АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурные элементы фирменного стиля и механизмы создания

Читайте также:
  1. CASE-технология создания информационных систем
  2. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Структурные принципы
  4. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  5. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  6. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  7. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  8. Алгоритм создания открытого и секретного ключей
  9. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества
  10. Анатомо-физиологические механизмы
  11. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
  12. Атрибуты (элементы данных).

В известной степени фирменный стиль — это отражение своеобразия работы организации, ее товарной, технической, торговой политики, порой даже внутренней организации. Изделия фирменного стиля помогают фирме завоевать популярность, а, значит, и стимулировать её сбыт. Но все это имеет место лишь тогда, когда товары (услуги) организации являются действительно первоклассными. Плохой товар, обманувший ожидания, быстро соотносится с фирменным стилем, торговым знаком, и теперь уже они меняют положительные знаки на противоположные, сигнализируя — «Осторожно, возможен брак!». Такая метаморфоза способна подорвать коммерцию. Поэтому рекомендуется сначала завоевать доверие покупателей отличной технической и коммерческой работой, а потом уже думать о введении фирменного стиля в целом.

Значение фирменного стиля трудно переоценить. Профессионально выполненный стиль означает узнаваемость бренда и влиятельность компании, ее надежное положение на рынке и серьезную репутацию среди клиентов. Разнообразные отрасли бизнеса, в которых специализируются компании, диктуют свои правила разработки фирменного стиля. Дизайнеры строго им следуют. Они работают над тем, чтобы их клиенты выгодно отличались от конкурентов и имели адекватный, запоминающийся, внушающий доверие и уважение фирменный стиль.

Логотип - это символ или сочетание символов, призванных сделать более запоминающимся имидж компании. В идеале логотип графическими средствами должен выражать основное направление деятельности организации, хотя возможны варианты.

Логотип и Товарный знак выражают индивидуальность предприятия, которое его использует. Учитывая тот факт, что знак является главным звеном, организующим центром всего фирменного стиля, требования к нему особенно строги. От успешной разработки логотипа, товарного знака во многом зависит эффективность всего фирменного стиля в целом.

Логотип, товарный знак – своеобразная «визитная карточка» предприятия выполняет в коммерческой деятельности последнего разнообразные и очень важные функции. Некоторые из них совпадают с функциями остальных констант, другие свойственны только знаку.

Так, создание образа предприятия – это часть задачи, выполняемой всем фирменным стилем в целом и направленной на повышение престижа, на рекламирование имени и принципов предприятия. Информационная функция предполагает, что знак, логотип, фирменный стиль указывают на страну, из которой поставлен товар, и на предприятие-изготовитель, а также помогает выбрать именно данное изделие из множества других и сигнализирует потребителю о его свойствах и достоинствах. Психологическая функция реализуется путем повышения доверия к маркированному товару, формирования положительного подсознательного отношения к нему, поскольку, как уже отмечалось, товарный знак в восприятии потребителя служит гарантией стабильного качества.

А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров справедливо утверждают, что «отсутствие всякого фирменного стиля просто губительно для бизнеса, поскольку наводит на мысль о нестабильности, временности организации или проекта. И наоборот, четко осознаваемый, динамично развивающийся фирменный стиль с жесткими требованиями к его исполнению (так называемый высокий фирменный стиль) косвенно подтверждает на­дежность проекта, качество товаров и услуг организации, указывает на то, что здесь соблюдается образцовый порядок.

Таким образом, задачи логотипа, товарного знака в области рекламы многообразны и важны, и здесь они в основном совпадают с общими задачами и функциями фирменного стиля при лидирующей роли знака в ряду прочих констант.

Фирменный стиль — наиважнейший инструмент выделения торговой марки на фоне конкурентов, так как фирменная символика представляет и идентифицирует бизнес торговца или производителя в его отсутствие.

Рассмотрим механизм создания фирменного стиля.

Во-первых, желательно разработать свой узнаваемый логотип, который в дальнейшем необходимо использовать на всей деловой документации (бланки, конверты, счета и др.).

