АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История о Сулаймане и удоде

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. PR, реклама и маркетинг: история конфликта
  4. VI. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  5. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. 1994
  6. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
  7. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  8. Билеты к экзамену по предмету «История»
  9. БРЕШЬ И ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
  10. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537-543.
  11. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537–543.
  12. Вопрос 60. Краткая история сурдопедагогики

Аллах, хвала Ему, говорит: «Сулайман, производя смотр своему войску из птиц, не увидел удода. Он удивился этому и сказал: «Почему же я не вижу удода? Может быть, он среди вас, а я не вижу его? Или он отсутствует? Клянусь Аллахом, я накажу его суровым наказанием, что обуздает его, или же я убью его за этот большой грех, если он не приведет убедительного оправдания своего отсутствия!» Удод пробыл недолго вдали от Сулаймана, а когда прилетел, сказал Сулайману: «Я узнал то, о чем ты не ведаешь. Я прилетел к тебе из Сабы с верным и важным известием. Я нашел там женщину, которая правит народом Сабы. Ей дарованы все блага земного мира. У нее великий трон, доказывающий величие ее царства и мощь ее власти. Я узнал, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан так разукрасил им их деяния, что они думают это — доброе деяние, хотя это — скверное деяние. Так шайтан сбил их с прямого пути истины, и они пребывают в заблуждении, не поклоняясь Аллаху Всевышнему, который выявляет скрытое в небесах и на земле и ведает то, что вы скрываете в сердце, и то, что вы говорите и раскрываете. Аллах — Господь Единый. Кроме Него нет другого господа. Поистине, Он — Всемогущий, Властелин над всякой вещью и Господь Великого Трона!» Сулайман сказал, обращаясь к удоду: «Мы проверим ту весть, которую ты передал, и узнаем: сказал ты правду или солгал. Ступай с моим посланием и передай его ей и ее народу. Затем отойди от них и спрячься недалеко, и посмотри, что они ответят»». (27:20–28)

Ибн ‘Аббас указывает, что удод обычно указывал Сулайману (мир ему!), где находится вода. Всякий раз, когда он оказывался в пустыне, он просил, чтобы принесли удода, чтобы определить, где на огромной глубине находится вода. Удод обладал способностью видеть ее так, как человек может видеть осязаемые объекты на поверхности земли, а еще удод мог определять, на какой глубине находится вода. Когда удод определял точное место, Сулайман приказывал джиннам копать в этом месте, чтобы из него ударила струя воды.

Ибн Касир пишет: Однажды Ибн ‘Аббас рассказал эту историю толпе народа, среди которого был человек из хариджитов, которого звали Нафи ибн Ал–Азрак и который имел обыкновение перечить всему, что бы Ибн ‘Аббас ни сказал. Он сказал: «Остановись, Ибн ‘Аббас, сегодня тебе никто не поверит». Ибн ‘Аббас спросил: «Почему?» Человек ответил: «Ты сказал, что удод может видеть воду, находящуюся под землей, но даже мальчишка мог бы расставить силок на него, присыпав его сверху песком и положив поверх него зерен, и тогда удод попался бы на приманку и угодил бы в силок мальчишки». Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Если бы он не бегал повсюду, крича, что уличил во лжи Ибн ‘Аббаса, я не стал бы отвечать ему». Затем он сказал ему: «Горе тебе! Если так суждено, то восприятие человека притупляется и осторожность покидает его». Тогда Нафи сказал: «Клянусь, я никогда не стал бы спорить с тобой о том, что написано в Коране».

Аллах, хвала Ему, говорит: «Сулайман, производя смотр своему войску из птиц, не увидел удода». Ибн Исхак поясняет: Сулайман (мир ему!) имел обыкновение устраивать смотр птицам, так что каждый день каждый вид птиц должен был отправлять к нему одного своего представителя. Однажды, увидев, что собрались все птицы, кроме удода, он «...удивился этому и сказал: «Почему же я не вижу удода? Может быть, он среди вас, а я не вижу его? Или он отсутствует?»» Ибн Касир поясняет: я не вижу удода или его нет и он отсутствует? «Клянусь Аллахом, я накажу его суровым наказанием»: Ибн ‘Аббас и другие интерпретируют эти слова следующим образом: Я повыдергаю его перья «или же я убью его», т. е. уничтожу его, «если он не приведет убедительного оправдания своего отсутствия», т. е. не докажет, что у него была уважительная причина, чтобы не являться.

Аллах, хвала Ему, говорит: «Удод пробыл недолго вдали от Сулаймана». Ибн Касир пишет по этому поводу: Удод отсутствовал недолго, а после того, как прилетел, «он когда прилетел, сказал Сулайману: «Я узнал то, о чем ты не ведаешь», т. е. у меня есть новости о том, что тебе не известно. «Я прилетел к тебе из Сабы с верным и важным известием» — это означает, что он сообщает правду о том, что «нашел там женщину, которая правит народом Сабы». Ал–Хасан Ал–Басри указывает: Эта женщина — Билкис, согласно арабским преданиям, дочь Шарахейла, Царица Сабы или Савы, города, находящегося в Йемене. Катада добавляет, что ее мать была джиннией. Ас–Са‘лаби и другие утверждают, что после смерти отца ее народ возвел на престол мужчину, который вскоре погряз в пороках. Тогда она попросила, чтобы он женился на ней, и он женился. После свадьбы она поднесла ему вина и опоила его, а затем отрубила ему голову и выставила ее над воротами своего дома. Тогда люди явились к ней, чтобы сделать ее царицей.

Аллах, хвала Ему, говорит: «Ей дарованы все блага земного мира». Ибн Касир объясняет, что это означает все богатства, которые только есть на свете и которые нужны могущественному правителю. «У нее великий трон», что означает: трон, на котором она восседала, был большим, великолепным и разукрашенным всевозможными самоцветами, жемчугом и золотом.

Далее удод упоминает о том, что она и ее народ были безбожниками, поклонявшимися, помимо Аллаха, солнцу, так как шайтан сбил их с пути истинного. Он говорит: «Я узнал, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан так разукрасил им их деяния, что они думают это — доброе деяние, хотя это — скверное деяние. Так шайтан сбил их с прямого пути истины, и они пребывают в заблуждении, не поклоняясь Аллаху Всевышнему». Эти айаты означает, что они не знали, что следует падать ниц только перед Аллахом, а не перед какой–либо из созданных Им планет. Аллах, хвала Ему, также утверждает в другом айате: «Из доказательств мощи Аллаха — ночь и день, солнце и луна. Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне. Ведь они — из знамений Аллаха, а поклоняйтесь, падая ниц, Аллаху Единому, который сотворил солнце и луну, ночь и день, если вы истинно Ему Единому поклоняетесь!» (41:37)

Аллах, хвала Ему, говорит: «который выявляет скрытое в небесах и на земле». Ибн ‘Аббас и другие поясняют: Он ведает обо всем, что является потаенным на небесах и на земле. Он знает, что «вы скрываете в сердце, и то, что вы говорите и раскрываете». Ибн Касир комментирует это высказывание следующим образом: Он знает обо всем, что говорится или делается, тайно или явно. «Аллах —Господь Единый. Кроме Него нет другого господа. Поистине, Он —Всемогущий, Властелин над всякой вещью и Господь Великого Трона!» — означает, что великолепный Трон Аллаха является величайшим и превосходит все прочие троны, на которых восседают Его творения.

