АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Джайнизм

Читайте также:
  1. Джайнизм
  2. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Джайнизм, буддизм. 7.Основные школы и направления древнекитайской философии. Даосизм, конфуцианство.

Джайнизм – одна из разновидностей, ветвь индуизма. Сформировалась религия джайнизма в У1 в. до н.э., отколовшись от брахманизма. Основателем джайнизма считается 24-ый пророк Вардхамана, который через 12 лет упорных молитв и самоотрешения стал Джиной (т.е. Победителем). Джина "победил" не какого-то внешнего врага или демона, а свои собственные страсти и влечения. А потому он зовется также Махавиру, или "Великий Герой".

Религиозные представления джайнизма близки к индуизму, но и имеют существенные отличия от него.

Как и индуизм, джайнизм придерживается концепции кармы, воздаяния за все человеческие поступки. Как и буддизм, джайнизм признает целью человека достижение нирваны. Однако в джайнизме понятие нирваны расходится с буддийским представлением. Если в буддизме нирвана – это "угасание", освобождение от чувственного восприятия мира вообще, то в джайнизме – нирвана означает освобождение от соблазнов, которыми полон мир. Как и индуизм, джайнизм признает идею самосовершенствования и саморазвития.

Но есть существенные отличия джайнизма от индуизма. Джайнизм не относится к ортодоксальным ведическим религиям.

Что это означает? Джайнизм, высоко ценя достижения своего основателя и Великого Учителя Махавиру, полагает, что для достижения победы над самим собой человеку нет необходимости обращаться к богу или богам. Человек сам должен иметь волю и быть способным к самоорганизации. Джайнизм отрицает веру в Бога-Творца и иных богов.

Джайнизм следует древним традициям аниматизма. Он признает существование души как вечной субстанциональной сущности и основы мира. Души наполняют мир. Душа, считают последователи джайнизма, присутствует и в материальных вещах, и в духовных явлениях; и у растений, и у любого организма. Мир же изначален и не сотворен, он вечен. Тело человека формируют прежние жизни (по принципу самсары), а душа совершенствуется.

Джайнизм – это религия аскетизма. Достижение нирваны – цель аскета. Аскетизм – вообще предпочтительный образ жизни для джайнизма. Он состоит в особой нравственной самодисциплине, предполагающей отказ от чувственных влечений и телесных потребностей, самоотречение и достижение нравственного совершенства. При этом в джайнизме аскетизм может достигать крайней степени отречения от жизненных благ.

Но все же самым важным принципом джайнизма является ахимса, не причинение вреда живому.

В зависимости от того, насколько ревностными последователями ахимсы являются джайны, они делятся на два направления. Последователи джайнизма, проживающие на севере страны, называются светамбары, т.е. "одетые в белое". Их одежда должна быть такой, чтобы любое живое существо было бы на ней заметно, и это позволило бы не причинить ему вреда. Последователи джайнизма, проживающие на юге страны, называются дигамбары, т.е. "одетые воздухом". Они вовсе обходятся без одежды (по той же причине). И конечно, дигамбары предпочтительнее, чем светамбары.

Религиозный культ джайнизма вполне соответствует его религиозным представлениям.

Религия запрещает своим последователям заниматься охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством, поскольку эти занятия связаны с опасностью нанесения увечья, вреда или даже лишения жизни какого-либо существа. Джайнизм предписывает пить только процеженную воду и ходить с повязкой на рту, мести дорожку перед собой, чтобы ненароком не проглотить или не растоптать живое существо. В джайнизме принято строгое вегетарианство. Запрещено не только употребление в пищу мяса, но и - есть клубни, корни, плоды и т.п., поскольку в них семена – начало новой жизни.

В джайнизме верующие дают пять нравственных обетов: не вредить живому; не воровать; не копить; не прелюбодействовать; не лгать. Эти пять " не " являются важнейшим требованием культа.

Сторонники джайнизма почитают три великих драгоценности. Первая драгоценность - Совершенное воззрение, т.е. Учение Махавиру об Истине. Вторая драгоценность - Совершенное знание, т.е. поучения гуру, духовных учителей и наследников Махавиру, знание сущности души и мира. Третья драгоценность – Совершенное поведение, т.е. соблюдение религиозных правил и обетов джайнизма. Из них главными правилами являются пять обетов, пять "не".