Во-вторых, не стоит экономить на создании ярких, уникальных, качественных визиток. Их можно разложить у кассового аппарата, а также поставить задачу перед торговым персоналом (и другими сотрудниками) распространять их среди своих знакомых и потенциальных покупателей магазина. Этот шаг поспособствует популярности магазина в округе и укрепит взаимоотношения между покупателями и сотрудниками. Есть еще один способ эффективного использования визиток — стимулирование персонала для их раздачи. Персональные визитки для каждого сотрудника магазина, могут работать в качестве бонусов — покупатели, которые предъявят такую визитку, получат дополнительные скидки. В конце каждого квартала можно подводить итоги и премировать того сотрудника, который получил наибольшее количество возвращенных визиток.

В-третьих, желательно, чтобы элементы фирменного стиля (например, цвета) присутствовали в оформлении интерьера торгового зала, а торговый персонал, одетый в фирменную униформу, смотрелся стильно и красиво.

Прямая почтовая рассылка. Одна из самых распространенных ошибок в организации прямой почтовой рассылки адресатам — неправильная подача рекламных материалов (листовки, брошюры, календари и пр.). Это вызвано, скорей всего, стремлением осуществить максимальное количество контактов за меньшие деньги. Отрицательным примером служат многочисленные унылые черно-белые листовки с ассортиментным перечнем и ценами в наших почтовых ящиках, участь которых нетрудно предсказать — урна.

Доказано, что иллюстрированная картинка привлекательней любого текста, а если выполнена к тому же в цветном варианте, то гораздо больше шансов, что рекламная листовка торговца не будет моментально выброшена, а будет прочитана.

Прекрасный положительный пример прямой почтовой рассылки — цветные, многостраничные иллюстрированные каталоги IKEA (с указанием цены, комплектации, размеров и пр.), на печать которых тратятся миллионы долларов (зато почти у каждого москвича или жителя Санкт-Петербурга в доме лежит каталог IKEA), в результате чего привлекаются тысячи людей в супермаркеты IKEA и марка этого розничного оператора обладает крепкими связями с потребителями, устойчивыми позитивными ассоциациями, характеризует высокую репутацию и доброе имя компании.

Логотип является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости компании и ее продукции на рынке, Удачный логотип способен значительно повысить эффективность рекламы, поднять имидж компании и повлиять на ее восприятие на рынке. Плохой логотип или его отсутствие в лучшем случае лишит фирму одного из важнейших конкурентных преимуществ - узнаваемости, а в худшем случае своей несолидностью, которая может быть вызвана примитивным содержанием и безвкусным оформлением, вообще способен оттолкнуть от компании ее потенциальных клиентов, особенно на корпоративном рынке.

Визитная карточка и реклама в прессе, упаковка продукции и оформление мест продаж - во всех этих случаях логотип является первым визуальным элементом, который рассказывает потребителям о вашей компании или напоминает им о ней. При современном уровне конкуренции логотип должен с самых первых контактов с потребителем запомниться ему, представить компанию в выгодном свете, а также максимально облегчить дальнейшее узнавание рекламных обращений и выбор продукции или услуг компании среди множества конкурирующих товаров и услуг.

Логотип так же важен, как название компании и торговая марка. Смена логотипа очень болезненна для любой организации.

Форма логотипа во многом определяет первоначальное отношение к нему со стороны потребителя. Надо отметить, что современные логотипы из соображений уникальности и охранопригодности зачастую имеет в своем составе несколько геометрических форм.

Цвета логотипа. В логотипах желательно избегать многоцветия, если это только настоятельно не продиктовано спецификой бизнеса. Тому есть множество причин.

Во-первых, чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии.

Во-вторых, слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе.

В-третьих, затраты на рекламно-сувенирную продукцию (а также этикетку, упаковку и т. д. в случае многоцветного логотипа могут возрасти в несколько раз. Цвета лучше всего выбрать уникальные - по цветовой шкале «pantone», которая есть у любого дизайнера.

Тут есть сразу несколько преимуществ - уникальность, запоминаемость, гарантия получения качественной сувенирной и полиграфической продукции с использованием «фирменных цветов». Количество цветов в хорошем логотипе обычно не превышает двух. Белый и черный цвета обладают лучшей сочетаемостью чем остальные, поэтому допустимо использование такого цветового решения как 2 цвета + белый или 2 цвета + черный.

Выбор конкретных цветов в большинстве случаев отнюдь не является случайным и определяется направлением деятельности компании. Следует также учитывать психологическое значение различных цветов. Рассмотрим значения основных цветов. Следует помнить, что оттенки цветов могут существенно менять их первоначальное значение, однако в настоящее время оттенки чистых цветов используются довольно часто ввиду их большей уникальности.

