АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Волшебство

Читайте также:
  1. Annotation 8 страница
  2. Annotation 9 страница
  3. ISBN 5-8291-0064-9 10 страница
  4. XIV век
  5. XX. Равенство жертв
  6. А) Поклонение женщине и поклонение душе.
  7. АМАЗОНСКИЙ ШАМАН ИСЧЕЗАЕТ
  8. Анимизм
  9. АННОТАЦИЯ
  10. Аррасские ведьмы
  11. Благодарности
  12. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот метод предполагает различные варианты “волшебных” изменений образов, так сказать «по щучьему велению». Он применим в тех случаях, когда клиент «не находит» способа изменить образ. Это может быть либо проявлением сопротивления, либо результатом ощущения собственного бессилия.

Клиенту можно предложить представить, что образ как-то сам изменился в нужном направлении, и попросить описать, каким он теперь стал. После этого можно интегрировать его с личностью клиента, а о прежнем образе можно забыть, если клиент сам признает, что старый образ теперь не нужен. То же самое можно делать “по воле” терапевта (и для этого вовсе не надо быть гипнотизером или экстрасенсом) или по просьбе к «высшим силам». Например, если некоторый образ накрепко соединен с телом клиента и “не хочет” диссоциироваться от него, можно искать мотив, из-за чего клиент держит этот образ, а можно предложить ему представить волшебный бальзам, смазав которым можно образ извлечь и залечить “рану”, образовавшуюся при извлечении. Хорошо также заполнять “пустоты” в личности тем, что должно там быть на самом деле, после того как негативный образ энтропировал. Волшебное воздействие может помогать управлять неуправляемыми образами, которые выходят из-под контроля клиента и т.д.

Пример. Мой кружок посещала молодая женщина, проливавшая слезы практически при каждом психологическом упражнении. На одном из занятий мы разбирали проблему, которая особенно ее мучила. Она создала образ этой проблемы на стуле перед собой и заявила, что не хочет быть такой как “это”. Меня удивило, что образ был окрашен (по субъективному отчету клиентки) в явно позитивные (серо-голубые) тона, хотя внешне напоминал что-то вроде переплетения мозговых извилин. Поэтому я спросил, а нет ли в ней какой-то части личности, которая не приемлет первую часть. Эта часть тут же нашлась и напоминала черную железную кочергу, которая с такой яростью набросилась на первый образ, что клиентка не могла ее сдерживать, она была в ужасе. Пришлось предложить ей представить, что я изолировал эту кочергу с помощью прозрачной стенки (никаких экстрасенсорных “фокусов” я не делал, но мне пришлось несколько раз повторить, что это уже сделано, чтобы она приняла это как факт).

Я предложил клиентке осознать, что же она сама чувствует по отношению к кочерге. Оказалось, что она люто ненавидит эту кочергу. Тогда я предложил высказать кочерге все, что она о ней думает, и что к ней испытывает. Несмотря на то что “кочерга” металась, не желая воспринимать передаваемые ей чувства, все-таки клиентка высказала ей все, и в результате этого кочерга исчезла, как будто растворилась. В итоге первая выделенная часть увеличилась в размерах, расцвела, если можно так выразиться, и клиентка тут же осознала, насколько она любит эту часть личности. Теперь она согласна была принять ее как часть себя и не чувствовала протеста против того, чтобы быть “этим”. Соединившись с этой частью личности, она ощутила настоящую эйфорию, полное счастье и огромный прилив энергии, ее глаза сияли. “Почему я вас не встретила, когда мне было 11 лет?!” - сказала она.

Вся эта игра образов в свете последнего высказывания была легко расшифрована. С раннего возраста мама (очень жесткий человек) твердила дочери, что она “не такая”, что она не должна быть такой, какая есть. Девочка интроецировала (то есть приняла в себя как свое собственное) это утверждение и всю дальнейшую жизнь прожила в раздоре с самой собой. Только на этом сеансе терапии сумев признать за собой право быть самой собой. Образ кочерги, как вы уже догадались, был образом ее мамы. Познакомившись в дальнейшем с этой мамой, я убедился, что он достаточно точно отражал склад ее характера. Потребовалось “волшебное” воздействие, чтобы сдержать ее агрессию (интроецированную дочерью). Этот пример может быть хорошей иллюстрацией того, как можно работать с родительским предписанием: «не будь самим собой».

