии и не вникали в ее философское обоснование. А русская православная церковь имеет достаточно образован­ных философов-теологов, которые в своих трудах широко ис­пользуют идеи философов, писателей и поэтов «серебряного Века», а также современных выдающихся ученых — К. Циол­ковского, В. Вернадского и др. В философии православия силь­но звучат экзистенциальные мотивы, т.е. идеи человеческого существования, поиска человеком смысла жизни и обретения его через Бога в добре и познании. Эти идеи философии право­славия являются продолжением того философского обоснова­ния, которое получило православие в начале XX в. от Н. Бер­дяева, П. Флоренского, С. Булгакова и др.

Экзистенциализм. Философской реакцией на позитивизм явилась философия существования — экзистенциализм. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной проблемой является Проблема человека, его существования в мире.

Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»

Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира.

Многие исследователи экзистенциализма считают началом возникновения этого течения «философию жизни» (Ф- Ницше,. В. Дильтей, О. Шпенглер). Сегодня мы имеем возможность читать интереснейшие произведения Ф. Ницше, которые свидетельствуют о нем, как о философе и поэте, исследовавшем чело­века и его бытие посредством мифов и философских афоризмов, метафор, художественных образов и философских обобщений.«Жизнь как поток интуитивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни были восприняты в 20-е годы из философии Ницше немецким экзистенциализмом.

Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубо­кой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается индивид, а также анализом самочувст­вия человека, помещенного в различные социальные ситуа­ции, в том числе в «пограничные» между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких и их потерей, сво­бодой и несвободой и т.п.

Среди экзистенциалистов имеются не только философы-профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежис­серы, представители творческой интеллигенции; увлекается экзистенциализмом и гуманитарная студенческая молодежь.

В философии экзистенциализма различают две основные школы — немецкую, положившую начало данному течению в 20-е гг. и представленную, Карпом Ясперсом (1ё$3—1969) и Мартином Хайдеггером (1889—1976), и французскую, возник­шую в годы Второй мировой войны и связанную прежде всего с именами Жана Поля Сартра (1905—1980), Алъбера Камю (1913—1960), Габриеля Опоре Марселя (1889—1973).

Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немец­кий — в Первую мировую войну, французский— во Вторую ми­ровую войну) не случайно: это философское отражение драма­тизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его про­блема— отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение дея­тельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлею­щую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние чело­веку государства, всей организации труда в обществе, различ­ных общественных институтов, других членов общества и т.п.

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъектив­ные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, воспри­ятия явлений действительности, как противостоящих и враж­дебных человеку и т.п. Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, за­бота и т.д. составляют субъективное бытие человека или «бытие в мире». которое он считает «первичным». Эта первич­ность «бытия в мире» обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим «настроением» индивида, его сознанием.

Таким образом, Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностно­го. Творит внешнее бытие, по Хайдеггеру, время. В работе «Бытие и время» Хайдеггер вводит термин «экзистенциал», обо­значающий различные выражения состояний бытия. Он вы­страивает целую систему экзистенциалов: «бытие в мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь» и др. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться ото всех практических целевых установок, осознать свою смерт­ность, ^бренность». Обретение смысла личностного бытия воз­можно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я[195].

У Ясперса это личностное бытие связывается с обостренны­ми поисками человеком своей индивидуальности, которая рас­крывается в коммуникации, общении. К человеку, по Ясперсу, надо относиться как к экзистенции, под которой понимается самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только Изучения, но и философского созерцания. По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с грансценденцией, т.е. такой сферой, которая находится за границами сознания и познания человека и где поведение человека диктуется Богом, бессмертной душой и свободой воли. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свобо­ды, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных
ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на грани­це между бытием и небытием. Оказавшись в «пограничной ситуации», человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, «очищение Я дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает человеку понять иллюзорность его
бытия, соприкоснуться с Богом[196].

Экзистенциализм оправданно исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать
свои ценности.

Проблемы личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Среди французских экзистенциалистов оказались писатели, драматурги, деятели искусства, которые в художественной форме рассмотрели экзистенциальные проблемы. Например, Ж.П. Сартр написал не только собственно философские произведения, такие как
«Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Ситуации» — в 6 томах, но и литературные сочинения — «Мухи», «Слова», «Тошнота», «Мертвые без погребения» и другие.

А.Камю в своих художественных произведениях: «Чума»;
«Праведные», «Осадное положение», «Миф о Сизифе», «Изгнание и царство», «Падение» — ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая
жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни — это непокорство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность своего, труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бессмыслицу внес смысл своим вызовом.

Позже Камю придет к выводу, что из абсурда есть и другой выход — самоубийство. В годы Второй мировой войны, когда Камю принимал участие во французском Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека. Однако обстановка удушья в обществе не перестает его волновать все другие годы. Это он и выразил в произведении «Чума». В нем Камю предостерегает против грозящих человеку опасностей: ведь чума-беда до поры до времени дремлет, но никогда не исчезает совсем. «И возможно, придет день, когда на горе и в поучение людям чума опять разбудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города». Камю постоянно проводит мысль: жизнь — тюрьма, а смерть — надзиратель при ней: «Зачем искать заменитель утраченного смысла жизни, единственно способный осветить все другие ценности — семейные, религиозные, граждан­ские?» — недоумевает Камю в «Постороннем». «Зачем тешить»себя сказками о победах Разума, в то время как, находясь рядом с вулканом Истории, он готов ввергнуть Землю в трагедию» — бьет он тревогу в «Чуме». «Зачем добиваться добра, люди идут по пути обмана, убийств»; «Зачем, барахтаясь в грязи и лжи, они выдают это за пребывание в истине?» — уко­ряет писатель в «Падении»[197]. Мы видим, что Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все -человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма -— помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ори­ентации, в том числе и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)