Смысловое значение логотипа. Несмотря на то, что цвета и форма логотипа уже сами по себе имеют вполне определенный смысл и способны нести послание потребителю, в большинстве случаев это является недостаточным. Очень часто заказчики требуют, чтобы логотип отражал вид и отрасль деятельности их предприятия. При этом более мудрый и интеллигентные заказчики довольствуются намеками и нюансами, а более прямолинейные - хотят недвусмысленно раз и навсегда расставить точки над «i». Вложение в логотип слишком явного и откровенного смысла в большинстве случаев очень сильно ослабляют охранопригодность логотипа и делает его значительно менее уникальным, а донесение потребителю скрытого послания, заложенного в логотипе, требует высочайшего профессионализма и большого опыта работы, поэтому стоят услуги таких дизайнеров недешево. Несмотря на то, что элегантный и лаконичный логотип, не сразу раскрывающий свое истинное значение, является признаком высшего мастерства дизайнера, справедливости ради следует отметить, что такие логотипы, в силу своей интеллигентности, подойдут не для всех областей деятельности.

Государственная символика. Размещение Российской символики, а также гербов городов России на визитных карточках довольно популярно, но не всегда уместно. Символика делает визитку строгой и предполагает определенный официальный стиль. Также следует помнить, что размещать на визитке более одного символа нужно с большой осторожностью.

Логотип является той «одежкой», по который клиенты встречают любую компанию, а конечные потребители - ее товары и услуги. Логотип является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости компании или её продукции на рынке. Впечатление, которое каждый логотип производит на окружающих компанию клиентов, партнеров и конечных потребителей обычно бывает обусловлено результирующим действием трех важнейших составляющих: смысловое значение; форма; цвет.

Для достижения желаемого результата заказчику логотипа необходимо предварительно тщательно изучить целевую аудиторию - это позволит дизайнеру создать удачный логотип, который будет хорошо запоминаться потребителями и представит компанию и ее продукцию в максимально выгодном свете. При разработке логотипа необходимо учитывать особенности восприятия цветов и геометрических форм различными целевыми аудиториями. Особенно внимательно нужно отнестись к разработке и выбору логотипа для международной и многонациональной аудитории.

Конечно, угодить всем зачастую бывает просто невозможно, но есть огромная разница между отдельными минусами и просчетами, допущенными при осознанном выборе логотипа и невежественными ошибками. Такие ошибки могут быть вызваны полным игнорированием различных трактовок геометрической формы, отдельных цветов и элементов логотипа, чем очень негативно настраивают против компании и ее продукции потребителей, представляющих отдельные расы, страны или вероисповедания.

Учитывая столь большое значение логотипа, товарного знака, его многофункциональность, при разработке к нему предъявляется целый ряд достаточно жестких требований. Поскольку учет слишком большого количества факторов затрудняет работу дизайнера, на первом этапе следует руководствоваться четырьмя основными принципами, которые должны соблюдаться неукоснительно. Если какое-либо из этих требований не выполняется, знак обречен на неудачу. Если логотип, товарный знак и фирменный стиль им соответствует, все прочие возможные недостатки можно будет исправить в ходе окончательной доводки. Эти требования таковы: простота; индивидуальность; привлекательный внешний вид; охраноспособность.

Классификация логотипов. По виду различают следующие категории логотипов, товарных знаков:

1 Изобразительные логотипы, которые могут представлять собой: конкретные изображения, например, животных, птиц, людей, неодушевленных предметов; символы, например, круг - символ солнца, треугольник - горы и т.д.;

2 Абстрактные изображения, например, линии, фигуры; композиции орнаментального характера; шрифтовые единицы и цифры в художественной индивидуальной трансформации (стандартные единицы и цифры не охраняются в качестве товарных знаков);

3 Словесные товарные знаки представляют собой слова или сочетания букв, имеющие словесный характер. Словесные знаки имеют перед другими видами знаков преимущества, которые вытекают из их главной отличительной особенности - наличия фонетического аспекта. Словесные знаки, как правило, имеют большую различительную силу и лучше запоминаются и воспроизводятся, чем изобразительные. Такой знак проще связывать с фирменным наименованием предприятия, создавать серии товарных знаков для одного предприятия.