Опасность этого приема заключается в том, что человек может придумать что угодно, не вкладывая в это никакой работы чувств. С этой точки зрения более надежным является преобразование, достигнутое в результате медленных и упорных изменений. Однако волшебство может служить подсобным приемом, позволяющим понять искренность намерений клиента, приемом, раскрывающим новые возможности, а также приемом, апеллирующим к ресурсам бессознательного, приемом, помогающим осознать смысл сопротивления. Всегда необходимо убедиться в реальности произошедших эмоциональных перемен.

2.2.11 “Возвращение подарка”

Этот прием позволяет удачно разрешить ряд конфликтных ситуаций. Очень часто люди подвергаются (или им кажется) агрессии с чьей-то стороны. Эти ситуации производят впечатление заданных чисто объективными обстоятельствами, но практика показывает, что их можно успешно решать и в субъективном смысле. Самый лучший совет, который может дать психолог в этих случаях, если он не хочет увязнуть в бесконечных и часто неправдивых жалобах клиента, не принимать чужую агрессивность к своей личности. Однако это проще сказать, чем сделать. Для пояснения этого приема рассказывается притча про Будду.

Однажды Будда сидел под своим любимым деревом бодхи. К нему пришел его идеологический противник, начал его критиковать и, прямо скажем, “поливать грязью”. Будда спокойно слушал критику в течение нескольких часов. Когда оппонент уже устал и закончил свою ругань, Будда спросил:

- Скажи, когда ты идешь к кому-то на праздник и купил этому человеку подарок, кому принадлежит подарок?.

- Ну, наверное, пока что мне, - ответил тот.

- А когда ты пришел и вручил этот подарок, то кому он теперь принадлежит?

- Ну, конечно, тому, кому я его подарил.

- А если этот человек не принял твой подарок и вернул его тебе обратно?

- Ну в этом случае он снова принадлежит мне.

- Так вот я не принимаю твоих слов.

Очень часто мы страдаем от критики или даже ругани в наш адрес, но мы страдаем до тех пор, пока принимаем эти “подарки”. Наше предложение клиенту состоит в том, чтобы представить эти отрицательные воздействия, которые он, может быть, испытывает ежедневно, в виде некоторого образа, и вежливо, но настойчиво вернуть этот “подарок” тому, кто его “подарил”.

Конечно, терапевт должен убедиться, что эта критика несправедлива, потому что в противном случае рискует потакать клиенту в иллюзорных обидах. Для этого достаточно попросить клиента привести пример. И если он не в состоянии этого сделать, мы убеждаемся, что он скорее проецирует на других свои собственные импульсы.

Этот прием работает очень эффективно даже в случаях, когда клиент уверен, что не сможет выдержать агрессию противоположной стороны (родителей, свекрови, начальства и т. д.). Подобных случаев в моей практике было достаточно много, но в голову почему-то приходит пример из личного опыта.

Пример. У меня учился очень агрессивный студент, который психологически нападал на всех преподавателей, стараясь как-то их посрамить и доказать, что они несостоятельны. Хотя он был довольно умным и взрослым человеком, нападки, нелепые по содержанию, были достаточно болезненны. После первого случая, который, признаюсь, меня задел, я сразу же понял, с кем имею дело, и больше никогда не принимал его “подколов” к собственной личности. Я воспринимал его как бешеного быка, который несется на меня, как на красную тряпку, а я уворачиваюсь от его рогов. Так продолжалось целый семестр, и я собрал целую коллекцию способов не принимать его “подарочки”. В конце семестра он подошел ко мне и спросил: “Николай Дмитриевич, у меня все время было ощущение, что я лечу на вас, как бык на красную тряпку. Раз... а вас там нет. Еще раз... а вас там опять нет. Как так может быть?”. - “Так бывает...” - ответил я.

Так может научиться поступать каждый, хотя это и требует определенного усердия и внимания.

Этот прием пригоден и в случаях очень сильной физической агрессии (изнасиловании, избиении и т. д.). Воспоминания об этих событиях мучают человека, заставляя его вновь и вновь переживать унижение. Возвращение зла, которое было причинено, людям, сделавшим это, позволяет клиенту обрести спокойствие, равновесие и самоуважение. Он восстанавливается как личность, “забывает” о печальном случае и, даже вспоминая о нем, ощущает, что это случилось как бы не с ним.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)