Когда удод рассказал Сулайману (мир ему!) о народе Сабы и их царице, «Сулайман сказал, обращаясь к удоду: «Мы проверим ту весть, которую ты передал, и узнаем: сказал ты правду или солгал», что означает: ты сказал неправду, чтобы избежать того наказания, которое я приготовил для тебя. Затем он написал послание народу Сабы, в котором призывал повиноваться Аллаху и Его Пророку, подчиниться ему и его царству. Затем он передал послание удоду, сказав: «Ступай с моим посланием и передай его ей и ее народу. Затем отойди от них и спрячься недалеко, и посмотри, что они ответят».

История о Сулаймане (мир ему!) и Билкис

Аллах, хвала Ему, говорит: «Получив послание Сулаймана, царица собрала знатных людей из народа и советников и сказала: «О знатные вельможи, я получила почетное послание». Она прочитала им послание Сулаймана. Оно начиналось с имени Аллаха Великого, Милостивого, Милосердного к Своим созданиям. «Не превозноситесь предо мною. Явитесь ко мне в смирении покорном». Она сказала своим вельможам: «Дайте мне совет, как правильно поступить в этом серьезном деле, которое нам предложено. Я ведь не принимаю решения без вас и без вашего совета». Они ей сказали, успокаивая ее: «Мы же сильные, крепкие и смелые люди и обладаем мощью, а решать надлежит тебе. И мы будем послушны твоему приказу». Царица сказала задумчиво, желая мира: «Цари, вторгаясь в большой город, губят его, разрушают культуру и разоряют население и землю. Они так всегда поступают Выбрав мир и процветание, я пошлю Сулайману и его народу подарок и посмотрю, с чем вернутся мои посланники. Примут там наши дары или вернут их?» Прибыв к Сулайману, посланцы представили ему подарок. Сулайман, осознавая блага Аллаха Всевышнего, дарованные ему, сказал им (отвечая ей и ее народу в лице посланцев): «Неужели вы мне даруете богатство? То, что Аллах даровал мне: пророчество, царство, блага гораздо лучше того, что даровал вам. Да, вы гордитесь своими дарами и радуетесь своему имуществу так, как не радуюсь я, ибо вы знаете только блага земного мира». Сулайман добавил, обращаясь к главе посланцев: «Вернись, о посланец, к ним. Клянусь именем Аллаха, мы придем к ним с войсками, против которых им не устоять, и мы выведем их из Сабы униженными и покорными»». (27:29–37)

Ибн Касир указывает, что удод полетел с посланием Сулаймана (мир ему!) и летел до тех пор, пока не долетел до дворца Билкис. Он доставил ей послание, когда она была одна, а затем отошел в сторону, чтобы подождать ее ответа. Тогда Билкис созвала к себе всех принцев, министров и важнейших лиц своего царства и сказала: «О знатные вельможи, я получила почетное послание». Затем она прочитала им послание Сулаймана. «Оно начиналось с имени Аллаха Великого, Милостивого, Милосердного к Своим созданиям. «Не превозноситесь предо мною. Явитесь ко мне в смирении покорном»». Это послание было образцом восхитительного красноречия и краткости. Затем она обратилась по этому поводу к своему совету: «Она сказала своим вельможам: «Дайте мне совет, как правильно поступить в этом серьезном деле, которое нам предложено. Я ведь не принимаю решения без вас и без вашего совета»». Она хотела сказать, что все проблемы она решает только вместе с ними. «Они ей сказали, успокаивая ее: «Мы же сильные, крепкие и смелые люди и обладаем мощью, а решать надлежит тебе»», имея ввиду, что они сильны и обладают мощью, чтобы сражаться и сопротивляться, и что они готовы сражаться с Сулайманом, если она того пожелает: «И мы будем послушны твоему приказу». Они все же предоставляли ей полное право предпринять то действие, которые казалось ей наиболее отвечающим и ее, и их интересам.

Она была мудрее и решительнее, чем они. Она понимала, что того, кто отправил это послание, нельзя ни победить, /277/ ни обуздать. «Царица сказала задумчиво, желая мира: «Цари, вторгаясь в большой город, губят его, разрушают культуру и разоряют население и землю». Аллах, хвала Ему, говорит: «Они так всегда поступают». Тогда она предпочла мир и истину, сказав: «...я пошлю Сулайману и его народу подарок и посмотрю, с чем вернутся мои посланники». Катада отмечает по этому поводу: Какой мудрой она была до того и после того, как приняла Ислам. Она понимала, что дары всегда оказывают воздействие на людей.

Аллах, хвала Ему, говорит: «Прибыв к Сулайману, посланцы представили ему подарок. Сулайман, осознавая блага Аллаха Всевышнего, дарованные ему, сказал им (отвечая ей и ее народу в лице посланцев): «Неужели вы мне даруете богатство?» Он хотел сказать: не искушаете ли вы меня деньгами, чтобы я предоставил вам возможность упорствовать в вашем безбожии? «То, что Аллах даровал мне: пророчество, царство, блага гораздо лучше того, что даровал вам»: т. е. богатства, царское положение и войско, которые Аллах даровал мне, лучше тех, которые есть у вас. «Да, вы гордитесь своими дарами». Он имел ввиду: это вы можете купиться на подарки. Что же касается меня, то я принимаю одно из двух: либо вы принимаете Ислам, либо я иду на вас войной. Затем перед лицом всего народа он обратился к посланнику, сказав: «Вернись, о посланец, к ним», — т. е. верни им их дары. — «Клянусь именем Аллаха, мы придем к ним с войсками, против которых им не устоять, и мы выведем их из Сабы униженными и покорными», т. е. усмиренными и побежденными.

Поэтому, узнав о Пророке Аллаха, они поняли, что у них не было иного выбора, кроме как слушать и подчиняться. Поэтому они тотчас же ответили на его призыв и пришли в нему вместе со своей царицей Балкис, выражая смиренное покорство. Когда Сулайман (мир ему!) узнал об их прибытии, он собрал тех из людей и джиннов, что состояли у него на службе: «Он сказал им: "Кто из вас может принести мне её великий трон, до того как они (царица и её народ) прибудут ко мне покорными и послушными?"» Сулайман (мир ему!) хотел сделать это для того, /278/ чтобы продемонстрировать свое величие и могущество, дарованные ему Аллахом, и возможности тех, кто служили ему по воле Аллаха. Он также хотел, чтобы это стало знаком его верховенства над Билкис и ее народом, так как с его стороны было бы большим чудом доставить ее трон с ее родины до их прибытия, хотя она и приковала его к земле цепями и оставила под охраной многочисленных стражников.