4 Объемные логотипы представляют собой изображения в трех измерениях.

5 Комбинированные логотипы представляют собой комбинацию упомянутых видов обозначений, чаще всего это словесно-изобразительные композиции.

Таким образом, благодаря сочетанию достоинств, входящих в состав видов обозначений, комбинированные знаки являются наиболее удачными со всех точек зрения: они дают широкий простор для воображения разработчику, позволяют выразить одну идею различными средствами.

Прямое и негативное («выворотное») изображения знака также могут использоваться в разных окружениях. Возможны и другие модификации товарных знаков. Следует, однако, помнить, что все модификации знака подлежат самостоятельной регистрации в качестве новых товарных знаков.

Помимо таких ситуативных модификаций знака возможны и другие его трансформации, связанные с образными решениями. Их также желательно предусматривать при разработке знака, логотипа, всегда помня о том, что при всех видоизменениях оригинальное, первоначальное изображение (или, по крайней мере, его ведущий, обеспечивающий идентификацию элемент) должно оставаться неизменным, легко узнаваемым.

* Конструкции, использующие характерную черту (или характерные черты) знака с добавлением нового элемента. Например «канонический» знак, вокруг которого развивается какая-то графическая ситуация, то есть знак становится как бы действующим лицом изобразительного решения.

* Композиции, в которых знак повторяется, становится элементом раппорта. Наиболее характерным примером такого приема служат различные упаковки.

* Так называемое «оживление» знака: например, знак выполняется не сплошной линией, а горизонтальными штрихами, которые смещаются в той или иной степени хаотично, позволяя, однако, распознать знак.

* Композиции, основанные на сложной «игре» со знаками: например, рисунки, составляемые из густо расположенных товарных знаков.

Кроме этих существуют и другие возможности «неканонического» использования знака в рекламно-коммерческих целях. Предусмотреть их все, безусловно, невозможно, но определенный набор таких «ходов» должен предлагаться в рамках проекта фирменного стиля. Варьирование знака осуществляется для того, чтобы избежать монотонности и схожести различных фирменных стилей. Именно по этой причине для знака предлагаются различные цвета и фактуры, видоизменения пропорций. Кроме того, как правило, знак не должен занимать фиксированное место в композициях.

Все эти приемы позволяют избежать однообразия как внутри одного фирменного стиля, так и при сравнении нескольких стилей разных предприятий. Однако до сих пор речь шла лишь о запрограммированных модификациях знака. Все случайные его изменения, не продиктованные конкретным образным решением или условиями контекста, права на существование не имеют.

Технология создания фирменного стиля предполагает создание логотипа с учетом цветов и формы, раздача визиток и другого материала с названием и логотипом организации, оформление интерьера с использованием цветов фирменного стиля, наличие единой формы для сотрудников.

Таким образом, фирменный стиль - это набор постоянных элементов (словесных, графических, цветовых и пр.), которые, действуя совместно, обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) фирмы, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Элементы фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации и безошибочно находить предложения конкретной фирмы.

В последнее десятилетие в России все больший интерес со стороны как коммерческих, так и государственных организаций проявляется к фирменному стилю.

Чтобы сохранить конкурентоспособность компаниям приходится уделять особое внимание своему имиджу и репутации. Многие компании стараются выделить свою марку среди огромного количества брендов, не только подобрать отличающийся от других цвет и форму, но сделать шаг вперед в узнаваемости бренда целевой аудиторией. Для решения данной задачи компании устанавливают жесткие визуальные стандарты.

Разработка фирменного стиля во всех его проявлениях в сочетании с высоким качеством производимой продукции создаёт великолепный имидж фирмы, продвигая её на рынке, и таким образом, способствуя постоянному повышению интереса к выпускаемым ею продуктам.

Ведь чрезвычайно важно добиться узнаваемости и положительных ассоциаций от брэнда. Правильный и грамотно поддерживаемый фирменный стиль способствует формированию положительного имиджа, усиливает эффективность рекламных шагов, способствует известности компании на рынке, вызывает доверие потенциальных клиентов.

Анализ уже существующего стиля, его корректировка или полное изменение, может помочь компании перейти на другой уровень и завоевать новых клиентов и партнеров, выделиться на фоне конкурентов, а так же заставить клиентов обратить внимание именно на данный товар или услугу.