Религиозные организации джайнизма, как и индуизма, в своей основе имеют общины, коммуны.

В отличие от индуизма, с их сложной иерархией жречества, джайнизм является коммуналистской религией. Коммунализм в джайнизме состоит в принципе равенства всех его последователей.

И этот принцип равенства характерен не только для отношений между сторонниками религиозного культа. В отличие от индуизма, джайнизм, как и буддизм, выступил против кастовости, разделяющей людей на низшие и высшие категории.

Джайнистские храмы очень красочны. Кажется, что красочность, а не торжество ритуала, была главной целью их устроителей. В храмах изображены красивые герои, улыбающиеся, радующиеся жизни и тому, что они смогли противостоять искушениям. Цветы, фрукты, украшения наполняют храмы. Нет атмосферы уныния или страха, а есть радость и ощущение жизни. В храмах, разумеется, нет изображений Брахмы или иных богов. Есть скульптуры Махавиру и других героев среди людей. Они почитаются как победители своих страстей и последователи Джины-Победителя.

При храмах действуют монастыри. Верующие джайны делятся на два направления, как и в большинстве религий, - монахов и мирян. С той лишь разницей, что обе категории людей равны между собой, они – члены одной общины (коммуны).

Современные последователи джайнизма заняты, в основном, в финансовой области общественного труда, в торговле и ростовщичестве. Чаще всего джайны – это банковские служащие, предприниматели, бизнесмены или финансисты. Джайнизм довольно распространен в Индии и по настоящее время. Так, в Бомбее живет примерно 2 млн. сторонников джайнизма.

Таков джайнизмодно из направлений индуизма. Подведем итоги.

- Джайнизм – направление индуизма, но он отделился от индуизма из-за несогласия с политеизмом, разделением людей на касты, освященным Ведами.

- Джайнизм не является ортодоксальной ведической религией. Идеологически он скорее напоминает определенную философию жизни, построенную на принципе самосовершенствования.

- Джайнизм отрицает идею Бога, а признает Великого Героя, Джину - Победителя, преодолевшего собственные страсти. Таким, считают последователи джайнизма, может стать каждый человек, если будет следовать аскетизму и ахимсе.

- Кроме того, индуизму и кастовости джайнизм противопоставляет коммунализм и равенство.

2.4. Сикхизм

Сикхизм – еще одна ветвь в индуизме. Но сикхизм стал в 16-17 в.в. самостоятельой религией. Религия сикхизм получила распространение, главным образом, на территории северной Индии, в районе Пятиречья (Пенджаба) на стыке индуизма и ислама.

Религиозный синкретизм был присущ сикхизму с самого его зарождения. Сикхизм возник в рамках индуизма среди городского населения, торговых слоев. На формирование сикхизма большое влияние оказало весьма влиятельное в то время мусульманство, особенно одно из его направлений – суфизм. Суфизм – мистическое направление в мусульманстве, сочетающее в своем учении идеи богопознания и аскетической практики.

Основателем сикхизма считается духовный учитель – гуру Нанак (1469-1539). Нанак – индийский поэт. В его творчестве особое внимание было обращено на антифеодальные, демократические идеи. Они представали как идеи бхакти, т.е. религиозной любви и равенства. Нанак создал общину сикхов и стал ее первым гуру. Стихи Нанака были положены в основу его книги, ставшей впоследствии священной книгой сикхов – " Адигрантх" ("Изначальная Книга"). После смерти Нанака сменилось девять его ближайших учеников, ставших затем также учителями – гуру. Последним почитаемым гуру был Говинд (1675-1708). Все девять гуру считались воплощением Нанака и продолжателями единого учения.

Поначалу сикхизм был сектой в индуизме, затем стал быстро распространяться в Пенджабе и вскоре приобрел самостоятельное значение.

Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами в 17-начале 18 века, бывшими в то время весьма сильным противником и завоевателем многих земель, в том числе и северной Индии. Однако сикхи не только смогли противостоять моголам, но и создать собственное государство в Пенджабе (1765-1849).

Свое название сикхизм получил от слова "сикх" – ученик. И смысл названия этого религиозного направления заключается в том, что в нем все верующие – равные между собой "ученики".