Аллах, хвала Ему, говорит: «Некий Ифрит сказал: «Я принесу тебе его, прежде чем ты встанешь со своего места на этом собрании»», то есть на этом придворном совете. «Ведь я осилю это, и я надежен в своих словах и своих действиях», т. е. я достаточно силен, чтобы принести его, и мне можно доверить самоцветы, которыми он усыпан. Тогда Сулайман (мир ему!) сказал: Мне нужно, чтобы дело было сделано как можно скорее. И тогда «...тот, кого Аллах одарил душевной силой и знанием из Писания, сказал»: Ибн ‘Аббас указывает, что это был Асиф, писец Сулаймана. Катада утверждает: Это был один из верующих людей, служивших Сулайману. «Я принесу тебе этот трон, прежде чем ты успеешь опустить свои веки». Вахб ибн Мунаббих поясняет, что это означает до того, как твой взгляд достигнет горизонта. Тогда Сулайман встал, совершил омовение и помолился Аллаху, хвала Ему, и тут же трон оказался прямо перед его глазами.

Аллах, хвала Ему, говорит: «После того, как Сулайман удостоверился, что его прочно установили перед ним», что означает: когда Сулайман увидел, что трон Билкис поставили прямо перед ним после того, как он был в мгновение ока перенесен из Йемена в Иерусалим, «Сулайман спокойно сказал: «Это — из милости Аллаха. Мой Творец даровал мне Свою милость, чтобы испытать меня: буду я Ему благодарен за это или не буду благодарен», т. е. Аллах даровал это мне и моим слугам это щедрот своих, чтобы проверить нас и посмотреть, будем мы благодарны Ему или нет, «Тот, кто благодарит Аллаха, лишь только выполняет свой долг, и благодарность пойдет ему на пользу»; иными словами, он делает добро самому себе, «а тот, кто не благодарит за благоденствие, должен понимать, что Аллах не нуждается в благодарности. Аллах — щедр Своими благами и милостью!» (27:40) — что означает, что Аллах не нуждается в благодарности тех, кто ее проявляют, равно как неблагодарность неверующих не может причинить ему никакого ущерба.

Подобное же Аллах, хвала Ему, говорит и в другом айате: «Муса сказал своему народу, когда он заупрямился и проявил неблагодарность: «Если вы и все, кто на земле, не возблагодарите Аллаха за оказанные вам милости своей верой и повиновением, то это не причинит Ему никакого зла, поскольку Он не нуждается ни в чьей благодарности. Ведь Он Сам по Себе преисполнен славы и не нуждается ни в чьем превознесении!»» (14:48) В Сахихе Муслима приводится такой хадис кудси: «О мои рабы, если даже все вы, от первого до последнего, весь род человеческий, и все джинны станете такими же (в равной степени) набожными в душе, как самый праведный среди вас, это никак не укрепит Мое могущество. О мои рабы, даже если вы, от первого до последнего, весь род человеческий, и все джинны впридачу станете все одинаково порочными в душе, как самый порочный среди вас, то это не нанесет никакого ущерба Моему Могуществу. О мои рабы, я вознагражу вам за все дела ваши, которым я веду запись. Поэтому тот, кто вершит добрые дела, должен восхвалять Аллаха, а тот, кто поступает иначе, не должен винить никого, кроме самого себя».

Тогда Сулайман (мир ему!) приказал переделать и изменить трон Билкис, чтобы проверить ее наблюдательность и способность узнавать вещи. «Сулайман сказал своим помощникам: «Измените внешний вид этого трона и посмотрим: узнает царица свой трон, подойдя к нему, или не узнает». Когда она пришла, она посмотрела в сторону своего трона. Ей сказали: «Таков ли твой трон?» Она ответила, увидев трон, совершенно похожий на ее: «Как будто бы это он»» (27:41–42). Это доказывает ее ум и проницательность, поскольку она не исключила возможности того, что это может быть ее трон, который она оставила дома, в Йемене. Поэтому она не сказала с определенностью, ее это трон или нет, когда увидела, как трон выглядит, несмотря на то, что он был переделан и изменен: «Нам было даровано знание об Аллахе, об истинности того, что ниспослано Им, и мы стали покорными Аллаху и смиренно поклоняемся Ему» (27:42). Муджахид утверждает: Эти слова были произнесены Сулайманом. «То, чему царица поклонялась — солнцу и другим божествам — вместо Аллаха, отвратило ее от поклонения Аллаху. Ведь она была из неверного народа!» (27:43) Она и ее народ поклонялись и падали ниц перед солнцем просто потому, что они следовали культу своих родителей и предков, а не потому, что у них были свидетельства, которые побуждали их к подобному поклонению.

Сулайман приказал джиннам построить для Билкис великолепный дворец из хрусталя, и чтобы под ним текли реки. «Ей сказали: «Войди во дворец Сулаймана!» Пол во дворце был стеклянный, и под стеклом текла вода, в которой плавали рыбы. Подумав, что под ней вода, по которой она должна будет идти, она подняла подол своего платья и обнажила свои голени» (27:44). Ей показалось, что там повсюду была вода, по которой ей надо было пройти. «Сулайман обратил ее внимание на то, что пол во дворце гладкий» (27:44), т. е. что он прочный, гладкий на вид, и что он сделан «из хрусталя». Весь дворец был построен их хрусталя. Царица Билкис была изумлена тем, что Аллах даровал Сулайману. Она поразмыслила над его положением и поняла, что он — почитаемый Пророк. Поэтому она продемонстрировала полную покорность Аллаху, хвала Ему. «Тогда она сказала: «О Господи, поистине я нанесла себе урон»» (27:44), тем, что была безбожницей и поклонялась солнцу, а не Аллаху. «Она предалась вместе с Сулайманом Аллаху Всевышнему, Творцу и Господу обитателей миров и их Наставнику» (27:44), что означает, что она пожелала принять религию Сулаймана и поклоняться одному лишь Аллаху.

