АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематика докладов и рефератов

Читайте также:
  1. Базидиальные грибы, особенности биологии как высших представителей грибов, систематика, значение в природе и для человека.
  2. БАКТЕРИИ. СТРОЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, СИСТЕМАТИКА
  3. Бурые и красные водоросли, общая характеристика, морфология, основы физиологии, специфика жизненных циклов, систематика, роль в биосфере и в жизни человека.
  4. Лекция № 2. Систематика и морфология микроорганизмов.
  5. МАТЕМАТИКА
  6. МАТЕМАТИКА
  7. Математика
  8. Математика в современном мире.
  9. Методические рекомендации для выполнения рефератов
  10. Направление в искусстве XVIII в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение норм и правил
  11. Перечень вопросов итоговой аттестации по дисциплине Математика
  12. Поэзия Высоцкого, тематика и своеобразие поэтики

«Массовая» и «элитарная» культуры: взаимодействие или противостояние.

Национальные типы культур.

О. Шпенглер и его концепция культурно-исторических типов.

Н. Данилевский и О. Шпенглер о развитии общества.

Восток – Запад: диалог культур.

Историческое место России в развитии цивилизации и культуры.

Массовая культура: сущность и влияние на человека.

Философское осмысление культуры. Функции культуры.

Культура и цивилизация.

Россия в диалоге культур.

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Исламгалиева С. К. Культурология [Текст]: курс лекций. - 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2009.

Кармин А. С. Культурология [Текст]: учебник. - 5-е изд., стер. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2009.

Культурология [Текст]: учебное пособие / под ред. Г. В. Драча. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

Михайлова Л. И. Социология культуры [Текст]: учебное пособие. - 4-е изд., доп. - М.: Дашков и К, 2008.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Пелипенко А. А. Культура как система. - М.: Языки русской культуры, 1998.

Садохин А. П. История мировой культуры [Текст]: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2010.

 

1. Понятие культуры

Первоначальное значение латинского слова " культура " связано с такими словами как возделывание, уход, почитание. Изначально применение слова "культура" ограничивалось сферой сельского хозяйства, под ним понимался способ возделывания, обработки земли, и только в XVIII веке оно стало наполняться духовным содержанием и обозначать совершенствование человеческих качеств. В эпоху Просвещения культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах.

В современном значении слово " культура " впервые употребил немецкий историк и философ И.Г. Гердер (1744-1803). В 20-ти томном труде "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791) он впервые употребил это слово во множественном числе, подчеркнув уникальность и равноправность различных национальных культур. По его мнению, именно культура является основной сплачивающей силой общества, а внутренней сущностью самой культуры, ее ядром выступает язык.

В XX веке культура начинает трактоваться предельно широко – как универсальный способ бытия человека в мире (в отличие от животных, о культуре которых можно говорить только в метафорическом смысле), как искусственно созданная, преобразованная человеком среда обитания (в этом смысле культура выступает синонимом ноосферы).

Культура обычно понимается в двух основных значениях: широком и узком. В первом случае культура оказывается тождественной общественной человеческой жизни, во втором – выступает синонимом духовной жизни общества и человека.

Современные исследователи насчитывают более 500 различных определений культуры, отметим лишь некоторые из них, наиболее репрезентативные.

Так, Зигмунд Фрейд в работе "Будущее одной иллюзии" определил культуру как "Всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми".

По мнению А.Г. Спиркина, культура – есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. А.И.Кравченко определяет культуру как "комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". По А.Л. Доброхотову, " культура – это универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы".

На наш взгляд, наиболее емко и лаконично культуру можно определить как материально-духовную среду, созданную человеком. В этом отношении культура, с одной стороны, противостоит, а, с другой стороны, надстраивается, вырастает из природы как естественной среды обитания человека и общества.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации человека и общества.

С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, "система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе" (Э. Маркарян).

Важно отметить, что основным элементом культуры, её далее неделимой "клеточкой" выступает ценность. Понятие ценности выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Иными словами, ценность имеет значение потому, что способна удовлетворить потребности человека или общества. Таким образом, получается, что к культуре относится все, что ценно для человека, что имеет для него значение.

