АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И. Ялома и Р. Мэя

Читайте также:
  1. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролла Мэя

I. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных со смертью, его стара­ются подвести к такому углубленному осознанию смерти, кото­рое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиаль­ных (типичных, лишенных оригинальности, т. е. творческого участия глубинных слоев личности человека), бессмысленных поступков. Они должны начать глубже понимать смысл жиз­ни в настоящем, на более глубоком^уровне общаться с близки­ми, меньше бояться быть отвергнутыми, установить более тес­ный контакт с природой. Клиенту стараются помочь осознать, что существование не может быть отложено. Его побуждают к тому, чтобы осуществлять мудрый подсчет полученных от жизни счастливых даров. Для этого можно использовать сле­дующие методические приемы:

1. Самораскрытие психолога-консультанта. Оно может принимать следующие формы:

· Рассказ клиенту о собственных попытках примириться с предельными экзистенциальными беспокойствами.

· Донесение до клиента мыслей и чувств, которые испыты­вает консультант «здесь и теперь» по поводу проблем кли­ента.

· «Дозволение терпеть» — до клиента доводится, что тема смерти - типичная и поощряемая, нужная тема в отноше-; ниях психолога с клиентом. При этом важно, чтобы сам консультант не боялся этой темы.

2. Идентификация механизмов психологической защи­ты. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности.

3. Работа с напоминаниями о недолговечности (бренно­сти) существования. Клиента настраивают на знаки смертно­сти, которые являются частью нормальной жизни.

4. Использование вспомогательных средств для углубле­ния осознания смертности:

· Клиента побуждают написать свой некролог (статья, по­священная умершему, с характеристикой его жизни и дея­тельности).

· Клиенту предлагают пофантазировать на тему смерти: где и когда клиент встретит смерть, как пройдут похо­роны.

· Клиента побуждают к общению с неизлечимо больными людьми, наблюдению за их поведением.

5. Клиента поощряют к восстановлению более строгого контроля над теми аспектами жизни, на которые он может влиять.

II. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных со свободой, клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь с по­мощью следующих методических приемов:

1. Идентификация механизмов психологической защи­ты. Клиенту разъясняют сущность психологических защит, ста­вят лицом к лицу с ответственностью за собственные несчастья через следующие действия:

· Когда клиент жалуется на собственные несчастья, его спра­шивают, как он создал данные ситуации.

· Если клиент принижает других людей, ему указывают на его собственные подобные черты.

· Консультант фиксирует внимание клиента на том, что он использует язык уклонения от ответственности - говорит «Я не могу» вместо «Я не хочу».

2. Идентификация уклонения от ответственности «здесь и теперь» • Обращают внимание клиента на его поведение «здесь и теперь», определяющее проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

3. Столкновение с реалистичными ограничениями. Кли­енту помогают определить, на какие области он может влиять, а на какие не может.

4. Противостояние экзистенциальной вине. Клиента ориентируют на то, чтобы жить по совести, когда он посту­пает против нее.

5. Освобождение способности желать у клиента с забло­кированными аффектами. Это делается с помощью вопросов: «Что вы чувствуете?», «Что вы хотите?».

6. Фасилитация принятия решений. Клиент подчас пара­лизует свою способность принимать решения посредством фраз, начинающихся словами «Что, если...». Например: «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую?» Консультант помо­гает клиенту исследовать разветвления каждого вопроса «Что если...» и анализировать чувства, которые инициируются этими вопросами.

III. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных с изоляцией, ему помо­гают противостоять этим беспокойствам с помощью следую­щих приемов:

1. Столкновение клиента с изоляцией. Клиенту помога­ют понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений. Иногда рекоменду­ется побыть в изоляции, чтобы осознать масштабы своих скры­тых ресурсов, ужас одиночества, свое мужество.

2. Идентификация механизмов психологической защи­ты.

3. Идентификация межличностной патологии. Опреде­ляются способы уклонения клиента от реальных отношений с другими. При этом обсуждаются следующие вопросы:

· Насколько клиент относится к людям, как к объектам, служащим для удовлетворения его желаний?

· Насколько хорошо он умеет любить окружающих людей?

· Насколько хорошо он умеет выслушивать собеседников и раскрывать себя?

· Каким образом он удерживает людей на расстоянии?

4. Использование отношений консультант—клиент с це­лью выявления патологии.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)