Используя легко узнаваемые фирменные элементы, гораздо легче провести рекламную кампанию и получить желаемый результат, ведь яркий цельный образ легче запоминается и опознается в дальнейшем, без труда опознается на фоне аналогичных компаний, товаров или услуг.

Фирменный стиль создает позитивный образ компании и ее продуктов, который в последствии существенно влияет на ее имидж и репутацию.

Единство стиля в столь разноплановом мире вещей и действий должно достигаться путем их наделения рядом определенных, ярких самобытных художественных признаков - стилеобразующих компонентов. К этим компонентам относятся:

1) фирменная колористика - сочетание цветов наиболее удачно вписывающихся в цветовую, сложившуюся цветовой характер городской среды, применение национальных цветов;

2) фирменная эмблематика - разработана на едином принципе система эмблем, знаков, указательных и информационных символов и пиктограмм;

3) фирменный шрифт - специально разработанный шрифт - его модификации;

4) фирменная модульная система - единая система взаимосвязанных размеров и числовых рядов, сочетающаяся с масштабом человека;

5) фирменные композиционные приемы - определенные приемы проектирования и взаиморасположения элементов на плоскости, в объеме и пространстве;

6) формопластические принципы - перечень пластических приемов и материалов.

 

2. Основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды. Виды композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Закономерности и средства композиции: пропорции, масштабность, ритм, симметрия, асимметрия (лекция 6 часов + 3 часа сам. работ).

Художественное проектирование – это процесс создания промышленной продукции, предназначенной для использования человеком. Проектирование включает анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологических процессов, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Художественное конструирование – это творческий метод неотъемлемая составная часть процесса проектирования промышленных изделий, направленная на эстетическое преобразование предметной среды человека. Процесс художественного конструирования состоит из двух этапов: определения принципа и характера формы вещи (объемной или плоской, эскиз или макет) и технической разработки, результатом которой являются чертежи деталей, узлов, а также изделия в целом.

Уровень художественного проектирования находится в прямой зависимости от уровня общественной организации труда, технического и экономического потенциала промышленности. Художественное проектирование – это творческая деятельность.

Недостаточно создать удобное изделие, сделать его доступным по цене, придать ему высокую функциональную способность, которой в художественном проектировании придается особое значение. Процесс художественного проектирования изделий должен опираться на глубокие гуманистические традиции, которые благоприятно воздействуют на психику человека, создавая соответствующую эмоциональную среду.

Для изготовления качественных промышленных изделий необходим постоянный поиск форм, изучение человеческих потребностей, а так­же техническое мастерство, владе­ние материалом и технологией.

В сложном процессе проектиро­вания промышленных изделий уча­ствует большой коллектив, состо­ящий из художника-проектиров­щика (дизайнера), инженера-кон­структора, технолога, экономиста и др. От взаимопонимания и сла­женности работы всех специалис­тов зависит качество выпускаемой продукции.

В процессе работы над проектом роль дизайнера может меняться: он то активный творец, то просто на­блюдатель за внедрением образца. Но на каждом этапе дизайнер яв­ляется участником и координато­ром процесса изготовления изде­лия. Он следит, чтобы не произош­ло искажения первоначального за­мысла. Дизайнеру помимо знаний теории художественного конструи­рования необходимы знания пси­хологии, социологии и технологии производства, а также талант и ин­туиция. Научный подход и твор­чество в работе дизайнера слива­ются воедино.

Инженер-конструктор, разраба­тывающий идею художника с уче­том технологий, должен обладать конструктивной логикой, позволя­ющей заключить художественный образ в определенные материаль­ные формы. Инженер-конструктор выбирает вместе с художником ос­новные материалы, способы отдел­ки, продумывает конфигурацию линий, иными словами, ведет ра­циональную и логическую разра­ботку изделия.

Техническая конструкция любо­го изделия должна обеспечивать его комфортность, удобство.

Конструкция формы определя­ет ее жизнеспособность.

Художественная и техническая конструкция связаны между со­бой. Новая форма создается не только художником-дизайнером, Бывают случаи, когда стимулом создания новой формы являются открытия в области науки и тех­ники.

Изделие становится новым об­разцом, если оно проработано кон­структивно с позиций практичнос­ти и экономичности, а также инте­ресно и оригинально по своему ху­дожественному замыслу.