 

2. Типология культур

 

В отечественной философии принято различать, прежде всего, материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся материальные ценности, т.е. те предметы и явления, которые удовлетворяют наши телесные потребности. Среди них важнейшее место занимают средства производства, технические устройства и сооружения. Соответственно, духовная культура включает духовные ценности, способные удовлетворять потребности нашей души. Следует отметить, что одна и та же вещь может быть одновременно элементом и материальной, и духовной культуры. Например, здание Ярославского вокзала в Москве как объект материальной культуры служит для размещения железнодорожных служб, укрытия от непогоды и холода, а как объект духовной культуры является памятником архитектуры эпохи модерна.

Каждый вид человеческой деятельности требует развития определенного вида культуры, поскольку может осуществляться как рационально, эффективно, так и нерационально. Когда мы говорим, например, о культуре труда, отдыха, общения, о политической, правовой, экологической и т.д. культуре человека и общества, то мы имеем в виду определенную систему сложившихся разумных норм и правил, следование которым позволяет реализовывать различные виды деятельности грамотно, на высоком "человеческом" уровне. Таким образом, в культуре выделяется не только вещный и ценностный, но также и нормативный аспект. Наибольшее значение для человека имеют правовые и моральные нормы, о которых речь шла выше (в параграфе, посвященном философии морали).

Другим важным критерием для дифференциации культур является национально-государственный (этно-социальный, региональный), в соответствии с которым выделяют американскую, китайскую, российскую и др. культуры, а внутри, к примеру, российской – русскую, татарскую, башкирскую и др. В мировом масштабе также выделяют такие глобальные культурно-исторические типы, как восточный и западный. Для первого характерны такие ценности как традиционализм, коллективизм, созерцательность, уважение к старшим и др., тогда как западная культура покоится на индивидуализме, утверждает прогрессизм (стремление к новациям), больше чтит активность и стремление к преобразованию мира.

По субъектному признаку можно говорить о культуре общества и личности, а также о корпоративной, профессиональной и др. групповых культурах. Если культура общества наполняется ценностями и нормами, то культура личности включает знания, умения и навыки, убеждения и ценностные ориентации личности. Культура личности производна от культуры общества, и выражает степень овладения индивидом достижениями культуры. Также различают элитарную и массовую культуру, для первой характерна ориентация на непонятность, сложность, изысканность норм и ценностей, тогда как массовая культура обычно тяготеет к простоте, понятности, доступности, развлекательности. К типичным формам массовой культуры относят комиксы, дорожные романы, боевики, «мыльные оперы», тогда как в высокую элитарную культуру включают классическую литературу, философию, живопись, классическую музыку, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки.

Выделяют также такие понятия как «субкультура» и «контркультура». Первая характеризуют культуру отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежная культура, профессиональные субкультуры). Контркультура же носит протестный характер – это протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждения человека. Контркультурой часто ставятся серьезные проблемы, существующие в обществе, но замалчиваемые официальной властью. Молодежная контркультура обратила внимание общества на глобальные проблемы современности, способствовала созданию движения «зеленых», активно выступает против войны, за разоружение и т.д.

Разновидностью контркультуры является андеграунд. Это подпольная культура, которая преследуется властью и является оппозиционной по отношению к официальной политике. Она имеется во всех странах мира, но особенно характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами. Официальной культуре, поддерживаемой и пропагандируемой государством, противостоит также народная культура, представленная не только фольклором, но и многообразными традициями, обычаями, нормами, ценностями, функционирующими в быту.

 

3. Развитие культуры

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, "инерционность" в культуре – это традиция: элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д. – сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество, каждое последующее поколение усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные временем нормы культуры.

Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Таким образом, единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

 

4. Культура и цивилизация

 

С понятием культуры тесно связано понятие цивилизации. Первоначально культура и цивилизация рассматривались как близкие по смыслу понятия, поэтому до сих пор слова "культурный человек" и "цивилизованный человек" (или народ) мыслятся как тождественные. В Древнем Риме слово " цивилизация " (от лат. civilis — гражданский, государственный) обозначало ступень общественного развития, следующую за варварством и характеризующуюся наличием государства, городов (урбанизацией), письменности, высоким уровнем развития техники, ремесел, искусства.

В настоящее время существует как минимум пять основных смыслов понятия "цивилизация":

1. Цивилизация как синоним культуры.

2. Цивилизация – это ступень общественного развития, следующая за варварством и противостоящая ему (Морган, Энгельс).

