АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  5. I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. II. Анализ положения дел на предприятии
  7. V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  8. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  9. XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  10. А. Основные положения
  11. А. Основные положения
  12. А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева

Теоретические основы ТАТ, как и Теста Роршаха, заключа­лись в основном в том, что поведение человека управляется бес­сознательными силами. Фактически, принимаются принципы психодинамической психологии, первоначально разработан­ные Фрейдом (см. материал о теориях Фрейда). С этой точки зрения бессознательные конфликты должны представлять ин­терес для постановки точного диагноза и успешного лечения имеющихся психологических проблем. Это было причиной раз­работки теста чернильных пятен, который обсуждался в пре­дыдущей статье, такая же цель была и у Мюррея при создании ТАТ. Морган и Мюррей писали: «Цель этой процедуры заклю­чается в том, чтобы стимулировать словесное творчество, про­буждая этим фантазии, которые открывают скрытые и бессо­знательные комплексы» (р. 530). По замыслу авторов, процесс заключался в том, что индивиду должны были показать рисун­ки неопределенного содержания с изображением проявлений человеческого поведения. При попытке объяснить ситуацию субъект в меньшей степени осознает ситуацию как имеющую отношение к нему и меньше беспокоится, что за ним наблюда­ет психотерапевт. Это, в свою очередь, должно стать причиной, чтобы человек меньше сопротивлялся и открыл внутренние же­лания, страхи, свой прошлый опыт, что до этого могло быть вытеснено. Мюррей отмечал также, что часть теоретического обоснования теста составляло объяснение, что «большинство произведений художественной литературы является сознатель­ным или бессознательным выражением жизненного опыта или фантазий автора» (р. 531).

МЕТОД

По первоначальному замыслу, человека просили предполо­жить, какие события происходят в сцене, изображенной на ри­сунке, а также сказать, что он думает о том, чем должна закон

читься сцена. После проверки нового метода было решено, что можно значительно больше узнать о психологии человека, если просто попросить его составить по картинке рассказ.

Сами рисунки были выполнены таким образом, чтобы сти­мулировать фантазии субъекта о конфликтах и важных собы­тиях из личного жизненного опыта. Поэтому было решено, что каждый рисунок должен включать изображение по крайней мере одного человека, с которым тестируемый мог бы легко отождествлять себя. Методом проб и ошибок с использовани­ем сотен рисунков был составлен окончательный набор из 20 рисунков. Так как ТАТ широко применятся в настоящее вре­мя, многие считают, что широко распространенная публика­ция используемых рисунков может снизить их валидность. Од­нако трудно понять смысл такого теста без возможности уви­деть, какого типа рисунки предлагаются. Поэтому рис. 9.5 представляет один из первоначальных вариантов, который ис­пользовался, но не попал в окончательный набор из 20 ри­сунков.

На ранних этапах тест проводили Морган и Мюррей, сооб­щения о тестах помещены в книге Мюррея, изданной в 1938 году. Книга была названа в начале этой главы.

Испытуемые, принимавшие участие в исследовании, были в возрасте от 20 до 30 лет. Каждый сидел в удобном кресле, по­вернувшись спиной к экспериментатору (как обычно практи­куется психотерапевтами при проведении ТАТ). Цитируемую ниже инструкцию получал каждый испытуемый:

Это тест творческого воображения. Я покажу вам кар­тинку и прошу вас предложить план сюжета или при­думать рассказ, к которому этот рисунок подошел бы как иллюстрация. Каковы отношения персонажей на рисунке? Что с ними случилось? О чем они думают и что чувствуют? Чем все закончится? Постарайтесь, пожалуйста. Так как я прошу вас подключить ваше литературное воображение, то рассказ может быть таким длинным и подробным, как вы захотите (р. 532)

Экспериментатор вручал испытуемому поочередно каждый рисунок и делал пометки, что именно о каждом из них говорил человек. Каждому тестируемому отводился 1 час времени.

 


 

 

Поскольку время было ограничено, то большинство могли пол­ностью закончить рассказы для 15 из 20 рисунков.

Через несколько дней испытуемых принимали вновь и бе­седовали с ними об их рассказах. Чтобы скрыть истинную цель исследования, участникам говорили, что хотели сравнить их творческие возможности со способностями известных писате­лей. Людям напоминали об их реакциях на рисунки и просили объяснить, чем они руководствовались при составлении рас­сказов. Им также предлагался тест свободных ассоциаций, при проведении которого они должны были говорить первое, что придет в голову, в ответ на слова, названные экспериментато­ром.

Эти пробы проводились для того, чтобы определить, в какой степени составленные рассказы отражали личный опыт, конф­ликты, желания и т. д.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)