История о Сулаймане (мир ему!) и лошадях

Аллах, хвала Ему, говорит в Суре «Сад»: «Мы даровали Дауду Сулаймана, который достоин похвалы и заслуживает, чтобы про него говорили, что он прекрасный раб Аллаха, ибо он обращается к Аллаху во всех своих делах!» (38:30)— т. е. он — образец покорности, набожности и постоянного упования на Аллаха. «Вспомни (о пророк!), как однажды вечером Сулайману были представлены благородные кони, которые стоят спокойно, когда останавливаются, и стремительны в беге» (38:30); что означает, что ему, когда он находился в своем царстве, были показаны исключительно породистые кони. Муджахид поясняет: Это кони, которые стоят на трех ногах, не шелохнувшись, а копытом четвертой ноги едва касаются земли. Это резвые кони. «Сулайман тогда сказал: «Я так увлекся конями, ибо они орудие блага, а именно — борьбы за Аллаха и Его Истину, что позабыл поминать моего Господа вовремя». Сулайман продолжал смотреть на коней, пока они не исчезли из поля его зрения в темноте вечера». (38:32)

Ряд толкователей упоминают, что Сулайман, мир ему, был до такой степени поглощен осмотром своих прекрасных коней, что совершенно забыл совершить молитву ‘аср перед заходом солнца. Ибн Касир добавляет, что нет сомнения в том, что он не пропустил молитву ненамеренно и не искал предлогов для того, чтобы пропустить ее, он просто забыл о ней, подобно тому, как Мухаммад (мир ему!), забыл совершить молитву ‘аср во время Битвы у Рва и совершил ее после захода солнца (этот факт подтверждается в двух «Сахихах»). Также возможно, что в те времена допускалось откладывать совершение молитвы по причинам участия в сражении и войне, а осмотр лошадей также можно рассматривать как причину аналогичного характера.

Пропустив молитву ‘аср, он «приказал вернуть ему коней». Затем он принялся рубить их ноги и шеи мечом. Ас–Судди сообщает: Он перерезал им шеи и поджилки мечом. Ибн Касир утверждает, что это, возможно, допускалось их шариатом, особенно в том случае, если он искал прощения Аллаха и стремился загладить свою вину перед Ним. Вот почему Аллах воздал ему тем, что было гораздо лучше; ветром, который ласково дул по его приказанию, а совершенная им по утру прогулка была равна пути, который можно было преодолеть за месяц, и вечерняя его прогулка также была равна пути, который можно было преодолеть за месяц, что гораздо лучше и быстрее, чем кони.

Имам Ахмад упоминает, что Абу Катада и Абу–д–Дахма, которые часто отправлялись в поездки в Харам (Заповедную мечеть в Мекке), говорили: Мы встретили кочевника, который сказал нам: Пророк (мир и благословение ему!) научил меня кое–чему из того, чему его научил Аллах, хвала Ему, сказав: «Всякий раз, когда ты отвергаешь сто–либо из страха перед Аллахом, Аллах, хвала Ему, дарует тебе то, что является гораздо лучшим».

Могущество и царство Сулаймана(мир ему!)

Аллах, хвала Ему, говорит: «Мы подвергли Сулаймана испытанию», т. е. мы испытали его, отобрав у него его власть. «Мы бросили на его трон безжизненное тело, которое не может распоряжаться делами». Ибн ‘Аббас другие объясняют: это был демон. Однако «Сулайман понял это испытание, обратился к Аллаху Всевышнему и раскаялся». Ибн Касир утверждает: Он вернул себе царство могущество и величие. В связи с этим толкователи упоминают ряд историй, которые мы не будем приводить здесь, так как все они являются исраилитскими историями из Ветхого Завета. «Сулайман воззвал к своему Господу, раскаиваясь перед ним: «Господи, прости мне то, что я совершил случайно (без умысла) и даруй мне такую власть, которой не будет никто удостоин после меня», — т. е. никто из моего народа. — «Поистине, Ты - Щедрый Податель!»» (38:35)

Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, сообщил, что Пророк (мир и благословение ему!) сказал: «Вчера меня неожиданно посетил могущественный демон из Джиннов, намеревавшийся испортить мою молитву, но Аллах дал мне силу одержать над ним верх, поэтому я поймал его и хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы все вы могли взглянуть на него, но я вспомнил молитвенное обращение моего брата Сулаймана: «О мой Господь! Прости меня и даруй мне царство, которому (возможно) не будет ни одного равного после меня», — вот я и отпустил его, посрамленного».

Муслим также сообщает, что Абу–д–Дарда, да будет Аллах доволен им, сказал: «Пророк (мир и благословение ему!) встал, чтобы помолиться, и мы слышали, как он сказал: «Я ищу прибежища у Аллаха». Затем он три раза сказал: «Я проклял тебя проклятием Аллаха», затем вытянул руку, словно хотел схватить кого–то. Когда он завершил молитву, мы сказали: Посланник Аллаха, мы слышали, что во время молитвы ты что–то говорил из такого, что мы прежде никогда не слышали, и мы видели, что ты протянул руку. Он ответил: «Враг Аллаха, Иблис, явился с языком пламени, чтобы ткнуть им мне в лицо, поэтому я трижды сказал: «Я ищу от тебя прибежища у Аллаха» Затем я трижды сказал: «Я проклинаю тебя полным проклятием Аллаха». Однако он так и не отступился от меня ни в один из этих трех раз. Поэтому я намеревался схватить его. Клянусь Аллахом, что если бы не молитвенное обращение моего брата Сулаймана, то он был бы связан и выставлен на потеху детишкам Медины».

Амр ибн Аль-Аас передал, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «Когда Сулайман построил Иерусалим, он поросил Аллаха, хвала Ему, о трех вещах, две из которых были исполнены, как, мы надеемся, была исполнена и третья его просьба: он попросил Его даровать ему мудрость и рассудительность, соответствующую Премудрости Аллаха, и это было ему даровано; он попросил у Него царство, которого не имел бы никто иной после него, и это было ему даровано; и он попросил Его о том, чтобы всякий раз, когда человек уходит из дома исключительно для того, чтобы помолиться в этой мечети (мечети Ал–Акса), то ему прощались бы все его грехи и он становился бы безгрешным, как в день своего рождения. Поэтому мы надеемся, что Аллах даровал нам это».

Ибн Касир утверждает: Что касается способности судить согласно Премудрости Аллаха, хвала Ему, то Аллах хвалил его и его отца в айате: «Вспомни, о пророк, Дауда и его сына (Сулаймана), когда они судили о ниве, которую потравил скот людей, не владеющих этой нивой. И Мы знали об этом суде и были Свидетелем его. Мы вразумили Сулаймана об этом суде. Мы даровали обоим пророческую мудрость, знание жизни и ее событий — добрых и злых делах» (21:79). Множество повествователей рассказывали о том, что у тех людей был виноградник, куда пробрались чужие овцы, т. е. они зашли туда ночью и съели все растения. Люди обратились с этой тяжбой к Дауду (мир ему!), и он присудил владельцу виноградника всех забредших к нему овец в возмещение нанесенного ему ущерба. Когда они вышли и встретили Сулаймана, он спросил их: «что постановил пророк Аллаха?» Они ответили: «Он постановил то–то и то–то». Он сказал: «Если бы дело решал я, то я приказал бы отдать овец владельцам виноградника, чтобы они извлекали выгоду из их содержания до тех пор, пока владельцы овец не восстановили бы виноградник до такой степени, каким он был прежде, после чего вернул бы им их овец». Когда Дауду (мир ему!) сообщили об этом, он одобрил такое решение.