Перед проектированием изделия художник-дизайнер получает от за­казчика перечень задач, например: создать новую эстетическую форму предмета; улучшить потребитель­ские свойства изделия; снизить за­траты труда и материальных ресур­сов по сравнению с соответствую­щими затратами при создании ана­логичных изделий, поступающих на мировой рынок.

Приступая к проектированию, дизайнер определяет основные на­правления работы. Этапы поиска новых форм фиксируются в эски­зах, набросках, схемах образа мо­дели; из них выбираются лучшие, которые затем разрабатываются детально.

Началом проектирования явля­ется так называемое предпроектное исследование. На данном под­готовительном этапе проводится сбор и анализ всей информации, от­носящейся к разрабатываемому из­делию, выявляются требования к нему. Прежде всего, изучаются луч­шие в отечественной и зарубежной практике образцы-аналоги, а также общественная необходимость об­разца.

Изучение информации не явля­ется механической регистрацией данных, а служит основой для фор­мирования творческого замысла. Источниками сведений могут быть публикации в отечественной и за­рубежной печати (журналы, книги), каталоги промышленных фирм и выставок, стандарты и отраслевые нормали, патентные материалы.

Анализируемый материал гра­фически фиксируется в виде зари­совок существующих вариантов решения изделия и отдельных его узлов и деталей.

Как уже отмечалось выше, предпроектное исследование занимает­ся анализом требований к будуще­му изделию: функциональных и эр­гономических, технологических, экономических, эстетических.

При анализе функциональных требований учитываются цели и ус­ловия эксплуатации изделия, связь с человеком и окружающей средой.

Эргономические требования включают антропометрические, физиолого-гигиенические и психо­логические факторы, предъявляе­мые к разрабатываемому изделию.

Согласно технологическим тре­бованиям определяют основные конструктивные параметры изде­лия, обеспечивающие его проч­ность, долговечность, выбор техно­логии, соответствующей задачам проектирования, затраты на техно­логический процесс.

Анализ экономических требова­ний направлен на выявление воз­можностей снижения себестоимос­ти за счет выбора материалов и тех­нологий производства.

Эстетические требования опре­деляют художественные качества изделия (красота формы, пропорции, умелое использование матери­алов, цвета, фактуры и др.).

Таким образом, вся информация анализируется с позиций удобства, технологичности, экономичности и красоты проектируемого изделия. Этот этап анализа вытекает из са­мой сути процесса художественно­го проектирования, в ходе которого с учетом функционально-техничес­ких особенностей изделия его упо­рядоченность, наилучшим обра­зом соотносящая предмет с челове­ком, достигается внутренне согла­сованная, пространственно-целост­ная система. Этап предпроектного исследования завершается составле­нием перечня научно обоснованных требований к изделию и его основ­ных проектных характеристик, от­вечающих этим требованиям.

Следующий этап работы — ху­дожественно-конструкторский поиск. Он заключается в выработ­ке и воплощении первоначальных творческих идей в эскизной, гра­фической форме (форэскизы) и объемах (макетах).

Разработка форэскизов позволя­ет сформировать творческий замы­сел на основе данных предпроект­ного исследования. Эскизы могут иметь характер разработки идеи проекта, отработки размеров и кон­фигурации формы изделия, отдель­ных узлов, деталей и элементов. Эскизы конструктивных элементов изделия разрабатываются с учетом эксплуатационных требований.

Художественно-конструктор­ский поиск завершается разработ­кой эскизного проекта. Эскизный проект — окончательное творчес­кое предложение художника-кон­структора, полностью определяю­щее все характеристики изделия.

На основании эскизного готовит­ся технический проект, включающий разработку чертежей, кон­струирование и расчет узлов и де­талей, требования к материалам, способы их обработки и т.д. Впос­ледствии, уже в ходе проектирова­ния изготовляется опытный обра­зец и проводятся его испытания.