Религиозное представление сикхизма состоит в таких главных положениях.

1. Все сикхи - ученики и последователи одного учителя – гуру Нанака. Сикхизм близок к джайнизму в том, что, как и джайнизм, он обращен к авторитету учителя и основателя своей религии.

2. На этом принципе ученичества основан и второй принцип – коммунализма, который тоже является общим с джайнизмом. Сикхи полагают, что все люди равны. И именно на этой основе они, как и джайны, отвергают кастовость.

3. В основе религиозного вероучения лежало представление о едином Боге. В некотором смысле можно считать сикхизм религией формирующегося единобожия. И этим сикхизм существенно отличается от индуизма. Выступив против кастовости и провозгласив равенство всех людей, сикхи также отвергли жертвоприношения, посты и богослужения, значительно упростив религию. Возможно, принцип единобожия в сикхизме развивался под влиянием мусульманского монотеизма. Сикхи считали людей равными перед Единым Богом. Единобожие, отрицание многобожия и идолопоклонства явились важными особенностями сикхизма, значительно продвинувшими религиозные представления людей этого региона и этноса.

4. Монотеизм сикхизма состоял в отказе от политеизма индуизма и критике индуизма. Монотеизм этого направления был основан его учителем – Нанаком и являлся его главной заповедью.

Нанак признавал Единого Бога и называл его "Эк", т.е. "Один". Нанак пояснял, что Бог может иметь много имен. К примеру, он может называться Вишну, Шива, Брахма, Аллах - но все это имена одного, единственного Бога. Человек же должен преодолеть сомнение и дуализм (" дубидха "). На самом деле, у Единого Бога нет имени. Его называют Хари - в вишнуизме, Рама – в кришнаизме, Аллах или Сахиб – в исламе, но это не имеет значения.

Бог, полагал Нанак, лишен каких-либо качеств (" ниргун "). Он есть Абсолют. Но во время практики медитаций, пения и чтения молитв, гимнов человек может обратиться к Нему как к "имеющему качества" (" сагун ").

Бог, по учению сикхов, - Созидатель, Хранитель и Разрушитель. Он – " без начала ", " вне времени ", " нерожден ", " бессмертен ".

У Бога нет, и не может быть аватар. Он – Сат, т.е. сама Реальность и Истина.

Обращаться к Богу следует без посредников. Человек соблюдает дхарму, т.е. свой нравственный долг перед Богом. Он ответствен только перед Богом.

Монотеизм сикхов уравнивал всех верующих перед Единым Богом. Эта идея равенства противостояла индуизму.

Религиозный культ сикхизма и религиозная организация состоят в следующем.

1. Прежде всего, это почитание гуру, религиозных учителей, и священных текстов. Первый после Нанака гуру Арджуна (1581-1606) составил священную книгу сикхов - "Адигрантх" ("грантх" означает "книга", "ади" – начало; т.е. "Изначальная Книга"). Ее называют также – "Гуругрантх", т.е. "Книга Учителя", или – "Грантхсахиб" (Книга-Господин"). Эта Книга является объектом почитания и изучения всех сикхов. Она канонизирована в ХУШ в. и в настоящее время является основным предметом культа в сикхских храмах.

2. Центральным храмом сикхов является т.н. " Золотой Храм ". Он расположен в священном городе сикховАмрисаре. В Храме хранится Книга Адигрантх, и проводятся регулярные богослужения на языке Пенджаба. При богослужениях в Храме исполняются гимны из Книги. Храм сикхов называется Гурудвар (т.е. храм Гуру). А все сикхи, как говорилось, - ученики гуру.

3. В основе религиозной организации сикхов лежит община (коммуна). В общине, коммуне, все члены равны между собой. Принцип коммунализма с особой тщательностью соблюдается всеми сикхами.

4. Все сикхи следуют особому кодексу поведения. Кодекс поведения сикхов выражается в требовании обязательного соблюдения правил, известных под названием " пять К": кеш, качха, кангха, кирпан и кара. Кеш – требование, запрещающее стричь волосы. Качха требование носить короткие шаровары. Кангха волосы под тюрбаном скреплять гребнем. Кирпан – всегда носить меч. Кара – носить на руке железный браслет. Все эти пять признаков и принципов - требований призваны отличать сикха от другого человека.