Точно так же в двух «Сахихах» подтверждается, что Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, сказал, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «Две женщины имели при себе своих сыновей, когда вдруг мимо пробежал волк и утащил одного из мальчиков. Поэтому они стали сражаться за другого. Старшая сказала: «Волк унес твоего сына», — а младшая сказала: «Нет, он унес твоего». Они попросили рассудить их Дауда, который решил, что сын принадлежит старшей женщине. Они вышли на улицу и встретили Сулаймана, который сказал: «Принесите мне нож, и я разрежу мальчика пополам, чтобы каждая из вас взяла свою половину». Тогда младшая сказала: «Не делай этого, да будет Аллах милосерден к тебе, он — ее сын». Поэтому он рассудил, что мальчик был сыном младшей».

Ибн Касир пишет: Возможно, что оба варианта постановления были приемлемы с точки зрения их законов, но то, что сказал Сулайман, было более взвешенным, вот почему Аллах хвалил его за то, что Он ему даровал. Далее следует похвала его отцу, ибо Аллах говорит: «Мы даровали обоим пророческую мудрость, знание жизни и ее событий — добрых и злых делах. И когда Дауд славил Аллаха Безупречного, Всевышнего, то горы и птицы вместе с ним — по Нашей воле — славили Аллаха. Мы все это совершили Своим могуществом. Мы научили Дауда, как делать кольчуги, чтобы они защищали вас от вашей ярости друг к другу. Вам следует благодарить Аллаха за эти блага, которыми Он вас одарил».(21:79–80)

Далее Аллах, хвала Ему, говорит: «Мы подчинили Сулайману сильный ветер», т. е. Аллах сделал так, чтобы сильный ветер служил Сулайману, «чтобы он дул по его повелению в сторону земли благословенной, где много благ и добра. И Мы знали про все. И нет ничего — большого или малого, — что скрыто от Нас. Сулайману Мы также подчинили шайтанов, которые ныряют в глубину морей» (21:82), что означает: они должны были доставать для него жемчуг и драгоценные камни. «...кроме этого, они занимаются также и другими делами», т. е. выполняют другую работу. «Мы наблюдали за их деяниями», т. е. Аллах следил за ними, чтобы демоны не навредили Сулайману, чтобы он видел все и держал в руках бразды правления, и мог ослаблять или натягивать их. В Суре «Сад» Аллах, хвала Ему, говорит: «Мы подчинили ему ветер, который по его воле тихо веет туда, куда он пожелает его направить» (38:36), т. е. в любую страну, какую он только пожелает. «Мы подчинили ему также шайтанов — строителей и ныряльщиков в глубину морей...» (38:37) — т. е. некоторые из них трудились, возводя большие строения и решали сложные задачи, которые не по силам разрешить людям, а другие ныряли в морскую пучину, чтобы достать со дна бесценные самоцветы. «Подчинили ему и других из этих шайтанов, скованных цепями вместе» (38:38): т. е. кандальников, многих из тех, кто были мятежниками или ослушниками или сотворили зло. «То, что Мы тебе дали по Своей милости это — Наш дар тебе. Дай из него, кому пожелаешь, или не давай, кому ты не хочешь давать, отчета у тебя не спросят!» —это означает: Мы дали тебе всю полноту царской власти, все могущество, как ты просил, так даруй то, что хочешь, всякому, кому пожелаешь, и не даруй тем, кому не хочешь даровать, ибо тебе не надо отчитываться в своих поступках. Так обстояло дело с «царем–Пророком», в отличие от «раба–Посланника», который ничего не может даровать кому бы то ни было без соизволения Аллаха.

Нашему Пророку, Мухаммаду (мир и благословение ему!), было предоставлено выбирать между этими двумя статусами, и он предпочел быть рабом–Посланником. Упоминалось, что он спрашивал совета по этому поводу у Джибрила и Джибрил посоветовал ему быть смиренным, поэтому он (мир и благословение ему!) предпочел стать рабом–Посланником. Аллах сделал умму Мухаммада Своим наместником и даровал ей правление и владычество до Дня Суда, поэтому группе представителей его уммы будут даны победа и успех вплоть до Судного Дня, за что мы должны быть благодарны только Аллаху.

Когда Аллах, хвала Ему, упомянул о том, что он даровал Своему Пророку Сулайману (мир ему!) в этом мире. Он упомянул и о прекрасной награде, которую Он приготовил для него в лучшем мире, ибо Он, хвала Ему, говорит: «Сулайман близок к Нам и для него уготовано прекрасное пристанище!»

В Суре «Саба’» Аллах, хвала ему, говорит: «Мы и Сулайману подчинили ветер, который утром или вечером в одно дуновение проходит путь, равный обычному месячному ходу» (34:12). Ал–Хасан Ал–Басри указывает: Он мог выйти из Дамаска, дойти до Истахра (Персеполь), где он завтракал, затем преодолеть за небольшой срок расстояние до Кабула, где он останавливался на ночлег. Спешащий путешественник преодолел бы расстояние между Дамаском и Кабулом за целый месяц, а от Истахра до Кабула также был месяц пути. Ибн Касир указывает: Люди, которые хорошо знали о городах и странах, упоминают, что Истахар был построен джиннами для Сулаймана и что в нем сохранились остатки от древнего тюркского царства, как и во многих других городах, таких как Тадмур (Пальмира) и Иерусалим.

Аллах, хвала Ему, говорит: «Мы для него заставили течь расплавленной струей источник меди» (34:12). Ибн ‘Аббас и другие говорят, что это была медь. Катада говорит, что в Йемене Аллах заставил ее литься струей для него. Ас–Судди сказал, что Аллах сделал так, чтобы она изливалась для него только в течение трех дней. «Мы подчинили ему джиннов, которые трудились перед ним по приказу его Господа. А если какой–либо из джиннов нарушит Наше повеление слушаться Сулаймана, тому Мы дадим вкусить суровое наказание - огненную муку» (34:12).

