АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие закономерности эмоций и чувств

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  3. I. Общие требования безопасности.
  4. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  5. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  6. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  7. IX.3.Закономерности развития науки.
  8. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  9. VIII.1. Общие понятия обязательственного права
  10. Активность продукции гормонов и чувствительность к ним органов-мишеней
  11. Аллергические реакции, развивающиеся по I типу гиперчувствительности
  12. Аллергические реакции, развивающиеся по II (цитотоксическому) типу гиперчувствительности

 

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность –- притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и всюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

Различные чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.

Одна из закономерностей чувств – их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций – их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы – амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.) Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств – мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта. Иное выражение эмоций радости; мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения (рис. 86). При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария – на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием*.

* В телевизионном диспуте между кандидатами на пост Президента США Кеннеди и Никсоном (1960) Никсон был виден зрителям со стороны менее контролируемой левой половины лица, что, по мнению американских психологов, поставило его в менее выгодное положение.

 

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге. Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они – механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию. Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

Эмоционально выразительные движения лица и тела – мощное средство взаимодействия людей. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.

Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие"*.

* Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. т. 5. М., 1953. С.919-920.

 

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой, – противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.

 

 

 

Рис. 86. Мускулатура лица.

1 – Верхний орбитальный мускул. 2 – Ушной мускул. 3 Малый скуловой мускул. 4 – Большой скуловой мускул. 5 – Щечный мускул. 6 – Мускул смеха. 7 – Подкожный мускул. 8 – Лобный мускул. 9 – Сдвигатель бровей. 10 – Пирамидальный мускул носа. 11 – Нижний орбитальный мускул. 12 – Квадратный мускул верхней губы. 13 – Круговой мускул рта. 14 – Квадратный мускул подбородка. 15 - Треугольный мускул подбородка.

Лобная мышца (8) сокращается при умственном напряжении, при внезапно возникшем внимании к объекту (сокращение лобной мышцы проявляется в горизонтальных складках лба и поднятии бровей). Сокращение мышцы верхнего века (1) усиливает выражение внимания и удивления. Умеренное сокращение верхней орбитальной мышцы обеспечивает проявление умеренного интеллектуального чувства; сильное ее сокращение выражает глубокую озадаченность. Редкое ее сокращение придает лицу выражение посредственности, интеллектуальной ограниченности. Сильное сокращение лобной мышцы при пассивности орбитальной придает лицу выражение растерянности. Плотно сомкнутые губы, сокращение круговой мускулатуры рта (13) свидетельствует о волевом напряжении.

Печаль выражается сдвигателем бровей (9), поднятием их внутреннего угла и опусканием наружного угла. На средней трети лба возникают поперечные складки, а на переносье – вертикальные складки. Злоба выражается сокращением пирамидальной мышцы носа (10). При этом брови принимают косое выражение за счет понижения их внутреннего угла, а на переносье появляются горизонтальные складки. Квадратная мышца верхней губы (12) при этом подтягивает носогубную складку, которая приобретает вогнутое положение. При этом приподнимается щека и на ней появляются выразительные складки, идущие от внутреннего угла глаза вниз. Радость выражается совместным сокращением скуловых мышц (3) и нижней орбитальной мышцы (11). Отвращение и презрение выражаются мышцами, относящимися к зрительному ("презрение") и вкусовому ("отвращение") восприятию. Упадок духа – опусканием углов рта. Расстройство, слезы – сокращением квадратной мышцы верхней губы и ритмическими сокращениями треугольной мышцы подбородка (15).

В заключение рассмотрим сводную таблицу различных характеристик эмоций (табл. 11).

 

Таблица 11


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)