Кроме того, к имени каждого сикха-ученика добавляется также воинский титулсингх, т.е. "лев". Сикх должен уметь не только молиться и следовать наставлениям гуру, но и – защитить при случае свои идеалы и земли. Сикхи являются хорошими воинами, и их организация основана на дисциплине.

Какова эволюция сикхизма?

Как говорилось, сикхи вели длительную войну с Великими Моголами. После распада империи Великих Моголов (середина ХУШ в.) они провозгласили независимое государство Пенджаб (1765 г.). Сикхизм стал государственной религией государства Пенджаб на севере Индии. Государство было феодальным, основным занятием сикхов - земледелие.

Считалось, что настоящий сикх должен быть земледельцем, а его ладони – мозолистыми от труда на земле. Земледельческим трудом занималась вся коммуна сикхов, когда не надо было воевать. В коммуне был обычай – за трапезой после окончания работ передавать друг другу чашу с водой. Известно предание, что гуру Говинд (1675-1708) не принимал чашу из рук того сикха, у которого не было трудовых мозолей. Обряд же этот символичен: эта культовая традиция призвана была продемонстрировать равенство и трудолюбие.

В середине Х1Х в. (1849 г.) Пенджаб аннексировали англичане, и здесь началось развитие промышленности, капиталистических производственных отношений и буржуазного строя.

Современный сикхизм распространен, главным образом, в индийском штате Пенджаб. Всего сикхов в настоящее время примерно 14 млн., т.е. 2% населения Индии. Сикхизмтретья по величине религиозная конфессия Индии, после индуизма и мусульманства.

С начала ХХ в. (1926 г.) в Пенджабе существует политическая партия "Акали Дал" ("Орден Бессмертного"), которая строится по религиозной принадлежности. В ней преобладают идеи равенства сикхов, мусульман и индусов. Но с 1947 г., когда была провозглашена независимость Индии, влияние сикхов в Пенджабе усилилось. Началась миграция. Мусульмане стали переселяться в мусульманскую часть Пенджаба (ближе к Пакистану). Индусы и сикхи – в индийскую его часть.

С этого времени сикхи ведут активную национальную борьбу, развивается сикхский национализм. В Пенджабе живет 80% сикхов. Они ведут борьбу за отделение Пенджаба от Индии и за создание независимого государства сикхов – Халистан. В основе этой борьбы лежит идеология коммунализма.

Итак, особенностями религии сикхизма явилось единобожие, отрицание идолопоклонства, кастовости, равенство сикхов перед Богом, коммунализм в социальной жизни.

Таковы три основных религии индийского этноса: индуизм, джайнизм и сикхизм.

Все религиозные вероучения и культы, к которым добавились впоследствии также и мусульманство, и христианство, относительно мирно уживаются на территории Индии. Пожалуй, лучше всех это выразил Дж. Неру (1889-1964) – крупный общественный и государственный деятель Индии. Он писал так. В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдался восторг перед жизнью, природой, наслаждение своим существованием, развитие искусства, музыки, литературы, пения, танцев, живописи и театра… Немыслимо, продолжал Неру, чтобы все эти проявления энергичной и богатой жизни могли быть порождены культурой и мировоззрением, основанным на идее призрачности и никчемности мира[5].

Сегодня Индия многолика. Продолжается "открытие" Индии европейцами, среди которых развито увлечение индуизмом. Распространены вишнуизм и шиваизм, религия и практика йоги. Возможно это временное увлечение и дань моде. Однако причина такого увлечения ясна – психологизм, миролюбие, веротерпимость индийских религий.

Древние индийские религии и культы пронизывают все стороны индийской общественной жизни. На государственном флаге Индии изображено колесо с 24 спицами – символ движения, вечности. Официальное название республики Индии – Бхарат - происходит от названия древнеиндийского племени ариев. Предания о потомках Бхараты легло в основу индийского эпоса Махабхарата. Название территории бхаратов в древности распространялось на всю Индию. Отсюда и современное название Индии. На языке хинди Индия – это Бхарат. Так религия и жизнь, традиция и история в Индии слились и составили одно целое.