Ибн Касир указывает: Аллах заставил многих джиннов служить ему, выполняя все его приказания и всегда подчиняясь его распоряжениям. Всякий, кто отваживался на неповиновение ему, подвергался суровому наказанию и мучению. Они работали на него, делая то, что он желал, возводя «святилища», т. е. прочные здания, «статуи и монументы», а также фрески, «огромные чаши, размером с водоем», т. е. резервуары для накопления воды, и «большие котлы, прочно стоящие на подставках», т. е. устойчивые и не шатающиеся благодаря своим огромным размерам. Они предназначались для того, чтобы готовить еду и проявлять щедрость к людям и животным, вот почему Аллах Всемогущий говорит: «Мы велели роду Дауда творить добрые деяния в знак выражения благодарности Аллаху, но мало, кто из Моих рабов, помнит Мою милость и благодарен за это», что означает: проявляйте в делах свою благодарность за то, что вам даровано Аллахом, а именно, за истинную религию и хорошую жизнь, что подтверждает тот факт, что благодарность проявляется и в делах, и в словах.» (34:13)

Многие из первых мусульман упоминали о том, что у Сулаймана была тысяча женщин, из которых семьсот были свободнорожденными, а триста — рабынями. Также высказывалось мнение, что дело обстояло противоположным образом: у него было триста свободнорожденных женщин и семьсот рабынь. Сулайман обладал невероятно высокой потенцией. Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, отмечал, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «Сулайман, сын Дауда, сказал: “Я могу в течение одной ночи войти к сотне женщин, каждая из которых родит ребенка, который будет яростно сражаться за дело Аллаха.” Впрочем, он не не сказал: Инша Аллах. В ту ночь он ействительно входил к сотне женщин, и не одна из них понесла, за исключением той, что родила половину ребенка». Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: если бы он сказал: Инша Аллах, то каждая из /288/ женщин родила бы по мальчику, который бы стал яростно сражаться за дело Аллаха».

Смерть Сулаймана (мир ему!)

Всемогущий Аллах говорит: «Когда же по Нашему повелению пришла к Сулайману смерть, то джинны не догадались о ней, и лишь земной червь указал на его смерть, подъев посох, на который он опирался, и он упал. А когда он упал, лишь тогда уразумели джинны, что если бы они знали тайное, то не остались бы в унизительном и тяжелом для них наказании — труде». (34:14)

Ас–Судди цитировал Ибн ‘Аббаса и других сподвижников, которые говорили: Сулайман (мир ему!) имел обыкновение удаляться в иерусалимскую мечеть на год–два или месяц–другой, или на более длинный или более краткий срок. Он уединялся, беря с собой пищу и воду, и так же он поступил в последний раз перед смертью. Всякий раз, когда он пробуждался по утрам, в Иерусалиме вырастало дерево, и он спрашивал дерево, как его зовут. Дерево отвечало ему: меня зовут так–то и так–то. Если вырастало полезное дерево, то он разрешал ему расти дальше, а если дерево было лекарственным, то оно говорило: я выросло для того–то и того–то, и он также позволял ему расти дальше. Так продолжалось до тех пор, пока однажды не выросло дерево, которое называлось Ал–Каруба. Он спросил, как его зовут. Дерево ответило: «Меня зовут Ал–Каруба». Он спросил: зачем ты выросло? Дерево ответило: Я выросло для того, чтобы разрушить эту мечеть. Тогда Сулайман сказал: Аллах никогда не разрушит ее до тех пор, пока я жив. Ты — знак моей приближающейся смерти и разрушения иерусалимской мечети. Поэтому он выкопал это дерево и посадил его на стене, а затем удалился в свое пристанище. Он встал, чтобы помолиться, и оперся на свой посох. Он умер, но джинны так и не узнали об этом и поэтому продолжали работать на него, боясь, что он может выйти и наказать их. Джинны имели обыкновение собираться вокруг его пристанища. В этом месте в стене было две дыры, одна спереди, другая — сзади. Один смелый джинн сказал: я не был бы храбрым, если бы не вошел в одну дыру и не вышел бы через другую. И он вошел с одной стороны и вышел с другой. Один раз один из джиннов вошел внутрь и прошел через пристанище. Всякий раз, когда кто–либо из джиннов видел Сулаймана, когда он находился в своем прибежище, этот джинн непременно сгорал в огне. Тот джинн не услышал голоса Сулаймана. Он вернулся назад, но все равно ничего не услышал. Он даже заблудился в пристанище Сулаймана, но не сгорел. Он увидел, что Сулайман (мир ему!) лежит на земле мертвым. Джинн вышел и рассказал всем, что Сулайман умер. Люди вошли в его пристанище и вынесли его оттуда. Они нашли его посох, источенный древоточцами, но не могли определить, когда именно он умер. Они дали древоточцам точить посох в течение целого дня, затем провели расчеты и установили, что он умер год назад.

Ибн Мас‘уд утверждает: После его смерти они продолжали трудиться в течение года. Поэтому люди уверены, что джинны лгут, потому что если бы они и вправду могли видеть будущее, то они узнали бы о смерти Сулаймана и не стали бы трудиться и повиноваться ему в течение целого года. Вот почему Аллах, хвала Ему, говорит: «...и лишь земной червь указал на его смерть, подъев посох, на который он опирался, и он упал. А когда он упал, лишь тогда уразумели джинны, что если бы они знали тайное, то не остались бы в унизительном и тяжелом для них наказании — труде». (34:14)

Ибн Джарир отмечает: Сулайман (мир ему!) умер на шестом десятке лет. Он приказал построить иерусалимскую мечеть через четыре года после восхождения на царский престол. Ибн ‘Аббас указывает, что он правил в течение двадцати лет. Ибн Джарир дополняет: После его смерти в течение семнадцати лет правил его сын Риобоам (Рахбаам), после чего произошел раздел Израильского царства.

Рассказ о Давиде (Дауде) (мир ему!)

Ибн Касир утверждает: Дауд (мир и благословение ему!) принадлежит к колену Иуды, сына Йакуба, сына Исаака, сына Ибрахима, мир им всем. Он — слуга Аллаха, посланник и наместник Аллаха в Иерусалиме. Как отмечалось выше, после того, как Дауд убил Джалута, Саул отдал ему полцарства Джалута и разделил с ним свою власть. Потомки Израиля любили Дауда и тянулись к нему. Он стал царем после Саула, и Аллах также сделал его пророком. Таким образом, он стал и царем, и пророком, в то время как до него царь принадлежал к одному колену потомков Израиля, в пророк — к другому.

Аллах, хвала Ему, говорит: «...и убил Дауд (Давид)... Джалута, вождя неверных. И Аллах даровал Дауду царство после Талута, и наделил его пророчеством, мудростью, полезными знаниями, и научил его тому, что Ему было угодно. Аллах всегда помогает тем, которые делают то, что улучшает жизнь на земле, а не тем, которые разрушают ее. Если бы Аллах не направлял Своих воинов против злодеев, чтобы покончить с их злодеяниями, а злодеев — к вражде друг с другом, то земля переполнилась бы бедой. Поистине, Аллах — Обладатель щедрости для обитателей миров — Своих рабов!» (2:251) Это означает, что если бы Аллах не назначал царей для того, чтобы они правили народом, сильные стали бы притеснять слабых. Передано, что об этом говорится так: земной правитель подобен тени Милостивого. Халиф Усман ибн Аффан, да будет Аллах доволен им, сказал: Через владыку (правителя) Аллах устанавливает то, что Он не устанавливает через Коран.

