АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастная динамика творческой продуктивности

Читайте также:
  1. V. Девочка и ее возрастная группа
  2. V2: Термодинамика
  3. Биодинамика передвижения со скольжением (лыжи)
  4. Биодинамика прыжка
  5. Биодинамика с опорой на воду (плавание)
  6. Биологические основы развития и возрастная психология
  7. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности. Динамика системы ценностных отношений в период юности и ранней взрослости
  8. Виды средних издержек. Эффект отдачи от масштаба производства в положительных и отрицательных действиях и динамика средних издержек. Предельные издержки.
  9. Виды экономических кризисов и их динамика
  10. Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи и значение.
  11. Возрастная и гендерная динамика виктимизации детей

§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет».

§ X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество почти не существует».

§ Р.Вудвортс: «период 20 – 40 лет, очевидно, наиболее благоприятен для открытий».

§ Н.Беард, исследовавший вклад в культуру 1000 знаменитостей, ввел классификацию их жизни по десятилетиям:

v Бронзовая декада — от 20 до 30 лет;

v Золотая декада — от 30 до 40 лет;

v Серебряная декада — от 40 до 50 лет;

v Железная декада — от 50 до 60 лет;

v Оловянная декада — от 60 до 70 лет;

v Деревянная декада — от 70 до 80 лет.

§ Г.Леман опубликовал на эту тему более 50 статей и одну монографию (1953г.) Анализируя представленные им данные, можно сделать вывод, что наивысший период творческой активности у творческих личностей приходится на возраст 30–45 лет, затем происходит заметный спад (до 50% от максимального значения в возрасте около 45 лет) и практически полный спад к 70 годам.

§ В.Риис дал анализ творческих биографий врачей и композиторов, который особо останавливался на их творчестве в пожилом возрасте. Из 12 биографий композиторов, изученных автором, только у одного – Яна Сибелиуса, прожившего 92 года, наблюдался спад продуктивности, и то после 60 лет. У И.Брамса (1833–1897) и А.Дворжака (1841–1904) спад наблюдался только в последнее десятилетие жизни. Остальные 9 композиторов в выборке В.Рииса (Л. ван Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон-Бартольди, Р.Шуман, А.Брукнер, П.Чайковский, Г.Малер, С.Прокофьев, Д.Шостакович) плодотворно работали до последнего.

§ Маргарет Рихтер: активная творческая жизнь художника – это реальность. Портретист Альфред Граф успешно работал до 93 лет, Кристиан Даниэль Раух – до 78, Адольф Менцель – до 88.

§ А.А.Бодалев и Л.А.Рудкевич сопоставляют две группы: А – наиболее выдающихся представителей науки и искусства (всего 405 человек) и Б – менее выдающихся деятелей (всего 467 человек). Их выводы (всего 14):

1. Спад творческой активности в среднем возрасте распространен только в выборке Б.

2. Более выдающиеся представители творческого труда, как правило, раньше начинают профессиональную деятельность и раньше создают первые зрелые работы.

3. Окончание периода оптимальной продуктивности, как и окончание творческого труда в целом, у наиболее выдающихся ученых и деятелей искусства происходит обычно позже, чем у менее выдающихся.

4. У представителей выборки А фазовый характер деятельности в целом проявляется слабее. Период обучения (первая фаза) у них обычно более длительный и не прекращается с началом самостоятельной творческой деятельности (вторая фаза), часто же продолжается до кон­ца жизни. Третья фаза – продуктивная – обычно вообще не усматривается. У менее выдающихся деятелей искусства фазовый характер деятельности выражен более четко. Вторая фаза (пери­од расцвета) в выборке А по длительности значительно превосходит таковую в выборке Б.

5. В обеих выборках спад наблюдается чаще в точных науках и изобретательстве, чем в гуманитарных науках, живописи, музыке и т.д.

6. Спад чаще наличествует у тех ученых и деятелей искусства, чье творчество совпало с кульминационным пунктом в развитии соответствующей области или завершило его, а также у ученых и деятелей искусства с консервативными взглядами, «ориентированных назад». У представителей творческого труда, работавших на более ранних этапах развития данной области, у прогрессивные ученых и деятелей искусства спад выражен реже.

7. Явление второй кульминации (подъем продуктивности на пятом десятилетии жизни) довольно редко встречалось в выборке (только у 15,3%). На этом основании авторы предполагают, что вторая кульминация не является некой закономерностью развития представителей творческого труда.

8. У представителей творческого труда редко наблюдается спад продуктивности в годы, предшествующие смерти. Напротив, у наиболее выдающихся деятелей науки и искусства в эти годы часто происходит подъем продуктивности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)