3. Цивилизация - это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека (философы эпохи Просвещения).

4. Цивилизация как нисходящий этап в развитии общества, следующий за культурой (О. Шпенглер).

5. Цивилизация – это крупная социокультурная система, функционирующая в определенное историческое время, в ограниченном географическом ареале (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби).

В последнем смысле данное понятие может использоваться для обозначения определенного этапа развития национальной культуры: китайская цивилизация средневековья, русская цивилизация петровских времен и т.д., а также для обозначения региональной культуры в современную эпоху: западная цивилизация, арабская цивилизация и др.

В традиционном философском понимании цивилизация в качестве основных элементов включает в себя преобразованную, окультуренную природу (возделанные поля, распланированный город и т.п.); средства этого преобразования (инструменты, машины, орудия труда); социальную инфраструктуру (общественные отношения, духовные ценности общества); человека, усвоившего достижения культуры.

Цивилизация с древнейших времен присутствует в куль­туре как ее необходимая материально-техническая составляющая. Но, начиная с эпохи Возрождения, а особенно с Нового времени происходит интенсивное развитие науки и техники, нарастают социально-политические движения, выливающиеся в революции XVII-XIX веков. В то же время цивилизационная сторона развития оставалась составной частью общей духовно-органической культуры. Можно даже утверждать, что духовная и материальная компоненты куль­туры все еще находились в состоянии некоторого подвижного рав­новесия. Такое равновесие было характерно и для XIX столетия, ко­гда еще сохранялась высокая духовная культура и в то же время рождались в массовом масштабе великие научные и технические достижения.

Вместе с тем, уже в рассматриваемое время намечаются первые трещины между культурой и цивилизацией, которые впоследст­вии - уже в наши дни приведут чуть ли не к открытому антаго­низму между ними. Еще в середине XVIII столетия Ж.-Ж. Руссо обратил внимание мировой общественности на тот факт, что цивилизационный прогресс не сопровождается прогрессом нравственным. А уже во второй половине XIX - начале XX столетия, целая плеяда философов (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. А. Бердяев и др.) забила тревогу по поводу существующих и возможных последствий цивилизационного развития. В настоящее же время во весь голос заставили говорить о себе глобальные проблемы современности.

Известно, что в стадию цивилизации Европа вступила в начале ХХ века. Характеристиками этого этапа человеческой истории являются: высокий уровень развития науки и техники, упадок в области литературы и искусства, огромный рост городов. Человечество получает возможность производить все необходимое, причем в огромных количествах, не отличающееся разнообразием. Происходит стандартизация, "омассовление" жизни. Нация, наиболее развитая технически претендует на мировое лидерство. Ее культура, вместо того, чтобы развиваться во взаимообмене с соседями, сгорает в борьбе за господство в мире. В частности, Ф.М. Достоевский отмечал, что цивилизация – это болезненная индивидуализация, порождающая сознание как болезнь.

Впервые понятия культуры и цивилизации противопоставил в начале XX века Освальд Шпенглер (1880 – 1936). Для него "цивилизация" - это, в сущности, синоним материальной культуры, а "культура" - духовной. Шпенглер отличает "живой организм" культуры, репрезентируемый наукой, искусством, религией, от "механизма" цивилизации, связанного с техникой, промышленностью, государством.

В своей концепции "культурно-исторических типов" Шпенглер утверждает, что каждая самобытная культура, коих он в истории человечества насчитал девять, похожа в своем развитии на цветок: она зарождается, достигает расцвета (поры цветения), а затем начинает медленно деградировать. Именно завершающая стадия в развитии культуры отождествляется Шпенглером с цивилизацией, последняя рисуется им в черно-пессимистических тонах как "труп культуры", "мумия живого тела культуры". В эпоху цивилизации духовное отодвигается на второй план, а на первое место выдвигается стремление к комфорту и развлечениям, приобретающее массовый размах. На стадии цивилизации бурно развивается промышленность, техника, утверждается низкопробное массовое искусство, тогда как высокое искусство теряет популярность. По мнению Шпенглера, распространение в начале XX века множества авангардистских направлений в искусстве (фовизма, кубизма, абстракционизма и пр.), становление индустрии массовых развлечений (напр., спортивных зрелищ) однозначно свидетельствует об окончательном вступлении западного мира в эпоху цивилизации, которая неизбежно закончится "закатом Европы".

