АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы и формы бытия человека в мире

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. I. Открытые способы определения поставщика.
  3. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. III. Способы очистки.
  6. IV. Формы контроля
  7. IV. Формы контроля
  8. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  9. V. Удивительные события
  10. V. Формы контроля
  11. VII Формы текущего и итогового контроля
  12. VII. Новые формы российского предпринимательства

Жизнь Александра 1 — это действительно драматическая страница русской истории; еще в большей степени — это драма живой человеческой личности, вынужденной сочетать в себе, столь несовместимые начала, как «власть» и «человечность». Вступив на престол, Александр I не имел четкой программы политических действий. Он полагал, что поначалу надо проявить осторожность в заявлениях, успокоить дворянство. С первых дней новый царь привлек доброжелательное внимание общества, вызвал восторженное обожание. Александр открыто заявил, что будет править по заветам Екатерины 2.

Вслед за тем появилась серия указов, устраняющих несправедливости предшествовавшего царствования, отмена запретов, реформы.
Не малую роль играл во всех преобразования М.М. Сперанский. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.
Последующая война с Францией нарушила реформаторские планы Александра 1. Одержав победу над Наполеоном, Россия превратилась в основного гаранта Венской международной системы.

Новое международное положение не благоприятствовало внутренним реформам. Поэтому внутренние реформы были не столь грандиозны, после всех войн, которые пережила Россия, уровень общественного самосознания вырос. Западные революционные идеи все чаще посещали мысли людей. Пока это не привело к восстанию декабристов 14 декабря 1825 года.
Александр 1 сделал очень много для страны, он поставил Россию на новый уровень, победа в войне сделала еще больше дух патриотизма, но это мы моли наблюдать только в начале правления императора Александра 1.

 

Список использованной литературы

Личман Б.В. «История России.»

Сахаров А. Н. «Александр I»

Троицкий Н.А. К истории нашествия Наполеона на Россию

 

Лекция 6 «Основные проблемы философии»

Способы и формы бытия человека в мире

План:

1. Деятельность;

2. Практика;

3. Творчество.

Понимание мира в философии отличается от его понимания в обыденном (повседневном) мировоззрении. С точки зрения повседневного мировоззрения, мир – это совокупность всего существующего (совокупность всех предметов). С точки зрения философии, просто совокупность всего, что есть – это ещё не мир. Мир – это определённый горизонт, в рамках которого все предметы связаны между собой неразрывными отношениями. Таким образом, они образуют единое смысловое целое.

Простейшим примером является ручка для письма. Без ручки нет смысла для бумаги, так как если будет на чём писать, то средств для написания нет и текст не удастся перенести на чистый лист. Ручка обязательно предполагает бумагу, в противном случае ручка не имеет смысла. Совместно, ручка и бумага предполагают стол, на котором мы будем писать. Ручка, бумага и стол предполагают искусственное или естественное освещение; так как даже если у нас будет мебель, бумага и ручка, то мы не сможем ничего написать в темноте. Ручка, бумага, мебель и освещение предполагают определённое помещение. Как правило, наличие помещения предполагает наличие здания. Наличие здания предполагает наличие окружающей среды, в которой это здание находится и так далее. Всё вышеперечисленное предполагает наличие человека.

Ещё одним примером являются гвозди. Наличие гвоздей предполагает наличие молотка. В свою очередь, наличие молотка предполагает наличие какого-то материала, в который он будет забивать гвозди (например, мебель). А мебель опять же предполагает наличие человека.

Таким образом, горизонт мира опирается в цели человеческого существования. Именно практичные цели человеческого существования объединяют определение мира в единое смысловое звено.

Условно сущность мира отвечает на вопрос «для чего?». Даже ветер, деревья и прочее нужны человеку для чего-то. Во-первых, дерево является древесиной, необходимой человеку для строительства. Во-вторых, дерево – это источник питания (если это плодородное дерево). Следовательно, всё в этом мире обладает какой-то значимостью.

Способы бытия человека в мире условно можно разбить на три группы:

1. Деятельность – это форма человеческой активности.

В отличие от активности природы, у активности человека есть цель: человеческая деятельность всегда целенаправленна. Бесцельной деятельности не существует. Без цели нет деятельности, есть просто активность.

К примеру, если сравнить строительство муравейника муравьями и строительство жилого дома человеком, то можно заметить одно существенное отличие. Муравьи строят своё жилище на основе инстинктов, а человек – на основе знаний. Деятельность человека осуществляется по тому или иному плану: либо этот план разработан на бумаге, либо план имеется у него в голове. Даже если человек готовит бутерброд, то в голове у него всё равно есть план по его приготовлению, даже если он предельно прост.