2.5. Духовные центры религий индийского этноса.

Религиозные центры индуизма – это объекты и места поклонения индусов разных направлений: индуизма, джайнизма, сикхизма.

1. Священные места, связанные с жизнью аватар, духовных учителей. Это могут быть священные города (например, Варанаси, Амрисар и др.).

2. Мощи ушедших духовных учителей. Например, места захоронений (самадхи) Шри Ауробиндо, Бхагавана Шри Раджнеша, Шри Рамакришны и др. (Надо заметить, что в Индии в некоторых случаях не кремируют тело умершего человека: умерших гуру, беременной женщины, ребенка).

3. Священные лингамы – символы бога Шивы. Таких центров на территории Индии 12.

4. Падука – священные сандалии духовного учителя – гуру. Наиболее известная падука Шри Нрисимха Сарасвати в Гангапури – городе на слиянии рек Кришна и Бхима.

5. Географические, священные места – священные горы, реки, побережье океана. Горы на юге Индии – Аруначара, Кайлаш – в Тибете; священные реки Ганг, Ямуна и др., побережье океана – Гангасалар и др.

6. Тиртхи – священные колодцы и озера. «Тиртха» имеет несколько значений. Это религиозный центр; священный водоем (колодец); святая вода, полученная в результате ритуала; один из 10 монашеских орденов, основанных в УП-1Х в.в. Ади Шанкарачарьей. Святость тиртхи связана с пребыванием и практиками святого лица или мудреца. Здесь люди совершают омовения, Чаще всего рядом с таким местом находятся десятки колодцев. Омовения совершаются в тиртхах на Ганге; рядом с храмами в г.Рамешварам и в других местах. В Рамешвараме паломники совершают ритуальные омовения в океане.

7. Священные статуи – статуи, специально сооруженные духовными учителями и связанные с какими-либо событиями духовной жизни.

8. Ныне живущие гуру. Поездка к нему – квинтэссенция паломничества. Огромное значение имеет даршан духовного учителя. Даршан (от санскритского слова дарш – видеть) может означать возможность видеть гуру, когда он находится в мауне (молчании). Существует 5 аспектов даршана: видеть гуру, говорить с ним, смотреть ему в глаза, дотрагиваться до его стоп, принять рукоположение учителя (когда гуру накладывает руки на голову ученика).

В каждом направлении индуизма – тысячи святых мест, которые находятся на территории современной Индии, Непала, Тибета. Их посещение чрезвычайно важно для всех индусов. Из них особое значение имеют 4 мокша-дхамы, т.е. святые места, дарующие освобождение. Почитаются также священные числа (фиксирующие количество раз обхода священных мест): 1, 3, 4, 6, 8, 9, 13, 16. 18, 21, 54, 108. 1008. Это религиозные символы. Например, 1 – символ божественного единства. 3 и 9 – числа Тримурти (триединства Брахмы, Вишну, Шивы). 5 – число Шивы. 13 – число богини Кали (ее гневных аспектов). 1008 – число чакр (энергетических центров) человека, главный из которых находится на макушке – месте пребывания бога Шивы.

Ашрамы – это разновидность паломнических центров, где учение дается самим гуру или его учениками. Они оказывают помощь во внутренней духовной работе людей. Ашрам может быть зданием, комплексом зданий, просто комнпатой или пещерой.

Виды ашрамов (духовных центров):

1.Ашрамы, связанные с изучением философии веданты. Это ашрамы учителей Свами Шивананды в Ришикеше и др. (Свами – это индусский святой, подвижник или монах).

2. Ашрамы, основанные выходцами с Запада. Из них – центр Ват Тхаи Ботх Гая Випассана ритритс в Бихаре. (Випассапа – это медитация, которой учил сам Будда)

3. Ее смысл - в развитии способности человека к наблюдению за физическими процессами в своем теле. Во время медитации человек сидит в позе лотоса, тело его неподвижно. Слово «ритрит» происходит от английского слова retreat и означает «семинар», «учебное заниятие по йоге, медитацию.

4. Ашрамы по изучению различных видов йоги (хатхи-йоги, бхакти-йоги, джьяны-йоги, карма-йоги, кудалини-йоги, крайя-йоги – специальных дыхательных упражнений).