Согласно Ибн Касиру, Пророк Дауд (мир ему!) кормился за счет своего ремесла. Он изготавливал латы, чтобы защищать людей, когда они сражаются с врагами. Катада утверждает, что для него Аллах делал железо таким мягким, что он мог придавать ему форму, не прибегая ни к огню, ни к молоту. Он первым стал изготавливать кольчуги. Раньше латы делались в виде металлического листа. Затем Аллах научил его изготавливать кольчуги. Аллах, хвала ему, говорит: «Мы даровали Дауду милость — мудрость и Писание — и повелели горам повторять с ним хвалу Аллаху, когда он восхваляет Его, и подчинили ему птиц, которые вместе с ним будут поклоняться Аллаху и прославлять Его. Мы смягчили ему железо, чтобы он лил его, как хотел. Мы повелели ему делать просторные удобные кольчуги, которые бы защищали воинов от сильных ударов врага, и ковать их, тщательно соблюдая размер звеньев, и сказали ему и его семье: «Творите то, что вам и другим людям приносит добро и пользу. Поистине, Я вижу все, что вы делаете, и нет от Меня ничего тайного»». (34:10–11) Далее Аллах говорит: «И когда Дауд славил Аллаха Безупречного, Всевышнего, то горы и птицы вместе с ним — по Нашей воле —славили Аллаха. Мы все это совершили Своим могуществом. Мы научили Дауда, как делать кольчуги, чтобы они защищали вас от вашей ярости друг к другу. Вам следует благодарить Аллаха за эти блага, которыми Он вас одарил».(21:79–80) Аллах также говорит: «...вспоминай Нашего раба Дауда, человека сильного (в своей вере и великодушного) в своей жизни в земном мире. Он часто обращался к Аллаху во всех случаях жизни. Мы подчинили ему горы, чтобы он извлекал из них пользу. И они вместе с ним хвалят и славословят Аллаха Всевышнего, отвергая от Него все, что не подобает Ему, в конце дня вечером и утром в начале дня. Мы подчинили ему стаи разных птиц, которые слетались отовсюду. И горы, и птицы подчинялись воле Дауда, который использовал их, как хотел, для общего блага и пользы. Мы укрепили его власть и одарили его пророчеством, мудростью и способностью отличать истину от лжи». (38:17–20)

Согласно Ибн ‘Аббасу и Муджахиду, выражение Аллаха «человека сильного» обозначает силу и постоянство в вере и добрых делах. Ибн Касир указывает, что в двух Сахихах сообщается о том, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «Самой угодной Аллаху молитвой была молитва (Пророка) Дауда, а самым угодным Аллаху постом был пост (Пророка) Дауда. Он обычно спал в течение первой половины ночи и проводил в молитве треть ночи, а затем спал шестую часть ночи, и он имел обыкновение поститься через день и не бежал при виде врага».

Аллах даровал Дауду очень приятный голос. Когда он своим приятным голосом читал свою Книгу, Псалтирь, птицы собирались в стайки, чтобы подпевать ему, и горы вторили за ним хвалу Аллаху по вечерам и на заре.

Однажды вечером Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) проходил мимо Абу Мусы Ал–Аш‘ари, когда тот читал Коран. Он (Абу Муса) обладал очень приятным голосом, поэтому Пророк остановился послушать, как он читает, и сказал: «Он одарен одним из псалмов (Пророка) Дауда». Абу Усман Ан–Нади сказал: Я слышал, как звучат лютня и деревянные духовые инструменты, но я никогда не слышал более приятного голоса, чем голос Абу Мусы Ал–Аш‘ари.

Помимо сладкозвучного голоса, Дауд (мир ему!) отличался чтением своей Книги Псалмов. Имам Ахмад сообщает со ссылкой на Абу Хурайру, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «Чтение (Псалмов) было сделано легким для Дауда. Он приказывал, чтобы ему оседлали его животное для верховой езды и заканчивал читать Коран прежде, чем животное было оседлано. И он никогда не ел ничего, кроме того, что было заработано его собственными руками». Слово «Коран» в этом хадисе обозначает Псалмы, которые были ниспосланы ему Аллахом. Аллах Всемогущий говорит: «Аллах предпочел Дауда, ниспослав ему Псалтырь (Забур)». (17:55)

Что касается слов Аллаха: «Мы укрепили его власть», то они означают, что Аллах даровал ему колоссальную силу и авторитет, что он был уважаемым и умеющим отличать истину от лжи. Ибн Джарир сообщает со ссылкой на Ибн ‘Аббаса, что к Дауду (мир ему!) пришли два человека, прося рассудить их относительно коров, так как один из них утверждал, что второй незаконным образом присвоил их. Обвиняемый отрицал свою вину, а у обвиняющего не было никаких доказательств. Дауд отложил рассмотрение этого дела. Ночью Аллах открыл Дауду, что он должен убить обвиняющего. Утром Дауд сказал мне: Аллах открыл мне, что я должен убить тебя, поэтому я с неизбежностью убью тебя. Однако скажи мне, что с твоими обвинениями в адрес этого человека? Он сказал: Посланник Аллаха, мои претензии к нему обоснованны, но до этого я убил его отца, и никто об этом не знал. После этого Дауд приказал убить его, и это приказание было выполнено. Затем потомки Израиля воздали ему дань уважения.

Аллах, хвала Ему, говорит: «...и одарили его пророчеством, мудростью и способностью отличать истину от лжи». Согласно Ас–Судди, мудрость здесь означает пророчество, в то время как Муджахид утверждает, что она обозначает разум, вдумчивость и рассудительность. Что касается «способности отличать истину от лжи», то Ас–Судди указывает, что это означает способность разбираться в делах и выносить обоснованные и правильные решения.

Однажды Дауд (мир ему!) находился в своем личном покое, который был самым лучшим и самым священным помещением во всем его доме. Он приказал, чтобы в тот день никто не нарушал его одиночества. Вдруг он обнаружил перед собой двоих, кто перелезли через стену его личного покоя, прося его рассудить их. Аллах так повествует об этом: «Слышал ли ты, о Мухаммад, рассказ о тех, ведущих между собой тяжбу, которые перелезли через стену, а не прошли через дверь в святилище Дауда. Когда они вошли к Дауду, он испугался их и разволновался. Они ему сказали: «Не бойся! Мы спорили друг с другом. И мы были несправедливы друг к другу. Рассуди же между нами по справедливости и не преступай ее пределов, и выведи нас на верный путь». Один из спорящих сказал: «Это — мой брат. У него девяносто девять овец, а у меня одна овца. И сказал он мне: «Поручи мне ее, и я буду отвечать за нее, как за своих овец. И он убедил меня своими словами» Дауд ответил, не выслушав другого: «Он к тебе несправедливо отнесся, попросив поручить ему твою овцу, чтобы она была с другими овцами, которыми он владеет. Ведь многие из сотоварищей (деловых партнеров) несправедливо и незаконно относятся друг к другу, кроме тех, которые искренне уверовали и постоянно творили добро, но их очень мало». И понял Дауд, что Мы подвергали его испытанию, и просил он прощения у Аллаха, и пал ниц перед Ним богобоязненно. Мы простили ему то, что он так поспешил с решением, ибо он близок к Нам, и для него Нами уготовано прекрасное место по возвращении к Нам». (38:21–25)

В этом отрывке «он близок к Нам» и «прекрасное место по возвращении» относятся к тому, что Аллах приготовил для него на День Суда. Имам Муслим сообщает в своем «Сахихе», что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «И вот, вершители правосудия займут места на кафедрах из света по правую сторону от (Аллаха) Милосердного. По обе стороны от Сущности — правые стороны, равным образом почетные. (Вершители справедливости это) те, кто вершит справедливость в процессе правления, в делах, связанных с жизнью своих семей, и во всем, за что они берутся».