Таким образом, можно дать определение: деятельность есть форма человеческой активности, характеризующаяся наличием цели и плана. Любая деятельность это и есть план.

Деятельность существует в форме деятельностного цикла:

Субъектом деятельности, поскольку речь идет о человеческих особенностях, является человек. Отправным пунктом деятельности человека является ситуация нехватки чего-либо (пища, общение и так далее). В свою очередь, ситуация нехватки вызывает потребность: если нам чего-то не хватает, у нас возникает потребность в устранении этой нехватки. Для того, чтобы избавиться от потребности, нам нужна цель. После того, как у нас появилась цель, нам необходим план. В дальнейшем, когда появился план, необходимы ресурсы (средства), благодаря которым мы будем воплощать свой план в реальность. Теперь, когда у нас есть средства, необходимо переходить к действиям. В последствии, когда мы воплотим действия в реальность, должен получиться какой-то результат. Затем весь цикл начинается сначала: возникает ситуация нехватки чего-либо, потребность, цель и так далее.

Если мы условно разделим круг на две части, то главным отличием одной половины от другой будет то, что правое полушарие относится к материальному, левое – к идеальному (не материальному).

 

С философской точки зрения, деятельность – это переход от идеального к материальному (осуществление воплощения идеального в материальное).

Деятельность является одновременно ограниченной и безграничной.

Наша деятельность ограничена моральными нормами, юридическими законами, физическими и техническими возможностями (к примеру, парализованный человек никогда не сможет ходить), психическими и умственными возможностями (например, кто-то лучше усваивает математику, кто-то вообще её не понимает), социальным статусом (к примеру, президент может делать то, что не могут делать все остальные люди), фактором времени или эпохи (например, если бы студент в настоящее время пришел в университет в русском народном костюме, то это выглядело бы по меньшей мере глупо, так как сейчас так никто не одевается, но если бы он пришел так пару столетий назад, то это бы воспринимали вполне адекватно), этническая (религиозная) принадлежность.

Вместе с тем, деятельность является безграничной: она способна преодолевать ограничения за счёт изменения условий самой деятельности. К примеру, если закон не позволяет что-то сделать, то его можно изменить, так как закон установили сами люди. Ещё одним примером является то, что человек не может летать физически, но технически он может это осуществить с помощью самолёта, вертолёта и прочего. Аналогично, человек не все математические вычисления сможет произвести в своей голове, но с помощью техники это вполне осуществимо. Всё невозможное становится возможным и допустимым.

Деятельность носит одновременно отрицательный и утверждающий характер. Отрицательный характер, так как любая деятельность предполагает отрицание чего-либо: для того, чтобы что-то сделать, нужно что-то отрицать – либо изменить, либо уничтожить. Например, чтобы поесть, нужно, во-первых, изменить продукт питания и, во-вторых, его уничтожить. Деятельность носит утвердительный характер, так как для того, чтобы что-то отрицать, нужно одновременно что-то утверждать. К примеру, когда мы отрицаем некоторые продукты питания, мы поддерживаем своё физическое состояние. Деятельность всегда с одной стороны что-то отрицает, с другой стороны что-то утверждает.

Деятельность всегда отрицает другую реальность, но взамен утверждает свою собственную. Например, когда мы едим мясо, мы отрицаем деятельность животного и взамен утверждает свою.

 

2. Практика является разновидностью деятельности. Любая практика – это деятельность, но не любая деятельность – это практика. Практикой называется только такая деятельность, которая приводит к преобразованию социальной окружающей реальности.

Самым простым примером является то, что однажды Форд изобрёл машину – это является деятельностью. Однако, впоследствии, оказалось, что изменился и преобразовался практически весь социальный мир: изменилась экономическая сфера, появились новые промышленные производства, увеличился рынок труда (появились новые профессии, что повлекло за собой увеличение высших учебных заведений, которые выпускают специалистов необходимого профиля), возникла необходимость в строительстве дорог, появились новые разделы в науке и так далее. Казалось бы, изобретение машины – это всего лишь деятельность, но она в корне изменила наш мир. Это изменение является практикой.

Деятельность может не быть практикой, так как она не приносит изменений в социальный мир.

3. Творчество радикально отличается от деятельности и практики. Если практика является результатом деятельности, то творчество представляет собой радикальный способ бытия человека в мире.

Радикальные отличия творчества от деятельности с философской точки зрения:

1) Результаты творчества не определяются целью и планом, они превосходят их радикально. Творчество всегда выше.