Переход от культуры к цивилизации неизбежно приводит к из­менению отношения человека к природе. На протяжении многих тысячелетий наблюдается удаление человечества от природы. Каж­дый отдельный этнос все дальше отходит от коренного места своего зарождения. В условиях научно-технической револю­ции и под возрастающим воздействием средств массовой информа­ции создается впечатление полного отделения человека от своей земли. Некоторые авторы прямо начинают говорить о том, что в конце 20 века любая культура якобы может произрастать где угод­но, на любой почве (Э. В. Соловьев). Утверждается, например, что центр христианства совершенно свободно может быть перенесен хоть в Японию. Нам представляется, что здесь мы имеем дело с односторонним космополитизмом, т. е. с бесчувственным и безраз­личным отношением к своей почве, к своей Родине. В условиях растущего космополитизма в народных массах и у отдельных пред­ставителей национальных элит возникает чувство протеста и даже ненависти к той цивилизации, которая начинает рассматриваться как прямая угроза национальной культуре и национальному досто­инству. И в наши дни можно наблюдать явное противодействие, скажем, американской цивилизации в ряде европейских стран (Франция, Германия, Россия).

Философы выделяют ряд отличий культуры и цивилизации:

1) Культуру создают личности, а цивилизацию – массы;

2) Культуру выдает оригинальное, уникальное, тогда как цивилизация предполагает усвоенность образцов, стереотипов;

3) Цивилизация лежит вне человека и часто враждебна ему, культура же проходит через человека и составляет духовную основу его жизни;

4) Культура стремится к преемственности и взаимообмену, цивилизация – к обособлению.

5) Цивилизация – это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, в то время как культура выражает отношение к этому типу общества и к миру в целом.

Таким образом, цивилизация являет собой временнóе понятие, а культура – общечеловеческое. Культура способна жить (пусть и в несколько размытом, фрагментарном виде) даже после того, как породившая ее цивилизация ушла в небытие. Так, в современной цивилизации продолжают жить элементы древних культур: сказания, традиции, суеверия.

Но вряд ли имеет смысл противопоставлять культуру и циви­лизацию по принципу "или - или". Мир богат и многообразен и поэтому есть смысл ориентироваться на чувство духовного проник­новения и к своей стране, и ко всему человечеству и к каждому отдельному человеку.

Цивилизация по сути космополитична, тогда как глубин­ная культура самобытна и национальна. Различные социумы могут безболезненно заимствовать достижения цивилизации в виде дос­тижений науки, техники, технологий. Заимствовать же глубинную культуру просто невозможно хотя бы в силу ее рациональной не­выразимости. Можно сказать, что культурные заимствования воз­можны только в сфере их предметной выраженности, оформленности. Но и в этом случае они приобретают совершенно иное звуча­ние в рамках другой культуры.

Итак, в каком же смысле можно говорить о цивилизации как антиподе культуры? Во-первых, в смысле соотношения рациональ­ного и духовно-эмоционального (иррационального). Во-вторых, в смысле влияния на человека. Правильнее было бы говорить о куль­туре и цивилизации не как об антиподах, а как об альтернативах, противоположностях, которые в принципе где-то необходимы друг другу и друг друга дополняют. В известном смысле цивилизация есть критическая точка в развитии культуры.

Все сказанное позволяет дать более развернутые определения культуры и цивилизации. Под культурой мы понимаем исторически сложившуюся систему ценностно-эмоциональных отношений человека с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой, а также результаты этих отношений в виде материальных и духовных ценностей и внутренних качеств человека. Такое понятие культуры выявляет некоторые общие моменты, присущие как культурам первобытных народов, так и культурам всех последующих исторических эпох, вплоть до нашего времени. Цивилизацию мы определяем как состояние, элемент культуры, обусловленный уровнем научно-технических структур в обществе и рационально-психологических образований в духовном мире человека.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. В чем специфика философского анализа культуры?

2. Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

3. Назовите наиболее распространенные типологии культуры.

4. Дайте сравнительную характеристику восточного и западного типов культуры.

5. Что такое цивилизация и каковы её основные элементы?

6. Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

7. Заполните сравнительную таблицу:

 

Тип культуры Элементы Примеры Роль в обществе
Элитарная      
Массовая      

 

7. От чего зависит культурный уровень человека?

 

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)