Толкователи Корана упоминают множество ссылок на эту историю, однако большинство из них представляют собой израилитские предания (исраилаят). Нет ни одного достоверного хадиса, в котором бы говорилось об этом, чтобы можно было опираться на него. Будет более сообразно просто процитировать эти айаты и оставить их толкование Аллаху, поскольку Коран — это Истина, как Истиной является и то, что в нем содержится. Тем не менее ученые расходились во мнениях о том, является ли простирание в Суре «Сад» обязательным или же оно представляет собой выражение благодарности. Абу Дауд сообщает со ссылкой на Абу Са‘ида Ал–Худри, что тот сказал: Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) читал Суру «Сад», находясь на кафедре, а когда он дошел до айата о падении ниц, то он сошел с кафедра и выполнил простирание вместе с народом. В другой день он читал эту Суру, а когда дошел до айата о простирании, то люди приготовились пасть ниц. Затем он сказал, что оно (выполнялось) — как знак покаяния Пророка, но я вижу, что вы уже приготовились совершить простирание. Поэтому он сошел с кафедры и выполнил простирание. Далее Аллах, хвала Ему, говорит: «Дауд, Мы сделали тебя Нашим наместником на земле. Так суди же между людьми справедливо, по Нашим законам, а не следуй за своими пристрастиями, а то они собьют тебя с прямого пути Аллаха. Для сбившихся с пути из–за своих пристрастий уготовано жестокое наказание в День расчета, про который они забыли». (38:26)

Ибн Касир утверждает: Эта речь Аллаха была обращена к Дауду, и в то же время она обращена ко всем правителям и повелителям. Им всем приказывается не отступать от справедливости и следовать явленной Аллахом истине, а не своим прихотям и желаниям. Далее Аллах предупреждает их о том, что в случае, если они отклонятся от пути Аллаха, в День Суда их постигнет суровое наказание.

Дауд (мир ему!) подал лучший пример справедливости и искреннего и глубокого поклонения Аллаху. Он совершал ряд дополнительных актов поклонения и заставлял свою семью следовать его примеру до такой степени, что не было такого часа, ни днем, ни ночью, когда они не совершали бы какого–либо вида поклонения Аллаху. Поэтому Аллах хвалит их, говоря: «Мы велели роду Дауда творить добрые деяния в знак выражения благодарности Аллаху, но мало, кто из Моих рабов, помнит Мою милость и благодарен за это». (34:13)

Возраст Дауда (мир ему!)

Ибн Касир утверждает: В хадисах о сотворении Адама сообщается, что тогда, когда Аллах извлек из чресел Адама его потомков и указал ему тех, кто будет Пророками, Адам увидел среди них человека со сияющим ликом и спросил: «О Господь! Кто этот человек?» Аллах сказал: «Это твой сын, Дауд». Он спросил: «О Господь! Сколько ему будет отпущено лет?» Аллах сказал: «60 лет». Он сказал: «О Господь! Увеличь отпущенный ему срок». Аллах сказал: «Я увеличу его только в том случае, если возьму их из твоего срока». (Адам уже знал от Аллаха, что ему суждено прожить тысячу лет), поэтому он подарил Дауду 40 лет от своего возраста. Когда жизнь Адама подошла к концу, пришел ангел смерти, чтобы забрать его душу. Тогда (Адам) сказал: «Мне отпущено еще 40 лет». Он забыл, что подарил их Дауду. Тогда Аллах дополнил срок жизни Адама до тысячи лет и срок жизни Дауда до ста лет.

Люди Писания утверждают, что Дауд правил в течение 40 лет. Ибн Касир указывает, что эту точку зрения можно принять, поскольку у нас нет ничего, что могло бы опровергнуть ее или же вступало бы в противоречие с ней.

Смерть Пророка Дауда (мир ему!)

Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «(Пророк) Дауд (мир ему!) был очень ревнивым человеком. Когда он выходил из дома, он имел обыкновение запирать его, чтобы никто не мог зайти в него до его возвращении. Однажды он вышел из дома и запер его. После этого его жена, идя по дому, увидела в нем человека. Она спросила тех, кто находился в доме (т. е. домочадцев): «Как этот человек вошел в дом, если он заперт? Клянусь Аллахом, сегодня Дауд останется недоволен нами». Когда Дауд вернулся домой, он обнаружил, что внутри находится человек. Он спросил его: «Кто ты такой?» Он (человек) ответил: «Я — тот, кто не страшится привратников (челяди) и не может быть остановлен ими». Дауд сказал: «Клянусь Аллахом, ты — ангел смерти. Да свершится воля Аллаха». Дауд подождал, пока ангел не заберет его душу. После того, как его омыли и обернули в саван, взошло солнце и осветило его. Сулайман сказал птицам: «Осените Дауда тенью». И они осеняли его тенью до тех пор, пока не стало темно. Затем Сулайман сказал птицам: «Сложите по одному крылу». Абу Хурайра говорил, что Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) стал показывать нам, как птицы складывали по одному крылу, и согнул собственную руку, и что в тот день соколы дали ему больше тени, чем другие птицы».

Исхак ибн Бишр сообщает, что Вахб ибн Мунаббих сказал: Народ собрался на похороны Дауда (мир ему!). В летний день люди сидели на солнцепеке. Среди тех, кто в тот день пришел на похороны, было сорок сотен отшельников. После Мусы и Харуна Дауд был самым оплакиваемым человеком у потомков Израиля. Люди страдали от солнечного жара и поэтому попросили Сулаймана защитить их от него. Сулайман вышел на улицу и призвал птиц, которые ответили на его зов. Он приказал им осенить людей тенью. Они собирались в ряды со всех сторон, до тех пор, пока не преградили дорогу ветру так, что люди начали задыхаться. Люди вновь пожаловались Сулайману (мир и благословение ему!) Поэтому он вновь вышел на улицу и приказал птицам отбрасывать тень со стороны солнца и очистить ту сторону, с которой дул ветер. Таково было первое проявление царственного могущества Сулаймана, которому они стали свидетелями.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)