2) Продукты творчества всегда являются незавершенными и открытыми в том плане, что все последующие поколения (или человек) придают результатам творчества новый смысл. Например, каждое новое поколение, каждый отдельный человек может трактовать что-то уже давно открытое, но с новым смыслом, о котором никто до этого момента не задумывался.

Мало кто знает, что произведение Леонардо да Винчи Джоконда (Мона Лиза) является незаконченным. Множество художников пытаются предложить свои варианты завершения картины, но, на данный момент, ни один из вариантов не был признан действительным.

 

Рис. 1 «Джоконда» Рис. 2 «Леонардо да Винчи»

 

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника.

Рис. 3 «Сравнение Джоконды с портретом Леонардо да Винчи»

3) Творчество всегда превосходит конкретную личность и эпоху, к которой оно принадлежит. Например, музыкальные произведения, написанные Петром Ильичом Чайковским, даже по прошествии многих лет остаются актуальными и востребованными. Эпоха, в которую были написаны эти произведения, прошла, но их популярность до сих пор не угасла.

Из всех этих радикальных отличий творчества от деятельности можно сделать вывод: творчество по своей смысловой направленности трансцендентно. Оно всегда стремится выйти за пределы конкретной ситуации, за пределы условий эпохи и прочего. Из этого можно сделать вывод, что любое произведение искусства является творчеством.

Суть творчества – это трансцендирующий прорыв за пределы наличного данного.

Но к чему же направлен этот прорыв? С различных точек зрения мы можем ответить на данный вопрос по-разному:

А) С точки зрения классической метафизики, этот прорыв направлен к высшему миру: к чему-то вечному, постоянному, абсолютному. То есть творчество – это определенный способ выражения достижения высшего, вечного и абсолютного мира.

Б) С точки зрения Новой метафизики, прорыв творчества направлен к принципиально новому бытию. Целью творчества, согласно Бердяеву, является создание принципиально нового существования, в котором люди будут бессмертны, всемогущи и так далее, то есть человек станет равным Богу.
Отсюда можно сделать вывод, что произведение искусства не может считаться творчеством в подлинном смысле. Следовательно, искусство – это неудачное творчество, потому что в искусстве есть несоответствие между целью и результатом. Целью искусства, как и любого творчества, является создание нового бытия, нового мира. А в результате искусство создает лишь какой-то предмет, который ничего не меняет в мире. Поэтому, подлинным творчеством, с точки зрения Бердяева, является не создание произведений искусства, а создание нового бытия: именно такого бытия, где человек будет абсолютно свободным и бессмертным. Творчеством выражается стремление человека к абсолютной свободе, к абсолютному освобождению.

Подлинное творчество, согласно Бердяеву, - это не столько искусство, сколько религия; однако это новая религия, которая не существовала ранее.

Согласно Бердяеву, до сих пор существовали две религии, которые так же являются творчеством, как и искусством:

1) Религия закона (Ветхий Завет). Она гласит о том, что есть Бог, следовательно все должны ему подражать.

2) Религия спасения. В этой религии Богом становится смертный человек. Однако, есть недостаток в этой религии: только один человек становится Богом, а все остальные люди так же, как и раньше продолжают поклоняться этому Богу. По сути ничего не изменилось. Единственный преобразованием стало то, что один из людей стал Богом, но все остальные так и остались людьми.

По Бердяеву, должна быть третья религия – это религия творчества. Это религия, когда человек осознает, что Бог – это не только Христос, но он сам является Богом.

Так что же такое творчество? Есть два варианта определения этого слова:

А) Творчество – это удел избранных, удел элиты. Согласно этой концепции, творить способны не все люди, а лишь маленькая частица всего человечества. Такую концепцию можно назвать элитарной.

Представителями данной концепции являются Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.

 

Рис. 4 «Артур Шопенгауэр» Рис. 5 «Фридрих Ницше»

 

Б) Творчество – это отличительная особенность сущности человека. Творчество – это суть человеческого бытия, поскольку человек является творцом.

Представителем этой концепции является Николай Бердяев. Он утверждает, что каждый человек – это творец.

Рис. 4 «Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев»

 

Все три способа бытия существования человека в мире различаются, прежде всего, по своему отношению к миру. Деятельность представляет собой преобразование (отрицание или утверждение) того или иного предмета внутри мира. То есть, когда мы преобразуем какой-либо предмет внутри мира, мы совершаем деятельность. Практика – это преобразование всего социального человеческого мира. Творчество – это трансцендирующий прорыв за пределы этого мира, поиск новых способов бытия, которых ещё не было. Практика просто преобразует этот мир, а творчество выходит за пределы этого мира.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)