Процесс проектирования сла­гается из следующих этапов (схема процесса проектирования):

- составление технического зада­ния;

- сбор и анализ информации, от­носящейся к разрабатываемому типу изделия, изучение экономической конъюнктуры рынка изде­лий с точки зрения их технико-конструктивных и дизайнерских решений, а также материалов по социологии и психологии, обобще­ние полученных данных;

- анализ творческого источника, исследование всего комплекса из­делий-аналогов для нахождения своего собственного решения, соот­ветствующего требованиям и усло­виям данного производства;

- обоснование общего конструк­торского замысла;

- разработка технического проекта;

- составление композиционной схемы, т.е. выбор образной атмо­сферы, формы и цвета, в которых будет решаться будущий проект; изучение образа человека или груп­пы людей, для которых создается изделие;

- разработка эскизов формы, цве­товых и фактурных вариаций; со­гласование принятого решения со специалистами-технологами и кон­структорами;

- анализ первой реакции потреби­телей на новое изделие;

- корректировка образца;

- контроль за соответствием серий­ных изделий опытному образцу.

При художественном проекти­ровании промышленных изделий следует учитывать, что такие по­нятия, как целостность, структу­ра изделия, имеют иное содержа­ние, чем, например, в живописи или скульптуре, так как находят­ся в интегральной связи с характеристиками промышленной про­дукции.

Эмоциональное воздействие, ока­зываемое внешним видом, компози­цией, фактурой, ритмами, соотноше­нием контрастов и акцентов изделия, обусловливает его выразительность. Однако не стоит забывать, что эсте­тические свойства формы обуслов­лены назначением изделия.

Рассмотренные выше этапы ху­дожественного проектирования яв­ляются основой для работы уча­щихся над учебным проектом.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение художествен­ному проектированию.

2. В чем заключается роль дизайне­ра и инженера-конструктора в процес­се художественного проектирования?

3. Что такое предпроектное иссле­дование?

4. Охарактеризуйте этапы художе­ственного проектирования.

Виды композиции. Композиция – важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, целостность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе композиции, определяются общими законами искусства, нормами стиля. Композиция – важнейший элемент стиля, содержащий в себе его главные признаки.

Знание композицион­ных закономерностей построения художественного произведения дает ту основу, без которой невозможна грамотная творческая деятельность.

Условно различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. В прак­тической деятельности каждый вид композиции может иметь различные взаимодополнения. Например, в со­став пространственной композиции входят фронтальная и объемная, а объемная композиция нередко состо­ит из замкнутых фронтальных по­верхностей, являясь одновременно частью пространственной среды.

Особенность фронтальной компо­зиции состоит в распределении эле­ментов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизон­тальном (например, панно, стенды, картины, ткани и т.д.). Такие рель­ефные изображения, как резьба по дереву, чеканные панно, скульптур­ные рельефы, строящиеся по зако­нам пластики, также относятся к фронтальной композиции. В плос­костных композициях, рассчитан­ных на восприятие с большого рас­стояния, значительную роль играют ударные цветовые пятна, ритм, мас­штабность (мозаика, витраж, настен­ная роспись, гобелен и др.).

Объемная композиция пред­ставляет собой замкнутую трехмер­ную форму, которая воспринима­ется со всех сторон (скульптура, произведения декоративно-при­кладного искусства, костюм и др.). Основную роль здесь играют объем­но-пространственная структура и тектонические закономерности (со­размерность частей и целого, весомость, материал и т.д.). Вырази­тельность объемной формы зависит также от взаимодействия ее с ок­ружающей средой.

Глубинно-пространственная композиция объединяет матери­альные элементы, объемы, поверх­ности, пространства. Она рассчита­на на восприятие зрителя при дви­жении в глубину пространства в интерьере и экстерьере. Ощущение глубинности усиливается, когда пространство делится на ряд по­следовательных планов. Например, различного рода выставки, оформ­ление улиц, площадей и др.

Основные законы и свойства композиции. Чтобы художник, создавая про­изведения, ярко и полно выразил свой замысел, ему необходимо зна­ние закона целостности — основ­ного закона композиции. Сущность этого закона можно раскрыть, про­анализировав его основные черты и свойства.

Главная черта закона целостно­сти — неделимость композиции — означает, что композицию невозмож­но воспринимать как сумму несколь­ких, хотя бы в малой степени само­стоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции произ­ведения через нахождение конструк­тивной идеи, которая способна объ­единить в одно целое все его компо­ненты. Таким образом, разработ­ка деталей композиции допусти­ма лишь после определения рас­положения ее основных частей.

Другим свойством закона целост­ности является связь и взаимная согласованность всех элементов композиции. Исходя из конструк­тивной идеи выделяется центр вни­мания, подчиняющий себе второстепенное. Все составляющие ком­позицию элементы должны рабо­тать на общую идею.