5. Ашрамы учителей-аватар, т.е. учителей, пришедших в мир с определенной духовной миссией. В них проводятся многочисленные ритуалы по очищению людей, в том числе – хома, огненный ритуал.

6. Тантрические ашрамы, в которых проводятся секретные ритуалы, передающиеся от учителя к ученику. В тантрических практиках иногда присутствуют и половые отношения. Но их цель состоит в реализации божественного начала через слияние мужской и женской энергий. Сексуальный аспект здесь не главный. Такая практика осуществляется только при достижении независимости от желаний.

Интересно, что ашрамы, духовные центры, общества, движения в Индии могут быть не только индуистскими, но и джайнистскими, сикхскими, буддийскими или мусульманскими (суфийскими), а также и христианскими.

Так, одним из самых известных джайнистских центров Индии я\вляется Общество божественного знания в Бомбее.

Сикхским центром является расположенный в штате Пенджаб, в округе Амритсар, ашрам движения Радха Саоми, включающий более 1 млн. последователей.

Христианский ашрам Криста Према Сева Ашрам в штате Махараштра был основан англиканским священником и сейчас управляется небольшой группой англиканских и римско-католических монахинь. Конечно, здесь мы имеем дело с необычным христианством. Оно основано на индийском много вековом, культурном наследии. Монахини обращаются с молитвами к своему гуру – Иисусу Христу, а также к Будде, Мухаммеду и к традиционным индийским божествам. Песнопения исполняются на санскрите, хинди, маратхи. Наряду с чтением Ветхого и Нового Завета они читают отрывки из Бхагавад-Гиты, Упанишад и Махабхараты.

Одним из суфийских центров является Даргах Хазрат Инаят Кхан в Нью-Дели. Его основал Хазрат Инаят Кхан, впервые принесший суфизм на Запад в начале ХХ в.

Общей частью ашрамовских практик является медитация. Медитации практикуются в индуисстких, джайнистских, сикхских храмах и ашрамах.

Посещение индийских религиозно-духовных центров, паломничество и экскурсионный туризм к святым местам, способны оказать большую помощь человеку в его духовном знании и росте самосознания.[6]

 

Структурная схема.

1. Религиозные 2. Религиозный 3. Религиозные

Представления культ организации

 

1. Религиозные представления.

1. Представления основаны на Ведах.

2. Религиозные категории: сансара, карма, ахимса и др. Вера в перерождение и неверие в ад и рай.

3. Политеизм, элементы тотемизма и фетишизма. Пантеизм. Зарождение монотеизма (сикхизм). Синкретизм.

4. Религиозная мифология.

5. Сакрализация социальной дифференциации общества и кастовости.

6.Этико-религиозная система. Идея воздаяния (карма). Учение об объективном нравственном законе (дхарма). Идея ненасилия (ахимса). Религиозная терпимость.

7. Представление о мире как иллюзии. Идеалы аскезы и отрешенности.

8. Этапы религиозных представлений. Хараппский этап (автохтонная религия). Ведический период. Брахманский период.

П. Религиозный культ.

1. Индоарийские храмы, их архитектура, изваяния богов, героев, культовых животных. Почитание священных храмов в сикхизме и джайнизме.

2. Жречество в индуизме.

3. Культ богов, их аватар, священных животных, рек и т.п.

4. Почитание священных книг и священного растения (сомы).

5. Почитание священных предметов, элементы фетишизма.

6. Паломничество к храмам, священным городам и священным рекам.

7. Запрет занятий, несущих смерть живому организму (особенно в джайнизме).

8. Культовый кодекс поведения "Пять К" (сикхизм) и почитание "трех драгоценностей" (джайнизм).

9 Нравственные обеты (пять обетов в джайнизме).

10. Почитание основателей религий в джайнизме и сикхизме. Почитание гуру (религиозных учителей).

11. Молитвы, мантры, чтение священных текстов в храмах.

Ш. Религиозные организации.

1. Религиозные общины (ашрамы).

2. Коммунализм в джайнизме и сикхизме.

3. Социальная дифференциация в брахманизме.

4. Монастыри в джайнизме.

5. Культ сомы (психоделика) в индуистских храмах. Жреческая дифференциация и магизм.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)