АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Читайте также:
  1. I.Диагностика самоотношения.
  2. Агентские отношения.
  3. Аграрные отношения и формы землевладения. Усиление эксплуатации общинников.
  4. Аграрные отношения феодальной Индии. Крестьянская община
  5. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  6. АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
  7. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.
  8. Административно-правовые отношения. Особенности административно-правовых отношений.
  9. Административно-процессуальные нормы и отношения
  10. АЗБУКА» ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
  11. Актуальные отношения и контрперенос
  12. Алгоритм 2.2. Расчет эмпирического корреляционного отношения

В этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:

• состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;

• взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

• особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок человека»);

• деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;

• выбор животного, в виде которого изображается тот или иной член семьи, в тесте «Семья животных».

Иногда можно получить дополнительную информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за процессом рисования (какова последовательность изображения членов семьи; в какие моменты возникали затруднения и т.п.).

В результате анализа рисунков можно выявить представления их автора о различных аспектах его семейной ситуации. В частности, в рисунках проявляются отношения доминирования-подчинения в семье, анализу которых посвящен подраздел «Иерархические отношения». В подразделе «Семейные роли» рассматривается отражение в рисунке конкретных функций, выполняемых разными членами семьи. В подразделе «Внутрисемейные контакты» описываются признаки, позволяющие оценить насколько тесны эмоциональные связи между членами семьи. В последнем подразделе – «Агрессия в семейных отношениях» – указаны критерии, помогающие выявить агрессивные проявления тех или иных членов семьи. Иерархические отношения передаются на рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура (тот, кто главнее) возвышается над остальными. Не случайно и само слово «выше» означает отношение не только по росту, но и по социальному положению. Фараон, царь или вождь на рисунках практически всегда изображались возвышающимися над окружающими их людьми. Этот способ передачи иерархических отношений появляется уже в четырехлетнем возрасте и сохраняется в дальнейшем, включая взрослую жизнь. У детей различия в росте часто бывают очень сильно подчеркнутыми. Так, семилетний Боря Р. изобразил папу настолько высоким, что тот не поместился на листе (рис. 131), маму – в полтора раза меньшей, себя – еще вдвое меньшим, а младшую сестру – совсем крошечной. Судя по наблюдениям, отец в семье, действительно, выраженно доминантый.

В рисунке Бори отразилась высокая импульсивность: изображенные им персонажи частично не помещаются на листе; количество деталей невелико; есть сильные нарушения симметрии. Индивидуально-психологические особенности мальчика подробно проанализированы выше (см. комментарии к рис. 51).

В изображении семьи животных, сделанном Левой Ш. (рис. 132), иерархические отношения переданы с помощью их специфического размещения: огромная мама-павлин изображена над миниатюрными папой-ящерицей и ребенком-божьей коровкой. Подобное размещение персонажей вполне типично для этой методики, тогда как в обычном рисунке семьи все ее члены почти всегда выстроены в одну линию.

ван и специфический выбор животных. Он соответствует как иерархическим отношениям (доминантный член семьи в виде более крупного животного), так и личностным особенностям персонажей. В данном случае павлин характеризует высокую демонстративностъ, действительно присущую Левиной маме. Ящерица, как и другие холоднокровные животные (рыба, лягушка и т.п.), часто символизирует малую эмоциональность, отстраненность человека. В частности, это вполне относится к Левиному папе – человеку сугубо рационалистического склада (математику по профессии). Мама на рисунке не просто возвышается над папой и ребенком, но и обращена к ним вниз, тогда как они – к ней вверх. Подобная обращенность друг к другу позволяет предполагать, что в данном случае имеет место не только доминирование, но и высокая степень заботы мамы об остальных членах семьи, а семейная ситуация в целом характеризуется ярко выраженной гиперопекой. Предположение подтверждается наблюдениями за поведением членов семьи во время консультации.

Доминирующее положение в семье мамы и бабушки явно продемонстрировано на рисунке Алика А. (рис. 133). Незначительность папы-муравья подчеркнута тем, что он нарисован видимым как бы через увеличительное стекло, поскольку иначе, по словам мальчика, его не удастся разглядеть. По-видимому, дедушка Алика сильно изолирован: на рисунке он изображен отдельно от остальных членов семьи, в собственной норке.

Выбор животных в данном случае тоже весьма показателен. Змея и скорпион – не просто холоднокровные, как ящерица на предыдущем рисунке, но потенциально опасные, а потому эмоционально отрицательно окрашенные животные. Можно полагать, что отношение Алика к ним конфликтно. Из беседы с мамой выясняется, что именно эти члены семьи чаще всего делают ребенку замечания за неправильное, по их мнению, поведение.

Муравей, в образе которого изображен папа, в нашей культуре ассоциируется не только с маленьким размером, но и с трудолюбием. Как выясняется из беседы, папа Алика очень много времени проводит на работе. Это и является одной из причин того, что его роль в семье весьма мала. Изображение детей в виде яиц, из которых еще даже не вылупились птенцы, – свидетельство инфантильности мальчика. Ее причиной, как и в ранее описанном случае, служит выраженная гиперопека со стороны мамы. В рисунке это передано тем, что мама-птица занята высиживанием яиц, что соответствует принятой в культуре характеристике «наседка», применяемой к чересчур заботливой матери.

Последовательность персонажей отражает их иерархические отноше- ния: первой изображена мама-птица, сидящая на яйцах, затем – бабушка-змея. Это дает основания полагать, что для Алика значимость членов семьи и представление об их положении в системе доминирования-подчинения совпадают.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)