Композицию можно считать удачной с точки зрения согласован­ности элементов, если соблюдают­ся следующие условия:

- невозможность убрать или заме­нить хотя бы одну деталь без ущер­ба для целого;

- все части находятся во взаимной связи и соподчинении, они не мо­гут меняться местами;

- ни один элемент не может быть присоединен к композиции без на­рушения целостности.

Таким образом, для создания по-настоящему гармоничного произве­дения надо найти единство и взаи­мосвязь между главным и второ­степенным, между целым и его ча­стями.

Еще одним важным признаком закона композиционной целостности является связность — есте­ственная слитность элементов изоб­ражения, учитывающая соотношение размеров и пропорций частей целого, совместимость различных материалов и др. Компактность тоже является одним из условий соблюдения закона целостности, когда композиция включает такое оптимальное количество частей, которое может восприниматься зрителем одновременно.

Не менее важным, чем закон целостности, для композиции яв­ляется закон контрастов. Контра­сты определяют выразительность художественного произведения.

Контраст — это резко выражен­ное различие между двумя одно­родными свойствами, борьба противоположных начал, противопо­ставление. В композиции это может быть противопоставление форм, цвета, степени объемности, факту­ры и текстуры материалов, про­порций и т. п.

Значение контрастов художники отмечали издавна. В своем «Трак­тате о живописи» Леонардо да Вин­чи обращал внимание на контрас­ты величин, характеров и т.д. Роль контрастов, как совмещения противоположностей в зрительном восприятии, велика. Мы воспринимаем окружающие нас предметы по контрасту их силуэтов с окружающей средой. По силуэту с большого расстояния узнаем знакомые фигуры. Мы воспринимаем форму предмета также благодаря контрасту света и пени. При полном отсутствии светотеневых отношений предмет кажется плоским.

В портретном искусстве художники часто используют тональные контрасты для большей выразительности образа. В портрете мадам Рекамье Жака Луи Давида светлый силуэт хозяйки знаменитого сало­на выделяется на темном фоне, что придает образу особую элегантность изящество (рис. 1). Совсем иной смысл задан с помощью то­нального контраста в портрете Эжена Делакруа работы Теодора Жерико (рис. 2). Лицо портретируемого окружено глубокой тенью. Создается впечатление беспре­дельного мрака. Луч света падает на лицо чуть искоса и сверху, при­давая ему подобие маски. Юноша словно тревожно всматривается в открывающийся перед ним мир.

На контрасте теплых и холод­ных цветов строятся живописные отношения. Сила цвета увеличивается, если он сопоставляется с контрастным ему цветом — оранжевый с синим, лимонный с фиолетовым, красный с зеленым и т.д.

Контрасты величин (большого и малого) часто используются ху­дожниками. Например, в картине Андрея Яковлева «Воспоминание о Египте» едва заметные экскур­сионные автобусы и автомобили, расположенные у подножья огром­ной пирамиды, создают впечатле­ние ее величия и монументально­сти (рис. 3).

Контрасты величин используют­ся в монументальном искусстве, где уместно сопоставление большого и малого, так как произведения мо­нументального искусства рассчита­ны на восприятие со значительно­го расстояния.

Контрастная композиция более активна, любое резкое противосто­яние двух начал придает произве­дению особую выразительность.

Важным свойством композиции является уравновешенность ее частей. Если элементы композиции сбалансированы между собой, дают ясную информацию об устойчивости, то здесь имеет место композиционное равновесие, и достигается оно, прежде всего, формой, цветом, тоном, пластикой, направлением и местоположением деталей.

Значимым элементом, выражающим основную идею произведения, которая является композиционный центр. Композиционный центр – часть произведения, которая выделяется на фоне окружающих или примыкающих к ней частей. Это главная часть произведения всегда содержит внутри себя некоторую линию или точку, относительно которой возникает равновесие. Композиционный центр является смысловым акцентом композиции и может отличаться от других элементов формой, размером, цветом, богатством проработки деталей и т.п. Он не всегда совпадает с геометрическим центром произведения, может быть смещен вверх или вниз, вправо или влево. Однако как бы ни был размещен композиционный центр обязательно должна прослеживаться его логическая связь с другими композиционными элементами, чтобы создавалось ощущение равновесия, заполненности и завершенности композиции.

Контрольные вопросы и задания:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)